Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец?





НазваниеКонспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец?
Дата публикации15.09.2013
Размер70.5 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Философия > Вопрос
4-2 Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «На дне»
Роль Луки в драме «На дне». Лука – врачеватель душ или лжец?
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию

собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.

- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

  • Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.

  • Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.

  • Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.

Так кто же он, этот «любопытный» старичок?

Лукавый бес или апостол?

Какова его цель?

Какую роль отводит ему Горький в пьесе?

Каково отношение автора к герою?

На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.
Аналитическая беседа:

- Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.

Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»

Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.
- Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?

Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.
-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?

К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)

От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)

Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)
- Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?

И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.
- К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.

- Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?

Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

- Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?

Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов.

«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа.

- Так действительно, почему же он такой добрый?

Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел.»

- А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?

И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.

Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной.» И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем.» Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»
- Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?

О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.

В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.

Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.

Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?

Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.

Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:

- Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?
- Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.

«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»
-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» - поймать его на откровенной вредоносной лжи?

Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.
- А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?

Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.
-Лжет ли Лука Насте?

Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» - реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.

Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.
-Так кто же он – апостол или бес?

Обсуждение вопроса.
-Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе.

-А каково отношение Горького к герою и его философии?

Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?

В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес:

-Лука? Пройдоха. Жулик.

-Однако со сцены он выглядит симпатичным.

-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.

Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке?

Об этом поговорим на следующем уроке.

Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».
Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Лука и обитатели ночлежки. Споры о путях достижения идеала в пьесе М. Горького «На дне»
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПлан работы информационно библиотечного центра мбоусош №23 в 2013-2014 учебном году
Информация в стенгазете о дне окончания второй мировой войны, о дне солидарности в борьбе с терроризмом
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconКонспект урока 1 сентября «День Знаний» Задачи
На пробном дне предупредить родителей о том, чтобы помогли детям составить рассказ о себе 2-3 предложения
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconАрхиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Луки является актуальным и назидательным в наше время. Кроме того, архиепископ Лука в течение Великой Отечественной Войны был главным...
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconУважаемые родители!
Администрация мбоу сош №71 приглашает вас принять участие в «Дне открытых дверей»
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconВ каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В....
Тема: в каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconСовременные образовательные технологии. Моё применение с. О. Т. В...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПоложение о Дне самоуправления
Обучающая – научить детей-инвалидов заботиться о своем здоровье; познакомить с новыми терминами и понятиями о строении, функциях...
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей”
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей”
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? icon«Беседа о Дне космонавтики» Задачи: 1 Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»
России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПоложение о Дне самоуправления
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие...
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПоложение о Дне самоуправления
Ознакомится с Уставом оу, быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, иметь опрятный внешний вид, быть корректным и вежливым...
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconДетям о празднике 9 мая Дне Победы
Ссср над нацистской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года с июня 1941-го по май 1945 года
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 10. 06. 2012 №805 «О дне местного самоуправления», руководствуясь статьями...
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На дне». Лука врачеватель душ или лжец? iconПриказ №14/1 от 22. 05. 2012 г. Положение о дне школьного самоуправления мобу сош №23
День самоуправления в школе представляет собой учебный день, в течение которого уроки проводят учащиеся старших классов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск