Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г





Скачать 283.07 Kb.
НазваниеЛ. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер283.07 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры философии и социологии полковник полиции

Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г.
Дисциплина: Религиоведение

Специальность: 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности
Методические рекомендации по изучению дисциплины и отдельных тем слушателями заочной формы обучения


Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 2

От «17» сентября 2012 г.

Подготовил: старший

преподаватель кафедры

философии и социологии

полковник полиции

Рябченко Е. В.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовавшийся в последнее время в России идеологический вакуум способствовал возрождению традиционных для нашей страны конфессий и появлению новых псевдорелигиозных течений. Некоторые из этих псевдорелигиозных образований направлены на подрыв устоев нашего государства. Современный специалист органов внутренних дел должен эффективно работать в изменившемся духовном и социальном пространстве.

Целью преподавания дисциплины является освоение слушателями важнейших понятий философии религии и основных вопросов истории религии, выработка умений и навыков использования этих знаний в профессиональной сфере.

Основные задачи дисциплины: формирование у обучаемых представлений о месте и роли религий в культуре, взаимоотношениях государства и церкви, религиозно-философских доктринах, особенностях религиозного сознания, подготовка к эффективному взаимодействию с представителями различных конфессий в служебной деятельности.

В результате изучения дисциплины Религиоведение, обучаемые должны иметь представление:

  • об истории возникновения и распространения на территории России мировых религий;

  • о религиозных (конфессиональных) и нерелигиозных (неконфессиональных) учениях о религии;

  • о различных теориях, направлениях, происхождения религии, эволюции религии в период перехода к классовому обществу;

  • о генезисе и специфике национальных религий и т.д.

знать:

  • закономерности возникновения, функционирования и развития религии, как науки;

  • теорию, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями жизни общества;

  • особенности вероучения, религию сознания, культа и организации мировых, национальных и нетрадиционных религий, распространенных в современной России, правовые нормы регулирующие их деятельность.

уметь:

  • самостоятельно анализировать проблемы влияния религии на жизнь человека;

  • давать правовую оценку действиям граждан и организаций, связанных с религиозной деятельностью;

  • анализировать различные типы мировоззрений в свете бытия человека, его сущности и существования;

иметь навыки, владеть:

  • специалиста, владеющего религиоведческой терминологией, умеющего правильно применить полученные знания в области истории религии;

  • уметь самостоятельно определить свое отношения к принципам религиозного мировоззрения и свободомыслия;

Изучение дисциплины Религиоведение предполагает связь с другими дисциплинами, изучаемыми в университете, такими как: история, философия, политология, социология, культурология и др.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Заочная форма обучения




п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО


ЧАСЫ


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

АУДИТОРНЫЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

ЛЕКЦИЙ

СЕМИНАРСКИХ

ПРАКТИЧЕСКИХ

КОНТРОЛЬНАЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Происхождение и сущность религии. Теоретические основы религиоведения.

28

4

24

2

2







2

Веротерпимость и свобода совести в российском обществе, право и государство

34

4

30

2

2










Подготовка к зачету

4




4
















Зачет

6




6













ИТОГО

72

8

64

4

4








УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема №1. Происхождение и сущность религии. Теоретические основы религиоведения.

Семинарское занятие.
Цели занятия:


  • дидактическая: закрепление и углубление теоретических знаний о предмете, объекте и методологии религиоведческой науки;

  • методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;

  • воспитательная: убеждение курсантов в практической значимости умения анализировать информацию и принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.


План семинара:


  1. Сущностные характеристики религиоведения.

  2. Структура религии.

  3. Проблемы современного религиоведения и функции.


Организация работы по подготовке к семинару:


  • ознакомление с вопросами семинара, материалами лекции и рекомендованной литературой;

  • разъяснение курсантам методики самостоятельной работы;

  • проведение консультаций.


Распределение учебного времени:


1. Вступительная часть занятия

5 мин.

2. Обсуждение учебных вопросов:

первый вопрос

второй вопрос

третий вопрос


25 мин.

30 мин.

25 мин.

Заключительная часть занятия

5 мин.


Порядок проведения семинара

(методические указания для преподавателя)
1. Вступительная часть занятия

Во вступительном слове:

  • высказать мысль о практической значимости религиоведения как науки и ее научных основах;

  • ориентировать курсантов на изучение предмета религиоведения;

  • напомнить обсуждаемые вопросы и порядок их рассмотрения.


2. Обсуждение учебных вопросов
По первому вопросу семинара:

  • опросив двух курсантов, рассмотреть:

- исторические предпосылки возникновения религиоведения как науки;

- проблема изучения понятия религиоведения;

- сущностные характеристики религиоведения;

  • при необходимости, с участием курсантов дополнить ответы, раскрывая сущность предмета религиоведения.


По второму вопросу семинара:

  • опросив двух – трех курсантов, последовательно обсудить:

- развитие представлений о религиоведении;

- теории происхождения религиоведения;

- различия между религиозным и нерелигиозным подходом к изучению религии.

По третьему вопросу семинара:

  • опросив одного – двух курсантов, рассмотреть:

- основные функции религий;

- рассмотреть соотношение регулятивной функций.
Методические рекомендации для курсантов и слушателей.
Слово «религия» происходит от латин. religio — благочестие, свя­тыня, предмет культа. В европейской культуре оно распространяется, начиная приблизительно с XVI в. До этого слово «религия» иног­да встречалось в книжном языке без постоянного значения, а вместо него употреблялись синонимы «вера», «верование», «набожность».

Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокуп­ность обрядово-кулътовых действий, а также объединение верую­щих людей в определенную организацию, которые вытекают из убеж­денности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.

Как видно из определения, религия содержит в себе четыре ос­новные части: веру, вероучение, культ и организацию.

Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера — особое психическое состояние полного признания и принятия како­го-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснова­ний.

Говоря о вере, нужно заметить, что вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры — это твердое убеждение человека или людей в существовании сверхъестественно­го, тогда как нерелигиозная вера (например, вера в существование внеземных форм жизни и т. п.) этого признака лишена.

Вероучение — систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, ко­торые не подлежат критике.

Культ — система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обря­дов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богом. Наиболее известна среди обрядов религиозного культа (кре­стное знамение, поклон, окропление святой водой, жертвоприноше­ние, зажигание свечей и др.) молитва — индивидуальное или кол­лективное словесное обращение верующего к предмету своей веры.

Религиозная организация — оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа. В своем развитии религиозная организация прошла несколько этапов.

Религиозная группа сравнительно небольшой коллектив лю­дей, совместно отправляющих религиозные обряды.

Религиозная община — религиозная организация, признаками которой являются:

  • добровольное контролируемое членство;

  • высокая степень регулярности культа;

  • отсутствие централизованного руководства при наличии среди ве­рующих лиц, наделенных функциями священнослужителей.

Деноминация (латин. denominatio — наделение специальным именем) — религиозное объединение, находящееся в стадии органи­зационного оформления. Этот термин используется также как сино­ним слов вероисповедание, конфессия, означающие принадлежность к определенной религии.

Церковь централизованное, иерархическое объединение священ­нослужителей (клира) и простых верующих (мирян), которое посто­янно воссоздает и координирует обрядово-культовую сторону рели­гии. Она является высшей формой религиозной организации.

Секта — религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое откололось от более крупной организации и ха­рактеризуется замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность исповедуемых ее приверженцами взглядов.

Основные теории происхождения религии.

Относительно проблемы сущности и происхождения рели­гии существуют два основных подхода: религиозный (богословский) и светский (религиоведческий).

Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в че­ловеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир, имеет начало и конец), приро­ду, человека. Господь воздействует особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это воз­действие, общаться с Богом. Приводятся и доказательства бытия Бога.

  1. Онтологическое доказательство, было сформулировано блаж. Августином (V в.) и теологом Ансельмом Кентерберийским (XI в.). Оно состоит в том, что, поскольку мы можем представить себе совер­шенное существо, оно должно быть, так как в противном случае мы не могли бы его представить.

2) Космологическое доказательство, намеченное великими антич­ными мудрецами Платоном и Аристотелем и окончательно сформу­лированное величайшим богословом западноевропейского Средневе­ковья Фомой Аквинским (1225/1226 — 1274), требует для такого сложного мира, как наш, первопричины, первоначального импульса всякого начала или движения, который сам должен быть беспричин­ным, безусловным. Это доказательство развивали знаменитые фило­софы-рационалисты Нового времени Г. Лейбниц и X. Вольф. Его ос­паривают, утверждая, что мир не требует перводвигателя, поскольку материя сама обладает движением как своим свойством.

3) Телеологическое доказательство утверждает наличие в мире целесообразности, порожденной Богом: «Мы убеждаемся, что пред­меты, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности... Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, пола­гающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы имену­ем Богом».

4) Моральное доказательство утверждает наличие абсолютного и вечного морального закона, как проявления божественного начала в мире. Выдвинуто оно знаменитым немецким философом И. Кан­том. Почему «категорический императив», совесть, так властно ру­ководит человеком? Потому что есть Бог, ибо «высшего блага, кото­рое моральный закон обязывает нас полагать предметом наших стремлений, мы можем ожидать только от морально совершенной (святой и благой) и вместе с тем всемогущей воли».

5) Историческое доказательство — древнее, поскольку на факт всеобщности веры в Бога (богов) указывали еще античные авторы (например, Цицерон), но часто используется и поныне: «История не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящему неверующи­ми. Идеологические мифы, которые принимаются ими на веру, — это, по существу, перелицованная религия». Это доказательство не носит строго логического характера, просто трудно себе представить, чтобы заблуждение было настолько массовым и давним.

6) Психологическое доказательство — современное. Наличие у че­ловека религиозного чувства должно вызываться внешней причиной, которая и есть Бог. Это доказательство понятно только верующим, поэтому его ценность также относительна.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconЛ. В. Карнаушенко «01»декабря 2012 г. Дисциплина: «Профессиональная этика»
Приложение. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 81
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconПротокол №1 от Приказ №64-о от 6 сентября 2012 г. 18 сентября 2012...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconПринята на педсовете 13 сентября 2012 года Утверждаю "13 сентября...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconРеферат по проблемам тгп выбирается в деканате остальные контрольные...
Начало сессии – 17 сентября 2012 года. Оплата обучения и сдача письменных работ – 10 сентября 2012г
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconВыписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной...
Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconАнализ работы по фгос второго поколения учителя начальных классов...
С 1 сентября 2011-2012 учебного года мы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует...
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconВысшего профессионального образования
Тфомс, их филиалов и главных бухгалтеров лпу. Учебное мероприятие будет проходить с 5 по 17 сентября 2011 г., (заочная часть – с...
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconИ. Н. Шумилова З. А. Атаханова 03 сентября 2012 года Приказ №245 от 03. 09. 2012 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской...
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconПостановление От 20 сентября 2012 г. N 951
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 846 "Об увековечении памяти А. А. Вознесенского" Правительство...
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconН. В. Копцева «01» сентября 2012 г. Согласовано с профсоюзным комитетом...
И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили…
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный год начинается 1 сентября 2011 года, заканчивается в 9 классе 25 мая 2012 года, в остальных 31 мая 2012 года
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconИнформационная справка по дисциплине «история психологии» для студентов...
Сроки изучения дисциплины: с 3 сентября 2012 года по 6 июля 2013 года (III – IV семестры)
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconО проведении 1 сентября 2012 года
Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconПостановление От 28 сентября 2012 г. N 286-п об одобрении стратегии...
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного...
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г iconГ. Ханты-Мансийск «08» октября 2012 г
«Стороны», по результатам открытого аукциона в электронной форме №1017эа/12, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие...
Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г icon1 сентября 2010 года
Традиционно 1 сентября в моу «Заплавинская сош» на торжественной линейке был открыт новый учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск