Скачать 55.25 Kb.
|
УДК 348.147 Н.К.Антропова УГЛТУ, Екатеринбург К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МТД I. Учебно-методические положения Преподавание гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, требует разностороннего подхода с учетом специфики факультета, различных методов работы, практического взаимодействия с предметами специального блока и др. При подготовке специалиста любого профиля следует учитывать то, что он будет работать не только с машинами, прежде всего с людьми. Будущий специалист должен быть универсальным, обладать необходимым уровнем духовного и культурного развития. Целью преподавания любого курса, гуманитарного в том числе, на современном этапе, является выработка умения находить связь изучаемого теоретического материала с практикой. Успешность обучения во многом обусловлена тем, насколько эффективно будет сокращаться отставание системы образования от требований внешней среды. В связи с поставленной целью могут быть решены следующие задачи: 1. Развитие творческого отношения, формирование креативности. 2. Формирование творческой активности у студентов в процессе обучения при использовании современных технических средств обучения. 3. Ориентирование в потоке информации. 4. Обучение методам самостоятельной работы, формирование способности к самообучению. 5. Формирование научного мышления (не мозаичного, не мифологического). 6. Выработка умения критического анализа действительности. 7. Воспитание культуры общения (не только в стенах учебного заведения, но и за ее пределами) и др. Эти задачи могут решены с использованием следующих методов: 1. Защита рефератов по выбранной самими студентами теме. Это может быть не только письменная работа, но и выполненная в другой, произвольной форме, согласованной с преподавателем. Рефераты могут быть выполнены одним студентом самостоятельно или небольшим коллективом. 2. Подготовка докладов на семинаре, заставляющих прорабатывать материал, выходящий за рамки учебника или лекции. 3. Перевод лекций из разряда информационных в разряд проблемных. 4. Визуализация лекций: использование ТСО и новых информационных технологий. 5. Использование активных форм проведения семинарских занятий: - семинар-дискуссия - семинар-исследование - деловые игры - практикум - тестирование как метод оценки качества обучения - викторины - «круглый стол» - брэйн-ринг и др. 6. Привлечение студентов к НИР (совместное написание научных работ) и др. 7. Написание рецензий на философские статьи Использование этих методов позволит решить основную цель преподавания на современном этапе. II. Практическая философия В преподавании философии на факультете МТД прежде всего ориентируемся на связь теории и практики, на так называемую практическую философию [1]. Философия – это особый тип культуры, не сводимый ни к наукам, ни к искусствам. Философия - это любовь к мудрости, любовь к рассуждению, любовь к слову. Философствовать – значит искать и находить пути к «правильной» жизни, к «достойной» жизни. Практическая философия - это часть философии, непосредственно оказывающая влияние на жизнь людей – через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми, через философские беседы людей друг с другом Цель практической философии - побуждать с помощью мысли к правильным хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Практическая философия – это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения – в процессе живого общения. Суть практической философии - в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе. Одной из задач практической философии является высвечивание связи общего и единичного (отдельного), связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов. На Западе существует прикладная философия. Прикладная философия – это размышление о проблемах реальной жизни; философия, имеющая непосредственной отношение к жизненным решениям, прежде всего в области морали и политики. Темы прикладной философии: права животных, ложь и тайна в общественной жизни, эвтаназия, проблема секса, абортов, феминизм и др.) [2]. В настоящее время в России широко используется так называемая «прикладная философия» (она мало подходит как западной прикладной философии, так и к нашей практической философии). Например, использование в рекламных целях «философия обуви», на флаконе духов «философия вкуса», в учебнике по маркетингу один раздел называется «философия предприятия» и др. В учебных пособиях по философии появились такие разделы как: «философия любви», «Философия одиночества» и др. Можно называть эту философию как угодно – суть не меняется. Эта философия, в отличие, например, от жизненной философии (каждый человек в той или иной мере является философом; философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет), от научной философии (имеющей опосредованное отношение к жизненным решениям) имеет непосредственное отношение к проблемам жизни. Мы называем эту философию практической. Одним из ее разделов является прикладная философия. Практическая философия позволяет выбрать индивидуальный подход к каждому студенту, получить эмоциональный отклик, развить их потребности и мотивы. В практической философии можно выделить несколько частей: 1. философские тексты и речи (прежде всего тексты, касающиеся таких тем как: жизнь, смерть, бессмертие человека; счастье и любовь; здравый смысл и др.); цитаты (высказывания выдающихся и не очень людей), афоризмы, 2. загадки, шутки, легенды, 3. задачи, упражнения, кроссворды, 4. философские беседы, 5. прикладная философия. Автором издана методическая разработка на тему: «Практикум по философии» для студентов МТД. В ней собраны загадки, шутки, афоризмы философов; даны задания и упражнения по некоторым разделам философии (особенно много упражнений по категориям диалектики, таким как «общее и единичное», «причина и следствие», «случайность и необходимость» и др.); предложены задания для самостоятельного изучения. На кафедре философии издана хрестоматия с философскими текстами и заданиями к ним: Е.А.Яковлева, П.В.Хрущева. Европейская философия, части 1 и 2 (2005); П.В.Хрущева, С.П.Кеменева, Е.А.Яковлева. Философия ХХ века. (2007). Студенты пишут рефераты по прикладной философии по таким темам как: «Философия дизайна», «Философия свободы», «философия любви», «Философия денег», «Философия сверхчеловека», «Философия маркетинга», «Философия танца» и др. III. Кое-что о тестировании Тестирование может быть хорошо для некоторых предметов. Но только не для философии. Философия – это прежде всего размышление, умение мыслью (через слово) «пронзить века». Философ – это универсальный мыслитель. Философ располагает таким средством решения проблем, каким никто не располагает профессионально – это мысль. У философа всеохватный взгляд на человека. Для него человек - это и субъект, и объект, и един, и неедин, и «я», и «мы», и индивид, и человеческий род. Тесты выявляют только знания, и ничего больше. Даже не знания, а умение нажимать на клавиатуру и выбирать правильный ответ «наугад». Получает большее количество баллов на тестировании не тот студент, который хорошо учится, а тот, кто хорошо умеет нажимать «кнопочки». На тестировании «вредно» думать, от этого начинаются метания из стороны в сторону. В тестах очень часто есть вопросы, предполагающие несколько правильных ответов – как на них ответить, знания не помогут. Итоговое тестирование почти ничего не дает студенту, только, может быть, хорошую отметку в зачетную книжку. Тестирование возможно только как промежуточный этап для проверки знаний. Литература: 1. См.: Л.Е.Балашов. Занимательная философия (2005), Практическая философия (2005) и др. 2. См.: Тейчман Д. К.Эванс. Философия для начинаюших. М., 1997. TO THE QUESTION ON METHODOLOGY OF TEACHING OF PHILOSOPHY AT FACULTY MTD |
Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
Термины по обществознанию «Бархатная революция» Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | Введение 2 Особенности социальных общностей 3 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
Глобализация и государство: анализ социальной онтологии Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | Образовательный стандарт по курсу «Философия»…4 Пояснительная записка Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
М. Жирмунский проблемы сравнительно-исторического изучения литератур Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи юфу от 23 апреля... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи юфу от 23 апреля... | Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Конспект книги Джамшид Гараедаги. Как управлять хаосом и сложными... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т.... | ||
Реферат по философии и методологии науки тема № Исторический процесс как последовательная смена общественно-экономических формаций 12 | Восточные единоборства как онтологическое явление Диссертация выполнена на кафедре философии и методологии науки Башкирского государственного университета |