Министерство внутренних дел россии московский университет





НазваниеМинистерство внутренних дел россии московский университет
страница1/7
Дата публикации23.08.2013
Размер0.73 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук,

доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 16 «КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(название темы)
(РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 030502.65 «Судебная экспертиза»)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.

Москва 2008
ТЕМА № 16
КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Коммуникация и информация как предмет философии……………………….


с. 6

Вопрос 2

Социальные коммуникации и диалог в истории философии……………………….


с. 27

Вопрос 3

Интернет как метафора

глобального мозга………………………...


с. 38

Вопрос 4

Эпистемологическое содержание компьютерной революции…...…………...


с. 46

Вопрос 5

Философские дискуссии вокруг понятия информационного общества...……………


с. 49

Вопрос 6

Правоохранительная деятельность и информационные технологии.

Борьба с преступностью

в информационном обществе…………….


с. 60

Заключение

..…………………………………………….

с. 68

Список литературы

..…………………………………………….

с. 70

Приложение

Интернет-ресурсы по теме……………….

с. 76


ВВЕДЕНИЕ
Лекция по ТЕМЕ № 16 «КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030502.65 «Судебная экспертиза».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения целого ряда важнейших проблем становления и развития современного информационного общества и обеспечения эффективности правоохранительной деятельности в новых коммуникационно-информационных условиях.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современной философии и имеющие важное значение для современной науки. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности, связанной с использованием специальной техники и новых информационных технологий. Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно актуально для будущих специалистов правоохранительных органов, в деятельности которых коммуникационные и информационные процессы и их постоянный анализ будут, в сущности, составлять основное содержание службы. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением коммуникационных и информационных процессов способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России.

Кроме того, теоретическое содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной литературы и востребованных электронных ресурсов, обращение к которым позволяет практически использовать актуальные современные информационно-образовательные технологии и технические средства обучения.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением коммуникационных и информационных процессов в жизни человечества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления коммуникационных и информационных процессов, связанных с ними проблем и путей их решения.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии коммуникационных и информационных процессов и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • выделение и сравнительная характеристика основных этапов осмысления социальных коммуникаций и диалога в истории философии;

  • ознакомление с современными философскими представлениями о смысле и роли средств массовой коммуникации;

  • выявление эпистемологического содержания компьютерной революции;

  • осмысление и сопоставление основных философских интерпретаций понятия информационного общества;

  • определение места и роли информационных технологий в современной правоохранительной деятельности и анализ основных направлений борьбы с преступностью в условиях информационного общества.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»).

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности.
Вопрос 1

КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Бурное развитие коммуникационных и информационных процессов обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовыми технологиями в этой сфере, имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим. Информация действительно правит современным миром, и этот факт должен быть всесторонне и глубоко осмыслен всеми, кто желает получить нормальное, и, тем более, «высшее» образование.

Для успешного освоения этой темы следует, прежде всего, определиться с понятиями «коммуникация» и «информация». Сделаем это сначала, в «первом прочтении», в упрощенном виде, а затем, по ходу изложения, будем расширять и углублять понимание этих важнейших терминов.

Коммуникация (лат. Communicatio, от Communico - делаю общим, связываю, общаюсь) в самом общем виде есть:

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка, реже при помощи др. знаковых систем (коммуникацией называют также и сигнальные способы связи у животных).

В зависимости от контекста, в научной и учебной литературе под коммуникацией может пониматься:

  • передача информации с целью получить ответ;

  • координация значений между индивидом и аудиторией;

  • обмен информацией об идеях или переживаниях;

  • обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;

  • достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря, достижение взаимопонимания;

  • чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-либо;

  • движение смыслов во времени и пространстве… и т.д.

Предполагается, что различные подходы к пониманию коммуникации определяются той соответствующей ролью, которую выполняет она в обществе и его развитии. Если, например, психологический подход объясняет коммуникативные процессы с точки зрения индивидуальной психической деятельности, то философский подход интерпретирует коммуникацию как явление культуры. Разумеется, что коммуникация в правоохранительной сфере объединяет, интегрирует различные подходы к пониманию сущности коммуникации.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации: - коммуникант (отправитель, передатчик) – сообщение (передаваемый объект) - реципиент (адресат, приемник).

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1). В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация).

Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов. Так, например, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.

2). Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее.

Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. Особая (иногда трактуемая как вырожденная) форма коммуникации есть внутриличностная, автокоммуникация - общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).

3). Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность (поэтому, например, бред не есть коммуникационный акт).

Таким образом, коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов.

Под коммуникацией в широком смысле понимаются:

  • и система, в которой осуществляется взаимодействие,

  • и процесс взаимодействия,

  • и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Таким образом, содержанием процесса коммуникации выступает информация.

Информация (лат. Information – разъяснение, изложение, осведомленность) в самом общем виде означает какие угодно знания, сведения, данные.

С сер. XX в. «информация» становится основополагающим понятием кибернетики, а чуть позже постепенно приобрела статус общенаучного понятия, включающего:

  • обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом;

  • обмен сигналами в животном и растительном мире;

  • передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Как уже было отмечено, рассматривая информацию, обычно выделяют источник, потребителя и передающую среду. Системно-кибернетический подход требует также различения трех аспектов функционирования кибернетической системы:

  • информационный аспект (связан с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов);

  • управленческий аспект (учитывает процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей);

  • организационный аспект (характеризует устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты затрат на осуществление процессов управления в системе).

В зависимости от контекста, в научной и учебной литературе под информацией могут понимать:

  • сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди;

  • сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических (кибернетических) устройствах;

  • количественную меру устранения неопределенности (энтропии), меру организации системы;

  • функцию системы;

  • отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы;

  • атрибут материи;

  • абстрактный концепт… и т.д.

В «математической» теории информации она рассматривается как абстрактный объект. Так, Норберт ВИНЕР еще в 1948 г. написал: «Информация есть информация, а не материя и не энергия».1 Из этого определения вытекает, что информация - не существующий реально объект, а умственная абстракция, то есть созданная человеческим разумом фикция.

В «физической» теории информации она рассматривается как физический феномен. С 60-х годов ХХ в. проблема информации привлекла внимание отечественных философов-материалистов, которые не могли примириться с тем, что информация - это идеальная фикция и попытались «материализовать» информацию, найти ей место в материально едином мире2.

Наиболее авторитетными в нашей философской науке считаются так называемые атрибутивная и функциональная концепции. Обе концепции утверждают, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Первая рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, т.е. превращает информацию в материальный объект («Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением - свойством отражения»), а вторая - как функциональное качество самоуправляемых и самоорганизуемых (кибернетических) систем, превращая информацию в функцию.

Статус физического феномена информация обретает и в «естественнонаучной» концепции информации, ставящей ее в один ряд с категориями вещества и энергии.

Эта трактовка воспринята многими научными авторитетами. Принципиальное отличие ее от атрибутивной концепции состоит в том, что в ней затруднительно обнаружить взаимосвязь отражения и информации, зато ясно просматривается тенденция к отождествлению информации с организацией. Информация выглядит уже «естественнонаучным подтверждением» не столько присущего материи свойства отражения, сколько свойства организации. Формула «материя = вещество + энергия + организация» вытесняется формулой «материя = вещество + энергия + информация».

Следствием подобных взглядов является своеобразный «панинформизм», выводы о том, что информация «существовала и будет существовать вечно», что она «содержится во всех без исключения элементах и системах материального мира», «проникает во все «поры» жизни людей и обществ» и т.д. Из «панинформизма» вытекает, что информация в качестве одной из трех основ мироздания, должна служить первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел российской федерации прика з «18» марта 2013 г. №150
Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Новозубово создана приказом отдела образования...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел Российской Федерации Московский университет...
Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconЛ. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет кафедра философии и социологии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconР. С. Белкин криминалистическая энциклопедия
Рекомендовано Министерством внутренних дел России в качестве справочного пособия для курсантов, слушателей и преподавателей учебных...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconРасширенная рабочая группа при м инистре внутренних дел российской...
Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПлан: |Введение |с. 2 | Место добра и зла в категориях этики. Их...
«основные категории и принципы этики в деятельности органов внутренних дел» необходимо отметить, что деятельность сотрудников внутренних...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
«Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск