Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания





Скачать 456.95 Kb.
НазваниеПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания
страница1/3
Дата публикации27.05.2015
Размер456.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Аннотация

Дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
1 Цели и задачи дисциплины

  • ознакомить студентов с основными идеями, на которых базируется современная культура;

  • показать философские основания научного знания;

  • раскрыть значение философской рефлексии во всех сферах человеческой практики;

  • обосновать социальную природу знания, деятельности техники, что способствует обогащению мотивационной структуры специалистов пониманием гуманистического смысла их деятельности;

  • способствовать формированию положительного эмоционального отношения студентов к философии;

  • формировать личную заинтересованность студентов в овладении философскими знаниями путем обращения к тем проблемам, значимость которых не вызывает сомнений у студентов: актуальные вопросы современности, фундаментальные проблемы науки, техники, культуры, профессиональная деятельность и профессиональное знание;

  • оказать помощь будущему специалисту в выработке собственного мировоззрения, овладении общечеловеческими и общекультурными ценностями, умении отстаивать свои убеждения.


2. Начальные требования к освоению дисциплины.

Для успешного овладения данной дисциплиной необходимо знания школьного курса «Обществознание».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

К завершению изучения курса философии студент должен знать:

  • основные этапы развития истории мировой и отечественной философской мысли;

  • основные идеи представителей отечественной философии;

  • суть теорий наиболее ярких представителей западноевропейской философии, их вклад в развитие мировой культуры.

К завершению изучения курса философии студент должен уметь:

  • читать философский текст;

  • грамотно реферировать философскую литературу;

  • уметь прослеживать преемственность философских идей;

  • грамотно формулировать свое отношение к философской проблеме;

  • корректно и грамотно выражать свое мнение по философским вопросам в форме диалога и монолога;

  • переключать свое индивидуальное мировоззрение, жизненный опыт и взгляды, на волну философского осмысления.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы




Распределение по курсам

II

Общая трудоемкость дисциплины

172

172

Лекции

34

34

Лабораторные занятия

-

-

Практические занятия

34

34

Всего самостоятельная работа

104

104

В том числе: курсовое проектирование







Контрольные работы







Вид итогового контроля (экзамен, зачет)

экзамен

экзамен


5 Содержание дисциплины
5.1 Распределение учебного материала по видам занятий

№ пп

Наименование раздела дисциплин

Распределение по видам (час)

Лекции

ЛЗ

ПЗ




Раздел I. История философии.

17




17

1

Философия, ее роль в жизни человека и общества.

1







2

Философия Древнего Востока Древнегреческая философия.

2




4

3

Средневековая философия.

2







4

Философия Возрождения.

2







5

Философия Нового времени.

2







6

Немецкая классическая философия.

2







7

Марксизм и его исторические судьбы.

2




4

8

Философский опыт русской культуры.

2




4

9

Современная западная философия.

2




5




Раздел II. Основные проблемы философии.

17




17

10

Проблема бытия.

2







11

Проблема сознания.

2




4

12

Человек в поисках истины.

2







13

Человек как центральная тема современной философии.

2




4

14

Основные проблемы социальной философии. Философия истории.

2




4

15

Философия культуры и религии.

2







16

Философия труда и хозяйства.

2




3

17

Основные проблемы философии власти.

3










    1. Содержание лекционного курса (наименование раздела, темы, краткое содержание)

№ п/п

Наименование раздела дисциплин, тематика лекций




Раздел I. История философии.

1

Предмет философии. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Философия как стремление к мудрости. Рефлексия - необходимая черта философии. Специфика философских проблем: как и почему возникает к ним интерес у человека. Возникновение философии. Философия и наука. Философия и мифология - две противоположные структуры мышления. Философия и мировоззрение. Становление философии. История отношений философии и религии. Философия и идеология. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Воздействие философии на искусство.

2

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Философия Древнего мира: философия Древнего Востока, Древнегреческая философия. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая. Космоцентризм древнегреческой философии. Становление античной диалектики: от диалектики мифа к диалектическому логосу. Первые греческие философы: поиск первоосновы всего сущего. Милетская школа. Диалектика Гераклита. Элеаты: учение о едином как истинно сущем. Атомизм. От Космоса к Человеку: признание верховного значения человеческой личности у софистов, Сократа. Платон и Аристотель: две картины мира. Движение и развитие, диалектика. Диалектика материи и идеи абстрактно - всеобщих категорий в философии Платона. Космология Платона. Критика Аристотелем платоновского учения об идеях. Учение Аристотеля об уме - перводвигателе как пределе всех чувственно - элементарных оформлений. Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм. Диалектика неоплатонизма.

3

Средневековая философия. Изменение роли, социальных функций философии. Религиозный характер философской мысли. Учение Августина. Идея Бога. Природа и человек как творение Бога. Душа и тело. Разум и воля. Учение о свободе и воли. Понятие "священной истории". Философия Ф. Аквинского. Обоснование идеи Бога. Спор о природе общих понятий (универсалий). Проблема разума и веры, сущности и существования.

4

Философия Возрождения. Характерные черт эпохи, их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Возвращение к первоначальному смыслу диалектики (Н. Кузанский, Д. Бруно). Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной Н. Коперника (Г. Галилей, Д. Бруно).

5

Философия Нового времени. Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма, средневековой схоластики. Научная революция XVII в. (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм. Создание механистической картины мира. Понятие субстанций в философии XVII - XVIII вв. Проблема человека в философии Просвещения (Вольтер, Руссо). Страсти и разум. Французский материализм и его трактовка человека и общества.

6

Немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия: единство и многообразие. Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы. "Критическая философия" И. Канта понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии. Разум в понимании Канта. Мир нравственности и категорический императив И. Канта. Парадоксы свободы в учении Фихте. Шеллинг: философия тождества. Философская концепция Гегеля. Формы абсолютного духа. Антропологический принцип Л. Фейербаха.

7

Марксизм и его исторические судьбы. Философские взгляды К. Маркса. Отчужденный труд и общество отчужденного человека. Общественное сознание и идеология. Идеал универсального человека. Общественное сознание и идеология. Проблема закономерности исторического развития и субъекта истории в философии К. Маркса. Судьбы марксизма в России. Роль Г. Плеханова и русских марксистов в разработке и распространении марксистских идей. Развитие марксизма В. Лениным. Марксизм и большевизм. Судьбы советской философии. Марксистская мысль за рубежом: тенденции ее развития (Д. Лукач, А. Грамши, Л. Альтюссер).

8

Философский опыт русской культуры. Духовно-интеллектуальное своеобразие русской философии. «Русская идея». Истоки русской философии. Формирование философских традиций. Общее и особенное в философии русского Просвещения. Рационализм А. Радищева. Историософия П. Чаадаева. Славянофильство. Проблема «Россия и Европа» (А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков). Философия западничества. Материализм и социалистический реализм в идеологии революционного демократизма. Русское народничество. Философские идеи «Русского духовного Ренессанса». Философия Вл. Соловьева. Экзистенциально-религиозное направление (Н. Бердяев, Л. Шестов). С. Булгаков. П. Флоренский. Интуитивистское направление (Н. Лосский, С. Франк).

9

Современная западная философия. Возникновение «философии жизни» как оппозиции классическому рационализму и панлогизму Гегеля. Понятие «жизни» как первичной реальности. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке и «вечном возвращении». Культурно-историческое направление (Дильтей, Зиммель, Шпенглер). Понятие бессознательного в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм). Психоанализ и культура. Психоанализ и власть. Механизмы реализации свободы у Э. Фромма. Проблематика экзистенциализма: человеческое существование, смысл жизни, ответственность за свою судьбу. Существование человека и его сущность. С. Кьеркегор как предтеча современного экзистенциализма. Человеческое бытие в «фундаментальной онтологии» (М. Хайдеггера). Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Проблема заданности, детерминированности, предустановленности и свободы человека у Ж.П. Сартра. Философия абсурда А. Камю.




Раздел II. Основные проблемы философии.

10

Учение о бытии. Проблема бытия. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные онтологические понятия. Бытие. Бытие и небытие. Субстанция. Материя как субстанция. Многообразие и единство мира. Движение, деятельность, практика. Пространство, время. Проблема конечности и бесконечности Вселенной. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Движение и развитие, диалектика.

11

Проблема сознания. Проблема сознания в философии и науке. Происхождение и сущность сознания. Формирование сознания в онто- и филогенезе человека. Соотношение и взаимосвязь сознания и подсознания, сознательного и бессознательного. Понятия материального и идеального. Значение и смысл. Знак и символ. Проблема искусственного языка и искусственного интеллекта. Сознание и самосознание. Оценочно-познавательная и творческая активность сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

12

Научные, философские и религиозные картины мира. Человек в поисках истины. Философские концепции познания. Сущность, структура и функции познавательной деятельности. Формы и уровни познания. Соотношение и взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания. Субъект и объект познания. Структура и функции субъекта. Типология объектов познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Язык науки и проблемы понимания. Детерминизм и индетерминизм. Объективность, абсолютность и относительность истины. Эволюция форм и методов научного познания. Неокантианские концепции научного познания. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме. Понимание и объяснение. Концепция науки в критическом рационализме. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

13

Человек как центральная тема современной философии. Многоаспектность проблемы человека. Феномен человека и его различные трактовки. Человек, общество, культура. Человек и природа. Сущность «антропологического поворота» в философии ХХ века. Современная наука о сущности антропогенеза. Многозначность философского «бытия» и его измерения. Духовное и телесное развитие человека в условия современной цивилизации. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Нравственные ценности. Абсолютность и относительность смысла жизни. Проблема смерти и бессмертия в современных философских и религиозных концепциях (философская антропология, экзистенциализм, марксизм, христианство, буддизм).

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

14

Основные проблемы социальной философии. Философия истории. Философские основания построения теоретической модели общества; современные альтернативы (позитивизм, марксистская философия и др.); возможности и границы концептуального взаимодополнения и синтеза. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Общество и его структура. Уровни организации общественной системы как оформление и закрепление многообразия социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Соотношение политики и экономики. Гражданское общество и государство. Концепции социальной структуры и социальной стратификации в современной социальной теории. Развитие общества как естественно-исторический процесс. Единство и многообразие мировой истории. Понимание истории в античности, средневековье, новом времени. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Философия истории Гегеля. Идея социально-исторических формаций в марксизме. Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций» (Н. Данилевский, А. Тойнби, П. Сорокин). Экзистенциальное видение истории. Понятие «осевого времени». Философский смысл проблемы конечности человеческой истории. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.

15

Философия культуры и религии. Основные определения понятия культуры. Многоаспектность и целостность культуры. Развитие представлений о культуре в истории философской мысли. Свобода и ответственность. Уникальное и общепринятое в культуре. Культура как система. Материальная и духовная культура. Потребности общества и функции культуры. Полифункциональность явлений культуры. Ценности и нормы культуры. Моральные и эстетические ценности. Ценности как «формообразующее» ядро культуры. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представлене о совершенном человеке в различных культуах. Религия как социальное явление. Сущность, основные элементы и социальные функции религии. Возникновение религии. Религия и мифология. Вера в сверхъестественное как определяющий признак религии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. Многообразие религиозного опыта. Религия как учреждение и как личное переживание. Исторические формы религии. Мировые религии. Национальные религии. Место и роль религии в современном мире.

16

Философия труда и хозяйства. Труд как социальная деятельность. Социальные формы и условия труда, его содержание, характер и организация. Трудовая активность личности: мотивы и стимулы. Сочетание интересов личности, коллектива и общества. Понятие хозяйства. Основные направления и этапы хозяйственно-практического освоения природы. Промышленный и земледельческий виды труда. Идеи Н. Бердяева и С. Булгакова о «космическом хозяйстве» человечества. Философия хозяйства С. Булгаков. Проблемы этики труда (М. Вебер).

17

Основные проблемы философии власти. Понятие власти. Власть как отношение и как элемент системы. Антропологический характер происхождения феномена власти. Историческая эволюция власти. Собственность и власть. Детерминация и структура власти. Проблемы классификации власти. Политическая власть и система категорий политической жизни общества. Современные исследования власти: противоречия и перспективы развития. Масса и власть (Э. Каннети, Ортега и Гассет). Психоанализ и власть. Власть и познание у М. Фуко. Археологическая реконструкция властных отношений.

5.3 Содержание практических занятий



п/п

Номер

раздела

Наименование практического занятия

1

1

Древнегреческая философия.

2

1

Немецкая классическая философия.

3

1

Философский опыт русской культуры.

4

1

Современная западная философия.

5

II

Философская проблема бытия.

6

II

Философская проблема сознания.

7

II

Человек в поисках истины.

8

II

Человек как центральная тема современной философии.

9

II

Основные проблемы философии истории.


6 Курсовое проектирование: не предусмотрено учебным планом
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1 Основная литература

  1. Алексеев П.В., Философия : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Проспект, 2007. – 608 с.

  2. Спиркин, А.Г. Философия : учебник / А.Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2008. – 816 с.

  3. Философия : учебник / под ред.: В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4–е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 735 с.


7.2 Дополнительная литература

  1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М. : Владос, 1994. – 336 с.

  2. Алексеев, С.С. Философия права: история и современность, проблемы, тенденции, перспективы : научное издание / С.С. Алексеев. – М. : Норма, 1999. – 336 с.

  3. Аристотель. Сочинения в 4–х томах. Т. 1–4 / Аристотель. – М., 1975–1981.

  4. Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии) / В. Ф. Асмус. – 3–е изд. – М. : Высш. шк., 2003. – 400 с.

  5. Барулин, В.С. Социальная философия : учебник / В.С. Барулин. – 2–е изд. – М. : Фаир–Пресс, 2000. – 560 с.

  6. Бердяев, Н.А. Судьба России. Самосознание / Н.А. Бердяев. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 544 с.

  7. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше / В. Виндельбанд. – М. : КАНОН–пресс, 1998. – 496 с.

  8. Гегель. Философия религии. 2-х томах. Т. 1-2 / Гегель. – М. : Мысль, 1976.

  9. Гобозов, И.А. Философия политики : лекции / И.А. Гобозов. – М. : ТЕИС, 1998. – 154 с.

  10. Губин, В.Д. Основы философии : учебное пособие / В.Д. Губин. – М. : ТОН-Остожье, 1999. – 384 с.

  11. Гусев, Д.А. Философия : учебник / Д.А. Гусев. – М. : Изд-во «Менеджер», 2000. – 224 с.

  12. Ермаков, Е.Е. Философия : учебник / Е.Е. Ермаков. – М. : Высшая школа, 2000. – 272 с.

  13. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии / А.Ф. Замалеев. – М. : Магистр, 1996. – 356 с.

  14. История философии : учебное пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М. : Академический Проект, 2003. – 880 с.

  15. Канке, В.А. Основы философии : учебник / В.А. Канке. – М. : Логос, 2000 ; М. : КНОРУС, 2000. – 288 с.

  16. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс : учебник / В.А. Канке. – 5–е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2004. – 376 с.

  17. Крапивенский, С.Э. Социальная философия : учебник / С.Э. Крапивенский. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 416 с.

  18. Мамардашвили, М. Лекции по античной философии : / М. Мамардашвили. – М. : Аграф, 1999. – 320 с.

  19. Мамардашвили, М. Кантианские вариации : курс лекций / М. Мамардашвили ; под ред.: Ю.П. Сенокосова. – М. : АГРАФ, 2000. – 320 с.

  20. Мареев, С.Н. Мир философии. Книга для чтения. В 2–х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М. : Политиздат, 1991. – 672 с.

  21. Мир философии. Книга для чтения. В 2–х ч. Ч.2. Человек. Общество. Культура / сост. П.С. Гуревич. – М. : Политиздат, 1991. – 624 с.

  22. Монтень, М.Э. Опыты. Избранные главы : пер. с франц. / М.Э. Монтень ; сост. В. П. Яковлев. – Ростов–н/Д : Феникс, 1998. – 544 с.

  23. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию : учеб. пособие / К. Х. Момджян. – М. : Высшая школа, 1997. – 448 с.

  24. Мыслители Греции. От мифа к логике : сочинения / сост., авт. вст. ст., авт. коммент. В. Шкода. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1998. – 832 с.

  25. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм : сборник / Ф. Ницше ; пер. с нем. Антоновский Ю.М., Свасьян К.А., Рачинский Г.А. – Мн. : Попурри, 1997. – 624 с.

  26. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ecce Homo : сборник : пер. с нем. Полилов Н., Флёрова В.А., Антоновский Ю.М. / Ф. Ницше. – Мн. : Попурри, 1997. – 544 с.

  27. Основы современной философии : учебник. – 4–е изд., доп. – СПб. : Лань, 2002. – 384 с.

  28. Платон. Собрание сочинений. В 4–х т. Т. 1–4. / Платон. – М. : Мысль, 1990.

  29. Рассел, Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами : пер. с англ. О.Н. Орнатской / Б. Рассел. – М. : Республика, 1998. – 479 с.

  30. Сербиненко, В. В. Русская религиозная метафизика (ХХ век) : курс лекций / В.В. Сербиненко. – М. : РОУ, 1996. – 112 с.

  31. Сербиненко, В. В. История русской философии XI – XIX вв. : курс лекций / В.В. Сербиненко. – М. : РОУ, 1996. – 144 с.

  32. Тейчман, Дж. Философия. Руководство для начинающих : пер. с англ. : Е.Н. Самойлова / Дж. Тейчман, К. Эванс. – М. : ИНФРА–М, 1998. – 248 с.

  33. Тихонравов, Ю.В. Философия : учебное пособие / Ю.В. Тихонравов. – М.:ИНФРА–М, 2000. – 269 с.

  34. Фейербах, Л. Избранные философские произведения в 2–х томах. Т. 1-2 / Л. Фейербах. – М.: Политиздат, 1955. (Раздел I)

  35. Философия : курс лекций / под ред.: В.Л. Калашникова. – 2–е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

  36. Философия : учебник / под ред.: О.А. Митрошенкова. – М. : Гардарики , 2002. – 655 с.

  37. Философия : учебник / под ред.: В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3–е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики , 2003. – 828 с.

  38. Философия : курс лекций / под ред. В.Л.Калашникова. – М.: Владос, 1997. – 381 с. (Раздел I, Раздел II).

  39. Философия : учебное пособие / под ред. В.П. Кохановского . – 7–е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 576 с.

  40. Фуко, М. Интеллектуалы и власть : избранные политические статьи, выступления и интервью в 3–х томах / М. Фуко. – М.: Прэксис, 2005. (Раздел II)

  41. Хрестоматия по истории философии : учебное пособие. В 3 ч. Ч.1. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 448 с.

  42. Хрестоматия по истории философии (западная философия) : учебное пособие. В 3 ч. Ч.2. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 498 с.

  43. Хрестоматия по истории философии (русская философия) : учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 672 с.

  44. Хрестоматия по философии : учебное пособие / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2–е изд., перера. и доп. – М. : ПРОСПЕКТ, 2000. – 576 с.

  45. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003. – 703 с. (Раздел I)

  46. Чуешов, В.И. Введение в современную философию / В.И. Чуешов. – Минск: Тетрасистем, 1997. – 127 с.

  47. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы : сочинения / А. Шопенгауэр ; сост., М. А. Блюменкранц. – М. : ЭКСМО, 1998. – 736 с. (Раздел I)

  48. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1998. – 606 с.

  49. Ясперс, К. Введение в философию / К. Ясперс; под ред. А. А. Михайлова ; пер. с нем. – Мн. : Пропилеи, 2000. – 192 с.


7.3 Электронные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=116968 Налетов, И. З. Философия : учебник / И.З. Налетов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 400 с.

  2. http://window.edu.ru/resource/258/62258 Философия: конспект лекций : учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.] ; под общ. ред.: Н.П. Маховой. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.

  3. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов; Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 335 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=123740



При изучении курса необходимо использовать материалы научной и научно-популярной периодической печати: «Вопросы философии», «Вестник Московского университета. Серия. Философия», «Философские науки», «Полигнозис», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Человек», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Гуманитарные науки в Сибири» и т.д.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ













МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине «Философия»

080507.65 «Менеджмент организации»

г. Спасск-Дальний

2009

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
Семинарские занятия проводятся по наиболее сложным вопросам и темам разделов дисциплины и имеют своей целью: закрепить знания полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой; расширить и углубить представления студентов по наиболее актуальным проблемам технической оснащенности.

Подготовку к семинару следует начинать сразу же после лекций по данной теме или консультации преподавателя. Вначале необходимо изучить план семинара, содержание основных вопросов, список рекомендованной литературы и дополнительные задания, которые могут быть даны преподавателем. При этом следует спланировать самостоятельную работу к занятию, следующим образом, по какой проблеме, какие источники, где и когда следует найти и изучить; по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады.

Затем в библиотеке необходимо подобрать рекомендованные литературные источники и ознакомиться с их содержанием по вопросам занятия, при этом отметить те части текста, в которых вопросы семинара раскрываются более подробно и на полях плана семинара сделать пометку: номер литературного источника и номера страниц.

По некоторым вопросам философии следует подобрать дополнительные литературные источники. Их поиск осуществляется в соответствующих библиографических справочниках, систематическом каталоге, периодической печати и Интернет-ресурсах. В тетрадь необходимо выписать план семинара и по каждому вопросу составить библиографию, которая в дальнейшем будет использована в профессиональной деятельности.

В процессе углубленного чтения литературы можно составлять краткие конспекты, тезисы своих выступлений, делать необходимые выписки, чтобы затем на семинаре активно участвовать в обсуждении всех вопросов. Конспекты лучше вести в той же тетради, в которой конспектируются лекции по данной дисциплине.

Подготовка к докладу на актуальные темы требует следующего подхода к самостоятельной работе: консультации у преподавателя по содержанию и списку литературы, составлению плана доклада, написанию его текста с учетом теоретического содержания и практики профессиональной деятельности, логикой и доказательностью высказываемых суждений и предложений, конкретными примерами и обобщающими выводами. Содержание доклада должно быть не более 5-7 страниц машинописного текста, так как для выступления с докладом отводится не более 5-10 минут.

Методика чтения доклада включает: свободной владение материалом и его изложение разговорным языком; умение поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства, наглядные пособия, примеры.

Перед выступлением в аудитории следует потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео или диктофон, просмотреть, прослушать сделанную запись и устранить недостатки (продолжительность доклада, неактуальные и непонятные высказывания, ошибки в ударении, неправильное произношение слов).

В заключительном слове преподаватель оценивает выступления студентов, поясняет вопросы, которые оказались слабо усвоенными. Результаты самостоятельной работы при подготовке к семинару студентов и докладу учитываются при аттестации студента (экзамене).

Контроль за самостоятельной работой студента осуществляют путем тестирования по тестовым заданиям, разработанным по темам дисциплины «Философия». Тестирование целесообразно проводить после изучения всех тем каждого раздела.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconАннотации дисциплин учебного плана
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconРабочая программа по дисциплине «Философия» (гсэ. Ф. 07)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconСпециализация «менеджмент туризма» Общие гуманитарные и социально-экономические...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconСпециализация «менеджмент гостеприимства» Общие гуманитарные и социально-экономические...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconМесто и роль философии в культуре. Становление философии. Структура...
Аннотации примерных программ учебных дисциплин подготовки бакалавра по направлению 030900 Юриспруденция
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconКурс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия...
...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconТема №1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания
Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconНазвание дисциплины
...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconТемы для рефератов по философии
Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составление тематических таблиц: «Основные этапы развития западной философии», «Основные этапы развития русской философии», «Основные...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания icon1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии
Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconПрограмма семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф...
В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Предмет философии права: традиции и перспективы взаимодействия философии и права
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconВопросы к экзамену по истории и философии науки
Предмет философии права: традиции и перспективы взаимодействия философии и права
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания iconСеминар №3 Место и роль философии в культуре
Условия возникновения философии (философия как критический анализ (выяснить значение слов в словаре ) предшествующего опыта, философия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск