Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 281.23 Kb.
НазваниеФедеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/2
Дата публикации22.09.2013
Размер281.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Кафедра Философии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор - проректор по учебной работе
_______________ Г.М. Машков
«___» _______________ 20___г.
Регистрационный № ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Философские проблемы науки и техники

основная профессиональная образовательная программа:

220700 – автоматизация технологических процессов и производств

квалификация - магистр

Санкт-Петербург

2012

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 220700 – автоматизация технологических процессов и производств, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 763, и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ректором университета 01.03. 2012 г.

Составители:
доктор философских наук, профессор ___________________ С.А.Чернов


ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры 28 марта 2012 г., протокол № 5.

заведующий кафедрой, проф. ___________________ С.А.Чернов

ОДОБРЕНО

методической комиссией Гуманитарного факультета

«__» _________ 2012 г., протокол № __
декан факультета ___________________ С.А.Лосев


СОГЛАСОВАНО

начальник учебно-методического управления _________________ С.И.Ивасишин

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является ознакомление с основными философскими проблемами науки и техники. Дисциплина должна обеспечить формирование философского, мировоззренческого, общетеоретического фундамента подготовки будущих магистров в области автоматизации технологических процессов и производств, создать необходимую базу для успешного овладения последующими специальными дисциплинами учебного плана. Она должна способствовать развитию творческого мышления магистрантов, умения самостоятельно формулировать и решать задачи изучаемой специальности, умения применять знание основ философской теории научного познания, самостоятельно приумножать и углублять свои научно-технические знания. Эти цели достигаются на основе фундаментализации и индивидуализации процесса обучения путём внедрения и эффективного использования достижений в области современных информационных технологий. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие проводить самостоятельный анализ философских проблем, возникающих в ходе научно-технического развития.

Дисциплина даёт общую мировоззренческую и методологическую основу для изучения базовых и специальных дисциплин. Изучая эту дисциплину, студенты получают представление о месте науки и техники в жизни общества, о смысле и значении их профессиональной деятельности.

Приобретенные в результате изучения дисциплины знания и навыки необходимы для успешной научно-исследовательской и практической работы в области автоматизации технологических процессов и производств.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» является одной из основных дисциплин базовой части федерального компонента общенаучного цикла учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 220700 – автоматизация технологических процессов и производств. Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать компетенциями, приобретёнными в результате освоения образовательной программы бакалавра по данному направлению подготовки: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1), умением логически верно, ясно и аргументированно строить устную и письменную речь (ОК-2), способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению своей профессиональной деятельности (ОК-8), способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9), готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10), способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-11), способностью осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, гтовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-13), способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18).

Овладение предметом дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является обязательным для изучения последующих дисциплин учебного плана:

1. Планирование эксперимента.

2. Многокритериальная оптимизация.

3. Когнитивная психология.

4. Современные теории автоматизации и управления.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • общекультурных:

- способость совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

- способность адаптироваться к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-6).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные философские проблемы науки и техники (ОК-1, ОК-2, ОК-6);
Уметь:

- применять основные положения философской теории познания в научной и практической деятельности (ОК-2, ОК-5, ОК-6);
Владеть (демонстрировать способность и готовность):

- идеологией общего руководства философскими и социальными аспектами качества (ОК-1, ОК-6).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

9




Общая трудоемкость

108

108




Аудиторные занятия (всего)

36

36




В том числе:










Лекции

12

12




Практические занятия (ПЗ)

24

24




Семинары (С)

-

-




Лабораторные работы(ЛР)

-

-




Самостоятельная работа (всего)

36

36




В том числе:










Курсовые проекты (работы)

-

-




Расчетно-графические работы

-

-




Реферат

-

-




И (или) другие виды самостоятельной работы:

Подготовка к практическим занятиям

36

36




Подготовка к зачету

-

-




Подготовка к экзамену

36

36




Вид промежуточной аттестации

экзамен

экзамен





5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины.

Таблица 2

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Предмет и основные проблемы философии науки

Что такое «философия науки»? Два смысла понятия «философия науки». Философия науки как особое направление философских исследований XX в. Философия науки как часть философии. Философия и наука: единство и различие. Философия науки и история науки. Проблемная структура философии и основные проблемы философии науки: онтологические, гносеологические, этические. Значение (функции) философии науки.

2.

Понятие науки

Что такое наука? Проблема определения понятия «наука». Виды определений. Многообразие научного знания. Основные исторические типы научной рациональности. Проблема классификации наук. Многообразие философских концепций науки. Наука как особого рода знание, как особый вид деятельности, как социальный институт. Виды знаний, понятие «рационального» знания. Высшая форма рациональности. Проблема демаркации: особенности научного знания, критерии научности. Паранаука. Субъект, объект, цель, средства, основные модели научной деятельности. Понятие «социального института». Социология знания и социология науки. Императивы научного этоса.

3.

Генезис научного знания

Когда, где и почему появляется наука? Проблема «начала» науки: основные точки зрения, их обоснование. Генезис начальных математических понятий в архаических обществах. Предпосылки возникновения науки: религиозно-мифологические, материально-технические, социально-политические. Общая характеристика науки Древнего Востока.

4.

Античная наука

Что такое «теория»? Общая характеристика античной науки. Основополагающая роль философии. Философия и конкретные науки. Первоначальное понимание сущности и методов теоретического познания («феории»). Античный научный идеал. «Созерцательность» античной науки. Истина и польза. Отношение технического, практического и теоретического знания. Три исходные парадигмы построения научной теории: атомистика, пифагорейство, перипатетизм. Логика Аристотеля как первая в истории теория науки. Понятие «формы» мышления. Понятие, суждение, умозаключение (силлогизм). Аподиктическое знание. Дедукция как метод науки. Основные виды обоснования и доказательства в науке. Проблема исходных основоположений: определений, предположений (гипотез), аксиом и постулатов.

5.

Средневековая наука

Как относятся друг к другу научное знание и религиозная вера? Общая характеристика средневековой науки. Наука и культура. Интернализм и экстернализм. Влияние религии на форму и содержание науки. Откровение, вера, догма, авторитет, текст и свободное исследование. Естественное и сверхъестественное. Мистический опыт. Христианство и научное знание. Становление христианской теологии. Символическое естествознание. Схоластический метод: история и современность.

6.

Наука Возрождения

Как возник экспериментальный метод? Общая характеристика науки Ренессанса. Предпосылки и сущность общенаучной революции XV-XVII вв. Гуманизм и идея активной и «открытой» науки. Магия, астрология, алхимия, оккультизм, герметизм, натурфилософия. Пантеизм и наука. «Юридическое мировоззрение» и наука. Реформация и контрреформация, инквизиция. Становление экспериментальной методологии в работах Бэкона и Галилея. Наука как «натуральная магия». Наука и общественный прогресс. Критика «идеи Галилея» в философии XX в. Сущность, значение и границы экспериментального метода.

7.

Классическая научная рациональность

Как достигается истина? Общая характеристика «классической научной рациональности». Рационализм и эмпиризм в теории науки. «Правила для руководства ума» Р.Декарта. Метафизические основания классического рационализма. Механицизм в научной методологии. Метод Ньютона и его онтологические и гносеологические предпосылки. Картезианство и ньютонианство как примеры альтернативных научных парадигм. Проблема «метафизических начал» научного знания. Априорное, эмпирическое, трансцендентальное, трансцендентное. Кризис эмпиризма и рационализма в теории науки. Философия науки Канта. Диалектический метод в немецкой классической философии. Возникновение позитивизма. Эволюционизм и его значение для теории науки. Марксизм о практической природе и социальной обусловленности научного знания. Начало иррационалистической критики науки. Качественные изменения в характере и социальном статусе научного знания. Наука и производство. Становление технических наук и инженерной профессии. Становление гуманитарных наук, особенности методологии гуманитарного познания. Науки о духе и культуре. Объяснение и понимание. Герменевтика как методология гуманитарных наук.

8.

«Неклассическая» научная рациональность

Кризис классической научной рациональности. Создание неевклидовых геометрий, их значение для философии науки. Логический анализ оснований математики. Становление математической логики и формальных исчислений. Логицизм, формализм, интуиционизм в методологии математики. Программа логического моделирования науки в неопозитивизме. Философское значение релятивистской и квантовой физики. Изменения в методологии гуманитарных наук в XX в. (структурализм, постструктурализм, постмодернизм). Основные концепции «неклассической научной рациональности».

9.

Основные направления в современной философии науки

Эволюция философии науки в XX в. Программа «логического эмпиризма» и её кризис. «Критический рационализм», фаллибилизм и фальсификационизм Поппера. Теория научных революций Куна и дискуссии вокруг неё. Понятие «парадигмы» научного исследования. Методология научно-исследовательских программ Лакатоса. «Эпистемологический анархизм» Фейерабенда. Структурализм и конструктивизм в современной теории науки. Этические проблемы научного исследования. Наука и бизнес. Наука и политика. Новые течения в теории науки начала XXI в.

10

Основные проблемы и направления в философии техники

Что такое техника? Анализ понятия «техника». Кант о технике. Происхождение техники и антропогенез. Основные исторические этапы развития техники. Наиболее перспективные направления развития современной техники. Специфика технического знания и технических наук. Формирование и основные этапы развития технических наук. Проблема классификации технических наук. Методологические проблемы инженерной деятельности. Теория решения изобретательских задач. Возникновение философии техники. Основные направления в философии техники: антропологическое, праксеологическое, эвдемонистическое, креационистское, теологическое, гуманитарно-социологическое, неомарксистское, экзистенциальное и др. Технологический детерминизм и концепция «информационного общества». Технологический пессимизм, или технофобия. Ценность техники: проблема ответственности.


5.2. Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

Таблица 3



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.

Планирование эксперимента.

2.

Многокритериальная оптимизация.

3.

Когнитивная психология

4.

Современные теории автоматизации и управления.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное...
Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon«Транспортное право»
...
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство воздушного транспорта московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство связи федеральное государственное образовательное...
Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа муниципальных учреждений муниципального образования...
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию информационное сообщение об...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство связи федеральное государственное образовательное...
Университете системы равноправных отношений между студентами, сотрудниками вуза и его администрацией, принимает настоящий Этический...
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...
Федеральное агентство связи федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск