Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 38.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер38.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: Трагическая развязка рассказа И. С. Тургенева « Муму» и её смысл.

Цель урока: раскрыть смысл трагической развязки рассказа И. С. Тургенева «Муму»

Задачи:

Образовательные:

-формирование внимательного отношения к авторскому слову

Развивающие:

-способствовать развитию аналитического мышления

Воспитательные:

- на примере литературного героя воспитывать чувство собственного достоинства

Форма урока: урок-размышление

Вид урока: проблемное изложение

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ход урока:

I. Мотивация.

Из многих произведений, прочитанных в школе, рассказ «Муму» И. С. Тургенева, бесспорно, остается в памяти каждого учащегося. Почему? Может быть, потому, что запоминается трогательная история Герасима и Муму, или потому, что в поведении главного героя остается что-то непонятным?

-Всё ли в поведении Герасима понятно вам? На какие вопросы хотели бы получить ответы?

( Почему Герасим сам утопил Муму?

Герасим был крепостной. Почему же после гибели собаки он ушел в деревню?

Почему Тургенев, создавая художественный текст, изменил развязку истории крепостного Андрея, принадлежавшего матери писателя?)

II.Анализ содержания учебного материала.

Чтобы понять смысл трагической развязки этого рассказа, обратимся ещё раз к авторскому тексту и найдем ответы на поставленные вами проблемные вопросы.

-Что отличает героя рассказа от других дворовых? Герасим – единственный крепостной, кто сохранил свою искренность, кто не умеет притворяться. Странное для окружающих качество вызывает скрытое раздражение, ведущее к противостоянию. История с Муму ускорила этот процесс.

-Как проявляет себя в наступившем противостоянии наш богатырь? Вспомним ту ночь, когда бледный Герасим в своей каморке сжимал пасть Муму, пытаясь скрыть её присутствие. Перечитайте эпизод

- Отчего Герасим лежал весь бледный? О чём мог думать немой крепостной, зная, что остальная дворня безропотно выполняет все капризы своей барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от злодеев, которые окружают его со всех сторон. Выхода нет)

-Почему же Герасим решил сам выполнить приказ барыни?

( (Единственное, что он мог сделать – спасти собаку от жестокости бесчувственных лакеев). Утром он дает понять собравшейся толпе о своем решении выполнить приказ барыни. Значит, противостояние закончилось ,и Герасим присоединился к тем, чьи поступки определяются покорным : «Слушаю-с»? Так ли это?

Прочитаем эпизод «Герасим перед собравшейся толпой».

-Что нового мы узнаем о герое? Какое слово использует автор для его характеристики ?

(Великан)

Автор называет Герасима не только богатырем, но и великаном. Зачем Тургенев использует это слово? Не заставляет ли нас ещё раз взглянуть на окружающих героя людей?

(Писатель назвал их людишками)

Людишки – слабосильные, ленивые, низкие.

Слово «низкие» имеет два значения:

  1. низкий – малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли;

  2. низкий – подлый, бесчестный.

-Как вы охарактеризуете поведение дворовых людишек?

- Что подчеркивает реплика Степана: « Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда. Да».

( Особое положение Герасима. Он возвышается над остальными, благодаря своей честности)

Итак, Герасим сам выполняет приказ барыни, чтобы избавить Муму от жестокости дворни ,выбрав , наверное, наименее мучительный способ.

Обратимся к страницам, описывающим, как это приказание было выполнено, чтобы прочувствовать душевное состояние героя.

-О чем говорит его болезненное озлобление на лице?

( Болезненное озлобление на лице говорит о том, с каким нечеловеческим усилием подчиняет себя он данному обещанию. Герасиму страшно открыть глаза после того, что он сделал.)

-Что понял Герасим ? О чем мог рассуждать после этой трагедии?

( «Как я, такой большой и сильный, мог убить беззащитное существо? Неужели я тоже стал тем, кто на всё отвечает: «Слушаю-с»? Но ведь я добрый человек, никогда не был злодеем и не желаю им быть. Мне не позволили быть с Татьяной, запретили держать Муму, значит ,и чувства мои должны принадлежать барыне?)

Самые страшные минуты его жизни неразрывно слились с картинами, от которых не могло не защемить его сердце. Читаем «Вот уже Москва…»

Может быть, лишившись Муму, Герасим в отчаянном горе ощутил не только острую тоску одиночества, но и понял, что спасет его только мир, жестоко отнятый у него барыней; мир, готовый всегда согреть лучами солнца, одарить лаской ветерка и запахом поспевающей ржи.

- Разве человек, являющийся частью этого мира, может быть чьей-то собственностью?

-Как ответил бы на этот вопрос глухонемой Герасим?

(Не может)

-Какое решение принял для себя крепостной дворник?

( Он не станет больше служить барыне и уйдет из города).

Читаем эпизод «Герасим спешит домой».

III. Итог урока:

- Почему Тургенев, создавая художественный текст, изменил развязку истории крепостного Андрея, принадлежавшего матери писателя?

(Автор таким образом показал свое отношение к крепостному праву. Герасим своим уходом в деревню попытался отстоять чувство собственного достоинства и выступил против признанного порядка).

IV .Домашнее задание:

на выбор:

-напишите мини-сочинение от первого лица « О чём думает Герасим после смерти Муму?»;

- ответьте на вопрос: Почему, уйдя в деревню, Герасим не завел собаку?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск