Скачать 97.06 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА История и философия образования Кафедра философии образования Москва 2012 Авторы - составители: д.ф.н., проф. Меськов В.С., д.ф.н., проф. Бычков С.Н., д.с.н., доц. Автандилян Е.А., с.н.с., ст. преподаватель Мамченко А.А. Утверждено на заседании кафедры ________________________ Протокол №_______от________ Зав. кафедрой___________________ I.Введение (научно-методическое обоснование Учебной программы) 1. Актуальность заявленной темы Учебной программы Актуальность заявленной тематики определяется необходимостью развития базовых профессиональных интеллектуальных и когнитивных компетенций педагога, а также тенденциями реформирования системы образования – необходимостью формирования системы образования, адекватной информационному обществу, основанному на знаниях. В частности, методологической рефлексии и осмысления требуют новации в системе общего среднего образования, связанные с принятием Закона об образовании, стандартов нового поколения, преобразованием образовательных учреждений и т.д. Задача обновления общенаучных знаний работников системы образования в области истории и философии образования, современной теории дидактики, методологических основ образовательного процесса составляет неотъемлемую часть повышения квалификации педагогов. 2. Новизна заявленной темы Учебной программы Новизна определяется задачами формирования профессиональных компетенций в областях педагогической рефлексии и методологической культуры педагога на основании изучения предмета, принципов, методов и результатов философии образования (как области трансдисциплинарных исследований образования, феномена и ноумена культуры). 3. Предмет изучения Предметом изучения являются философия образования и философская история образования, причем образование понимается как деятельность. 4. Концептуальная идея Учебной программы Концептуальная идея программы заключается в реализации субъектно-деятельностного подхода в образовании, описывающего образовательную деятельность как взаимодействие образовательных субъектов, сред и содержания образования. 5. Цели и задачи Учебной программы Цель преподавания дисциплины: освоение теоретических основ и методологического инструментария исторического и философского анализа образования; формирование когнитивных компетенций философской рефлексии над педагогической деятельностью; освоение методов построения моделей и методологий в процессе собственной профессиональной деятельности. Задачи освоения дисциплины:
6. Категория работников образования, на которых рассчитана Учебная программа Категория слушателей: работники системы образования 7. Продолжительность обучения 36 часов. II. Структурно-содержательные компоненты Учебной программы 1. Предметно-методический раздел Тематика дисциплины распределена по трем разделам:1. Философская история образования. 2. Образовательные модели. 3. Методология образования. I раздел. Философская история образования 1.1 Вводная лекция. Философия образования как область междисциплинарных исследований. Объект, предмет и методы философии образования. Этапы формирования философии образования. 1.2 Методологический анализ: мир, общество, образование. Типы обществ, доминирующие методологии и соответствующие образовательные парадигмы. «Наша новая школа» для информационного общества, основанного на знаниях. 1.3 Образование как предмет философского осмысления: Сократ, Платон, Аристотель, Р.Декарт, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дьюи, Ж.Пиаже, С.И.Гессен, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Д.Б.Эльконин. II раздел. Образовательные модели 2.1 Модели и концепции образовательных процессов: экспликации парадигм образования. 2.2 Классические образовательные модели. Концепция образовательных процессов Я.А.Коменского. Роль и значение стандартизации в образовании. 2.3 Неклассическая модель интеллекта Ж.Пиаже. Инновационная деятельность в образовании. 2.4 Постнеклассическая модель образовательных процессов: спираль ПНК МОП. Ученик и Учитель как когнитивные субъекты. Когнитивно-компетентностная парадигма образования. III раздел. Методология образования 3.1 Классическая методология. «Великая дидактика» Коменского. Монизм. 3.2 Неклассическая методология. Психология и логика как теоретические основания образовательной деятельности. Дополнительность психологии и логики. 3.3 Постнеклассическая методология. Субъектно-деятельностный подход в образовании. Когнитивно-компетентностная парадигма образования. Воспитание человека как субъекта культуры. Дорожная карта образования. 2. Научные и научно-методические термины и понятия, подлежащие усвоению в рамках Учебной программы Философия образования; история образования; методология; когнитивная деятельность; образование как феномен и ноумен культуры; информационное общество, основанное на знаниях; субъектно-деятельностный подход в образовании; методология образования; образовательные модели; образовательные компетенции; когнитивно-компетентностная парадигма; образовательные субъекты, среды и содержание образования как области деятельности; предмет, принципы, методы и результаты философии образования как области трансдисциплинарных исследований. 3. Формы и примерное содержание входного, текущего и итогового контроля Контрольные задания: Контроль эффективности обучения осуществляется посредством входного собеседования, заданий для самостоятельной работы (рубежный контроль) и итоговым зачётом. Форма итогового контроля – зачет. Итоговый зачет: Подготовить и защитить индивидуальные или коллективные проектные предложения по теме «Моя новая школа». Структура проектного предложения «Моя новая школа»
Задания для самостоятельной работы: 1. «Вечные вопросы» образования и возможные ответы на них. 2. Провести философско-методологический анализ взглядов на образование Сократа, Платона, Аристотеля, Р.Декарта, Ж.-Ж.Руссо, С.И.Гессена, В.В.Давыдова, Ф.Т.Михайлова, Д.Б.Эльконина (по выбору обучающихся). 3. Осмыслить и явным образом сформулировать свою профессиональную идентичность. Специфика целевой аудитории (потребности слушателей) естественным образом определяют возможные модификации целей, образовательных задач и способов освоения материалов курса, а также характер ожидаемых результатов. В каждом конкретном случае цель приобретения новых знаний и формирования соответствующих компетенций будет достигаться индивидуально путем создания адекватных образовательных сред. 4. Основная и дополнительная литература по курсу Основная:
Дополнительная:
5. Интернет- ресурсы Информационная поддержка курса “История и философия образования» на портале www.seminfo.ru (см. курсы кафедры философии образования МИОО) Использование слушателями интернет-ресурса кафедры www.open-content.ru по темам занятий. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия» разработана в... Философия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 68 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей) Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия» разработана в... Философия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 57 с | ||
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,... | Изложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | ||
Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений | ||
Экономики и менеджмента Настоящая программа ориентирована на подготовку аспирантов и соискателей ученой степени кандидата экономических наук к экзамену по... | Реферату по дисциплине «История и философия науки» Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского... | ||
Краткие заметки об иркутской части 9-й конференции «созидание человечного... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Рабочая учебная программа по дисциплине «История России» разработана... История россии [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 72 с | ||
Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине... Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского... | Рабочая учебная программа дисциплины учебно-методическое обеспечение... Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция |