Скачать 283.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ «УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры философии и социологии полковник полиции Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г. Дисциплина: Религиоведение Специальность: 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности Методические рекомендации по изучению дисциплины и отдельных тем слушателями заочной формы обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовавшийся в последнее время в России идеологический вакуум способствовал возрождению традиционных для нашей страны конфессий и появлению новых псевдорелигиозных течений. Некоторые из этих псевдорелигиозных образований направлены на подрыв устоев нашего государства. Современный специалист органов внутренних дел должен эффективно работать в изменившемся духовном и социальном пространстве. Целью преподавания дисциплины является освоение слушателями важнейших понятий философии религии и основных вопросов истории религии, выработка умений и навыков использования этих знаний в профессиональной сфере. Основные задачи дисциплины: формирование у обучаемых представлений о месте и роли религий в культуре, взаимоотношениях государства и церкви, религиозно-философских доктринах, особенностях религиозного сознания, подготовка к эффективному взаимодействию с представителями различных конфессий в служебной деятельности. В результате изучения дисциплины Религиоведение, обучаемые должны иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навыки, владеть:
Изучение дисциплины Религиоведение предполагает связь с другими дисциплинами, изучаемыми в университете, такими как: история, философия, политология, социология, культурология и др. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ Заочная форма обучения
УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ Тема №1. Происхождение и сущность религии. Теоретические основы религиоведения. Семинарское занятие. Цели занятия:
План семинара:
Организация работы по подготовке к семинару:
Распределение учебного времени:
Порядок проведения семинара (методические указания для преподавателя) 1. Вступительная часть занятия Во вступительном слове:
2. Обсуждение учебных вопросов По первому вопросу семинара:
- исторические предпосылки возникновения религиоведения как науки; - проблема изучения понятия религиоведения; - сущностные характеристики религиоведения;
По второму вопросу семинара:
- развитие представлений о религиоведении; - теории происхождения религиоведения; - различия между религиозным и нерелигиозным подходом к изучению религии. По третьему вопросу семинара:
- основные функции религий; - рассмотреть соотношение регулятивной функций. Методические рекомендации для курсантов и слушателей. Слово «религия» происходит от латин. religio — благочестие, святыня, предмет культа. В европейской культуре оно распространяется, начиная приблизительно с XVI в. До этого слово «религия» иногда встречалось в книжном языке без постоянного значения, а вместо него употреблялись синонимы «вера», «верование», «набожность». Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-кулътовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного. Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию. Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера — особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований. Говоря о вере, нужно заметить, что вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры — это твердое убеждение человека или людей в существовании сверхъестественного, тогда как нерелигиозная вера (например, вера в существование внеземных форм жизни и т. п.) этого признака лишена. Вероучение — систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, которые не подлежат критике. Культ — система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богом. Наиболее известна среди обрядов религиозного культа (крестное знамение, поклон, окропление святой водой, жертвоприношение, зажигание свечей и др.) молитва — индивидуальное или коллективное словесное обращение верующего к предмету своей веры. Религиозная организация — оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа. В своем развитии религиозная организация прошла несколько этапов. Религиозная группа — сравнительно небольшой коллектив людей, совместно отправляющих религиозные обряды. Религиозная община — религиозная организация, признаками которой являются:
Деноминация (латин. denominatio — наделение специальным именем) — религиозное объединение, находящееся в стадии организационного оформления. Этот термин используется также как синоним слов вероисповедание, конфессия, означающие принадлежность к определенной религии. Церковь — централизованное, иерархическое объединение священнослужителей (клира) и простых верующих (мирян), которое постоянно воссоздает и координирует обрядово-культовую сторону религии. Она является высшей формой религиозной организации. Секта — религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое откололось от более крупной организации и характеризуется замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность исповедуемых ее приверженцами взглядов. Основные теории происхождения религии. Относительно проблемы сущности и происхождения религии существуют два основных подхода: религиозный (богословский) и светский (религиоведческий). Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир, имеет начало и конец), природу, человека. Господь воздействует особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это воздействие, общаться с Богом. Приводятся и доказательства бытия Бога.
2) Космологическое доказательство, намеченное великими античными мудрецами Платоном и Аристотелем и окончательно сформулированное величайшим богословом западноевропейского Средневековья Фомой Аквинским (1225/1226 — 1274), требует для такого сложного мира, как наш, первопричины, первоначального импульса всякого начала или движения, который сам должен быть беспричинным, безусловным. Это доказательство развивали знаменитые философы-рационалисты Нового времени Г. Лейбниц и X. Вольф. Его оспаривают, утверждая, что мир не требует перводвигателя, поскольку материя сама обладает движением как своим свойством. 3) Телеологическое доказательство утверждает наличие в мире целесообразности, порожденной Богом: «Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности... Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом». 4) Моральное доказательство утверждает наличие абсолютного и вечного морального закона, как проявления божественного начала в мире. Выдвинуто оно знаменитым немецким философом И. Кантом. Почему «категорический императив», совесть, так властно руководит человеком? Потому что есть Бог, ибо «высшего блага, которое моральный закон обязывает нас полагать предметом наших стремлений, мы можем ожидать только от морально совершенной (святой и благой) и вместе с тем всемогущей воли». 5) Историческое доказательство — древнее, поскольку на факт всеобщности веры в Бога (богов) указывали еще античные авторы (например, Цицерон), но часто используется и поныне: «История не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящему неверующими. Идеологические мифы, которые принимаются ими на веру, — это, по существу, перелицованная религия». Это доказательство не носит строго логического характера, просто трудно себе представить, чтобы заблуждение было настолько массовым и давним. 6) Психологическое доказательство — современное. Наличие у человека религиозного чувства должно вызываться внешней причиной, которая и есть Бог. Это доказательство понятно только верующим, поэтому его ценность также относительна. |
Л. В. Карнаушенко «01»декабря 2012 г. Дисциплина: «Профессиональная этика» Приложение. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 81 | Протокол №1 от Приказ №64-о от 6 сентября 2012 г. 18 сентября 2012... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Принята на педсовете 13 сентября 2012 года Утверждаю "13 сентября... Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область | Реферат по проблемам тгп выбирается в деканате остальные контрольные... Начало сессии – 17 сентября 2012 года. Оплата обучения и сдача письменных работ – 10 сентября 2012г | ||
Выписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной... Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года | Анализ работы по фгос второго поколения учителя начальных классов... С 1 сентября 2011-2012 учебного года мы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует... | ||
Высшего профессионального образования Тфомс, их филиалов и главных бухгалтеров лпу. Учебное мероприятие будет проходить с 5 по 17 сентября 2011 г., (заочная часть – с... | И. Н. Шумилова З. А. Атаханова 03 сентября 2012 года Приказ №245 от 03. 09. 2012 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской... | ||
Постановление От 20 сентября 2012 г. N 951 Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 846 "Об увековечении памяти А. А. Вознесенского" Правительство... | Н. В. Копцева «01» сентября 2012 г. Согласовано с профсоюзным комитетом... И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили… | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный год начинается 1 сентября 2011 года, заканчивается в 9 классе 25 мая 2012 года, в остальных 31 мая 2012 года | Информационная справка по дисциплине «история психологии» для студентов... Сроки изучения дисциплины: с 3 сентября 2012 года по 6 июля 2013 года (III – IV семестры) | ||
О проведении 1 сентября 2012 года Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования | Постановление От 28 сентября 2012 г. N 286-п об одобрении стратегии... О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного... | ||
Г. Ханты-Мансийск «08» октября 2012 г «Стороны», по результатам открытого аукциона в электронной форме №1017эа/12, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие... | 1 сентября 2010 года Традиционно 1 сентября в моу «Заплавинская сош» на торжественной линейке был открыт новый учебный год |