Скачать 346.34 Kb.
|
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философский факультет Кафедра онтологии, гносеологии и социальной философии УТВЕРЖДАЮ Декан ФсФ профессор Аванесов С.С. ______________ "____" ______________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» Направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целью данного курса «Философия» является формирование у обучающихся по программе бакалавриата системного представления о специфике философского знания, о содержательном и методологическом своеобразии этого рода интеллектуальной деятельности. 2. Задачи курса: 1) сформировать целостное представление о философии как особой форме знания и теоретической деятельности - философствовании; 2) обозначить ключевые темы и проблемы философского познания, исторические пути их формирования и осмысления; 3) помочь студентам овладеть базовым категориальным аппаратом философии; 4) сформировать навыки рефлексивного мышления; 5) ознакомить студентов с философскими концептуальными основаниями современной научной картины мира и с основными философскими проблемами методологии научного познания. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Базовая часть цикла (Б.1) «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-2); способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-4); В результате освоения курса студент должен знать основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем, т.е. демонстрировать следующие знания: 1) о специфике, предмете, функциях, проблемах и понятийном аппарате философии; 2) о главных философских концепциях природы, социокультурной действительности, сознания, человеческого бытия; 3) о генезисе осмысления как основных проблем философии в целом, так и философских вопросов естествознания; 4) о современном состоянии концептуального осмысления научной проблематики; 5) о специфике и содержании основных направлений философии науки. Студент должен владеть способностью к критике и самокритике (навыками рефлексивного мышления) В качестве общих критериев оценки приняты следующие: «удовлетворительно» - знание традиционных проблем, мыслей, концепций, умение их изложить (переформулировать); «хорошо» - кроме того, умение сопоставлять и сравнивать между собой различные позиции, взгляды и точки зрения по обсуждаемой проблеме; «отлично» - кроме того, умение производить критический разбор главных идей, воззрений, подходов и развивать соответствующие мысли. 4. Структура и содержание дисциплины «Философия» Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ. МЕТАФИЛОСОФИЯ. 1.1.Экспликация понятия "философия", проблематичность его однозначного определения, подходы к пониманию специфики философского знания. Проблема возникновения философии: "от мифа к логосу". Философия и мировоззрение. Функции философии. Отношение "человек-мир", "сознание - бытие" как центральная тема философии Предмет философии - Всеобщее в системе отношений "человек - мир". Круг философских проблем. Структура философского знания. 1.2.Философия, ее взаимоотношения с иными формами постижения мира: миф, наука, религия, искусство, мистика, идеология, повседневность. Историческое и системно-теоретическое измерения бытия философии: философия как явление культуры и философия как система рефлексивного мышления о "предельных основаниях". 1.3.Стратегии философствования. Философия западная и восточная. Русская философия. Философия искусства, философия науки, философия техники, философия истории, философия права, философия образования, философия религии, социальная философия, философия политики, философия культуры. Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ, ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2.1.Античная философия: космоцентризм, натурфилософия, рождение теории, онтологизм античной классики. Раннегреческая натурфилософия. Бытие как диалектика материи и идеи. Основные функции понятия "природа" в Античности ("фюсис","архэ"). Особенности античных представлений о числе. Открытие Бытия: элеаты. Атомизм Демокрита. Антропологический поворот - философские учения софистов и Сократа. Высокая классика: Платон и Аристотель. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм. 2.2.Теоцентризм Средневековой философии: монотеизм, креационизм, провиденциализм, теодицея. Теология. Практическая (или моральная) философия. Рациональная философия. Христианская апологетика. Специфика религиозно-философского мировоззрения. Познание как откровение и богоуподобление: мистика и схоластика. Проблема взаимоотношения разума и веры Соотношение мира сотворенного и Бога - Творца. Сакральное и профанное. Новое понимание природы, понятие "бесконечность". "Самосознание" и "внутренний человек", их понимание в контексте средневековой философии. Апофатизм и катафатизм. 2.3.Философия Возрождения - антропоцентризм. Расщепление миров. Натурфилософские основания. Начала социальной философии. Европейский гуманизм. Новый пирронизм. Утопия как социальный проект. Реформация. Гуманистическая секуляризация, натурализм и пантеизм Возрождения. Философия Николая Кузанского, Джордано Бруно. 2.4.Философия Нового времени: классический рационализм и генезис научного знания. Гносеологизм. Механистическая картина мира ХУII в.: естествознание и философия. Проблема метода. Субъект - объектная дихотомия, активизм субъекта, обладание и господство над природой. Метафизический материализм. Философия Фрэнсиса Бэкона. Философия Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта. 2.5.Философия 18 века. Философия французского Просвещения: Д.Дидро, Вольтер, Ж - Ж. Руссо, К. Гельвеций, П.Гольбах. Естественное право и общественный договор. 2.6.Немецкая классическая философия: трансцендентальный поворот, критическая рефлексия, деятельность, историзм. Идеалы классической рациональности в философии и наук. 2.7.Философия 19 века. Философия К. Маркса. Философия Л. Фейербаха. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства. Концепция отчуждения труда. Материалистическое понимание истории. Позитивизм и философия науки. Волюнтаризм и философский иррационализм: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Экзистенциализм С. Кьеркегора. 2.8. Актуальные темы философии 20 века: сознание, язык, культура, история, труд, социальность, человек. Множественность типов философствования: сциентистский, антропологический, спекулятивно-метафизический, диалектический, критико-рационалистический, религиозный и иррационалистический. Направления : аналитическая философия, неокантианство, феноменолого -экзистенциальная, герменевтика, структурализм и постструктурализм , психоанализ , марксизм и прагматизм. "Логический атомизм" Б. Рассела. "Языковая игра" Л. Витгенштейна. "Критический рационализм" К.Поппера и философия науки. В. Виндельбанд и философия культуры. Г. Риккерт и методология научного познания. Э. Кассирер о символических формах культуры. "Понимающая социология" М.Вебера. Феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциализм XX века в религиозной и атеистической форме. Герменевтика: ее история и основные идеи. Учение З.Фрейда и философия. Философская антропология М.Шелера. Постмодернизм: философия как литература. Классический, неклассический и пост- неклассический типы рациональности. Релятивизм и абсолютизм. Тема 3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. 3.1 Онтология. Фундаментальный смысл онтологической проблематики в философии. Реальное и идеальное. Дух и материя. Онтология и космология. Мир и картины мира. Что такое метафизика? Статус категории бытия в философии. Эволюция представлений о бытии. Бытие, небытие, сущее. Небытие и ничто. Субстанция, ее акциденции, основные варианты субстанциального понимания бытия. Де-субстанциалистские трактовки бытия. Сущность и существование. Сущность и явление. Феномен. Вещь, свойство, отношение. Принцип тождества бытия и мышления. Реальность и действительность. Материя. Вселенная. Природа. Вещество и поле. Основные онтологические парадигмы: монизм, дуализм, плюрализм и не-дуальность. Движение и развитие. Диалектика как метод и как система, ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика и миф. Диалектика как учение о единстве противоположностей. Основные категории и проблемы диалектики. Сущность и явление. Содержание и форма. Возможность и действительность. Целое и часть. Антиномии целостности. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость. Закон, динамические и статистические закономерности. Закон диалектического синтеза. Закон перехода количества в качество. Закон диалектической противоречивости. Проблема движения в философии. Изменения, неизменное и покой. Пути и средства концептуализации движения. Относительность движения. Критерии развития. Прогресс и регресс. Формальная и диалектическая логики. Проблемы непротиворечивого мышления о противоречиях. Трактовки движения в современной науке и философии. Диалектика как аналитика человеческой конечности. Проблемы пространства и времени. Многообразие пространственно-временных уровней бытия. Субстанциальная и реляционная трактовка пространства и времени. Трансцендентальный поворот в истолковании пространства-времени. Причинность и детерминизм. Детерминизм как фундаментальная предпосылка науки. Различные интерпретации детерминизма. Причины и следствия. Цепи и сети причинения. Условия и возможности. Необходимость и случайность. Закон. Виды и типы законов. Критерии установления законов. Индетерминизм. Хаос. Концепции свободы и детерминизма в современной философии и науке. Самоорганизация и системность: понятия "система", "элемент", "структура". Структуризация мира. Бинарные оппозиции, триады, многополярность, не-системность. Симметрия. Порядок и беспорядок. Гармония. Самоорганизация. Аттракторы и точки бифуркации. Фрактальность и голографичность мира. Онтология натуралистическая, трансцендентальная и эйдетическая. Проблема онтологии субъекта. Структура онтологических допущений и их функционирование в науке и других сферах освоения действительности. Социокультурные предпосылки онтологии. Онтологический поворот в современной философии. Бытие человека как присутствие и настроение. Бытие структуры, воли, текста, языка. 3.2. Гносеология. Познание, знание. Познавательные способности человека: чувственное познание, абстрактное мышление, интуиция. Рационализм, эмпиризм, трансцендентализм об источниках и границах познания и знания. Понятие как основная форма рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Понятие и образ. Творчество и интуиция. Понятие истины. Аспекты и формы истины: проблема истины и ее критериев (истина и заблуждение). Основные концепции истины: корреспондентская, когерентности, прагматическая. Вера и знание (рациональное и иррациональное в познании). Понимание и объяснение. Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Классический эпистемологический фундаментализм. О "первичности" различных видов знания. Здравый смысл. Наивный реализм. Особенности научного познания. Критический, научный реализм. 3.3. Философия сознания: основные подходы к интерпретации сознания. Онтология и гносеология сознания. Сознание как опыт схватывания и опыт различения. Сознание как многомерная целостность - совокупность созерцания, переживания, мышления, рефлексии, самосознания. Самосознание и рефлексия. "Я" как философская проблема. Единство сознания. Мышление и сознание. Мышление как процесс. Мысль и ее фиксация. Мыслимое и немыслимое. Рассудок, разум, интеллект, ум. Мышление и алгоритм. Мысль и действие. Психофизическая проблема. Чувственная и рациональная познавательные способности человека. Проблема рациональности. Иррациональное. Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Типы и виды рациональностей. Язык и мышление. Язык и текст. Проблема языка в философии. Жесткие и мягкие, вербальные и невербальные языки. Лингвистическая относительность. Знаковые системы и семиотика. Значение и смысл. Имя. Символ. Текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Стратегии интерпретаций. Объяснение. Дискурс. Понимание и предпонимание: герменевтический круг. Письмо и письменная культура. Язык и речь. Коммуникация межличностная и межкультурная. Диалог и монолог. Общение: обмен трансакциями или информацией? Образ Другого. Сознание личное и общественное. Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного. Индивидуальное и коллективное, персональное бессознательное. Архетип. Проблема субъекта действия. Психофизическая проблема. Сознание, духовный мир и духовная жизнь человека. 3.4. Аксиология и праксиология. Аксиология как учение о ценностях. Взаимосвязь аксиологии с онтологией и гносеологией. Изучение и изменение, создание и распространение ценностей. Философия ценностей и ценности философии. Нигилизм. Цинический разум. Проблема смысла жизни. Особенности аксиологии в современной философии. Понятие "ценность". Философия как учение об общезначимых ценностях. Типологии ценностей. Статус ценностей. Ценности в бытии и познании. Основные концепции ценностей. Культурные ценности: познавательные, эстетические, социальные. Эстетическое (искусство, художественное творчество, прекрасное). Практический разум - этическое (мораль, нравственность, благо). Добро и красота, возвышенное; зло и безобразное, низменное, ужасное. Справедливость и несправедливость. Ценности позитивные и негативные. Индивидуальные и коллективные ценности. Ценность и оценка. Ценности и целеполагание. Ценности и идеалы. Проблема критериев выбора ценностей. Ценностная и целевая рациональности - социо-культурный контекст. 3.5. Философская антропология как размышление о "природе" или "сущности" человека. Проблематичность определения сущности человеческого бытия. Человек как единство биологического, социального и культурного (духовного). Природа, сущность и существование человека. Метафизика человеческого бытия. Философские контексты осмысления границ человеческого бытия: телесное, психическое, социальное, экзистенциальное, духовное измерения человеческого бытия. Индивид, личность, индивидуальность Проблема отчуждения. Проблема Я. Основные характеристики бытия человека: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Категории человеческого бытия. Экзистенция. Свобода. Счастье. Вера. Смерть. Современная философская антропология и проблема гуманизма. 3.6. Философия культуры. Культура как специфически человеческое бытие, мир человеческой самореализации. Представления о культуре в истории философской мысли. Культура и природа. Культура, этнос, язык. "Человек - в - культуре" и "человек культуры". Культура и идеология. Культура и цивилизация. Культура и культуры. Культура и модернизация. Культура и современный мир. Маргинальные группы и субкультуры. Мультикультурализм и глобализация. 3.7. Социальная философия. Общество как система. Общество, природа, история. Антропосоциогенез. Общество и его структура. Общество, культура и цивилизация. Общество и традиция. Человек в системе социальных связей. Социальный конфликт. Традиционализм и прогрессизм. Социальная философия и проблемы историзма. Философия политики и национально-государственная идеология. Власть. Техника, технология. Трансляция ценностей. Мобильность и инертность социума. Тоталитаризм как социо-культурный феномен. Глобальные тенденции и ситуация кризиса. Футурология и проблемы моделирования, прогнозирования, проектирования и построения будущего. Возможности и граница выбора. Гражданское общество и государство. Типология концепций общественного развития. Историческая реальность: единство исторического процесса или многообразие истории? |
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная... | Программа дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная... | ||
Программа дисциплины Современные методы принятия решений для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.... | Программа дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ||
1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки... Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки... | Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная... | ||
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | Образовательная программа высшего образования, реализуемая университетом... ... | ||
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины и управление жизненным циклом для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | Рабочая программа учебной дисциплины основы функционального анализа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 231300. 62 «Прикладная... | Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400.... | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» |