Скачать 5.95 Mb.
|
Под редакцией А. А. Радугина ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ Gaudeamus igitur Juvenes dum sumus! Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus Ubi sunt qui ante nos inmundofuere? Transeans ad superos Transeans ad inferos Hos si vis videre! Vita njstra brevis est, Brevi finietur; Venit mors velositer, Rapit nos atrociter Neminu parcetur! Vivat academia! Vivant professores! Vivat memorum quodlibet? Semper sint in f lore! Под редакцией А. А. Радугина Хрестоматия по философии учебное пособие Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию "Мудрое и глупое - это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу". alma mater Августин Москва 2001 Издательство ЦЕНТР УДК 1 (076.1) ББК87я73 Р15 Научный редактор и составитель доктор философских наук, профессор, академик Международной Академии высшей школы А. А. Радугии Авторский коллектив: В. И. Авдеев И. М. Бочарова Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. Р15 и сост. А. А. Радугин. - Москва: Центр, 2001.- 416с. ISBN 5-88860-036-9 Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы. Без объявления ББК87я73 ISBN 5-88860-036-9 (А.А. Радугин, 20001 Содержание 13 Предисловие 15 тема 1 Философия: ее смысл и предназначение 1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем 15 Пифагор 15 Аристотель 15 Н. Кузанский 17 М. Монтень 18 Р. Декарт 19 И. В. Гете 21 Ф. Шлегелъ23 В. С. Соловьев 24 Б. Рассел 27 X. Ортега-и-Гассет 27 1.2. Философия и наука 34 Л. Фейербах 34 А. И. Герцен 35 Н.А. Бердяев 37 Г. Башляр 41 М. Хайдеггер 43 48 тема 2 Философский плюрализм: истолкование философского творчества и многообразия философских учений, школ, течений и направлений Ф. Шлегель 48 Г. В. Ф. Гегель 49 Л. Фейербах 54 А. И. Герцен 58 Ф. Энгельс 61 Н. А. Бердяев 62 Ж. Лакруа бЗ 66 тема 3 Античная философия 3.1. Раннегреческая натурфилософия 66 Фалес 66 Анаксимандр 66 Анаксимен 67 Гераклит Эфесский 67 Пифагор 67 Парменид68 Зенон 69 Анаксагор 69 Левкипп и Демокрит 70 3.2. Софисты: Протагор и Горгий 71 Протагор 71 Горгий 72 3.3. Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии 72 Платон 7 2 Аристотель 79 3 4. Эллинистическая философия: эпикуреизм и стоицизм 82 Эпикур 82 Сенека 85 Марк Аврелий 86 90 тема 4 Средневековая христианская философия 4.1. Раннехристианская апологетика: Афиногор, Ипполит, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан 90 4.2. Основные принципы христианского мышления и мировоззрения. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 96 Августин 96 Иоанн Скот Эриугена 101 Пьер Абеляр 101 Фома Аквинский 104 106 тема 5 Философия эпохи Возрождения Н. Кузанский 106 Дж. Бруно 112 115 тема 6 Разработка метода научного исследования в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза Ф. Бэкон 115 Р. Декарт 120 Б. Спиноза 124 129 тема 7 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века Ф.М. А. Вольтер 129 Ж.-Ж. Руссо 130 П. А. Гольбах 130 Д. Дидро 131 Ж.О. де Ламетри 132 К. А. Гельвеций 133 135 тема 8 Эволюция британского эмпиризма конца XVII - середины XVIII в.: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм Д. Локк135 Д. Беркли 136 Д. Юм 137 141 тема 9 Немецкая классическая философия И. Кант 141 И. Г. Фихте 145 Ф.В. Шеллинг 147 Г. В. Ф. Гегель 152 Л. Фейербах 156 К. Маркс и Ф. Энгельс 161 173 тема 10 Русская философия XIX-XX веков В. Г. Белинский 173 Н. Г. Чернышевский 175 Н. А. Добролюбов 176 К. С. Аксаков 180 А.С. Хомяков 183 В.С. Соловьев 185 Л. И. Шестов 189 С. Н. Булгаков 189 П. А. Флоренский 191 С. Н. Трубецкой 193 С. Л. Франк 194 Н.А. Бердяев 194 200 тема 11 Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира 11.1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира 200 11.2. Понятие материи. Диалектико-материалистическая картина мироздания 205 11.3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена 222 229 тема 12 Природа человека и смысл его существования 12.1. Решение проблем специфики человеческого бытия в философской антропологии 229 Ф. Шлегелъ 229 Ф. Шеллинг 231 Л. Фейербах 232 Н. А. Бердяев 234 Ф. Ницше 235 М. Шелер 236 Э.Фромм 242 М.Хайдеггер247 12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность 24 9 К. Маркс и Ф. Энгельс 249 Н. А. Бердяев 255 12.3. Смысл и назначение человеческого бытия 259 М.Монтенъ259 Л. Фейербах 260 Л. Толстой 265 268 тема 13 Познание, его возможности и средства 13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии 268 И. Кант 268 Ф. Шеллинг 271 М.Хайдеггер275 13.2. Диалектико-материалистическая теория познания 276 13.3. Позитивистская и персоналистская концепции познания. Знание и вера 292 Б. Рассел 292 Э. Мунье ЗОО Ж. Лакруа 300 302 тема 14 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 14.1. Неокантианская интерпретация научного познания 302 П.Наторп302 Э. Кассирер 303 В.Виндельбанд305 Г. Риккерт 306 14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме 307 О. Конт 307 Р. Карнап 308 Б. Рассел 310 М. Шлик 311 Н.З. Концепция науки в критическом рационализме 311 К. Поппер ЗП Т. Кун 313 И. Лакатос 315 П. К. Фейерабенд 316 318 тема 15 Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях 15.1. "Философия жизни" 318 А. Шопенгауэр 318 Ф. Ницше 320 В. Дильтей 324 Г.3иммель 325 А. Бергсон 326 15.2. Психоаналитическая философия 327 З. Фрейд 327 К. Г. Юнг 335 Э. Фромм 337 15.3. Экзистенциализм 340 Э.Мунъе340 С. Кьеркегор 342 Ж.-П. Сартр 344 А. Камю 346 М.Хайдеггер 347 К. Ясперс 353 355 тема 16 Общество и культура как предмет философского анализа 16.1. Философия истории 355 Г. Ф. В. Гегель 355 К. Маркс 355 Л.Н. Гу милев 358 А. Дж. Тойнби 358 К. Ясперс З61 16.2. Культура и цивилизация 363 О. Шпенглер З6З П. А. Сорокин 365 Д. С. Лихачев 366 Н.А. Бердяев 366 Н.С. Трубецкой 367 16.3. Запад и Восток в диалоге культур 369 П. Я. Чаадаев 369 Н.Я. Данилевский 372 Н. А. Бердяев 374 376 тема 17 Глобальные проблемы человечества К. Лоренц 376 А. Печчеи 379 А. Швейцер 384 Я. Ф. Федоров 387 К. Э. Циолковский 389 398 Перечень имен (Краткие сведения о философах, фрагменты из работ которых приведены в данной книге) Предисловие В современной системе высшего образования, нацеленной на разностороннее развитие личности, значительную роль играет изучение философии. Определенную роль в освоении философской проблематики оказывают учебники и учебные пособия в виде курсов лекций, методических указаний и т. д. Однако все эти виды учебных пособий дают представление о философии как бы из "вторых рук". Философские проблемы доходят до их читателей в интерпретации авторов данных пособий. Между тем, чтобы глубоко и разносторонне изучить философию, необходимо ощутить подлинный "вкус" философской проблематики, самому окунуться в мир философской мысли, непосредственно познакомиться с многочисленными идеями и концепциями философов. Самый верный способ в этом деле - прочитать первоисточники - работы классиков философской мысли. Однако для студента неспециализированного вуза из-за недостатка времени, сложности текстов такая форма решения этой задачи может оказаться неприемлемой. Жанр учебного пособия в виде хрестоматии ; в какой-то мере решает проблему непосредственного ознакомления студента с классическими философскими текстами. Хрестоматия позволяет читателю получить эти тексты в специально отображенном концентрированном виде. Основными документами, определившими тематику отбора фрагментов текстов, являются "Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие Гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Дидактические единицы этих Требований по философии раскрываются как через изложение истории философии, так и через концентрированное освещение ряда важнейших философских проблем. Составители хрестоматии стремились к тому, чтобы представленные фрагменты отображали разнообразные подходы к предмету и назначению философии, к фундаментальным философским проблемам, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих философов и при этом были доступными для понимания широкой читательской аудитории. Двойственная нацеленность материалов данной хрестоматии на историю и теорию философии определили и композицию глав. В историко-философских темах соблюдается принцип освещения исторического движения философской мысли. В "теоретических" главах дается тематическая подборка материала, раскры- 13 вающая ту или иную философскую проблему. Для удобства читателей, там, где это возможно, составители стремились провести внутреннюю рубрикацию, чтобы было легче ориентироваться в обширном и довольно сложном материале. Составители надеются, что представленный материал будет использован не только для устного изучения тем, но и для написания докладов и рефератов, что позволит существенно расширить кругозор по философии всей студенческой аудитории: группы, потока, курса. В подготовке материалов принимали участие: проф. А. А. Раду-гин (темы 1-5,16,17); доц. В. И. Авдеев (темы 6-10,14,15); И. М. Бочарова (темы 11-13). Тема 1 Философия: ее смысл и предназначение 1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем ПИФАГОР САМОССКИЙ Диоген Лаэрций Х,10,1. Как говорит Гераклид Понтийский в сочинении "О бездыханной", Пифагор впервые назвал философию (любомудрие) этим именем и себя философом, разговаривая в Си-кионе с сикионским или филутским тираном Леонтом: по его словам, никто не мудр, кроме Бога. Диодор Сицилийский X, 10,1. Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может подобающе назван любомудром (философом). АРИСТОТЕЛЬ ...Следует рассмотреть те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, [в-четвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему- тот, кто менее мудр. Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некото- 15 ром смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, - та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще - наилучшее. |
Хрестоматия по философии Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных... | Хрестоматия Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с | ||
Отделение прикладной математики и информатики Хрестоматия по учебной дисциплине «Теория и методы анализа решений». – М.: Гу-вшэ, 2006 (далее Хрестоматия 1) | Программа семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф... В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,... | ||
Курс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского... Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия... | Аннотации дисциплин учебного плана Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник хрестоматия: Н. А. Чураковой «Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс» для общеобразовательных учреждений | Рабочая программа по дисциплине «Философия» (гсэ. Ф. 07) Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического... | ||
Курс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия... ... | 1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия... | ||
Специализация «менеджмент гостеприимства» Общие гуманитарные и социально-экономические... Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического... | Специализация «менеджмент туризма» Общие гуманитарные и социально-экономические... Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического... | ||
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление... Требования гос впо к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста | Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол... | ||
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки Предмет философии права: традиции и перспективы взаимодействия философии и права | Коровина В. Я. и др. Литература 9кл.: Учеб хрестоматия Распределение часов по темам соответствует данной программе и учебнику, по которому я работаю: Коровина В. Я. и др. Литература 9кл.:... |