Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка»





Скачать 50.49 Kb.
НазваниеСравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка»
Дата публикации10.07.2014
Размер50.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Представление педагогического опыта

на тему: «Использование приема сравнительной характеристики на уроках русского языка»

Бекчурина Лилия Хановна

Старо-Иштерякская ООШ

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: Сравнительная характеристика. Образ собаки в

произведениях И.С.Тургенева «Муму» и А.П.Чехова «Каштанка».

Цель урока: развитие устной и письменной речи;

прививать навыки сравнительной характеристики;

практиковать и закрепить навыки анализа заданного текста и решения грамматических заданий, тем самым готовить учащихся к сдаче экзаменов;

прививать любовь и трепетное отношение к животным, в частности собакам.

Оборудования: портреты И.С.Тургенева, А.П.Чехова; иллюстрации к данным произведениям, сделанные в пятом классе; на столах тексты из произведений; на экране план анализа текстов;

Ход урока

Эпиграф

Славный народ собаки.

А.П.Чехов
1. Орг. момент: два круглых стола – две команды, работающие в «мастерской» .
2.Вступительная беседа с классом: Что такое крепостное право? Какие произведения русской литературы, обличающие крепостное право вы знаете?

На экране: Рассказ «Муму» был написан в 1852 году.

Рассказ «Каштанка» был написан в 80-е годы.

Вопросы: а) Что можно сказать о времени написания этих рассказов? ( Образ Муму создан до отмены крепостного права, а образ Каштанки – после отмены. Муму – связана в положении, а Каштанка – свободная), б) Цель написания рассказов? (В «Муму» показана бесчеловечность помещиков - крепостников, рабское положение крестьян; в «Каштанке» - дрессировщик Вл. Дуров рассказал писателю случай со своей первой дрессированной собакой, которую звали Каштанка). в) Каково положение Каштанки? Муму? (Каштанка – свободна выбирать себе дорогу жизни, а судьба Муму зависит от бесчеловечного состояния страны – её верность и любовь к людям не в счёт).

3. Перед учащимися тексты с описанием собак.

I. «... Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз лаже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу оправилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё холила за ним, повиливая хвостом. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, - он назвал её Муму »( Словарь: Тщедушный - хилый, слабосильный).

II. «Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?

Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что её взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками». (Конножелезки -... двигающиеся с помощью лошадей).
4. Начертить таблицу.


План

Муму

Каштанка

  1. Как авторы называют собак? (Синонимы)



  1. Какие используются сравнения?




  1. Выпишите эпитеты.

Бедная собачонка, очень ладная собачонка, она, Муму.

С хвостом в виде трубы.

Бедной собачонке, собака слаба, тщедушна, некрасива, неусыпным попечениям, ладную собачонку, с длинными ушами, с пушистым хвостом, с большими выразительными глазами.

Молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой, она, Каштанка.
Похожая мордой на лисицу.
Молодая рыжая собака, озябшую лапу.

5. Прочитать тексты и сделать вывод, связав судьбы собак со временем написания рассказов.

«Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким - то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой, в последний раз посмотрел на неё... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...»

«Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке,

потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим людям.

Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи - то руки и лица, подвигалась всё выше и выше и, наконец, попала на галерку...

Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идёт за ними и радуется, что жизнь её не обрывалась ни на минуту.»
6. Нарисовать представившихся собак по группам:

1гр. Муму, 2гр. Каштанку (Играет музыка)

Прокомментировать особенности нарисованной вами собаки.

7. 3адание на дом: сочинение - описание «Моя собака»


План

Муму

Каштанка

Грамматические особенности (комментирование предложений и слов, используя правила грамматики).

  1. Какие имена числительные использовал автор?

  2. Найти составные сказуемые.

  3. Наречия с суффиксом о, у.

  4. Указать сравнительную и превосходную степени прилагательных.

  5. Перечислить употребленные в тексте личные местоимения.

  1. Назвать причастный и деепричастный обороты.

  2. Назвать наречия места и времени.

  3. Перечислите однородные члены предложения.

  4. Укажите предложение, в котором использовано возвратное местоимение.

  5. Почему «молодая рыжая» - не однородные и между ними нет запятой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconКонспект урока литературы ( 5 кл. ) «Славный народ собаки»
Конспект урока литературы для 5 – ого класса по рассказу А. П. Чехова «Каштанка» «Славный народ собаки»
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconЛюбви в произведениях тургенева
Произведения И. С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconЛюбви в произведениях тургенева
Произведения И. С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из многих произведений, прочитанных в школе, рассказ «Муму» И. С. Тургенева, бесспорно, остается в памяти каждого учащегося. Почему?...
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconТема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»
Повторение основных смысловых составляющих темы «Человек и животные в разных литературных жанрах»
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconФорма повествования и средства ее субъективация в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»
«Молодая, рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару»
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconРеферат по теме «Творческая история создания рассказа И. С. Тургенева «Муму»
Автор: ученица 5 класса моу «Каргасокская сош» Каргасокского района Томской области Брагина Светлана
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconРеферат по экономической географии на тему «Сравнительная характеристика...
«Сравнительная характеристика Центрального и Северо-Кавказского экономических районов»
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему...
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconЛюбви в произведениях И. С. Тургенева
Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования гимназия №41 имени Эриха Кестнера
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconРеферат по дисциплине “Международные экономические отношения” Тема:...
Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconУрок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель
Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconРеферат творческая история создания рассказа и. С. Тургенева «муму»
Идейность его рассказов, простота и изящество его языка, живость и яркость нарисованных им картин природы и глубокое чувство лиризма,...
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconУрок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви»,...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconОсновные вехи мировой философской мысли
Произведения: «Гроза» А. Н. Островского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Сказки» М....
Сравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С. Тургенева «Муму» иА. П. Чехова «Каштанка» iconТема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск