Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008)





Скачать 100.16 Kb.
НазваниеМатериалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008)
Дата публикации19.09.2013
Размер100.16 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Философия > Учебник
Материалы к итоговой к/раб. по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008)
На контрольную будут вынесены вопросы по лекционному материалу, учебнику П.П. Гайденко, семинарским занятиям и первоисточникам. На контрольной можно пользоваться любым текстовым материалом! Для расшифровки и ответов по некоторым вопросам в конце приведены приложения. Надо иметь ввиду, что основным является вопрос из контрольной, а не из приложений (раньше эти приложения представляли собой отдельные самостоятельные работы), поэтому и отвечать нужно на него. Некоторые вопросы (полностью или частично) можно подготовить заранее в письменном виде при соблюдении формата/стиля «контрольной», т.е. это должны быть небольшие работы объемом до 1 — 2 стр. Вопросы имеют разный коэффициент сложности (он выражен числом от 0.2 до 1.5 и соответствует примерной оценки за этот вопрос: реальная оценка, в зависимости от степени раскрытия темы, может быть ниже). Ваша задача набрать, по возможности, рейтинговую оценку 5.0 или чуть выше. В этом случае от материала этой части курса студент освобождается и на зачете, и на экзамене. При получении оценки 4.4 и выше студент освобождается от ответа по этой части материала на зачете. Для повышения рейтинга сформулированы дополнительные (факультативные) вопросы (см. п. 8) с коэффициентом 0.3 — 0.5. Для повышения рейтинговой оценки (для получения оценки «5» и выше — обязательно) рекомендуется ответить на один из вопросов. Докладчики (на семинарах) по вынесенным на контрольную работу от письменного ответа освобождаются.
1. Ответьте на вопрос «Что такое философия?» (= 0.8 =)

(Изложите чью-либо позицию по этому вопросу на основе прочитанного первоисточника; на контрольную надо принести/приложить конспект данного текста).
2. Натурфилософские концепции Античности (= 1.0 =)

2.1. Концепция гомеомерий Анаксагора. Что первично Анаксагора: гомеомерии или противоположности? Дайте свою интерпретацию его учения. Насколько она непротиворечива? (по возможности ответьте и на другие вопросы из прил. 2; где приведены фрагменты самого Анаксагора и различные интерпретации физики Анаксагора + фр. кн. И. Рожанского Анаксагор)

2.2 (факультатив). Cравните физику Анаксагора и Демокрита; Анаксагора и физику Платона (из диалога «Федон»: мир как взаимопереход противоположностей (1 арг.)). (= 0.5 =)
3. В чем состоит мудрость Сократа? (см. прил. 1) (= 0.8 =)

(Для ответа Вы можете выбрать задание № 3 или № 4, рейтинг задания № 4 несколько выше)

      1. Первый вопрос связан с интерпретацией фразы Сократа "Я знаю, что ничего не знаю" При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

  1. Почему Сократ выделяет именно три класса людей, пытаясь найти мудрого человека?

  2. Какова основа этой классификации, т.е. каковы принципиальные различия в (гносеологических) позициях этих классов?

      1. Второй вопрос связан с пониманием фразы Сократа «Жить, не разобравшись в жизни, не стоит» (Платон Сочинения, т.1, с. 92; 38а). Сократ, рассуждая о том, что не может, даже под страхом смертной казни, отказаться от своих занятий философии говорит (в диалоге это место находится в самом конце фр. «После обвинительного приговора») следующее, «с другой стороны, если я скажу, что ежедневно беседовать о доблестях и обо всем прочем, о чем я с вами беседую, пытая и себя и других к тому же есть величайшее благо для человека, а жизнь без такого исследования не есть жизнь для человека» [другой вариант перевода: «жизнь, если она не посвящена исследованиям, не достойна человека»; здесь под исследованием понимается именно [философское] исследование–размышление]. Эта максима выражает самую суть (смысл) позиции — Сократа в его самоопределении себя как философа: см. с. 84 (30b): надо заботиться не о теле, «но о душе, чтобы она была как можно лучше»; + с. 91 (36с): «убеждать каждого из вас не заботиться ни о чем раньше, чем о себе самом»).


4. Проблема универсалий и ее решение в диалоге Платона «Парменид» (= 1.0 =)

(Собр. соч., т. 2 с. 346 – 358, «Критика дуализма вещи и идеи», 130—135; http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/index.htm)

4.1. Какие механизмы «взаимодействия» мира идей и мира вещей разбираются в диалоге?

4.2. Какие аргументы и контраргументы к каждому из механизмов?

4.3. Признает ли Парменид самостоятельное существование мира идей? Почему и какие трудности возникают (в каждом из случаев)?

4.4. Предложите свое решение вопроса о статусе идей (проблемы универсалий), опираясь на свой опыт работы с математическими объектами.

См. также комментарии к 1–й части «Парменида», которые помогут разобраться в сути вопроса:

    1. расшифровка вопросов и мой комментарий (http://katrechko.narod.ru/katr/parm_katr.html // zip-Word));

    2. Комментарий А.Ф. Лосева (http://katrechko.narod.ru/library/losef/losev_plato_parmenid.html // zip-Word));

    3. Комментарий Д.В. Бугая (http://katrechko.narod.ru/katr/parm_bugai.html // zip-Word).

Факультативные вопросы (4.5 / 4.6 / 4.7 — ответы на них повышают рейтинг Вашей работы):

4.5.1. Правомерна ли метафора идеи как «пространственной вещи» или более оправданной представляется метафора идеи как «временящейся вещи»? (131а—с)

4.5.2. Насколько это правомерно, т.к. наиболее важный тип идей, имеющих содержательный характер, идеи относятся скорее области категории «качества»? (131с—e)

4.5.3. Правомерен ли контраргумент «третьего человека» в случае, если мы не рассматриваем идею по аналогии с обычными вещами как некоторую «мысленную вещь» (заметим, что идея не обязана обладать признаками «своей» вещи, т.е. быть самопредикативной)? (132а—b)

4.5.4. Возможно ли после этого аргумента рассмотрение идей только как мыслей? Где в этом случае гарантия, что нашим мыслям будет что-то соответствовать в вещах, т.к. вещи теперь не «содержат» в своем составе идей, т.е. являются познаваемыми? (132b—d)

4.5.5. Насколько правомерен контраргумент «третьего человека» в случае если подобие–порождение не является симметричным отношением (порождаемые вещи «подобны» своему прототипу, а идея–прототип не «подобна» вещам)? (132d—133b) (= 0.5 =)

4.6. Можно ли, на основе фр.133d и фр.132b диалога, согласиться с гипотезой существования не двух, трех миров: мир вещей, мир идей и внутренний мир (мысли) человека? (см. прил. 3, где приведены эти фрагменты и моя полемика с А.Г. Черняковым по поводу этой гипотезы). (= 0.5 =)

4.7. Как происходит процесс познания по Платону? (на основании диалогов «Федон», «Парменид» (факультативный вопрос) (= 0.4 =)
5. Сравнительный анализ категориальных сеток Платона и Аристотеля (= 1.1 =)

(см. также расшифровку этого вопроса в самостоятельной работе: http://www.philosophy.ru/library/katr/sam11.html)

При ответе на вопрос о сравнении категориальных сеток Платона (диалоги «Софист», «Парменид») и Аристотеля («Категории»; комментарии Порфирия и Боэция) выскажите свое мнение о том является "категориальная сетка" Аристотеля (Платона) универсальной (полной), т.е. описывает ли она любой тип реальности и можно ли предложить более развитый вариант описания нашего мира (с учетом развития современной науки), а также ответьте на ряд более конкретных вопросов, связанных с проработкой текстов Платона и Аристотеля

5.1. Вопросы по фр. «Диалектика бытия и небытия» (фр. 236d — 246a — 259d) диалога «Софист» (т. 2 стр. 301 — 333; см. прил. 4 или эл. текст: http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/23sofis.htm)

        1. В чем состоит тяжба о бытии?

        2. Какие главные роды (категории) выделяет Платон?

        3. Как они между собой взаимодействуют?

        4. В чем состоит специфика платоновского подхода к созданию категориальной сетки?

5.2. Вопросы по тексту Аристотеля «Категории» (http://www.philosophy.ru/library/aristotle/kat/kategorii.html; + см. рефераты по «Введению» Порфирия к "Категориям" реф.1; реф.2; см. также трактат Боэция «О Троице» для ответа на факультативные вопросы)

1. В чем состоит специфика Аристотеля к созданию категориальной сетки?

2. В гл. 2 «Категорий» выделяется четыре разряда сущего. Соотнесите эти разряды с аристотелевскими категориями и дайте свое понимание разрядов.

3. Какие категории выделяет Аристотель? Какие из категорий Аристотеля, на Ваш взгляд, имеют явно подчиненный (зависимый) характер Можно ли предложить сокращенный вариант категориальной сетки Аристотеля?

4. Поясните различие между первичными и вторичными сущностями. Что такое древо Порфирия/Боэция?

5.3. (факультатив) В главе «Количество» Аристотель рассматривает место и время как разновидности [непрерывного] количества. Вопрос: место и время самостоятельные категории или разновидности количества? Или у Аристотеля место (resp. время) как бы расщепляются на две подкатегории? (= 0.4 =)

5.4. (факультатив) На какие классы (по каким основаниям) разделяет категории Аристотеля Боэций в трактате «О Троице» (см. гл. 4, 5; http://www.philosophy.ru/library/katr/boethius_teo.html; см. прил. 5)? В чем состоит своеобразие (специфика) категории «отношение»? (= 0.4 =).

5.5. (факультатив) Предложите свой вариант категориальной сетки, адекватно описывающий современную физическую (математическую) реальность (= 0.5 =).
6. Основные научно-исследовательские программы античности (= 1.2/1.3. =)

(на основании проработки П.П. Гайденко «История греческой философии в ее связи с наукой»).

6.а. Атомистическая научная программа античности.

6.в. Платоно-пифагорейская научно-исследовательская программа античности.

6.с. Континуалистская (аристотелевская) научно-исследовательской программа.

6.1. Дайте общую характеристику каждой из этих программ (очень коротко!).

6.2. Дайте сравнительный анализ понятий (концептов) "пустоты" (Демокрит), "пространства" (Платон), "места" (Аристотель).

6.3. Как эти мыслители объясняют феномен движения тел, т.е. какова их теории движения?

6.4. (факультатив) Каков статус математических объектов в концепции Платона? (= 0.3 =)

6.5. (факультатив) Как в рамках научно-исследовательских программ Демокрита / Платона / Аристотеля решается элейская апория «Мера»? (Краткое содержание таково. Допустим, у нас есть отрезок длиной 1 метр. Мы можем его мысленно разделить на бесконечное число частей. 1. Если длина каждой части нулевая, то и суммарная длина исходного отрезка равна нулю. 2. Если длина каждой части отлична от нуля, то суммарная длина отрезка бесконечна. Апория состоит в том, что в любом из этих случаев мы не можем объяснить конечную ненулевую длину отрезка (= 0.4 =).
7. Вопрос по семинарским занятиям (= 1.0 =)

Для гр. 508, 509, 510, 512 на контрольной будет фигурировать один из следующих текстов:

7.а Диалог Платона «Федон»: физика, гносеология, учение о бессмертии души.

7.в Платоновский миф о пещере: четырехчастный отрезок, познавательные способности, возможные модусы существования людей.

7.с Трактат Аристотеля «О душе»: типы душ, схема познания, ум как форма форм
8. Дополнительные/факультативные вопросы (см. также выше)

8.1. Попробуйте «угадать» аристотелевскую позицию по вопросу: являются ли Сущее (Единое) по Аристотелю наивысшими родами? (= 0.4 =)

Для точного ответа на этот вопрос необходимо уточнить, что понимается под родом (обратите внимание, на то, что в вопросе спрашивается не просто о Сущем как чем-то «общем», а как о «наивысшем роде»). Учение о родах//видах более подробно разбирается в «Введении» Порфирия. Суть этого учения можно найти у Аристотеля, который мыслит отношение рода и вида, как отношение множества и подмножества. В данном случае важны два аристотелевских положения. Первое таково: «У каждого рода [в данном случае это справедливо для любого вида — К.С.] должны быть видовые отличия [каждый вид определяется через «род + видовое отличие»: учебник — это книга (род) [+] для обучения (видовое отличие). — К.С.], и каждое такое отличие [отличительный признак по Порфирию] должно быть одним» (Аристотель Метафизика, кн. 3, 998b22—28).

Второе положение в последующей схоластике получило название принципа nota notae (признак признака). Этот принцип, хотя не так отчетливо, сформулирован Аристотелем в «Топике» (Top. 144a30): «С другой стороны, следует рассмотреть, не сказывается ли род о видовом отличии, ведь род, надо полагать, сказывается не о видовом отличии, а о том, о чем сказывается видовое отличие…» (выделено мной — К.С.). Т.е. выделенное мной «род сказывается о том, о чем сказывается видовое отличие» и выражает транзитивное сказывание рода о своем виде, т.е. принцип nota notae.
8.2. «Тезис» студента мехмата А. Ларина (2007): существуют ли аристотелевские сущности? (А. Ларин Сократ нашего времени; http://www.philosophy.ru/library/katr/samrab/ref_larin_arist.doc). Этот вопрос может быть переформулирован так (см. ниже вопрос 8.3): что «первично» сущность или отношение для Аристотеля и Платона (для этого в (см. прил. 6)приведены два фрагмента. Один из них (Аристотель «Никомахова этика»), проясняет позицию Аристотеля. Второй (диалоги «Парменид» и «Софист») — позицию Платона о том, как «существуют» его сущности («Парменид») и бытие («Софист»). Кроме этого, важное для аристотелевского подхода понимание категории «отношение» дано в трактате Боэция «О троице» (гл. 4, 5; см. прил. 5) (= 0.4 =).
8.3. Какую роль играет категории «отношение» у Аристотеля (Боэция) и Платона. Что «первично» (важнее) Сущность или Отношение для Платона, а для Аристотеля? (= 0.4 =)

8.4. Поясните сходство и различие между понятиями «сущность и «суть бытия» у Аристотеля (по кн. 7«Метафизики») (= 0.4 =)
8.5. Основные положения учения Аристотеля о возможности и действительности (по кн. 9 «Метафизики») (= 0.5 =)
Рекомендуемая литература:

  1. П.П. Гайденко История греческой философии в ее связи с наукой.

  2. Философия. Dtv-Atlas (см. tif-файлы (k001.tif–k0135.tif) + текст Философия. dtv-Atlas)

  3. Г.В. Гриненко История философия. — М.: Юрайт–Издат, 2005 (см.: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/grinenko-hist_philos=a.htm в библ. Сл. Янко; скачивание по просьбе).

  4. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней (тт.1—4): огл + zip т.1 + zip т.2




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconАнтичность в истории мировых цивилизаций реферат 2005г. Источник
Античность. Этот термин происходит от латинского «antics» что означает в буквальном переводе «древний». Отсюда существует две характеристики...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconЗа 2008-2009 учебный год пискунова ольга анатольевна методическая работа
Опубликование элективного курса «Секретные материалы о твоем здоровье» в сборнике бгпи, 2008 год
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconАнтичность Средние века Новое время
Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconГин А. Приёмы педагогической техники
...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconКушнаренковский педагогический колледж методические материалы
Автор: Закирова Эльвира Сайфулловна, учитель Культуры Башкортостана гоу уфимская специальная школа-интернат I вида, раб тел. 8-3472-81-24-29,...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconЗарегистрирован Минюстом России 29 февраля 2008 года №11251, приказами...
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 11 февраля 2008 года №208 «О проведении единого государственного...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconАттестационные материалы включают: вопросы билетов, приложения с...
Законом РФ «Об образовании в рф», от 29. 12. 2012г. №273-фз, Положением по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по специальности
Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconНовоуральске образование и наука Материалы II -ой региональной научно-практической...
О – 2359 Образование и наука: Материалы ii-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 27...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconПрограмма специального курса «Онтология мифа»
В этом смысле миф является неотъемлемой характеристикой человеческой культуры, требуя к себе онтологического отношения
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) icon«Служебные части речи»
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2019. — 96 с. — (Контрольно-измерительные...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconНазвание: «Терроризм» в дискурсе самоопределения социального целого на пределе смысла
Источник: Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы I всероссийской научно-практической конференции 25 мая...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconРадио 12 маяк, новости, 18. 11. 2008, Стадницкая Лора, 11: 00 12
Аргументы и факты, Ведущий рубрики Полина молоткова. Материалы подготовили: Георгий александров, Юлия борта, Виктория Г, 19. 11....
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconГосдума РФ мониторинг сми 18 июня 2008 г
Аргументы и факты, Ведущий рубрики Полина молоткова. Материалы подготовили: Георгий александров, Ольга доронина, Алекса, 18. 06....
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconКлючевые слова
Ческого пространства (проект «Геокосмос»), выполнявшемуся в течение 2006-2007 гг. В первой части отчета приведены краткие материалы...
Материалы к итоговой к/раб по 1-ой части курса (Онтология / Античность; мехмат–2008) iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск