Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества





Скачать 248.74 Kb.
НазваниеИндивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества
страница1/3
Дата публикации16.03.2015
Размер248.74 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

ГРИБОВ Иван Алексеевич

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТАХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

Специальность 09.00.11 – социальная философия

(по философским наукам)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва-2012

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Для эпохи постмодерна, согласно Г.С. Кнабе, характерно, что «первоначалом истории и культуры, их исходной клеточкой и реальной единицей, является человеческий индивид во всем своеобразии и неповторимости его эмоционально своевольного Я»1. З. Бауман отмечает, что для сознания человека эпохи глобализирующегося информационного общества, характерно, что его формирование происходит при повышенных возможностях раскрытия индивидуальности, но при сниженном стремлении к идентичности. Н. Элиас говорит, что мы живем в «обществе индивидов», в котором отдельный человек с его интересами стоит во главе угла, и общественная жизнь рассматривается сквозь призму индивидуализма. «Индивидуализм», в свою очередь, согласно Э. Фромму, в позитивном смысле означает освобождение от социальных пут, в негативном смысле есть «право собственности на самого себя», то есть право (и обязанность) приложить всю свою энергию к достижению собственных успехов2. П.К. Гречко пишет, что «индивид сегодня настолько вырос в своей самостоятельности, окреп в своей автономности, что может общаться и бороться, открыто заявляя о своих претензиях, с обществом в целом. Ему не требуется уже средовое опосредование, включенность, для обретения нужной силы, в ту или иную группу, человеческую общность»3.

В то же время мы живем в эпоху глобализации – процесса, связывающего мир в одну большую сеть, унифицирующего экономическое, культурное и политическое пространство, формирующего единое глобальное общество. Для инкорпорации в последнее порой становится необходимо подчиниться общим «правилам игры», лишиться доли собственной самобытности. Это касается как государств, культур, так и отдельных людей.

Мощнейшим инструментом и двигателем глобализации, позволяющим заметно увеличивать ее темп, являются современные средства и технологии передачи информации. Без них был бы невозможен тот уровень коммуникации, который дает возможность стать сегодняшнему миру не просто «глобализирующимся», а по-настоящему «глобальным».

Все это подталкивает к анализу положения отдельного человека в современном мире и его отношений с обществом. Становится необходимо ответить на вопрос, как получается, что современное общество, с одной стороны, становится «глобальным» и «сетевым», а с другой стороны, характеризуется крайней степенью индивидуализма и упадком социального. Почему в нем существует установка на неповторимость, выливающаяся в стремление каждого индивида выделиться из общества, и одновременно создаются максимальные условия для вступления людей в коммуникацию невиданных масштабов? Каким образом новые медиа, в корне изменяющие не только сам процесс общения между людьми, но и как следствие – весь мир, в котором люди сегодня живут, помогают людям искать и конструировать собственную, уникальную индивидуальность? Для ответа на эти вопросы следует описать и проанализировать природу глобализирующегося общества с одной стороны, и понять, что такое индивидуальность – с другой.

Актуальность исследования также обусловлена тем, что понятие индивидуальности, обычно относимое к ведению психологической науки, в современных исследованиях, будь то социологические, философские, да и собственно психологические, встречается довольно редко. Анализ отечественных диссертаций, написанных в последнее десятилетие, показывает, что к данному термину (понятию) вообще склонны обращаться главным образом педагоги4 и литературоведы5, употребляя его исключительно в связке со словом «творческая». В отечественной социальной философии работ, предметом исследования которых является непосредственно индивидуальность предельно мало6. Приоритет остается за понятиями «личность» и «идентичность»7. Такая крайняя непопулярность и «забвение» «индивидуальности», как нам кажется, представляются неправомерными. На наш взгляд, если в рамках социальной философии обратиться к этому «старому» понятию и использовать его скрытый потенциал, то это может привести к весьма полезным результатам и открыть новые, интересные возможности и перспективы развития данной науки, которой сегодня под силу стать реальным центром интердисциплинарного знания о человеке и обществе.

Степень изученности проблемы

Становление индивидуальности как психологической категории связано с именами российских и зарубежных исследователей - Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Э.А. Голубевой, И.С. Кона, Р. Мейли, Г. Олпорта и др.8.

Среди отечественных исследователей индивидуальности, добавившим к достижениям психологии философскую составляющую и тем самым придавшим этой проблеме междисциплинарный статус, стоит отметить К.А. Абульханову-Славскую, Л.И. Анцыферову, В.С. Мерлина, Б.Д. Парыгина, И.И. Резвицкого, С.Л. Рубинштейна и др.9.

В западной философии индивидуальности всегда уделялось особое внимание мыслителями Античности, Средних веков, к примеру – Аристотелем, Демокритом, Д. Скотом - и Нового времени – Г.В. Гегелем, Р. Декартом, И. Кантом, С. Кьеркегором, Г.В. Лейбницем и др.10.

Основоположниками современного социально-философского понимания индивидуальности являются К. Маркс, Ф. Ницше, М. Штирнер и др.11.

Теоретическое осмысление индивидуальности встречается в работах ряда современных философов: З. Баумана, Ж. Бодрийяра, Ж. Липовецки, А. Рено, Э. Тоффлера, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, Н. Элиаса и др.12.

Социально-философская разработка тесно связанного с понятием индивидуальности понятия «идентичность» на Западе связана с именами Р. Баумайстера, З. Баумана, Э. Гидденса, Ч. Кули, К. Лэша, Дж. Мида, Д. Рисмена, В. Хесле, Э. Эриксона, в России – с именами П.К. Гречко, М.В. Заковоротной, В.С. Малахова, Е.О. Труфановой и др.13.

Проблемами глобализации занимаются У. Бек, Д. Бхагвати, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Г. П. Мартин, Ф. Нушелер, Р. Робертсон, С. Хантингтон, Х. Шуманн и др.14.

Основными теоретиками информационного общества являются Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, Дж. Мартин, Й. Масуда, А. Турен, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер и др.15.

Теорию коммуникации развивают К.-О. Апель, Н. Луман, Ю. Хабермас16. В современной отечественной литературе тема электронной культуры, сетевого общества, виртуализации индивидуальности и коммуникации разрабатывается Н.И. Иконниковой, И.Н. Розиной, О.Б. Скородумовой, Е.И. Ярославцевой и др.17.

Оценке новых средств коммуникаций, их роли в современном обществе посвящены труды А. Аппадураи, Н. Больца, А. Бюля, С. Жижека, Д.В. Иванова, М. Кастельса, А. Крокера, Дж. Ланье, Г. Маклюэна, Б. Меттлер-Мейбом, М. Паэтау, У. Эко и др.18.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования являются особенности современного, все более глобального и взаимосвязанного общества. Предметом исследования является человеческая индивидуальность, ее формирование и трансформация в условиях новой социальной реальности.

Цель исследования - проблематизировать и проанализировать особенности индивидуального существования человека в новых социальных координатах глобализирующегося общества; продемонстрировать возможности использования полнообъемного содержания понятия «индивидуальность», его отличие от понятий «индивид», «личность», «идентичность».

Задачи исследования

  • Продемонстрировать эволюцию взглядов на индивидуальность в истории философской мысли;

  • Рассмотреть соотношение понятий «индивидуальность», «индивид», «личность» в психологии и социологии;

  • Обозначить специфику социально-философского подхода к исследованию индивидуальности и выявить собственный социально-философский смысл понятия индивидуальность;

  • Показать продуктивность коммуникативного подхода к феноменам глобализации и индивидуальности;

  • Рассмотреть координаты глобализирующегося общества - глобализацию, потребление, коммуникацию, информатизацию, виртуализацию – и продемонстрировать, каким образом они задают в нем пространство индивидуальности.

Гипотеза исследования

Глобализирующееся общество можно представить как пространство индивидуальности. Это означает, что вместе с тем, как оно становится все более взаимосвязанным, унифицированным, в нем одновременно формируется ситуация, в которой созданы максимальные условия для проявления и развития каждого из структурных элементов индивидуальности – обособленности, неповторимости, проективности, тождественности.

Теоретико-методологические основания исследования

Диссертационное исследование представляет собой социально-философский анализ человеческой индивидуальности в координатах глобализирующегося общества. Методологической основой исследования является комплексный подход, предполагающий синтез философских, социологических и психологических парадигм исследования человеческой индивидуальности.

Современный междисциплинарный статус исследования индивидуальности в условиях глобального общества требует совмещения в методологической базе и категориальном аппарате идей и методов, выработанных в рамках различных научных дисциплин, вовлеченных в разработку проблематики, близкой к теме диссертационного исследования. В своей работе для определения роли индивидуальности в глобализирующемся обществе автор опирается на коммуникативную теорию общества, в частности, на учение К.-О. Апеля о «неограниченном коммуникативном сообществе», исследования роли медиа в общественной жизни М. Маклюэна и теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Концептуальная социально-философская разработка понятия «индивидуальность» осуществлена на основе идей К.-А. Абульхановой-Славской, З. Баумана, Э. Гидденса и И.И Резвицкого.

Доминантным, системообразующим, в этом междисциплинарном синтезе научно-теоретических знаний, был социально-философский подход к социокультурным явлениям.

В ходе исследования были использованы приемы и принципы гегелевского диалектического подхода, а также применялись общенаучные принципы познания общественных явлений в единстве со сравнительно-историческим, системным и прогностическим методами.

Теоретическими источниками исследования послужили работы классических и современных отечественных и зарубежных исследователей индивидуальности – К.-А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, В.С. Мерлина, И.И. Резвицкого, С.Л. Рубинштейна, идентичности – З. Баумана, Э. Гидденса, Дж. Мида, Э. Эриксона, современного общества – Ж. Бодрийяра, Д.В. Иванова, М. Кастельса, К. Маркса, Г. Маркузе, Э. Тоффлера, коммуникации – К.-О. Апеля, Н. Больца, Н. Лумана, Э. Фромма, Ю. Хабермаса и др.

Положения, выносимые на защиту, и их научная новизна

1. Сформулированы два подхода к социально-философскому пониманию индивидуальности - иерархический и содержательный. Продемонстрировано, что сочетание данных подходов, с одной стороны, позволяет емко и широко в междисциплинарном плане охарактеризовать понятие индивидуальности, а с другой стороны, определить и раскрыть ее основные структурные элементы – неповторимость, обособленность, тождественность, проективность.

2. Исследована социальная природа индивидуальности. В частности показано, что необходимым условием ее формирования и поддержания является участие в процессе коммуникации.

Исходя из коммуникативной обусловленности индивидуальности, проведен всесторонний анализ современных средств коммуникации, выявлены их роль в процессах глобализации и влияние на индивидуальность. Отмечается, что современные средства передачи информации являются важнейшим фактором глобализационных процессов, а также предоставляют новые ресурсы и задают новые координаты для конструирования уникальных человеческих «я».

3. Доказано, что глобализирующееся общество можно представить как пространство индивидуальности: вместе с тем, как современный мир становится все более взаимосвязанным, унифицированным, в нем одновременно формируется ситуация, в которой созданы максимальные условия для проявления и развития каждого из структурных элементов индивидуальности.

4. Показан диалектический характер индивидуальности в глобализирующемся мире. Детально изучены как негативные (электронное одиночество, расслоение сознания, нарциссизм и т.д.), так и позитивные (повышение чувства социального, свобода индивидуального творчества, многочисленность форм и непосредственность его представления другим и т.д.) последствия ее предельной доступности и виртуальной опосредованности в современном мире.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для решения дискуссионных проблем в области современной социальной философии (глобализации, информатизации общества, исследований идентичности, формирования цифровой культуры, влияния потребления и виртуальной коммуникации на человека). А также при разработке учебных программ, чтении лекций и спецкурсов по проблемам современного общества.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Основные положения и результаты диссертационного исследования были опробованы в процессе ведения семинарских занятий по курсу «Социальная философия» на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, обсуждались на I Летней философской школе «Человек в культуре и обществе: проблемы идентичности» в рамках V Междисциплинарного научного симпозиума «Социальная теория и проблемы гуманитарного образования на постсоветском пространстве» в Рязани в 2011 г.

Отдельные результаты исследования были опубликованы в научных статьях диссертанта, в том числе в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Структура диссертации отражает логику исследования и позволяет решить поставленные цели и задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и перечень задач, рассматривается степень научной разработанности проблемы, описывается теоретико-методологическая основа исследования, выдвигается основная гипотеза исследования, раскрывается научная новизна избранной темы, ее теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Индивидуальность как категория и предмет социально-философского анализа», состоящей из двух параграфов, проводится комплексный анализ употребления понятия «индивидуальность» в философии, психологии и социологии, на основе которого выявляется специфика социально-философского подхода к изучению индивидуальности, исследуется структура данного феномена.

В первом параграфе «Специфика социально-философского подхода к изучению индивидуальности» проводится анализ истории дискурса об индивидуальном в философии, рассматривается употребление понятия «индивидуальность» в психологии и социологии, выявляется разница между понятиями «индивидуальность», «личность» и «индивид», исследуются междисциплинарные определения индивидуальности. В результате вырабатывается возможный подход к изучению индивидуальности с точки зрения современной социальной философии.

Придание понятию индивидуальности социально-философского смысла предполагает приведение к общему знаменателю существующих в рамках философии, психологии и социологии трактовок индивидуальности, требует относительного единства в изучении человека. Эта задача решается, если использовать понятие индивидуальности иерархически, в качестве интегрального понятия, которое позволяет связать в единое целое другие понятия, описывающие различные ипостаси одного и того же субъекта (индивид, личность). В этом случае индивидуальность обозначает высший уровень иерархической организации свойств человека по отношению к индивидному и личностному. Она представляет собой совокупность биологических, психологических и социологических характеристик человека. Однако иерархического понимания индивидуальности социальной философии недостаточно, индивидуальность «относится не столько к отдельным признакам и свойствам человека, сколько к способу их связи в нем, к его внутренней структуре»19.

По этой причине необходимо выработать содержательное определение индивидуальности. В его основу автором кладется представление И.И. Резвицкого, согласно которому индивидуальность есть «особая форма бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе в условиях внутренних и внешних изменений»20. В этом определении вырисовывается структура индивидуальности, которую составляют, прежде всего, такие элементы, как автономность, неповторимость и тождественность самому себе.

Рассмотрение индивидуальности как неповторимости, своеобразия, уникальности, отличительности человека становится особенно важно ввиду существования в современном обществе большого количества средств для ее обретения и проявления, а также помогает понять социальную природу индивидуальности. Ибо для индивидуальности в смысле неповторимости чрезвычайно важна возможность самовыражения, артикуляции. Свою неповторимость, свою отличительность, как отмечает Ю. Хабермас, необходимо от кого-то «отличать», необходимо кому-то демонстрировать, тем самым получая ее подтверждение21. То есть, в данном ракурсе индивидуальность следует понимать одновременно как социально обусловленную и социально направленную. Она является тем, что люди стремятся не только выстроить, найти, но и всячески подчеркнуть, продемонстрировать, выразить: и то, и другое возможно только в общественных рамках. Так обнаруживается, что необходимым условием индивидуальности как неповторимости является коммуникация.

Однако в современном обществе из-за повышения темпа жизни, вызванного высоким уровнем технологического развития, неповторимость становится крайне редкой и непостоянной величиной, что делает ее поддержание затруднительным. И если мы принимаем за основу индивидуальности уникальное сочетание природных, социальных и психологических характеристик и подчеркиваем ее социальную обусловленность и направленность, то необходимо добавить еще одну черту. Это сочетание должно иметь способность изменяться, модерироваться с течением жизни, в соответствии с желанием человека и в зависимости от требований, выдвигаемых обществом к нему. При этом человек должен сохранять чувство собственного Я, ощущение «длящегося непрерывного равенства с самим собой», «непрерывность самопереживания», как это назвал Э. Эриксон.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconЗначение авиации в условиях глобализирующегося общества
Защита состоится «31» октября 2008 г в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткое описание идеи: Через метод исследования продолжить формирование у учащихся представления о социальных ценностях, стимулировать...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины
Он позволяет обучаемым освоить знания о функционировании и развитии как общества в целом, так и составляющих его социальных групп,...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconРабочая программа призвана решать следующие
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconСловарь урока социальный статус
Социальный статус – относительно устойчивое положение человека или группы в социальной структуре общества, совокупность некоторых...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconУчебное пособие Москва 2008
Конфигурации ценностных ориентаций в коммуникативной практике глобализирующегося мира
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconМолодежной политики самарской области государственное учреждение...
Книга предназначена для преподавателей вузов, студентов гуманитарных специальностей, для исследователей социальных проблем современного...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconМетодические указания по дисциплине социология для всех направлений...
Целью курса является знакомство студентов с достижениями мировой и отечественной социологии, формирование специалистов, ориентирующихся...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе...
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconЦель данного курса состоит в том, чтобы способствовать подготовке...
Глубоко и всесторонне раскрывается роль культуры в функционировании общества, сущность и функции социальных норм и ценностей. Большое...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconУроках математики
Современное состояние развития общества тесно связано с проектной культурой в сфере материального производства, науки, искусства,...
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconКонспект урока. Учитель
Цель: Формирование представлений о географических координатах географических объектов
Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества iconСоциальная тележурналистика
В процессе освоения материала курса студенты познакомятся со спецификой социальной тележурналистики, опытом отечественного и зарубежного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск