Скачать 136.95 Kb.
|
Работа с текстом Вспомним слова Пушкина о Евгении Онегина: «Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…» Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения. Если мы не остановимся на этом пути с первых шагов, то убедимся, что чтение есть действительно искусство, искусство важное и трудное. Мы найдем истинными слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели». Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Требования к реализации курса в части методики, межпредметных и метапредметных умений и навыков можно считать сформулированными в «Планируемых результатах освоения междисциплинарных программ»:
Современное обучение должно строиться с учётом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков. К ним относятся:
В каждом виде речевой деятельности формируется и базисное, исходное умение – понимание информации – умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь. В созданной на уроке при активном привлечении межпредметных связей речевой среде формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний. Опираясь на теорию речевой деятельности, можно формировать перечисленные коммуникативные умения и навыки. С этой точки зрения речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, планирования своих действий. Под речью понимают как сам процесс (речевую деятельность), так и его результат (устные или письменные речевые тексты). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности. Понимание информации – это умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь. В условиях речевой деятельности формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний. Мы понимаем, что как в музыке имеется два вида художников: композитор, создающий музыкальные произведения, и исполнитель, исполняющий их на рояле и других инструментах, так и в области искусства словесного требуется два рода частных «искусств»: искусство автора и искусство читателя. Общению автора с читателем помогает текст. Любой текст – вне зависимости от того, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочинение, – это конечный, зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т.е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах. Центральными объектами лингвистики являются автор и читатель, Центральная проблематика – представляет собой порождение текста и понимание его. Происходит преобразование смыслов в значения (порождение) и значений в смыслы (понимание) Прочитанный и осмысленный текст не только выполняет функцию передачи мысли, но и является средством ее формирования. Мы получаем триаду «сознание – язык – мир». Понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы – не только словесные, но визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Типы сплошных текстов:
Несплошные тексты:
Учебный текст, представляя собой сложную систему, должен обладать и структурой. Существует множество подходов к описанию текстовых структур. Мы остановимся на тех элементах структуры, которые наши ученики должны уметь вычленять в процессе работы с учебным пособием. 1. Каждый текст опирается на группу понятий. Термин «ключевое» введён для объяснения особой роли названного понятия по отношению к тексту. Это понятие раскрывает смысл текста. Работе с ключевыми понятиями посвящены специальные задания в рабочей тетради. Ключевых понятий не может быть много (5-9 единиц). Поскольку все наши тексты посвящены социогуманитарным проблемам, то в них мы часто будем встречаться с ситуациями, когда то или иное понятие, не отнесённое авторами к ключевым, может вызвать неоднозначное толкование в детском коллективе. В таких ситуациях имеет смысл обратиться к словарю, принять предлагаемую ребёнком трактовку, заменит «неудобное» слово на другое, предложить собственную версию. Можно предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать, какая из трактовок ближе к содержанию текста. Полезным будет выстраивание схемы взаимосвязи понятий. 2. Текст может содержать описание того или иного явления, в нём может быть изложен значимый факт. Какие рекомендации есть для работы с этим элементом текста? Рассмотрим фрагмент текста и построим понятийный ряд из близких по смыслу понятий. 3. Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, изложенных в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Теоретические утверждения в тексте могут быть проиллюстрированы примерами, могут быть приведены без дополнительной аргументации. Пособия предложенного курса носят прикладной характер, поэтому доказательств в их классическом виде в них не встречаются. Но сама теория присутствует, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория (Эйнштейн). Для работы с учащимися здесь можно предложить работу с тезисами и антитезисами или построение логических схем и конспектов. Как ни странно, при всей очевидности задание сворачивания текста до тезисного плана оказывается для школьников одним из самых трудных. Очень часто происходит подмена тезисов назывными предложениями или пересказом содержания. Тезисное – это означает краткое изложение текста. Тезис можно попытаться опровергнуть или утвердить. Метод опровержения – построение антитезиса и попытка доказать его истинность. Предлагается ещё так называемый метод «логических цепочек», когда обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность за счёт введения дополнительного тезиса. 4. Учебные пособия носят прикладной характер, поэтому описание методов в них является основным содержанием. Изложение методов представлено практически во всех учебных текстах курса. При характеристике того или иного метода важно ответить на следующие вопросы: в чём сущность метода; какова последовательность действий при применении метода; какова мера свободы в его применении; что может снизить его эффект или повысить. 5. Каждая глава учебного пособия начинается с постановки цели и завершается формулировкой выводов. Выводы служат организации текста, помогают ученику зафиксировать в сознании содержание прочитанного, исполняют роль тезисного изложения текста. Какие задания можно предложить на основе выводов, предложенных в тексте: раскрыть один из выводов; сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но на которые прямых ответов в нём не содержится. 6. Существуют разные приёмы превращения сухого научного текста в более понятный. Примеры, иллюстрации, метафоры, образы – всё это забота о сохранении интереса читателя к содержанию текста. Можно предложить ученикам, прочитав текст, найти красивый оборот с опорой на пословицу или поговорку. Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, и др. Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии и т.п. Основными видами чтения являются:
Чтение-погружение. Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи. Аналитическое чтение. Например, модуль «Основы мировых религиозных культур»; урок 5 «Возникновение религий. Религии мира и их основатели». Перед чтением текста учебника рекомендуется задать вопрос: «Как вы думаете, будут ли в чем-то совпадать учения Иисуса, Мухаммада и Будды?» Можно дать детям заранее прочитать завязку какого-либо сюжета и попросить их высказать предположения по поводу того, как будут развиваться события дальше. Чтение – это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи. Рекомендуемые методики работы с учебным текстом Прочитать текст. Как вы поняли прочитанное? Приведите пример из личного опыта. Объясните, с чем согласны, а с чем не согласны в изложенной ситуации. Расскажите о ситуациях, когда люди поступали, как в описанном случае. Составьте вопросы к тексту. Постановка вопросов нередко отражает активность мысли ученика, глубину и правильность понимания, стремление к большей ясности и чёткости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. (Например, кто такие жрецы? Что такое иерархия в христианской церкви?) Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. (Например: правильно ли мы поняли, что ты считаешь, что «золотое правило нравственности» имеет множество различных формулировок? Что вы имеете в виду, говоря, что верующие одеваются иначе?) Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. (Например, почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках – положительной и отрицательной?) Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» (Что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести?) Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Чем дружеские отношения отличаются от других отношений? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: «Всё для меня, всё во имя меня»?) Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?» По уровню познания различают шесть уровней познания: от простого (знание фактического материала) до высшего уровня (оценка явления).
Примеры Вопросы, открывающие обсуждение – Что вы узнали во время поездки? – Что вы узнали о мусульманах (христианах, иудеях, буддистах и т.д.)? – Как выглядит внутреннее убранство мечети? – О чём вам напоминает особое устройство пагоды? – Что вы увидели в алтарной части православного храма? – Что вам приходит на ум, когда вы видите рукописный свиток Торы? Вопрос, позволяющий проводить сравнения изучаемых фактов. Какие отличия вы увидели между этими двумя религиями? А какие сходства? Чем отличаются религии мировые от религий национальных? Вопросы, позволяющие сделать обобщения, подвести итог обсуждения – Просмотрите перечень предметов (могут быть предложены также фотографические изображения различных культовых предметов, которые используются во время совместных ритуальных действий верующих, представляющих разные вероисповедания). Можно ли их объединить и по каким признакам? – Что мы можем написать на доске как итог нашей дискуссии? Могли бы вы сказать это одним предложением? – Какие выводы мы можем сделать на основании наших исследований? – После нашего исследования, что мы можем сказать об отношении к семье представителей разных религий? Вопросы, позволяющие дать определения изучаемым фактам Рассмотрите первую группу предметов. Могли бы вы дать им название из одного или двух слов? Путники и медведица Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!» Как вы думаете, что сказал один приятель другому? Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу? Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица». Щедрый подарок Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». – А как это – щедро? – спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». – Лучше я отдам медовик Пете, – сказал Вася. – Пусть он делит его щедро. Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель) Почему Вася захотел отдать медовик Пете? О чём это свидетельствует? Что не понял из совета отца Василий? Вавилон В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Предположите, чем заканчивается история. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться. Ведение записей – обязательный элемент работы с учебным текстом, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом». План текста отражает его содержание и структуру. Кроме общего плана текста, могут быть еще планы отдельных его частей, показывающие ход мыслей автора, логику его доказательств и обоснований. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого произведения. Составление плана осуществляется пошагово:
Конспект – это краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные учителем или самостоятельно вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений. Для составления конспекта можно предложить детям таблицы, в которую нужно будет заносить фрагменты текста. Кроме того, могут быть предложены сформулированные учителем вопросы, отражающие основные смысловые моменты текста. Слушание для ребенка – это не пассивное времяпровождение. Критерием внимания является способность осмыслить, прокомментировать, осознать, высказать своё отношение к услышанному, решить проблемную ситуацию на основе полученных на слух знаний. |
Реферат по литературе на тему: «Слово о полку Игореве» А. И. Мусина-Пушкина к открытию драгоценнейшего памятника русской литературы "Слова о полку Игореве". Протёкшие столетия не приглушили... | “как бы выглядел наш мир в недалеком будущем” Фантастика один из самых популярных жанров на сегодняшний день. Каждый год выпускается множество книг и фантастических фильмов, и... | ||
Способный, но ленивый ребенок Все знакомые удивлялись. Один раз ему прочтешь он уже половину запомнит. И книжки любимые так "читал". Если я пыталась где-то сократить,... | Тема урока: Осложненное предложение Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц,... | ||
Учебно-исследовательская работа по физике и астрономии Каждый, конечно, слышал или читал о чёрных дырах. О них часто говорят в передачах по телевидению, по радио, пишут в газетах, в журналах... | Содержание Это точное изложение лекций, которые я читал в течение двух зимних семестров 1915/16 г и 1916/17 г врачам и неспециалистам обоего... | ||
Классный час на тему Урок чистоты Автор «Слова о полку Игореве» неоднократна упоминает «русская земля» и создает образы: реки, степи, овраги, холмы «чистое поле и... | Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Вопросы к учащимся:... Оборудование: презентация, электронное приложение к курсу орксэ, священные книги религий мира Библия, Коран | ||
Ты читаешь «Савитри»? Говорю тебе точно: те же строки, которые однажды ты уже читал, будут представать тебе в новом свете каждый раз, когда ты будешь к... | Конспект урока «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина фио (полностью) Бутько Ольга Николаевна Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным... | ||
Ричард Докинз Слепой часовщик Калифорнийском университете в Беркли. С 1970 года он читал лекции по зоологии в Оксфордском университете и был членом совета Нового... | Сочинение на тему «Детство, опалённое войной» Герой Советского Союза П. Ротмистров написал: «Не скрою, с каким неослабевающим волнением читал я страницу за страницей этой захватывающей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Готов ли ребенок к школе? Понимает грамматические конструкции и выполняет словесные поручения. (например: произносится предложение: «Петя пошел в кино после... | ||
Творческая работа по истории русской литературы на тему: «слово о полку игореве» «Слово о полку Игореве» произведение не только древней, но всегда современной литературы | Тема: «Интерпретация композитором А. П. Бородиным «Слова о полку Игореве» Цель: довести до сознания учащихся идейное содержание литературного произведения «Слово о полку Игореве» и музыкального произведения... |