Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии





Скачать 291.35 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии
страница1/2
Дата публикации11.04.2015
Размер291.35 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта


Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине

профиля (направленности)

история философии

направления подготовки

47.06.01 Философия, этика и религиоведение

Раздел 1. История зарубежной философии


  1. Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений.

Понятие философии и ее основные проблемы. Специфика философского знания: философия и наука, философия и искусство, философия и религия. Подходы к изучению истории философии: историко-эпохальный, проблемно-содержательный, компаративистский, герменевтический и др. Проблема периодизации истории философии. Основные типы философских учений: материализм и идеализм; монизм, дуализм и плюрализм; эмпиризм, рационализм и иррационализм; догматизм и скептицизм.


  1. Возникновение философии; предфилософия и философия в античном мире, Др. Индии и Др. Китае. Сравнительная характеристика этих разновидностей древней философии.

Формы мировоззрения, предшествующие философии; мифология. Проблема происхождения философии. Место и время возникновения философии. Факторы возникновения философии: экономические, социальные, культурные.

Древняя Индия как один из трех основных регионов, в которых зарождается философия. Общее и особенное в зарождении философии в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае. Особенности древнекитайской философии по сравнению с индийской. Особенности древнегреческой мифологии по сравнению с мифологией стран древнего востока. Роль ближневосточной науки в формировании древнегреческой философии Предфилософские идеи в поэмах Гомера и Гесиода. Этическая проблематика у «семи мудрецов».


  1. Место и роль античной философии в истории философии; основные этапы развития античной философии.

Социальные и общекультурные предпосылки появления античной философии. Главные представители Милетской школы и их роль в развитии научной и философской мысли. Гераклит как одна из центральных фигур эпохи становления древнегреческой философии. Пифагор и пифагорейский союз. Элейская философская школа и ее главные представители. Античный атомизм. Софистика и Сократ. Сократические школы. Платонизм и его место в истории философии. Философские и научные идеи Аристотеля и школы перипатетиков. Стоицизм, эпикуреизм и скептицизм как основные школы эллинистической философии. Неоплатонизм и другие философские течения поздней античности.


  1. Софистика: общая характеристика; роль софистики в истории греческой философии и культуры. Софисты и Сократ; роль Сократа в развитии философии.

Понимание философии софистами. Усиление антропологической и гносеологической проблематики. Проблемы общества, культуры и морали у так называемых старших и младших софистов.

Сократ, его отношения к софистам, политические позиции. Отношение Сократа к предшествующим и современным ему «физикам». Предмет философии в трактовке Сократа. Сократический метод достижения истины и его компоненты. Этическая доктрина Сократа как крайнее проявление философского рационализма.


  1. Философское учение Платона и неоплатонизм; роль и значение Платона в философии.

Социальные, философские и гносеологические источники философии Платона. Учение об идеях (эйдосах) как его основа. Космологические воззрения Платона. Дуалистическое истолкование Платоном человека и его сознания (души). Разновидности знания и его объекты по Платону. Антисенсуализм Платона и положение о знании как припоминании. Диалектика в ее понимании Платоном и ее основные аспекты. Социально-философские воззрения Платона.

Возникновение неоплатонизма как наиболее влиятельного направления позднеантичной философии. Его главные представители: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл. Школы античного неоплатонизма.


  1. Философский синтез Аристотеля; аристотелизм и его роль в европейской культуре.

Формирование Аристотеля как философа. Аристотелевская классификация наук, место «первой философии» (метафизики) в ней. Создание Аристотелем логики как науки о доказательном мышлении. Проблема общего и единичного как основная проблема «первой философии». Учение о четырех видах причин. Аристотелевская концепция Бога. Натурфилософия (физика) Аристотеля и ее главные разделы. Биологические воззрения Стагирита. Психология Аристотеля. Учение Стагирита о познании, элементы эмпиризма и сенсуализма в этом учении. Этическая доктрина Аристотеля. Учение о сущности, происхождении и назначении государства. Значение Аристотеля в истории античной и мировой философии.


  1. Философские школы эллинистической и римской эпох.

Культура эпохи эллинизма («александрийская культура») и ее определяющие особенности. Стоицизм, периодизация его истории и основные представители. Роль стоицизма в истории философии и его последующие судьбы.

Эпикур и его классификация философского знания. Физика Эпикура. Проблема свободы человека. Сенсуализм Эпикура. Этика Эпикура и его школы, ее роль в последующей истории античной философии и культуры.

Культурно-исторические и философско-гносеологические причины возникновения скептицизма в IV-III вв. до н.э. Его особенности и главные представители.


  1. Патристика и схоластика как основные этапы развития средневековой философии; философские идеи эпохи Возрождения.

Взаимоотношения разума и веры: основной сюжет средневековой философии. Теоцентризм, ревеляционизм, креационизм, провиденциализм, персонализм как определяющие свойства средневековой философии. Апологетика и экзегетика – основные задачи философии патристики. Роль и место Аврелия Августина в синтезе философского и религиозного мировоззрений. Схоластика как философия средневековых «школ». Значение Аристотеля для схоластической философии. Фома Аквинский и «золотой век» схоластики. Концепция «двух истин» и внутренний кризис схоластической философии. Гуманизм как основа философии Возрождения. Антропоцентризм возрожденческой философии. Натурфилософия и социально-политические идеи эпохи Возрождения.


  1. Философские системы Р. Декарта и Б. Спинозы: общность и различия.

Рене Декарт - основоположник философии и естествознания нового времени. Исходный пункт философствования Декарта и его критерии очевидности и истинности. Интуиция и дедукция как основные операции ума в процессе познания. Концепция врожденных идей и принципов. Источники заблуждения по Декарту. Его отношение к опытному знанию и индукции. Доказательства бытия Бога и радикального отличия души от тела. Дедукция внешнего мира и роль опыта в ней. Проблема субстанции и дуализм Декарта.

Бенедикт Спиноза – великий рационалистический метафизик, пантеист и материалист. Метафизика Спинозы как учение о субстанции, атрибутах и модусах. Бог, субстанция и природа – порождающая (производящая) и порожденная (произведенная). Бог как субстанция с бесконечным множеством атрибутов. Антропология и психология Спинозы как учение об аффектах и страстях.


  1. Английский эмпиризм и сенсуализм Нового времени.

Френсис Бэкон, крупнейший методолог опытного естествознания и противник умозрительности схоластики. Проблемы теории и практики в учении о «светоносных» и «плодоносных» опытах. «Новый Органон» и разработка его автором опытно-индуктивного метода.

Томас Гоббс как английский номиналист, материалист и социальный философ. Сенсуалистическая основа теории познания Гоббса. Социально-философская концепция Гоббса. Проблема Бога и религии.

Джон Локк и его определение предмета философии. Сенсуализм и эмпиризм как основа его гносеологии и методологии. Учение о внешнем и внутреннем опыте, ощущении и рефлексии. Критика Локком концепции врожденных идей. Учение о первичных и вторичных качествах. Проблема Бога и религии в воззрениях Локка. Его социально-политические и педагогические воззрения. Судьба идей Локка в дальнейшей истории философии.


  1. Метафизика и логика Г.В. Лейбница, место Лейбница в истории философии.

Готфрид Лейбниц и его рационалистическое учение о методе познания, полемика Лейбница с Локком; его критика картезианского механицизма. Учение Лейбница о познании и логических законах. Бог и субстанция как главные категории метафизики Лейбница. Понятия перцепции и аперцепции, их гносеологическое и логическое содержание. Концепция предустановленной гармонии и наилучшего мира. Проблема необходимости, ее дифференцированное понимание, соотношение необходимости и случайности. Проблемы свободы. Теодицея Лейбница. Влияние его философских идей на последующее развитие философии.


  1. Философия в эпоху Просвещения: английское, французское и немецкое Просвещение.

Просвещение как эпоха европейской культуры и его всемирно-историческое значение. Его преемственность и новации относительно Возрождения. Антиклерикальная и антиабсолютистская (антимонархическая) заостренность Просвещения. Основные представители философии французского Просвещения: Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольдбах, Дидро, Ламетри.

Особенности английского Просвещения и его основные представители. Субъективизм Беркли, его гносеологические и теологические идеи. Скептицизм Юма и его концепция ассоциаций. Шотландская школа философии «здравого смысла». Философия морального чувства.

Немецкое Просвещение и его отличия от французского и английского. Х. Вольф и его энциклопедия знания. Эстетические взгляды А. Баумгартена и Г. Лессинга. Философия культуры И. Гердера.


  1. И. Кант: «коперниканский переворот» в философии; теоретическая философия Канта.

Иммануил Кант как родоначальник немецкой классической философии. Эволюция философских воззрений Канта; «докритический» и «критический» периоды его творчества, формальные и содержательные основания этого деления. «Критика чистого разума» - главный философский труд Канта; ее гносеоцентризм. Многозначность кантовского понятия «критика». Критическая философия Канта как трансцендентальная антропология. Кант о триаде познавательных способностей человека: чувственности, рассудке, разуме, и задаче их целостного исследования. Кант о невозможности «конститутивного применения» трансцендентальных идей и необходимости их «регулятивного применения». Вывод о неспособности чистого теоретического («спекулятивного») разума создать метафизику как науку и кантовский замысел преобразования метафизики в своеобразную науку на основе «практического» (этического) разума.


  1. Практическая философия и философия истории И. Канта.

Понятие практического разума как этической ипостаси «чистого разума». Априористское положение об имманентности практическому разуму «морального закона» и определение последним нравственной «доброй воли». Принцип автономии доброй воли в его противопоставленности этическому эмпиризму и релятивизму. Кантовская философия права. Философия истории Канта, ее антиметафизичность и антитеологичность. Проблема закономерности общественного развития и его движущих сил. Кант о Просвещении как эпохе освобождения человеческого разума из-под опеки теологов и начале его определяющего воздействия на ход истории. Всемирное правовое гражданское состояние в условиях вечного мира - разумно определяемые и реализуемые цели исторического процесса; принцип примата морали по отношению к политике.


  1. Немецкое и русское неокантианство.

Неокантианство как попытка «негегелевского» синтеза философии с наукой; философия как методология и теория познания. Раннее неокантианство. Марбургская школа неокантианства, ее представители. Особенности трактовки познавательных процессов и критика понятия «вещь-в-себе». Математика как образец и основа научного познания. Баденская школа неокантианства. Проблема различия природного и духовного и соотношение наук о природе и наук о духе. Категория ценности, ее роль в неокантианском учении о науках о духе. Этическая концепция неокантианства и «этический социализм». Э.Кассирер и его место в неокантианском движении. Понятие символа и его отличие от знака. Трактовка науки и ее фактов как системы символов.

Особенности отечественной неокантианской традиции. Основные представители московского и петербургского неокантианства.


  1. И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинг: роль в истории философии и культуры.

Три «основоположения» наукоучения как теоретической философии Фихте. Тезис о самополагании Я и антитезис «Я полагает не-Я». Дедукция чувственного характера не-Я. Введение понятия «Всеобщего Я» и утверждение о полагании им «делимых» («эмпирических») Я и не-Я. Преобразование наукоучения позднего Фихте в концепцию «абсолютного знания». «Практическая» философия Фихте, ее этико-социальный характер. Антилиберальный характер фихтеанского этатизма – абсолютизация роли государства в жизни общества.

Фридрих Вильгельм Шеллинг и три периода в его философском творчестве. Диалектико-идеалистическое обобщение естественнонаучных новаций конца XVIII - начала XIX в. в его натурфилософии. Шеллинговская «система трансцендентального идеализма», ее структурное сходство с кантианством и содержательное отличие от него. Философия искусства как романтическо - иррационалистический финал шеллинговской «системы трансцендентального идеализма». «Философия откровения» как учение о наличии в Боге отличной от него «основы» и в ее иррационально-волевом «раскрытии» через процесс творения отделенных от Бога природы и людей; шеллинговская концепция креационизма и объяснение происхождения «зла».


  1. Г.В.Ф. Гегель: философская система и метод; место и роль в истории философии.

Георг - Вильгельм-Фридрих Гегель как создатель системы диалектического идеализма. Философская система Гегеля как «абсолютный идеализм» - учение об идее в-себе и для-себя как ее существовании в стихии «чистого мышления» (наука логики), о природе как инобытии идеи (философия природы) и об идее, возвратившейся в самое себя из своего инобытия в качестве духа (философия духа). «Абсолютная идея» как «всеобщая субстанция», «развивающаяся тотальность ее собственных определений и законов». Философия природы. Ее подразделение на «механику», «физику» и «органику». Философия духа. Ее подразделение на учения о «субъективном духе», «объективном духе» и «абсолютном духе». Философия истории как учение о «мировом духе» - «внешне всеобщей» ступени объективного духа; «духи отдельных народов» - моменты и ступени «мирового духа».

Конфликт интерпретаций философского наследия Гегеля в немецком гегельянстве 30-40-х гг. XIX в. Раскол гегелевской «школы» на «старогегельянцев», «центристов» и «младогегельянцев» по вопросам понимания христианской религии и отношения к ней. Влияние философии Гегеля на последующих мыслителей.


  1. Философия Л. Фейербаха и К. Маркса.

Людвиг-Андреас Фейербах, эволюция его философских воззрений от гегелевского идеализма к «антропологическому» материализму. Расхождение Фейербаха с гегелевской историко-философской концепцией, отрицание основоположений «абсолютного идеализма» и выражение материалистического взгляда на соотношение мышления и бытия, на природу и место человека в ней. «Возвращение к природе» как единственное средство исцеления философии от идеалистических спекуляций. Человек как кульминация природы, единственная реальная форма слитности духовного с материальным.

К. Маркс и Ф. Энгельс, специфика их критики Гегеля. «Коренной переворот в философии» и понимание предмета, метода и задач философии. «Основной вопрос философии». Понятие материи. Трактовка человека как «предметного существа». Труд как «субстанция» предметного бытия. Концепция отчуждения. История как подлинная наука о человеке. Категория практики и ее роль в марксистской философии. Социально-политические аспекты марксизма: исторический материализм, учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата, партии, диктатуре пролетариата.


  1. Философия жизни в ХIХ – начале ХХ вв.: основные идеи и представители.

Социальные и гносеологические истоки «философии жизни»; смысл этого термина. А. Шопенгауэр и его критика панлогистской философской установки, эволюция его взглядов. Трансцендентализм Шопенгауэра, его сходство и различие по сравнению с кантовским. Проблема «вещи-в-себе». Критика Шопенгауэром позитивистской науки. Понятие чистой воли. «Ничто» в философской концепции Шопенгауэра. Эстетическая и этическая концепции Шопенгауэра. Роль страдания в жизни. Освободительная сила искусства и ее границы. Пессимизм как мировоззренческая позиция.

Ф. Ницше, основные периоды его творчества. «Аполлоновское» и «дионисийское» начала античной культуры. Учение Ницше о познании, о роли и назначении науки, об истине. «Переоценка всех ценностей». Отношение Ницше к христианству. Тезис о «смерти Бога» и истоки европейского нигилизма. «Смысл бытия как «покров бытия». Жизнь внутри становления. Идея «вечного возвращения». Бытие как ценность. Бытие сущего как «перспектива». Концепция сверхчеловека; сверхчеловек как «человек перехода». Социально - политические взгляды Ницше. Его отношение к буржуазному обществу, к идеям социализма и историческим перспективам европейской цивилизации.

А.Бергсон, его учение о творческой эволюции как жизненном порыве. Два русла жизненного порыва: инстинкт и интеллект. Критика рационализма и учение об интуиции. Социальная концепция Бергсона; два источника морали и религии. Понятия закрытого и открытого общества.
20. Позитивизм: исторические формы, основные проблемы; место и роль в философии и науке.

Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. О. Конт как основатель "первого позитивизма". Трактовка Контом классической метафизики как "негативной философии". Классификация знаний как проблема. Д.С.Милль и его концепция метода. Место гипотезы и закона в миллевских представлениях о научном знании. Теория знаков. Психология как субститут метафизики. Г.Спенсер и его представления об эволюции и их отношение к дарвинизму. Его редукционистские установки. Концепция непознаваемого. Отношение науки и религии. Специфика учения Спенсера об обществе и ее биологизаторские тенденции.

Социально-культурные и естественнонаучные условия возникновения и распространения эмпириокритицизма (второго позитивизма). Представления Р. Авенариуса о познавательном процессе: предпосылочность знания и поиски первоначала; перцепция и апперцепция; чистый опыт; мир как "центральное представление" и "абсолютный предрассудок". Концепция опыта Э. Маха. "Нейтральный монизм"; критика "наивного субъективизма" и "субстанционалистской метафизики". Учение об "элементах мира". Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Гносеологическая функция "имени" и ее мировоззренческие следствия. Понятие как синтез. Антитеоретические установки Маха.

Логический (третий) позитивизм: Венский кружок. Витгенштейн о соотношении мира и языка. Проблема научного метода в позитивизме. Философия как методология науки. Проблема демаркации. Суждения аналитические, синтетические и бессмысленные. Проблема эмпирического базиса. Кумулятивизм, индуктивизм и их трудности. Верификационизм и его критика.


  1. Аналитическая философия: основные тенденции и разновидности.

Язык как главный предмет аналитической философии. Возникновение аналитической философии как реакция на метафизику «абсолютного идеализма»; Бертран Рассел и Джордж Мур. Атомистическая программа Рассела, раннего Витгенштейна и логического позитивизма; кризис этой программы. Лингвистическая философия как альтернатива атомизму: поздний Витгенштейн, «философия обыденного языка» Райла и Остина. «Дескриптивная метафизика» Стросона. Аналитический прагматизм Куайна: критика дихотомии аналитического-синтетического, теория онтологической относительности, принцип неопределенности перевода. Философия сознания: бихевиоризм, физикализм, функционализм.


  1. Феноменология и феноменологическое движение в философии 20-го века.

Э. Гуссерль, теоретические истоки его феноменологического метода. Критика психологизма в логике и попытка построить феноменологию как строгую науку. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. "Чистое Я" и его структура. Понятие истины. Эволюция взглядов Гуссерля. "Картезианские размышления" и "Кризис европейских наук". Понятие "жизненного мира" и критика традиционного рационализма и объективизма. Феноменологический метод применительно к частнонаучным исследованиям (в психиатрии, психологии, социологии, истории и т.д.).

Ученики и последователи Гуссерля: Феноменология и философская антропология (М. Шелер и его "этика ценностей"); натуралистическое толкование феноменологии М. Фарбером (США); феноменология восприятия (М. Мерло-Понти); феноменологическая социология (А. Шюц).


  1. Экзистенциализм: основные этапы, представители, идеи.

Экзистенциалистская проблематика в философии М. Хайдеггера. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Мир как "пространство возможного". Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепции Хайдеггера. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти.

Экзистенциализм К. Ясперса. Критика позитивизма и идеализма. Мир и экзистенция. Проблемы свободы. Разум, экзистенция и "объемлющее". Коммуникация. Проблема истины. Трансцендентное и религия. Социально-политические взгляды Ясперса. Философия и политика. Диагноз современной эпохи. Понятие метафизической вины. Философия истории. Ясперс как историк философии.

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Ничто. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и его трактовка гуманизма. Философская и политическая эволюция Сартра. "Критика диалектического разума" и отход от экзистенциализма. Сартр как идеолог молодежного движения 1968 -1980 гг.

А. Камю: проблемы смысла жизни, понятие абсурда, позиция "героического пессимизма". "Бунтующий человек" и социальный смысл концепции Камю.

Г. Марсель как представитель теистического экзистенциализма. Анализ опыта уникального бытия индивида, экзистенциальных и религиозных переживаний личности. Экзистенциальная антропология Марселя. Отказ от рассмотрения мира как объективной реальности, от рациональных, логических средств познания и построения философии как системы.


  1. «Критический рационализм» К. Поппера. К. Поппер и кризис позитивизма.

К. Поппер и его эволюция от верификационизма к фальсификационизму. Трансформация неопозитивистской модели познавательного процесса. Метод проб и ошибок, догадок и опровержений как методологическая основа попперовской модели. Реабилитация метафизики. Функции теории. Рост знания, соотношение эмпирического и теоретического. Концепция" третьего мира" (теоретические системы, научные проблемы, проблемные ситуации). Идея автономии в развитии научного знания и ее обоснование в попперовской концепции. Роль критических аргументов и состояние дискуссии в науке. Эпистемология как теория знания в противоположность теории познания. Научный прогресс и проблема истины.


  1. Философская антропология: основные идеи и представители; психоанализ как антропологическая концепция.

Два смысла термина «философская антропология» в историко-философских исследованиях. Метафизическая антропология М. Шелера, натуралистическая антропология Х. Плеснера, учение А. Гелена о человеке как "недостаточном" существе, как философская антропология в узком смысле термина.

Философская антропология в широком смысле как учение о человеке, его природе и сущности в философии жизни (ницшеанский идеал сверхчеловека, иррационалистическая трактовка человеческой природы, человек как открытое существо), экзистенциализме (уникальность пространства и времени человеческого бытия, жизнь как бытие к смерти, переживание абсурдности бытия и потребность в смысле жизни, страх смерти, вера и надежда, судьба и свобода), психоаналитической философии (З. Фрейд о взаимодействии сознания и бессознательного. Оно, Я, Сверх-Я. Сублимация и вытеснение. Пансексуализм Фрейда, К.Г. Юнг об архетипах и коллективном бессознательном. Э. Фромм как создатель экзистенциальной версии психоанализа, структурный психоанализ Ж. Лакана, С. Гроф и трансперсональная психология. Психоаналитическая социальная антропология Э. Фромма, Г. Маркузе).
Основная и дополнительная литература:
Основная

  1. История философии: Запад – Россия – Восток [Текст] : учебник для студ. вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: Греко-лат. каб., 1995 - Кн. 1 : Философия древности и средневековья : учебник. – 480 с.

  2. История философии: Запад – Россия – Восток / Мотрошилова Н.В. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1996 - Кн. 2 : Философия XV - XIX вв. – 557 с.

  3. История философии: Запад – Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1995 - Кн. 3 : Философия XIX - XX в. : учебник. – 446 с.

  4. История философии: Запад – Россия – Восток [Текст] : учебник для студ. вузов / под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1999 - Кн. 4 : Философия XX в. – 446 с.

  5. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. – М.: Высш. шк., 1976. – 584 с.

  6. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК “Петрополис”, 1994.

  7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - 3-изд.,испр.и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 400 с.

  8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1999, 2001.

  9. Современная западная философия: [учебник]/ А.Ф. Зотов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Канон+, 2011.

  10. Философия: учеб. для вузов / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект: Изд-во Моск. ун-та, 2009.


Дополнительная

  1. Аналитическая философия / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. – М.: ИПК РУДН, 2006. – 622 с.

  2. Асмус В.Ф. Декарт. – М., 1956.

  3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

  4. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969.

  5. Ахутин, А.В. Античные начала философии. – СПб.: Наука, 2007.

  6. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля // Избранные философские труды. – Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1973.

  7. Богуславский, В.М. Этьенн Бонно де Кондиньяк. – М.: Мысль, 1984.

  8. Быкова, М.Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля: научное издание. – М.: Наука, 1993.

  9. Быховский Б.Э. Фейербах. – М., 1967.

  10. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. – М., 1975.

  11. Быховский Б.Э. Беркли. – М., 1970.

  12. Быховский Б.Э. Гассенди. М., 1974.

  13. Валь, Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. – СПб.: Владимир Даль, 2006.

  14. Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики (дудукция категорий). – М., 1998.

  15. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. – М.: Логос, 1999.

  16. Виц Б.Б. Демокрит. – М.: Мысль, 1979.

  17. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.

  18. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. http: //www. philosophy.ru/library/gaid/1/html

  19. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. – М., 1987.

  20. Гегель и философия в России: 30-е годы XIX в. - 20-е годы XX в. – М.: Наука, 1974.

  21. Герберт Шпигельберг. Феноменологическое движение. – М., 2003.

  22. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. – М.: Высшая школа, 2006.

  23. Губин, В.Д. Философия: Элементарный курс: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2001.

  24. Гулыга А.В. Кант. – М., 1967; 1994.

  25. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

  26. Гулыга, А.В. Гегель. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2008.

  27. Гулыга, А.В. Шеллинг: Философские биографии. - 3-е изд., испр. – М.: Соратник, 1994.

  28. Гулыга, А.В. Шопенгауэр. – М.: Молодая гвардия, 2003.

  29. Дворцов, А.Т. Гегель: Жизнь, деятельность, учение. – М.: Наука, 1972.

  30. Длугач, Т.Б. Дени Дидро. – М.: Мысль, 1975.

  31. Длугач, Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М.: Канон+, 2008.

  32. Длугач, Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М.: ИФ РАН, 2006.

  33. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: Гардарики, 2003.

  34. Жильсон Э. Философия в средние века. – М., 2004.

  35. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. – М., 1989.

  36. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М., 1973.

  37. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

  38. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. – СПб. : Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1994.

  39. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

  40. Канаева, Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Канаева ; РАН, Ин-т философии, Гос. ун-т гуманитар. наук. – М.: ИФРАН, 2008. – 255 с.

  41. Кант и кантианцы. – М., 1978.

  42. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). С. 20.

  43. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. – СПб.: Наука, 2003.

  44. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля. – М.: Логос : Прогресс-Традиция, 1998.

  45. Коплстон Ф. История средневековой философии. – М., 1997.

  46. "Критика чистого разума" Канта и современность. – Рига, 1984.

  47. Критические очерки по философии Канта. – Киев, 1975.

  48. Кузнецов В.Н. Вольтер. – М., 1978.

  49. Лазарев, В.В. Гегель и философские дискуссии его времени. – М.: Наука, 1991.

  50. Лазарев, В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М.: Наука, 1990.

  51. Лазарев, В.В. Шеллинг. – М.: Мысль, 1976.

  52. Лазарев, В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала ХХ века. – М.: ИФ РАН, 2006.

  53. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001.

  54. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.

  55. Лукьянов А.В. Проблема духовного "Я" в философии И.Г. Фихте. – Уфа, 1993.

  56. Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии "И Цзин", "Дао дэ Цзин", "Лунь Юй" [Текст] : научное издание / А.Е. Лукьянов. – М.: Радикс, 1994. – 112 с.

  57. Марков, Б.В. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: Бельведер, 2003.

  58. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. – М., 1973.

  59. Малинин, В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. – М.: Мысль, 1983.

  60. Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух // http://www.philosophy.ru/library/mmk/vsluh.html.

  61. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). – М.: Высш. шк., 1968.

  62. Мареев С.Н. и др. Философия ХХ века. – М., 2001.

  63. Мееровский Б.В. Дж. Толанд. – М., 1978.

  64. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. – М., 1983.

  65. Мотрошилова, Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики": формирование принципов системности и историзма. – М.: Наука, 1984.

  66. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. – М., 1960.

  67. Нарский И.С. Давид Юм. – М.: Мысль, 1973.

  68. Нарский И.С. Кант. – М., 1976.

  69. Новгородцев, П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. – СПб.: Алетейя, 2000.

  70. Овсянников, М.Ф. Философия Гегеля. – М.: Соцэкгиз, 1959.

  71. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

  72. Ойзерман, Т.И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). – М.: Канон+, 2008.

  73. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исслед. западной философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами. – М.: Республика, 1998.

  74. Садовский, В.Н. Карл Поппер и Россия. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  75. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии. – М.: Интерпракс, 1996.

  76. Соколов В.В. Спиноза. – М., 1977.

  77. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  78. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2007.

  79. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. – М., 1994.

  80. Субботин А.Л. Френсис Бэкон. – М., 1974.

  81. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. – М.: Республика, 2000.

  82. Сумин, О.Ю. Гегель как судьба России. История русско-советской философии и философия русско-советской истории. – Краснодар: Глагол, 2005.

  83. Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проломы теоретической философии. – Тбилиси, 1979.

  84. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Рус. слово, 1996.

  85. Философия Канта и современность. – М., 1974.

  86. Философия Канта и современный идеализм. – М., 1987

  87. Философия права Гегеля и современность. – М.: Наука, 1977.

  88. Философия Фихте в России: сборник. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.

  89. Фишер, К. История новой философии: Артур Шопенгауэр. – СПб.: Лань, 1999.

  90. Фридрих Шеллинг : pro et contra : Творчество Фридриха Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

  91. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. – М., 1992

  92. Шпет, Г.Г. Герберт Спенсер и его педагогические идеи // Шпет, Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды. – М.: РОССПЭН, 2006.

  93. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сост. Лахути Д.Г, Садовский В.Н., Финн В.К. – М.: Эдиториал УРСС, 2006.

  94. Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Людвига Фейербаха. – М., 1971.

  95. Яковенко, Б.В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. – СПб.: Наука, 2004.

  96. Ясперс К. Введение в философию. – Минск: Пропилен, 2000.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
I. Концептуальный статус социальной философии. Социальное познание и его специфика
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Становление и развитие экономической, социальной и политической географии
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Периодизация истории как методологическая проблема. Основные подходы и схемы периодизации истории Нового и Новейшего времени. Разные...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан о роли общества в формировании человека, «о воспитании для государства» и необходимости...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Общий обзор изменения геосфер Земли под влиянием деятельности человека и возникающих в связи с этим геоэкологических проблем. Геоэкология...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Общий обзор изменения геосфер Земли под влиянием деятельности человека и возникающих в связи с этим геоэкологических проблем. Геоэкология...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Зависимость правильности рассуждений только от формы этих рассуждений. Абстракция от содержания рассуждений. Формальное мышление...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине для поступающих...
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальной дисциплине проводится в устно-письменной форме
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПравила проведения дополнительного вступительного экзамена творческой...
Целью дополнительного вступительного экзамена творческой направленности является выявление у абитуриентов способностей к пониманию...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconДанная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного...
Программа содержит характеристику основных разделов, тем по направленности, список литературы, необходимый для подготовки к сдаче...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительных испытаний по философии для поступающих в...
...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительных испытаний по философии для поступающих в...
...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск