Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 180.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.10.2013
Размер180.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Факультет экономики и управления




УТВЕРЖДАЮ





Проректор по научной работе




________________ А.Ф.Крутов




«____»_______________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«История и философия и науки»

(История науки)

(ОД.А.01; цикл ОД.А.000 «Обязательные дисциплины»

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по отрасли 23.00.00 Политические науки,

специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии)

Самара

2011

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.
Составители рабочей программы: Мартышкин Сергей Алексеевич, профессор, доктор исторических наук; Парамонов Вячеслав Николаевич, профессор, доктор исторических наук, Андронова Ирина Владимировна профессор доктор политических наук, Молевич Евгений Фомич профессор доктор философских наук.

Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета факультета экономики и управления

протокол № 11 от 29.06.2011 г.

Декан факультета экономики и управления
«___»____________2011 г. ____________ Л.А.Сараев

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о важнейших этапах и ведущих тенденциях истории политической мысли.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у аспирантов представление о истории политической мысли как комплексном многофакторном процессе со своими внутренними закономерностями;

  • о ведущих тенденциях политических мыслей современности в России и за рубежом;

  • об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении политической теории;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных политологических исследований.


1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • иметь представление: о месте политической мысли в системе гуманитарных наук; о функциях политологического знания на различных этапах мировоззренческой эволюции общества; о проблемах достоверности политологического знания; о процессе смены общенаучных политологических парадигм;

  • знать: основные характеристики истории политической мысли; важнейшие теоретико-методологические подходы к изучению истории политической мысли; особенности политологических концепций ведущих отечественных и зарубежных политологов и научных школ, разрабатывающих данную проблематику;

  • уметь: выявлять, анализировать и интерпретировать проблемы применения знаний по теории политической мысли в современном мире; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах истории политической мысли; определять степень доказательности и обоснованности тех или иных положений политологических трудов; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии.


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по политологии, в объеме программы высшего профессионального образования.
1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 23.00.02 – Теория политики, история и методология политической науки.


2. Содержание дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)
Форма обучения (вид отчетности)

1-3 годы аспирантуры; вид отчетности – экзамен кандидатского минимума.

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


36/ 1

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

4

в том числе:




лекции

4

семинары

0

практические занятия

0

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

32

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

0

Подготовка реферата

8

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

24

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа



















1

Предмет и методы истории политической мысли и политической науки

4

0

0

3

2

Политическая мысль Древнего Востока, Античности и Средневековья

0

0

0

3

3.

Политическая мысль эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения

0

0

0

3

4.

Политическая мысль Европы XIX в. и формирование основных политических идеологий

0

0

0

3

5

Смена картины мира как мировоззренческая предпосылка «постметафизического» этапа в развитии политической мысли

0

0

0

4

6

Противоречие между либеральным и республиканским идеологическими принципами и их отражение в эволюции современной политической науки

0

0

0

4

7

Субъект и система как дихотомия современной политической теории

0

0

0

4

8

Обращение к восточной традиции как один из резервов политической науки в эпоху «диалога цивилизаций»

0

0

0

4

9

Политические основы столкновения цивилизаций

0

0

0

4




Итого:

4

0

0

32


2.3. Лекционный курс.

Тема1. Предмет и метод истории политической мысли и политической науки.

 Предмет истории политической мысли и науки, его изменение вместе с обособлением политики как специфического типа общественной практики. Западная и Восточная традиция в истолковании предмета истории политической мысли. Проблемы периодизации истории политической мысли и политической науки; формационный, культурологический, линеарный и релятивистский подходы к периодизации.

Проблемы метода в научной истории политической мысли и политической науки. «Описательная история» и «конструктивистская история» политической мысли и науки; «биография идей» и «инвентаризация проблем» как альтернативные методы исторического описания. Монодисциплинарный и полидисциплинарный подходы к истории политической мысли и политической науки.

Тема 2.     Политическая мысль Древнего Востока.

 

Специфика древневосточной картины мира в философско-политическом измерении. Статус идеи общественного закона, порядка и власти в истории древневосточной политической мысли: даосизме, конфуцианстве, китайском буддизме, индийских «Ведах» и Упанишадах. Древневосточная антропология применительно к практикам «человека политического». Восточный идеал человека как правителя и подданного. Политическая этика в рамках восточной традиции; ее развитие в рамках индо-буддистского и конфуцианско-буддистского мировоззренческих синтезов.

Тема 3.     Политическая мысль Античности.

 

Специфика античной картины мира в философско-политическом измерении. Политические идеи философов-досократиков. Мировоззренческий переворот античного Просвещения в сфере политики. Политический рационализм и политическая этика софистов. Политическая теория Платона. Теория власти, политическая антропология и этика Платона.

Политическое учение Аристотеля. Предвосхищение идей «массового общества», среднего класса, политического центризма в политической теории Аристотеля. Политическая антропология и этика Аристотеля.

Политическая мысль Древнего Рима. Идея цикличности политического развития у Полибия. Политические идеи Цицерона. Государство и право, собственность и республика в политической концепции Цицерона. Сочетание монархического, аристократического и демократического начал в идеальной республике Цицерона.

Тема 4. Политическая мысль европейского средневековья.

 

Значение христианского переворота в смене политической картины мира в Европе. Христианский тип личности и его отношение к политике. Дуализм «града Божьего» и «града земного» в концепции Августина как парадигма христианской политической мысли.

Общая характеристика раннекатолической картины мира в политическом измерении. Средневековый теократический идеал и его влияние на развитие политической мысли. Политические идеи Фомы Аквинского. Принцип верховенства религиозной власти над светской. политическая этика томизма и его политический идеал. Значение борьбы номинализма и реализма в развитии политической мысли европейского средневековья.

Философы-номиналисты как оппозиция папской теократии. Уильям Оккам и его номиналистическая политическая теория. Принцип разделения политической и духовной (религиозной) власти у У. Оккама. Илея автономии политики, эвристический и технологический (технология власти) потенциал этой идеи.

Политический идеал самоуправляемого города-коммуны как предтеча политической идеологии европейского республиканизма.

Тема 5. Политическая мысль восточного средневековья.

 

Исламский мировоззренческий синтез и политические идеи основателей ислама. Мусульманская «умма» и ее политические проекции. Суфизм и его аскетическая политическая этика. Отношение к собственности и государству. Исламский теократический идеал: воссоединение религиозной и политической власти.

Средневековая политическая мысль Индии.

Средневековая политическая мысль Китая.

Средневековая политическая мысль Арабского Востока.

Средневековая политическая мысль Средней Азии.

Политические идеи Чингиз-хана и идеологов монгольской империи.

Тема 6. Политическая мысль Византии и стран восточно-христианского культурного круга.

 

Решение проблемы взаимоотношения духовно-религиозной и политической власти в доктрине «симфонии властей» византийского императора Юстиниана. Теократические идеи патриарха Фотия. Судьбы византийского теократического идеала. Антиномия «империи и пустыни» (Г. Флоровский).

Средневековая политическая мысль Болгарии.

Средневековая политическая мысль Сербии.

Тема 7. Политическая мысль средневековой Руси.

 

Учение митрополита Киевского Иллариона и соотношении закона и благодати. Православная политическая антропология и этика в учении Иллариона («Слово о законе и благодати») и Нестора («Повесть временных лет»). Проблемы власти, государства и права в «Поучении» Владимира Мономаха.

Политические идеи Даниила Заточника: пролегомены абсолютизма.

Идейно-политическое содержание полемики нестяжателей и иосифлян.

Политическая концепция Филофея. Формула «Москва-третий Рим». Идея последнего православного царства как архетип русского политического сознания. Политические идеи Ивана Грозного: миссия православного царя. Политические новации опричнины: «идеальное государство» Грозного в сравнении с идеальным государством Платона.

Тема 8. Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

 

Николо Макиавелли: переворот в политической мысли, связанный с разделением политики и этики; от понятия справедливой власти к понятию эффективной власти. Феномен «нового государства» и «нового человека», не связанного традицией и моралью.

Политические открытия Реформации. Возрождение политического номинализма на основе Реформации: «Молчание Бога», ведущее к «молчанию истории», а от нее — к суверенитету индивида, самоопределяющегося на свой страх и риск в политике и в экономике. Политическая антропология и этика протестантизма как основа новых политических практик.

Политическая утопия как идейно-политический феномен эпохи Возрождения и Реформации. Утопическая ментальность и ее социокультурные основания. Двойственность политического утопизма: «тоталитарная» утопия Т. Кампанеллы и «эпикурейская» утопия Ф. Рабле. Значение этих утопий как прецедента в последующем развитии политического утопизма.

Тема 9. Обретения политической мысли XVII в.

 

Политические идеи Гуго Гроция. Теория естественного права и общественного договора. Гражданское общество и государство как основная дихотомия европейской политической жизни. Европейский индивидуализм как политический феномен.

Политическая теория Т. Гоббса. Политическая парадигма Гоббса: естественное состояние как война всех против всех и миссия государства как источника цивилизационного правопорядка.

Политическая теория Д. Локка. Принцип разделения власти. Естественное состояние как состояние спонтанной самоорганизации граждан и необходимость ограничения государственного деспотизма. Конкуренция парадигм Гоббса и Локка как источник развития политической мысли.
2.4. Практические (семинарские) занятия.

Тема 1 Предмет и метод истории политической мысли и политической науки.

Тема 2 Политическая мысль Древнего Востока.

Тема 3.Политическая мысль Античности.

Тема 4.Политическая мысль европейского средневековья.

Тема 5.Политическая мысль восточного средневековья.

Тема 6.Политическая мысль Византии и стран восточно-христианского культурного круга.

Тема 7.Политическая мысль средневековой Руси

Тема 8. Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 

Тема 9. Обретения политической мысли XVII в.
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.

3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:

  • библиография по проблемам власти;

  • публикации (в том числе электронные) источников по теории власти;

  • научно-исследовательская литература по актуальным проблемам истории политической мысли.

Конспектирование и реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим блокам.
3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:

  • Список литературы и источников для обязательного прочтения.
  • Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети СамГУ (сайт научной библиотеки СамГУ, URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html):


  1. Издания Самарского государственного университета

  2. Полнотекстовая БД диссертаций РГБ

  3. База данных SpringerLink

  4. Научная электронная библиотека РФФИ (Elibrary)

  5. "ПОЛПРЕД-Справочники"

  6. БД издательства ELSEVIER

  7. Oxford University Press

  8. Университетская библиотека ONLINE

  9. Университетская информационная система Россия

  10. Реферативная база данных INSPEC EBSCO

3.3.2. Тематика рефератов

Примерные темы рефератов.

  1. Политическая мысль и политическая наука.

  2. Периодизация истории политической мысли.

  3. Междисциплинарные связи политической науки.

  4. Проблема метода в политологии.

  5. Политическая мысль Востока: правитель и поданный

  6. Политическая мысль Античности и ее влияние на новоевропейскую политическую мысль.

  7. Дуализм «града земного» и «града Божъего» в политической мысли Средневековья.

  8. Византийский идеал политического правления.

  9. Политическая мысль средневековой Руси.

  10. Политические идеи Возрождение и Реформации..

  11. Концепция Г. Гроция как предпосылка создания Вестфальской системы национальных государств.

  12. Теория Т.Гоббса о выходе из естественного состояния с помощью государства.

  13. Необходимость ограничения государственного деспотизма в концепции Дж. Локка.

  14. Политическая мысль эпоха Просвещения

  15. Политологические идеи И.Канта

  16. Учение И. Канта о вечном мире.

  17. Гегелевская «философия права» и учение Г.В. Ф. Гегеля о гражданском обществе

  18. Суверенитет личности и суверенитет народа у И.Г. Фихте.

  19. Основные политические идеологии нашего времени и их формирование в ХIХ в.

  20. Либерализм.

  21. Консерватизм

  22. Идеология социализма, марксизма, социал- демократии.

  23. Постметафизический этап в развитии политической мысли.

  24. Бихевиоризм в политологии.

  25. Проблема политического участия.

  26. Субъект и система в современной политической теории.

  27. Политическая культура.

  28. Столкновение цивилизаций или диалог культур.

  29. Проблема суверенитета и Вестфальская система национальных государств.

  30. Закат вестфальской системы сегодня.

  31. Ограниченный суверенитет.

  32. Сущность политики.

  33. Демократии и диктатуры.

  34. Авторитарные и тоталитарные формы правления.

  35. Разделение властей.

  36. Политические теории российских реформ.

  37. Глобализация и мировой порядок.

  38. С Хантингтон о столкновении цивилизаций.

  39. Война и ее политические функции.

  40. Терроризм: основные концепции.



Итоговый контроль проводится в виде экзамена кандидатского минимума.
4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов).
Программы пакета Microsoft Offiсe;
Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html


5. Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)

не предусмотрены.
6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)

    • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами класса Pentium 4 с выходом в Интернет и в локальную сеть Самарского государственного университета, а также принтеры, сканеры и ксероксы.


7. Литература
7.1. Основная

  1. Зотов В.Д. История политических учений. – М.: Юрист, 2005. –603с.

  2. История политических и правовых учений/Под ред. О.Э. Лэйста. – М.: Зерцало, 2006. – 568 с.

  3. Лазар М.Г. Политология. История политической мысли. СПб.: РГГМУ, 2006. – 144 с.

  4. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2007. – 208 с.

  5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М.: Норма-Терра, 2004. – 244 с.

  6. Станкова М.В. История политических и правовых учений. – Омск: ОмГТУ, 2008. – 92 с.

  7. Чанышев А.А. История политических учений. М.: МГИМО, 2005, 592 с.


7.2. Дополнительная


  1. Андронова И.В. Влияние доступа к информации на модели политического участия в регионах России // Инфокоммуникационные технологии. 2006. №4. С. 58-63. (В соавторстве с Баскаковой Ю.М.).

  2. Андронова И.В. Гражданское общество в современной России и тенденции его эволюции // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. № 10. (В соавторстве Беловой О.В.)

  3. Андронова И.В. Проблемы формирования правового государства в современной России как важнейшего фактора становления гражданского общества// Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. № 3 (53). (В соавторстве Горелик Д.С.)

  4. Гершевич О. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России.// Власть.-2007.-№3.- С. 25-29

  5. Голосов Г.В. Сравнительная политология.- Новосибирск, Изд-во Новосибирского университета, 1995.- 207с.

  6. Мартышкин С.А., К. Каваками и решение проблемы японской иммиграции в США (20-е гг. ХХ в.)// Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. № 5/3 (55). С. 107-111.

  7. Мартышкин С.А. «Политика предубеждения» и этнополитический конфликт: международно-политический аспект// Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. № 3 (53). С. 30-33

  8. Масловский М.В. Теория бюрократия Макса Вебера и современная политическая социология.- Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 1997.-88с.

  9. Кандауров С.П., Мартышкин С.А., Полищук В.Н., Тихомиров В.А. Основы политологии.- Самара Изд-во СГТУ, 1998 -108с.

  10. Мерсиянова И. Государственная власть и местное самоуправление : прямые и обратные связи// Власть.-2007.-№1.- С. 3-15

  11. Нетесова М. О разграничении функций контроля и надзора в государственном управлении // Власть.-2007.-№2.- С. 97-101

  12. Овчинников А.П. Политическая регионалистика : Три уровня власти в региональном измерении: Материалы к учебному курсу "Политическая регионалистика" / А.П. Овчинников; Самарский гос.ун-т. - Самара: Самарский университет, 2002. – 140 с

  13. Парамонов В.Н. Электоральная практика российских политических партий в выборах в Государственную Думу 1906-1912 гг.// Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2007. № 5/3 (55). С.232-243 (0,75 п.л.)

  14. Политология в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Тургаева,А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.-300с.

  15. Политология на российском фоне/ Под ред В.В.Рябова.- М: Луч,1993-425с.

  16. Политическая наука. Типы власти в сравнительно-исторической перспективе/ Под ред Ю.С. Пивоварова .: М: ИНИОН РАН, 1997 190 с.

  17. Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования.- М.: Наука, 1991.- 365с.

  18. Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: Прогресс, 1994. – 554 с.

  19. Черных А. Некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в субъектах РФ// Власть.-2006.-№ 12.- С. 27-29

  20. Черняев А. Бюрократическое государственное управление как фактор динамики российских системных политических кризисов ХХ века. // Власть.-2006.-№ 8.- С. 15-19


7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

  1. Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (История науки). М.: Икар, 2004.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за___________/___________учебный год
В рабочую программу курса ОД.А.01, «Истории и философии науки », цикл ОД.А.00 «Специальные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 23.00.00 Политические науки, специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии по политическим процессам:


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск