Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/7
Дата публикации04.03.2015
Размер1.47 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В.2.2

«ЭСТЕТИКА»

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по педагогическим специальностям


Утверждено на заседании кафедры

философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 1 от 01.09.2008 г.)

Зав.кафедрой _______________В.Н.Самородов

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эстетика»

РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор-составитель программы:

О.П.Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.
1.2. Рецензенты программы:

В.Ю.Перов, кандидат философских наук, доцент, зав.кафедрой этики и эстетики философского факультета СПбГУ;

В.П.Сапрыкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы МГПУ.
1.3. Пояснительная записка:

Курс лекций и семинарских занятий по социологии культуры является базовым и предназначен для студентов 5 курса факультета культуры и искусства, обучающихся по специальности 032800 «Культурология».

Главной целью курса эстетики является получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере преподавания эстетики в школах и средних специальных учебных заведениях, формирование базовых понятий «прекрасное», «искусство», «эстетическое воспитание», «эстетические ценности» и т.д.

Задачами эстетики как учебной дисциплины является активизация познавательной пмостоятельности студентов, приобретение ими целостных знаний по теории отечественной и зарубежной эстетики, формирование целостного представления об эстетических ценностях, их роли в творческой реализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусства, понимание роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности.

Курс тесно связан с такими дисциплинами, читаемыми на курсе, как «История искусств», «Теория культуры», а также другими дисциплинами гуманитарного плана.

Студенты должны знать: каковы основные эстетические категории и ценности, их роль в творческой реализации человека и повседневной его жизни, иметь представление об основных видах искусства, понимать место и роль искусства в человеческой жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности. Они должны хорошо разбираться в основных эстетических категориях и понятиях, а также знать основные этапы развития эстетической мысли, наиболее значимые эстетические теории (Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Чернышевского, Бердяева, Бергсона, Деррида и др.). Студенты должны знать основные виды искусства, художественные направления, школы, стили в искусстве прошлого и современности, а также понимать, в чем заключается специфика художественного творчества, какова структура эстетического сознания, как формируется эстетическая культура личности.

Студенты должны уметь: Хорошо ориентироваться в основных художественных стилях, школах, направлениях искусства прошлого и настоящего, соотносить историю эстетической мысли с художественной практикой, а также применять свои знания в предстоящей педагогической деятельности для формирования эстетического вкуса учащихся.

При разработке данного курса были учтены требования Государственного образовательного стандарта.

При составлении программы использовались:

1. Киященко Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы. – М., 2002.

2. Эстетика: словарь. (http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011803/1011803a1.htm).

3. Кривцун О. Эстетика. Уч.пособие. (http://www.deol.ru/users/krivtsun/aesthetics.htm).

1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология культуры» и общее количество часов в соответствии с ГОС ВПО специальности 032800 «Культурология»:

ДПП.Ф.02

Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика и этика. Система эстетических категорий и понятий. Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства. Форма и содержание в искусстве. Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования.

144


1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы:


№№

п/п


Шифр и наименование пецииальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

1

050501 Профессиональное обучение (дизайн)

3

5

80

8

4

4




72

зачет


1.6.Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Специальность 050501 – Профессиональное обучение (дизайн):


№№

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и философия. Эстетика и этика. Система эстетических понятий и категорий.

1

0,5

0,5




5

2.

Основные этапы развития эстетической мысли

0,5

0,5







5

2.1.

Эстетика античности

0,5

0,5







5

2.2.

Эстетика Византии и древнерусская эстетика

0,5




0,5




5

2.3.

Эстетика западноевропейского средневековья













5

2.4.

Эстетика итальянского Возрождения. Северное Возрождение

0,5

0,5







5

2.5.

Эстетика Нового времени

0,5




0,5




5

2.6.

Немецкая классическая эстетика













5

2.7.

Иррационалистическая эстетика 19 века

1

0,5

0,5




5

2.8.

Русская эстетическая мысль













5

2.9.

Проблемное поле эстетики 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века

1

0,5

0,5




5

3.

Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства

0,5




0,5




5

4.

Форма и содержание в искусстве

1

0,5

0,5




4

5.

Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования

0,5

0,5

0,5


0,5




4

6.

Эстетическая культура современного общества













4




ВСЕГО

8

4

4




72



1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и философия. Эстетика и этика. Система эстетических категорий.

Термин «эстетика». Формулировка предмета эстетики (А.Г.Баумгартен). Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности. Специфика искусства как предмета эстетики. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Соотношение эстетики и этики. Основные разделы эстетики: история эстетики (основные этапы истории эстетики), теория эстетики, художественное творчество, эстетическая культура современного общества.

Система эстетических понятий и категорий.
Тема 2. Основные этапы развития эстетической мысли.

Эстетика античности. Периодизация античной эстетики. Особенности развития античной культуры и их влияние на формирование эстетической проблематики: греческая колонизация, характеристика аполлоновского и дионисийского начал в древнегреческой культуре (Ф.Ницше). Особенности развития искусства Древней Греции (изобразительные виды искусств, литература). Основные понятия древнегреческой эстетики: техне, мимесис, катарсис, прекрасное, гармония, трагическое. Проблема морфологии искусств в античной эстетике. Эстетика ранней классики (космологическая эстетика), пифагорейская эстетика. Эстетика средней классики (антропологическая эстетика), софисты, Сократ. Эстетика высокой классики (эйдологическая эстетика), Платон, Аристотель. Особенности эллинистической эстетики. Философия как решающий фактор, повлиявший на формирование античной эстетической проблематики.

Эстетика Византии и древнерусская эстетика. Особенности развития византийской культуры и их влияние на эстетическую проблематику этой эпохи. Происхождение Византии. Основные принципы византинизма. Персоналии. Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионийсий Ареопагит), Григорий Назианзин, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн ДамаскинСимеон Новый Богослов, Григорий Палама. Особая роль эстетической сферы в культуре Византии. Богословие как доминирующий фактор воздействия на формирование эстетики в византийскую эпоху. Основные понятия византийской эстетики и их взаимосвязь: прекрасное, свет, цвет, символ, образ. Теория изобразительного образа – иконы. Проблема морфологии искусств в византийской эстетике: различия искусства слова (Евангелие) и живописных образов (иконопись).

Эстетика западноевропейского средневековья. Теологичность западно-европейской эстетики. Основные персоналии. Аврелий Августин, Фома Аквинский. Романский стиль как первый общеевропейский художественный стиль. Происхождение термина «романский». Архитектура как доминирующий вид искусства. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в рамках романского стиля. Готический стиль. История термина «готический». Готика как выражение религиозного сознания эпохи. Архитектура как доминирующий вид искусства. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в системе изобразительных искусств в рамках готического стиля. Богословие как решающий фактор формирования эстетики средневековья.

Эстетика итальянского Возрождения. Периодизация. История термина «Возрождение». Персоналии. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Лоренцо Валла, Пико Делла Мирандола, Марсилио Фичино, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Джорджо Вазари. Особенности культуры Возрождения и их влияние на формирование эстетической проблематики: самоутверждение человека как одна из ведущих тенденций в культуре итальянского Возрождения; античность как мировоззренческая опора культуры Возрождения; трагизм культуры Возрождения; элитарный характер культуры Возрождения. Особенности эстетики Возрождения: роль искусства в формировании эстетической проблематики; высокая социальная ценность искусства; искусство как наиболее совершенный способ постижения мира; интерес к теории искусства; логическая организация пространства; отношение искусства к действительности; проблема общего и единичного в художественном образе; способ художественного обобщения в эстетике Возрождения.

Северное Возрождение. Термин «Северное Возрождение». Особенности культуры северного Возрождения. Источники идей северного Возрождения: готика, религиозное обновление, влияние итальянского Возрождения. Реформация и северное Возрождение. Особенности эстетики северного Возрождения, тесная связь её идей с художественной практикой. Диалектика понятий прекрасного и безобразного в эстетике северного Возрождения. Экспрессивность искусства северного Возрождения. Особенности организации художественного пространства в изобразительном искусстве северного Возрождения. Художники Северного Возрождения: Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер. Иеронимус Босх.

Эстетика Нового времени.

Эстетика барокко. Причины появления направления «барокко». Теоретики барокко. Джамбаттиста Марино, Маттео Перегрини, Эммануэле Тезауро. Основные принципы барокко: особая роль остроумия; особая роль гениальности, связь её с остроумием; ориентация художественного сознания на внутреннюю противоречивость бытия; субъективный характер прекрасного. Основные черты искусства барокко. Художники барокко: Лоренцо Бернини, Борромини.

Эстетика классицизма. История термина «классицизм». Истоки классицизма: влияние Возрождения, влияние картезианства, влияние античности. Основные принципы классицизма. Трактат Н.Буало «Поэтическое искусство». Искусство классицизма. Художники: Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жан Луи Давид.

Эстетика романтизма. Термин «романтизм». Романтизм как широкое движение, охватившее многие сферы культурной и социальной жизни. Романтизм как мироощущение, особый способ отношения к миру. Основные причины появления движения романтизма: социально-исторические и культурно-художественные. Основные черты эстетики романтизма: индивидуализм, особая роль художника, особая роль гения (Жан-Поль), теория романтической иронии (Ф.Шлегель). Художники романтизма: Теодор Жерико, Эжен Делакруа (Франция), Фридрих Гаспар (Германия).

Немецкая классическая эстетика. Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости в эстетике Канта. Теория искусства и эстетического воспитания Шиллера. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга. Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.

Иррационалистическая эстетика 19 века. Интенсификация темпов эволюции европейской культуры. Дискредитация классических представлений об искусстве. Бальзак, Стендаль, Флобер о новом статусе художественного творчества. Теории искусства Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора.

Русская эстетическая мысль. Эстетические взгляды Чернышевского. Бердяев о свободе и творчестве. Бахтин, «серебряный век». Символисты о природе художественного творчества.

Проблемное поле эстетики 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века. Принципы дифференциации эстетических теорий XX века. А.Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии. Искусство как поиск "нашего основания быть" в эстетике А.Мальро. Культурологические основания экзистенциальной эстетики Ж.-П.Сартра и А.Камю: общее и особенное. Методология структурализма как воплощение идеи бескорыстной научности. Способы выявления инвариантов в микро- и макроструктуре художественного текста. Метафорическая эссеистика постструктурализма как метод обнаружения "остаточных смыслов" произведения искусства. Ж.Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Дискуссии о качестве образного строя искусства и критика катартической природы художественного творчества. Антиутопичность постмодернизма. Ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск