Скачать 0.79 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» «История искусствознания» Программа содержит79 стр. 2007 Введение. В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве и ее методологии, а также вопросы, отражающие современные аспекты методологии искусствоведческих исследований. Программа разработана Государственным институтом искусствознания и одобрена экспертным советом ВАК по филологии и искусствоведению. При подготовке к кандидатскому экзамену по данной программе соискатели ученых степеней в области искусствознания используют с 1 по 6 разделы программы, а также относящиеся к избранной ими специализации в области искусствоведения подразделы в остальных разделах программы.
Искусствоведение в системе гуманитарных и естественных наук. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Современная структура искусствоведческого знания: история искусства, теория искусства, художественная критика, музееведение, их методологические и функциональные отличия. Институциональные основы современного искусствознания (образовательные заведения, научно-исследовательские институты, центры, отделы, научно-исследовательская работа в музеях, профессиональные союзы и объединения и т.д.). Организационные формы обмена научной информацией (научные издательства, периодические издания, научные форумы и конференции).
(проблемы классификации искусств) Система искусств и ее исторические метаморфозы (от первобытного художественного синкретизма к современной дифференцированной системе искусств). Проблема видовой и жанровой классификации искусства как одна из важнейших проблем теоретического искусствознания. Онтологический, семиотический и функциональный критерии классификации искусства. Место каждого вида искусства в целостной системе искусств.
Особенности диссертационного исследования Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи. Изучение и каталогизация художественных памятников. Изучение научной литературы. Обобщение материала и выработка научной концепции. Оформление результатов исследования в текст или научное сообщение. Особенности теоретического и исторического исследования. Формы обмена научной информацией (публикации, симпозиумы, конференции). Искусствоведческое исследование как текст. Виды и жанры научных публикаций: монография, научная статья, библиографический (аннотированный) указатель, каталог, диссертация. Требования к диссертационному исследованию. Задачи и цели кандидатской диссертации. Задачи и цели докторской диссертации. Текст диссертации и автореферата: структура, характер текста и его оформления. 4. Художественная критика, ее функции, формы и задачи. Особенности исторического формирования художественной критики. Место художественной критики в системе современного искусствоведческого знания. Оценочно-субъективная природа критики. Принцип участия критика в живой художественной практике. Проблема «объективности» художественно-критического сознания. Функции художественной критики как регулятора художественной жизни и ценностных отношений современного общества (фиксация художественных процессов, просветительство, формулировка «социального заказа»). Жанры критический публикаций: критическое эссе, очерк, обзор, рецензия, портрет, интервью, критико-полемическая статья, критическая биография. Критика как арьергард или авангард искусствоведения. 5. Основные этапы формирования и развития искусствознания Источники сведений о ранних этапах формирования искусствоведческого знания. Особенности античной мысли об искусстве. Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве. Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания. Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману. Значение позитивизма для формирования искусствоведения как самостоятельной науки и ее методологических принципов. Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания. Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки. Отечественное искусствознание в контексте смены идеологических и методологических парадигм. 6. Отечественная искусствоведческая мысль об искусстве Древней Руси (XIX–XX в.в.) 6.1 Первая половина – середина 18 в. Зарождение интереса к отечественной старине, складывающееся в обществе понятие о необходимости уважительного отношения к ней. Указы святейшего Синода об освидетельствовании церковной утвари и пристойном хранении ризничных вещей. 6.2 Искусство допетровской Руси в контексте эстетики позднего романтизма и официальной доктрины «монархии, православия, народности». Начало систематического описания и изучения памятников средневекового русского искусства. Изучение византийских, славянских и древнерусских памятников в поисках национальной идеи, «национального стиля». Г.Г.Гагарин, Ф.Ф.Рихтер. Издания рисунков и описаний памятников русского зодчества. Музей православного иконописания в Имп. Академии Художеств. 6.3 Формирование основ систематической Истории русского искусства. Исследования о русском иконописании И.М.Сахарова, Д.А.Ровинского. Г.Д.Филимонов – разработка принципов анализа памятников искусства, сочетание в исследованиях археологического и источниковедческого методов. Ф.И.Буслаев, связь словесности и искусства. Истолкование художественных особенностей древнерусского искусства. 6.4 Археологический метод изучения отечественных древностей. А.С.Уваров и Московское Археологическое общество (МАО). Произведение искусства как памятник истории в контексте письменных источников и в контексте «исторического быта». Деятельность Имп. Археологической комиссии (ИАК) и Общества любителей древней письменности (ОЛДП). 6.5. Становление иконографического метода. Изучение канонических изобразительных типов и форм, их значения и бытования, их интерпретации в древнерусском искусстве. Н.П.Кондаков, Н.В.Покровский. Изучение истоков искусства Древней Руси. 6.6. Первые попытки построения концепции исторического развития искусства Древней Руси и формирования оригинальных черт русского искусства. Фактография. Изучение документальных материалов, натурные описания и археологические исследования. Типологические построения. Н.В.Покровский (Стенные росписи в древних храмах византийских и русских, Н.В.Султанов (Русские шатровые церкви). Вопрос об итальянских влияниях на византийское и древнерусское искусств. Полемика между Н.П.Лихачевым и Н.П.Кондаковым. История стиля. Выделение материала искусства из общего массива «христианских древностей». Памятник как самоценный источник уникальной исторической информации. Труды М.В.Красовского по каменному и деревянному зодчеству. Взгляд на историю искусств как область развития разных типов художественного сознания (Эллинизм и Восток). Иконопись и литургика статьи Е.Н.Трубецкого и П.А.Флоренского. 6.7. Исследование памятников в 1920–1930-е годы. Восполнения лакун, восстановления реальной картины истории средневекового русского искусства. Реставрационные исследования – «Комиссия по изучению памятников древнерусской живописи». Открытие росписей Новгорода и Владимира, фресок Феофана Грека и Андрей Рублева. Статьи И.Э.Грабаря, противопоставление двух начал – «новгородского» и «суздальского» в иконописи 13–15 вв. Вопросы формообразования, язык иконописи. Зарождение семиотического подхода к изучению искусства Древней Руси («Оборотная перспектива» П.А.Флоренского, аналитические статьи Ю.А.Олсуфьева). 6.8. История искусства как борьба и смена разных формально-стилистических систем, и как «борьба идей». Первые опыты осмысления нового материала и написания обобщающих очерков истории развития древнерусского искусства, основанные на анализе стиля. Влияние «марксистской» социологии искусства. Путеводители по выставочным экспозициям в Историческом музее (А.И.Анисимова) и Третьяковской галерее (под ред. Н.Н.Коваленской). Книга Рассмотрение искусства в контексте истории культуры Древней Руси, как источника для комментирования литературных текстов и исторических событий.). Зарубежные исследования древнерусского искусства. Издания «Seminarium Kondakovianum». История древнерусской живописи с позиции литературоведения. Отражение идейной жизни общества. Монография Б.В.Михайловского и Б.И.Пуришева «Очерки истории древнерусской монументальной живописи» (1941). В.Н.Лазарев. Разработка общей методологической основы истории искусства византийского мира. 6.9. Древнерусское искусство как «мифологическая» система, отражающая идеальные представления народа и как «бытовое окружение».. Подчинение картины стилистического развития периодизации социально-политической истории русского государства. «История русского искусства» под ред. И.Э.Грабаря, издававшейся АН СССР, тома 1–4 (1953–1959). Сближение профессионального искусства и народного творчества (М.В. Алпатов. Всеобщая история искусства. Т. 3 , 1955). 6.10. 1960–1970-е гг. Дополнение и «уточнение» «Истории русского искусства» Принцип историзма в трудах В.Н. Лазарева. Популяризация древнерусского искусства как «явления» национальной и мировой художественной культуры. Путеводители по старым русским городам, альбомы. (Н.Н.Воронин, М.К.Каргер, М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев). Развитие академической науки. Комплексные исследования, сочетающие анализ всех видов исторических источников, техники, иконографии и стиля (Н.Н.Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси). Каталогизация музейных собраний. Конкретизация понятий «школа», выявление их стилистических, иконографических и технико-технологических особенностей (Работы П.А. Раппопорта, С.С.Подъяпольского, Г.И.Вздорнова, Г.В.Попова, Э.С.Смирновой. Изучение отдельных видов искусства. Использование методов функционального, иконографического и иконологического анализа при рассмотрении памятников архитектуры. Проблема возникновения высокого иконостаса, работы итальянских архитекторов в России на рубеже 15–16 вв. (С.С.Подъяпольский). Зарождение принципов критической оценки материальной структуры памятника, споры о принципах научной реставрации. 6.11. Современный этап развития науки о древнерусском искусстве. Развитие компаративистских исследований. Древнерусское искусство как особая ветвь единой художественной культуры Византийского (православного) мира (А.И.Комеч, О.С. Попова, Э.С. Смирнова). Пути проникновения западно-европейских влияний, их интерпретация (С.С. Подъяпольский, В.П. Выголов). Архетипы в искусстве, их интерпретация на разных стадиях развития художественной традиции (сборники «Иерусалим в русской культуре», «Сакральная топография средневекового города» и др.). Развитие понятия о памятнике как многомерной системе, представляющей синтез культурных традиций. Сочетание стилистического, реставрационного и археологического методов изучения памятников искусства (С.С. Подъяпольский, П.А. Раппопорт, Г.М. Штендер, Г.И. Вздорнов, О.В. Лелекова, Л.А. Беляев, О. М. Иоаннисян). Соединение истории искусства и краеведения. Издания областных музеев и археологических экспедиций (Новгород, Псков, Ростов, Ярославль, Муром, Владимир). 7. Искусствоведческая мысль в античной культуре а) Изобразительное искусство и архитектура Место изобразительного искусства в общественной жизни и системе искусств Древней Греции. Особенности понятия искусства. Мусические и технические искусства. Созерцательность античной эстетики (созерцание прекрасного как высшая цель воспитания философа у Платона и Аристотеля). Проблема отношения искусства к действительности. Сохранившиеся сведения о первых образцах литературы об искусстве («Каноне» Поликлета, трактатах Дуриса, Ксенократа). «Топографическое» направление в литературе об искусстве: «Описание Эллады» Павсания. Описание художественных произведений у Лукиана. Пифагорейская концепция «космоса» как стройного целого, подчиненного законам «гармонии и числа» и ее значение для начал теории архитектуры. Идея порядка и соразмерности в архитектуре и градостроительстве. Образы идеального города в сочинениях Платона (шестая книга «Законов», диалог «Критий») и Аристотеля (седьмая книга «Политики»). Понимание искусства в Древнем Риме. «Естественная история» Плиния Старшего (I в. н. э.) как главный источник сведений по истории античного искусства. Трактат Витрувия: систематическое изложение классической архитектурной теории. б) Музыка. Древнегреческая наука как фундамент европейского музыкознания. Создатели древнегреческой теории музыки. Синкретизм искусства и науки. Цельность научно-художественного мировоззрения. Понятия techne, praxis и theoria. Деление теории на части: прикладную и теоретическую. Дифференциация частей на отделы, а отделов на отрасли. Гармоника, ритмика, метрика как отрасли теоретического отдела. Древнегреческое понятие mathema как совокупности знаний. Понимание музыки в Древней Греции. Производность слова «музыка» от «мусике». Мусикé как единство пения, стиха и танца (хорейа). Понятие гармонии в древнегреческой теории музыки. Значения понятия: общеязыковое, эстетическое, философское, музыкальное. Мифологический, космологический и философский аспекты понятия «гармония». Беотийский, аттический и иллирийский мифы о гармонии. Развитие понятия гармония: Гомер (IX-VIII вв. до н.э.), Пифагор и пифагорейцы (VI-IV вв. до н.э.), Гераклит (VI-V вв. до н.э.), Платон (V-IV вв. до н.э.). Античное учение о числе. Пифагорейская школа и ее достижения. Число как основа сущего. Теория пропорций. Древнегреческая гармоника. Гармоника как один из разделов теоретической науки. Отделы науки. Этимология слова «гармоника». «Гармоники» Аристоксена и Анонима-Клеонида. Строение гармоники. Теория звука у древних греков. Звук (фтонг) музыкальный и немузыкальный (речевой). Теория двух видов движении голоса Аристоксена. Экмелика и мелос. Учение об интервалах (диастемах). Числовое выражение интервала. Классификация интервалов в древнегреческой теории музыки. Ладовая система. Понятие состава (звукоряда). Тетрахорд как главный состав, как ядро ладовой системы. Виды тетрахордов, несовпадение названий с позднейшей традицией. Функции ступеней тетрахорда. Гестоты и кинумены. Соединение тетрахордов. Октавы и виды октав. Система октавных ладов. «Гипо» лады. Греческий полный звукоряд (совершенная система). Названия ступеней. Меньший полный звукоряд. Неподвижный и подвижный (вдвижной) звукоряды. Понятие «тесиса» и «динамиса». Транспозиционные гаммы. Учение о родах. Род как тип интервальной системы, учение о строении звукоряда. Основные роды в древнегреческой теории музыки. Понятие диесы. Общая систематика родов с современной точки зрения (по Ю.Холопову). Математическая основа науки о музыке. Опыты со струной и сосудами. Споры о сущности консонанса и диссонанса: математический и эстетико-психологический подходы к научному определению. Каноники (пифагорейцы) и гармоники (последователи Аристоксена). Строй. Типы строя в древнегреческой музыке. Пифагорейский строй, его характеристика. Идея равномерно-темперированного строя (Аристоксен). Древнегреческое учение о метре. Понятие метра и ритма. Связь музыки и поэзии.Понятия моры, хроноса и протоса. Стопа и ее структура. Виды стоп и ритмических структур. Объединение стоп в колоны. Период. Строфа. Музыкально-поэтические формы в древнегреческой трагедии. Учение об этосе ладов и метров. Обсуждение вопросов политики и музыки у Дамова Афинского. Дальнейшее развитие теории этоса Платоном и Аристотелем. Аристотель о ладах. Учение об этосе и теория общественного значения музыки. Общая оценка древнегреческой науки о музыке. в) Театр. Основные направления в исследовании происхождения театра. Театр и архаический ритуал. Тема театра в драматургии Древней Греции. «Лягушки» Аристофана как документ эстетического самосознания театра в классическую эпоху. Вопросы театра и драматургии в «Поэтике» Аристотеля. Происхождение трагедии и комедии по Аристотелю. Театральные воззрения Аристотеля и теория подражания (мимесиса). Проблема катарсиса в «Поэтике» Аристотеля и ее современные интерпретации. Аристотель и Платон. «Наука поэзии» Горация и римский театр. Цицерон об искусстве актера. Лукиан об искусстве танца. |
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011 ... | Программа-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки... Экзамен по «Истории и философии науки» рекомендуется сдавать не ранее конца первого года обучения в аспирантуре | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по дисциплине од. А. 01 «История и философия науки» Положение о порядке присуждения ученой степени кандидата наук в качестве обязательного условия предусматривает сдачу соискателями... | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы... | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Инструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия... | Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки раздел Программа-минимум разработана Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова ран и Российским государственным гуманитарным... | ||
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... | ||
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» Программа-минимум разработана Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова ран и Российским государственным гуманитарным... | Требования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов... | ||
По истории соответствующей отрасли науки Порядок подготовки и требования к оформлению реферата для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки | Методические рекомендации для аспирантов и соискателей к курсу кандидатского... Эти позиции учитываются при работе на курсе кандидатского минимума по «Истории философии и науки», поэтому подготовка по программе... | ||
«история и философия науки» Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» допуск к сдаче кандидатского экзамена по философии... | С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей... |