БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине
профиля (направленности)
теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание)
направления подготовки
44.06.01 Образование и педагогические науки
Раздел 1. История социальной̆ педагогики
1.Истоки социальной педагогики: зарождение идей и традиций учета социальных факторов и социального состояния человека в обучении и воспитании. Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан о роли общества в формировании человека, «о воспитании для государства» и необходимости учета в обучении и воспитании социального происхождения и положения.
2.Сословно-идеологическая направленность обучения и воспитания в Средневековье. Т. Мор и Т. Кампанелла о социальном воспитании. Я.А. Коменский об особенностях обучения и воспитания человека на различных этапах возрастного развития. Социально-гуманистические идеи в педагогических учениях Возрождения.
3.Концепция прагматического воспитания Дж. Локка. Французские просветители о взаимоотношении общества и воспитания. Социально-педагогические проекты в период Французской революции.
4.От И.Г. Песталоцци до П. Наторпа – пути развития идей социального воспитания в Европе (ХIХ – нач. ХХ в.).
5.Теория и практика социального воспитания в работах и деятельности выдающихся педагогов (к. ХIХ – нач. ХХ в.) разных стран: трудовая школа Георга Кершенштейнера (1856 – 1932, Германия); педоцентризм и прагматическая педагогика Джона Дьюи (1859 – 1952, США); Международная школа-интернат Саммерхилл («Летний холм») Александра Нилла (1886 – 1976, Англия), антропософия и свободные вальдорфские школы Рудольфа Штейнера (1861 – 1925, Германия), педагогика доброты, самоуправления и самовоспитания Януша Корчака (1878 – 1942, Польша).
6.Социокультурные предпосылки зарождения социально-педагогических идей и практики в России IХ-ХVШ вв. Общинность и соборность как проявления народной педагогики, как естественная первооснова социальной педагогики.
7.Традиции земства в России. Развитие государственно-политической модели социального воспитания.
8.Социально-педагогические идеи и деятельность П.П. Блонского (1884 – 1941): основные принципы новой школы, политехническая школа, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. С.Т. Шацкий (1878 – 1934) о «педагогике среды». Теоретическая и практическая социально-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.
9.А.С. Макаренко (1888 – 1939), В.Н. Сорока-Россинский (1882 – 1960) как основоположники социально-педагогической работы в учреждениях ювинальной пенитенциарной системы.
10.Социально-педагогические исследования за рубежом, современный опыт социально-педагогической помощи в США и западноевропейских странах. Раздел 2. Социальная педагогика
Раздел 2.1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
Социальная педагогика: многозначность толкований. Вариативность терминологии в трех аспектах – как отрасль науки, как учебная дисциплина и как область социальной практики воспитания личности.
11.Социальная педагогика как самостоятельная наука, которая изучает социально-педагогические явления в социуме, имеющая собственный объект изучения и предмет исследования.
12.Социальная педагогика как учебный предмет, изучающий социальное воспитание человека, ее задачи и функции в системе подготовки специалиста.
13.Социально-педагогическая практика как результат взаимодействия сферы педагогического регулирования, гуманизации общественных отношений.
14.Основные категории социальной педагогики: социальное воспитание, социализация, социальная работа, социальная среда, социально-педагогическая поддержка, социально-правовая защита, социальная адаптация, социальная интеграция, социальная профилактика, социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная опека, социально-педагогическая инфраструктура, социальный педагог.
15.Интегративный характер социальной педагогики, ее компоненты. Взаимосвязь с другими науками и отраслями наук: педагогикой, философией, социологией, математикой, кибернетикой, этикой, психологией, анатомией и физиологией человека. Педагогика, социальная педагогика и социальная работа: общие черты и характерные различия.
16.Функции социальной педагогики: теоретико-познавательные, прикладные и гуманистические; общепедагогические и специфичные.
17.Основные принципы социальной педагогики: природосообразности, культуросообразности, гуманизма.
18.Социально-педагогическое исследование: сущность, задачи. Виды научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Основные области научных исследований в социальной педагогике: методологические, научно-методические, учебно-методические. Этапы и методы социально-педагогического исследования (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел, эксперимент и др.).
19.Понятие педагогического общения, его особенности. Функции педагогического общения: организационная, коммуникативно-стимулирующая, информационно-корригирующая, контрольно-оценочная. Стили педагогического общения, влияние стиля на характер взаимодействия педагога и учащихся. Понятие конфликта, его роль в социальном взаимодействии. Виды педагогических конфликтов. Этапы и способы разрешения конфликтов «учитель – ученик».
20.Социально-педагогическая деятельность как процесс. Сущность, структура, основные элементы социально-педагогической деятельности (субъект, объект, цель, функции, средства).
21.Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности. Социализация, социальное воспитание и социальное становление личности.
22.Принципы социально-педагогической деятельности (общефилософские принципы, принципы социальной педагогики): принцип детерминизма, развития, принцип отражения, принцип историзма, социально-обусловленный принцип, принцип социальной значимости, принцип целостности и системности, принцип природосообразности, принцип гуманизма.
23.Цели социально-педагогической деятельности. Виды целей социально- педагогической деятельности: цель-прогноз, цель-результат.
24.Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.
25.Сферы профессиональной деятельности социального педагога. Основные виды деятельности социального педагога: социально-информационная помощь, социально-реабилитационная помощь, социально-бытовая помощь, социально- экономическая помощь, медико-социальная помощь, социально-психологическая помощь, социально-педагогическая помощь.
26.Проектирование и контроль социально-педагогической деятельности. Критерии эффективности социально-педагогической деятельности: связь теории с практикой, связь воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий, дифференцированный подход.
27.Понятие о планировании социально-педагогической работы. Виды планов работы социального педагога (перспективный, годовой, текущий), основные требования к ним (целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность). Примерное содержание планов работы в зависимости от учреждения инфраструктуры социально-педагогической деятельности.
28.Анализ в социально-педагогической деятельности. Основные объекты социально-педагогического анализа. Параметрический, тематический, итоговый анализ. Содержательная основа анализа в социально-педагогической деятельности. Документация социального педагога.
29.Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности международные, федеральные, региональные, местные документы.
30.Социально-педагогическая инфраструктура как совокупность устойчивых связей учреждений, институтов, субъектов системы образования и социума, обеспечивающая эффективность реализации социально значимых функций образовательных учреждений. Территориальный и отраслевой принципы создания социально-педагогической инфраструктуры. Типы и виды социально-педагогических учреждений России. Раздел 2.2. Социализация как социально-педагогическое явление
Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Различные подходы к проблеме социализации. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации, стадии социализации. Составляющие социализации. Факторы социализации и их типология. Общая характеристика микро-, мезо-, макро - и мезафакторов социализации.
31.Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социологии.
32.Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях.
33.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально- культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения жаргон. Социализирующие функции и механизмы.
34.Коллектив как социокультурная среда развития личности. Коллектив как групповой субъект социального воспитания; открытая и автономная система; поле интеллектуально-морального напряжения; формализованная и неформализованная системы отношений; жизнедеятельность коллектива как процесс проигрывания социальной роли его членами, база накопления ими социального опыта, арена самореализации и самоутверждения. Методика КТД: коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективный анализ и построение перспектив.
35.Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы.
36.Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы.
37.Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.
38.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.
39.Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально- профессиональные и социально-психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке. Региональные условия – географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей.
40.Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных половозрастных и социальны групп населения.
41.Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения в межпоколенных отношений.
42.Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политические структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.
43.Мегафакторы социализации: состав, специфика влияния на развитие личности. Кризисные явления и мировые проблемы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию. Раздел 2.3. Социализация и воспитание
Воспитание как одна из основных категорий педагогики. Различные подходы к определению воспитания, его соотношения с понятием социализация.
44.Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе: вера в ценность, достоинство и творческую потенцию каждого человека; право человека иметь собственное мнение и убеждения и воплощать их в жизнь в той степени, в какой это не ущемляет прав других людей; культивирование гибкости и толерантности во взаимодействии с окружающими; формирование ответственности за себя, ближних, общество и мир и др.
45.Существенные различия семейного, религиозного и социального воспитания.
46.Принципы воспитания (связь воспитания с жизнью, обеспечение единства сознания и поведения воспитанников, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, сочетание уважения к воспитаннику с разумной требовательностью к нему, сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, опора на положительное в человеке, преемственность воспитательных влияний и др.) и социального воспитания (принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип центрации социального воспитания на развитии личности, принцип дополнительности в социальной педагогике).
47.Понятия объекта и субъекта социального воспитания. Целенаправленное развитие человека в институтах воспитания как объект социального воспитания: решение возрастных задач как процесс развития; возможности институтов воспитания для планомерного создания условий решения естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач. Виды субъектов социального воспитания: индивидуальные (конкретные люди), групповые (контактные общности людей), социальные (организации, управленческие структуры). Личность как индивидуальный субъект социального воспитания: потребности; отношения к миру и с миром; к себе и с собой; креативность.
48.Семейное воспитание как составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным и религиозным воспитанием). Воспитательный потенциал семьи. Цели, стили семейного воспитания.
49.Общеобразовательная школа как социально-педагогическая система, ее функции: социально-адаптивная, социально-преобразующая, социально-защитная, культурно-творческая, здоровьесберегающая. Типы социально-ориентированных школ: адаптивная, профильная, академическая, открытая, оздоровительная, школы-комплексы.
50.Поликультурное воспитание как составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным и семейным воспитанием). Рациональный уровень религиозного воспитания, его компоненты (информационный, нравственный, деятельностный); мистический уровень религиозного воспитания. Формы и средства религиозного воспитания. Социальное воспитание как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. Социальное воспитание как совокупность образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Раздел 2.4. Социально-педагогические вопросы работы с лицами девиантного поведения. Социально-педагогические проблемы профилактики, коррекции девиантного поведения
Понятие и причины девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения. Социальный контроль девиантного поведения.
51.Основные направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: создание и укрепление нравственного климата в семье, школе; укрепление морально-волевых качеств человека; воспитание сопротивляемости жизненным неудачам, уверенности в свои силы; оказание помощи в анализе и преодолении совершенных ошибок во взаимоотношениях с окружающими; побуждение и пробуждение стремления к самовоспитанию; помощь в осмыслении и самоосуждении нарушений моральных и правовых норм; поддержка стремлений личности к нормализации процесса жизнедеятельности; обучение представителей разных социальных групп навыкам преодоления конформистского поведения.
52.Меры преодоления девиантного поведения детей: помощь родителям, ребенку: семейные советы, работа социального педагога и психолога с семьей; разрушение у ребенка проявляющихся элементов готовности к асоциальному поведению; индивидуальная и трудовая терапия; помещение подростков в учреждения открытого типа; принудительное пребывание в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа; отчуждение личности от общества; трудовая терапия; профессиональное самоопределение подростка; ресоциализация подростка в обществе.
53.Место и роль самовоспитания человека в преодолении девиантного поведения.
54.Алкоголизм и пьянство: понятие и сущность. Стадии алкоголизма. Хронический алкоголизм. Особенности женского и детского алкоголизма и его социальные последствия. Динамика семейного алкоголизма. Причины возникновения алкоголизма. Мотивация употребления алкоголя. Алкоголь как элемент досуга. Алкоголь как средство самопрофилактики стрессов. Наркомания как социальное явление. Понятие наркомании и ее признаки. Наркомания и токсикомания. Воздействие наркотических средств на психику человека. Типологизация наркотических средств и их отличительные особенности «Синтетические» наркотические средства как феномен современной наркомании. Причины наркомании. «Социальный портрет» наркомана. Социально- демографические характеристики потребителей наркотиков. Особенности женской и детской наркомании. Социально-психологические последствия наркомании.
55.Суицид как социальное явление. Социально-экономические и психологические причины и мотивы самоубийства. Детский и подростковый суицид. Комплекс неполноценности и суицидальное поведение. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения. Организация и меры специальной профилактики девиантного поведения. Объединение в группы самопомощи и взаимопомощи. «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы». Международная Лига трезвости и здоровья. Взаимодействие социальных служб, общественных организаций, местных органов власти и государства в решении проблем девиантного поведения граждан.
|