Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика





Скачать 346.34 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика
страница1/3
Дата публикации25.06.2013
Размер346.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

Кафедра онтологии, гносеологии и социальной философии

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФсФ

профессор Аванесов С.С.

______________

"____" ______________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»

Направление подготовки

010400 Прикладная математика и информатика

Квалификация выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Томск, 2011


1. Цели освоения дисциплины
Целью данного курса «Философия» является формирование у обучающихся по программе бакалавриата системного представления о специфике философского знания, о содержательном и методологическом своеобразии этого рода интеллектуальной деятельности.

2. Задачи курса:

1) сформировать целостное представление о философии как особой форме знания и теоретической деятельности - философствовании;

2) обозначить ключевые темы и проблемы философского познания, исторические пути их формирования и осмысления;

3) помочь студентам овладеть базовым категориальным аппаратом философии;

4) сформировать навыки рефлексивного мышления;

5) ознакомить студентов с философскими концептуальными основаниями современной научной картины мира и с основными философскими проблемами методологии научного познания.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Базовая часть цикла (Б.1) «Гуманитарный, социальный и экономический цикл».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);

способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-2);

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-4);

В результате освоения курса студент должен знать основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем, т.е. демонстрировать следующие знания:

1) о специфике, предмете, функциях, проблемах и понятийном аппарате философии;

2) о главных философских концепциях природы, социокультурной действительности, сознания, человеческого бытия;

3) о генезисе осмысления как основных проблем философии в целом, так и философских вопросов естествознания;

4) о современном состоянии концептуального осмысления научной проблематики;

5) о специфике и содержании основных направлений философии науки.

Студент должен владеть способностью к критике и самокритике (навыками рефлексивного мышления)

В качестве общих критериев оценки приняты следующие:

«удовлетворительно» - знание традиционных проблем, мыслей, концепций, умение их изложить (переформулировать);

«хорошо» - кроме того, умение сопоставлять и сравнивать между собой различные позиции, взгляды и точки зрения по обсуждаемой проблеме;

«отлично» - кроме того, умение производить критический разбор главных идей, воззрений, подходов и развивать соответствующие мысли.
4. Структура и содержание дисциплины «Философия»
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ. МЕТАФИЛОСОФИЯ.

1.1.Экспликация понятия "философия", проблематичность его однозначного определения, подходы к пониманию специфики философского знания. Проблема возникновения философии: "от мифа к логосу". Философия и мировоззрение. Функции философии. Отношение "человек-мир", "сознание - бытие" как центральная тема философии Предмет философии - Всеобщее в системе отношений "человек - мир". Круг философских проблем. Структура философского знания.

1.2.Философия, ее взаимоотношения с иными формами постижения мира: миф, наука, религия, искусство, мистика, идеология, повседневность. Историческое и системно-теоретическое измерения бытия философии: философия как явление культуры и философия как система рефлексивного мышления о "предельных основаниях".

1.3.Стратегии философствования. Философия западная и восточная. Русская философия. Философия искусства, философия науки, философия техники, философия истории, философия права, философия образования, философия религии, социальная философия, философия политики, философия культуры.
Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ, ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.Античная философия: космоцентризм, натурфилософия, рождение теории, онтологизм античной классики. Раннегреческая натурфилософия. Бытие как диалектика материи и идеи. Основные функции понятия "природа" в Античности ("фюсис","архэ"). Особенности античных представлений о числе. Открытие Бытия: элеаты. Атомизм Демокрита. Антропологический поворот - философские учения софистов и Сократа. Высокая классика: Платон и Аристотель. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм.

2.2.Теоцентризм Средневековой философии: монотеизм, креационизм, провиденциализм, теодицея. Теология. Практическая (или моральная) философия. Рациональная философия. Христианская апологетика. Специфика религиозно-философского мировоззрения. Познание как откровение и богоуподобление: мистика и схоластика. Проблема взаимоотношения разума и веры Соотношение мира сотворенного и Бога - Творца. Сакральное и профанное. Новое понимание природы, понятие "бесконечность". "Самосознание" и "внутренний человек", их понимание в контексте средневековой философии. Апофатизм и катафатизм.

2.3.Философия Возрождения - антропоцентризм. Расщепление миров. Натурфилософские основания. Начала социальной философии. Европейский гуманизм. Новый пирронизм. Утопия как социальный проект. Реформация. Гуманистическая секуляризация, натурализм и пантеизм Возрождения. Философия Николая Кузанского, Джордано Бруно.

2.4.Философия Нового времени: классический рационализм и генезис научного знания. Гносеологизм. Механистическая картина мира ХУII в.: естествознание и философия. Проблема метода. Субъект - объектная дихотомия, активизм субъекта, обладание и господство над природой. Метафизический материализм. Философия Фрэнсиса Бэкона. Философия Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта.

2.5.Философия 18 века. Философия французского Просвещения: Д.Дидро, Вольтер, Ж - Ж. Руссо, К. Гельвеций, П.Гольбах. Естественное право и общественный договор.

2.6.Немецкая классическая философия: трансцендентальный поворот, критическая рефлексия, деятельность, историзм. Идеалы классической рациональности в философии и наук.

2.7.Философия 19 века. Философия К. Маркса. Философия Л. Фейербаха. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства. Концепция отчуждения труда. Материалистическое понимание истории. Позитивизм и философия науки. Волюнтаризм и философский иррационализм: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Экзистенциализм С. Кьеркегора.

2.8. Актуальные темы философии 20 века: сознание, язык, культура, история, труд, социальность, человек. Множественность типов философствования: сциентистский, антропологический, спекулятивно-метафизический, диалектический, критико-рационалистический, религиозный и иррационалистический. Направления : аналитическая философия, неокантианство, феноменолого -экзистенциальная, герменевтика, структурализм и постструктурализм , психоанализ , марксизм и прагматизм. "Логический атомизм" Б. Рассела. "Языковая игра" Л. Витгенштейна. "Критический рационализм" К.Поппера и философия науки. В. Виндельбанд и философия культуры. Г. Риккерт и методология научного познания. Э. Кассирер о символических формах культуры. "Понимающая социология" М.Вебера. Феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциализм XX века в религиозной и атеистической форме. Герменевтика: ее история и основные идеи. Учение З.Фрейда и философия. Философская антропология М.Шелера. Постмодернизм: философия как литература. Классический, неклассический и пост- неклассический типы рациональности. Релятивизм и абсолютизм.

Тема 3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

3.1 Онтология. Фундаментальный смысл онтологической проблематики в философии. Реальное и идеальное. Дух и материя. Онтология и космология. Мир и картины мира. Что такое метафизика? Статус категории бытия в философии. Эволюция представлений о бытии. Бытие, небытие, сущее. Небытие и ничто. Субстанция, ее акциденции, основные варианты субстанциального понимания бытия. Де-субстанциалистские трактовки бытия. Сущность и существование. Сущность и явление. Феномен. Вещь, свойство, отношение. Принцип тождества бытия и мышления. Реальность и действительность. Материя. Вселенная. Природа. Вещество и поле. Основные онтологические парадигмы: монизм, дуализм, плюрализм и не-дуальность.

Движение и развитие. Диалектика как метод и как система, ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика и миф. Диалектика как учение о единстве противоположностей. Основные категории и проблемы диалектики. Сущность и явление. Содержание и форма. Возможность и действительность. Целое и часть. Антиномии целостности. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость. Закон, динамические и статистические закономерности. Закон диалектического синтеза. Закон перехода количества в качество. Закон диалектической противоречивости. Проблема движения в философии. Изменения, неизменное и покой. Пути и средства концептуализации движения. Относительность движения. Критерии развития. Прогресс и регресс. Формальная и диалектическая логики. Проблемы непротиворечивого мышления о противоречиях. Трактовки движения в современной науке и философии. Диалектика как аналитика человеческой конечности.

Проблемы пространства и времени. Многообразие пространственно-временных уровней бытия. Субстанциальная и реляционная трактовка пространства и времени. Трансцендентальный поворот в истолковании пространства-времени.

Причинность и детерминизм. Детерминизм как фундаментальная предпосылка науки. Различные интерпретации детерминизма. Причины и следствия. Цепи и сети причинения. Условия и возможности. Необходимость и случайность. Закон. Виды и типы законов. Критерии установления законов. Индетерминизм. Хаос. Концепции свободы и детерминизма в современной философии и науке.

Самоорганизация и системность: понятия "система", "элемент", "структура". Структуризация мира. Бинарные оппозиции, триады, многополярность, не-системность. Симметрия. Порядок и беспорядок. Гармония. Самоорганизация. Аттракторы и точки бифуркации. Фрактальность и голографичность мира.

Онтология натуралистическая, трансцендентальная и эйдетическая. Проблема онтологии субъекта. Структура онтологических допущений и их функционирование в науке и других сферах освоения действительности. Социокультурные предпосылки онтологии. Онтологический поворот в современной философии. Бытие человека как присутствие и настроение. Бытие структуры, воли, текста, языка.

3.2. Гносеология. Познание, знание. Познавательные способности человека: чувственное познание, абстрактное мышление, интуиция. Рационализм, эмпиризм, трансцендентализм об источниках и границах познания и знания.

Понятие как основная форма рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Понятие и образ. Творчество и интуиция. Понятие истины. Аспекты и формы истины: проблема истины и ее критериев (истина и заблуждение). Основные концепции истины: корреспондентская, когерентности, прагматическая. Вера и знание (рациональное и иррациональное в познании). Понимание и объяснение.

Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Классический эпистемологический фундаментализм. О "первичности" различных видов знания. Здравый смысл. Наивный реализм. Особенности научного познания. Критический, научный реализм.

3.3. Философия сознания: основные подходы к интерпретации сознания. Онтология и гносеология сознания. Сознание как опыт схватывания и опыт различения. Сознание как многомерная целостность - совокупность созерцания, переживания, мышления, рефлексии, самосознания. Самосознание и рефлексия. "Я" как философская проблема. Единство сознания.

Мышление и сознание. Мышление как процесс. Мысль и ее фиксация. Мыслимое и немыслимое. Рассудок, разум, интеллект, ум. Мышление и алгоритм. Мысль и действие. Психофизическая проблема. Чувственная и рациональная познавательные способности человека. Проблема рациональности. Иррациональное. Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Типы и виды рациональностей.

Язык и мышление. Язык и текст. Проблема языка в философии. Жесткие и мягкие, вербальные и невербальные языки. Лингвистическая относительность. Знаковые системы и семиотика. Значение и смысл. Имя. Символ. Текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Стратегии интерпретаций. Объяснение. Дискурс. Понимание и предпонимание: герменевтический круг. Письмо и письменная культура. Язык и речь. Коммуникация межличностная и межкультурная. Диалог и монолог. Общение: обмен трансакциями или информацией? Образ Другого. Сознание личное и общественное.

Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного. Индивидуальное и коллективное, персональное бессознательное. Архетип. Проблема субъекта действия. Психофизическая проблема. Сознание, духовный мир и духовная жизнь человека.

3.4. Аксиология и праксиология. Аксиология как учение о ценностях. Взаимосвязь аксиологии с онтологией и гносеологией. Изучение и изменение, создание и распространение ценностей. Философия ценностей и ценности философии. Нигилизм. Цинический разум. Проблема смысла жизни. Особенности аксиологии в современной философии. Понятие "ценность". Философия как учение об общезначимых ценностях. Типологии ценностей. Статус ценностей. Ценности в бытии и познании. Основные концепции ценностей. Культурные ценности: познавательные, эстетические, социальные. Эстетическое (искусство, художественное творчество, прекрасное). Практический разум - этическое (мораль, нравственность, благо). Добро и красота, возвышенное; зло и безобразное, низменное, ужасное. Справедливость и несправедливость. Ценности позитивные и негативные. Индивидуальные и коллективные ценности. Ценность и оценка. Ценности и целеполагание. Ценности и идеалы. Проблема критериев выбора ценностей. Ценностная и целевая рациональности - социо-культурный контекст.

3.5. Философская антропология как размышление о "природе" или "сущности" человека. Проблематичность определения сущности человеческого бытия. Человек как единство биологического, социального и культурного (духовного). Природа, сущность и существование человека. Метафизика человеческого бытия. Философские контексты осмысления границ человеческого бытия: телесное, психическое, социальное, экзистенциальное, духовное измерения человеческого бытия. Индивид, личность, индивидуальность Проблема отчуждения. Проблема Я. Основные характеристики бытия человека: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Категории человеческого бытия. Экзистенция. Свобода. Счастье. Вера. Смерть. Современная философская антропология и проблема гуманизма.

3.6. Философия культуры. Культура как специфически человеческое бытие, мир человеческой самореализации. Представления о культуре в истории философской мысли. Культура и природа. Культура, этнос, язык. "Человек - в - культуре" и "человек культуры". Культура и идеология. Культура и цивилизация. Культура и культуры. Культура и модернизация. Культура и современный мир. Маргинальные группы и субкультуры. Мультикультурализм и глобализация.

3.7. Социальная философия. Общество как система. Общество, природа, история. Антропосоциогенез. Общество и его структура. Общество, культура и цивилизация. Общество и традиция. Человек в системе социальных связей. Социальный конфликт. Традиционализм и прогрессизм. Социальная философия и проблемы историзма. Философия политики и национально-государственная идеология. Власть. Техника, технология. Трансляция ценностей. Мобильность и инертность социума. Тоталитаризм как социо-культурный феномен. Глобальные тенденции и ситуация кризиса. Футурология и проблемы моделирования, прогнозирования, проектирования и построения будущего. Возможности и граница выбора. Гражданское общество и государство. Типология концепций общественного развития. Историческая реальность: единство исторического процесса или многообразие истории?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины Современные методы принятия решений  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика icon1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки...
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки...
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная...
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconОбразовательная программа высшего образования, реализуемая университетом...
...
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины и управление жизненным циклом для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconРабочая программа учебной дисциплины основы функционального анализа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 231300. 62 «Прикладная...
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400....
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400....
Рабочая программа дисциплины «философия» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск