Скачать 0.73 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра _философии_ (название кафедры) Утверждаю Начальник кафедры философии_ (название кафедры) . Д.И. Грядовой (подпись) Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность) Фондовая лекция по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________ (название учебной дисциплины) Тема _№ 16 «КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (название темы) (РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ для специальности 030502.65 «Судебная экспертиза») Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии протокол №_7_ от «6» _февраля_2008 г. Москва 2008 ТЕМА № 16 КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ Лекция по ТЕМЕ № 16 «КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030502.65 «Судебная экспертиза». Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения целого ряда важнейших проблем становления и развития современного информационного общества и обеспечения эффективности правоохранительной деятельности в новых коммуникационно-информационных условиях. Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современной философии и имеющие важное значение для современной науки. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом. Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности, связанной с использованием специальной техники и новых информационных технологий. Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно актуально для будущих специалистов правоохранительных органов, в деятельности которых коммуникационные и информационные процессы и их постоянный анализ будут, в сущности, составлять основное содержание службы. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением коммуникационных и информационных процессов способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России. Кроме того, теоретическое содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной литературы и востребованных электронных ресурсов, обращение к которым позволяет практически использовать актуальные современные информационно-образовательные технологии и технические средства обучения. Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением коммуникационных и информационных процессов в жизни человечества. Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления коммуникационных и информационных процессов, связанных с ними проблем и путей их решения. Задачи лекции:
Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»). Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности. Вопрос 1 КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Бурное развитие коммуникационных и информационных процессов обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовыми технологиями в этой сфере, имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим. Информация действительно правит современным миром, и этот факт должен быть всесторонне и глубоко осмыслен всеми, кто желает получить нормальное, и, тем более, «высшее» образование. Для успешного освоения этой темы следует, прежде всего, определиться с понятиями «коммуникация» и «информация». Сделаем это сначала, в «первом прочтении», в упрощенном виде, а затем, по ходу изложения, будем расширять и углублять понимание этих важнейших терминов. Коммуникация (лат. Communicatio, от Communico - делаю общим, связываю, общаюсь) в самом общем виде есть: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка, реже при помощи др. знаковых систем (коммуникацией называют также и сигнальные способы связи у животных). В зависимости от контекста, в научной и учебной литературе под коммуникацией может пониматься:
Предполагается, что различные подходы к пониманию коммуникации определяются той соответствующей ролью, которую выполняет она в обществе и его развитии. Если, например, психологический подход объясняет коммуникативные процессы с точки зрения индивидуальной психической деятельности, то философский подход интерпретирует коммуникацию как явление культуры. Разумеется, что коммуникация в правоохранительной сфере объединяет, интегрирует различные подходы к пониманию сущности коммуникации. Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации: - коммуникант (отправитель, передатчик) – сообщение (передаваемый объект) - реципиент (адресат, приемник). Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки: 1). В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов. Так, например, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс. 2). Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. Особая (иногда трактуемая как вырожденная) форма коммуникации есть внутриличностная, автокоммуникация - общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.). 3). Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность (поэтому, например, бред не есть коммуникационный акт). Таким образом, коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов. Под коммуникацией в широком смысле понимаются:
Таким образом, содержанием процесса коммуникации выступает информация. Информация (лат. Information – разъяснение, изложение, осведомленность) в самом общем виде означает какие угодно знания, сведения, данные. С сер. XX в. «информация» становится основополагающим понятием кибернетики, а чуть позже постепенно приобрела статус общенаучного понятия, включающего:
Как уже было отмечено, рассматривая информацию, обычно выделяют источник, потребителя и передающую среду. Системно-кибернетический подход требует также различения трех аспектов функционирования кибернетической системы:
В зависимости от контекста, в научной и учебной литературе под информацией могут понимать:
В «математической» теории информации она рассматривается как абстрактный объект. Так, Норберт ВИНЕР еще в 1948 г. написал: «Информация есть информация, а не материя и не энергия».1 Из этого определения вытекает, что информация - не существующий реально объект, а умственная абстракция, то есть созданная человеческим разумом фикция. В «физической» теории информации она рассматривается как физический феномен. С 60-х годов ХХ в. проблема информации привлекла внимание отечественных философов-материалистов, которые не могли примириться с тем, что информация - это идеальная фикция и попытались «материализовать» информацию, найти ей место в материально едином мире2. Наиболее авторитетными в нашей философской науке считаются так называемые атрибутивная и функциональная концепции. Обе концепции утверждают, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Первая рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, т.е. превращает информацию в материальный объект («Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением - свойством отражения»), а вторая - как функциональное качество самоуправляемых и самоорганизуемых (кибернетических) систем, превращая информацию в функцию. Статус физического феномена информация обретает и в «естественнонаучной» концепции информации, ставящей ее в один ряд с категориями вещества и энергии. Эта трактовка воспринята многими научными авторитетами. Принципиальное отличие ее от атрибутивной концепции состоит в том, что в ней затруднительно обнаружить взаимосвязь отражения и информации, зато ясно просматривается тенденция к отождествлению информации с организацией. Информация выглядит уже «естественнонаучным подтверждением» не столько присущего материи свойства отражения, сколько свойства организации. Формула «материя = вещество + энергия + организация» вытесняется формулой «материя = вещество + энергия + информация». Следствием подобных взглядов является своеобразный «панинформизм», выводы о том, что информация «существовала и будет существовать вечно», что она «содержится во всех без исключения элементах и системах материального мира», «проникает во все «поры» жизни людей и обществ» и т.д. Из «панинформизма» вытекает, что информация в качестве одной из трех основ мироздания, должна служить первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация. |
Министерство внутренних дел россии московский университет Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике | Министерство внутренних дел российской федерации прика з «18» марта 2013 г. №150 Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних... | ||
Министерство внутренних дел россии московский университет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Новозубово создана приказом отдела образования... | Министерство внутренних дел Российской Федерации Московский университет... Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения... | ||
Министерство внутренних дел россии московский университет Тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет кафедра философии и социологии | ||
Министерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской... | Р. С. Белкин криминалистическая энциклопедия Рекомендовано Министерством внутренних дел России в качестве справочного пособия для курсантов, слушателей и преподавателей учебных... | ||
Расширенная рабочая группа при м инистре внутренних дел российской... Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,... | Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | ||
План: |Введение |с. 2 | Место добра и зла в категориях этики. Их... «основные категории и принципы этики в деятельности органов внутренних дел» необходимо отметить, что деятельность сотрудников внутренних... | Министерство образования и науки российской федерации министерство... «Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России... |