Министерство образования и науки





Скачать 137.5 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки
Дата публикации16.10.2013
Размер137.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный технический университет»





УТВЕРЖДАЮ

______________проф. Пустовой Н.В.

Подпись

«____»__________2013 г.

м.п.



Управление конфликтами в Сфере образования



Разработчики программы образовательного модуля повышения квалификации, заявляемого к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО:

Скалабан Ирина Анатольевна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат исторических наук, сертифицированный специалист по конфликтологии и посреднической деятельности;

Михеева Анна Владимировна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат философских наук;

Голышкина Людмила Александровна, декан факультета повышения квалификации преподавателей НГТУ, доцент кафедры филологии НГТУ, кандидат филологических наук, доцент
Преподаватели образовательного модуля повышения квалификации:

Михеева Анна Владимировна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат философских наук;

Дерига Елена Сергеевна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат философских наук;

Елистратова Татьяна Валерьевна, старший преподаватель кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ


Новосибирск 2013

  1. СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ

«Управление конфликтами в СФЕРЕ образованиЯ»


Цель обучения: формирование устойчивых компетенций в управлении конфликтами, формирование конструктивного отношения к конфликту, переосмысление его роли и функций в образовательном процессе, формирование представления об эффективных технологиях конфликторазрешения, зарекомендовавших себя в мировой практике. Приобретенные компетенции позволят повысить управляемость образовательного процесса, снизить количество неразрешимых, с точки зрения участников, ситуаций, оздоровить отношения в коммуникативном пространстве «ученик – учитель – служебный сотрудник», снизить вероятность профессионального выгорания сотрудников. Компетентностным результатом данного курса должны быть: понимание конфликта как естественного организационного явления, умение анализировать конфликты и управлять ими в различных ситуациях, выбирая оптимальную стратегию взаимодействия и поведения, использование конфликтных ситуаций как возможности конструктивного развития педагогических взаимодействий.

Входные требования: Обучающиеся должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, владеть базовыми навыками пользователя персонального компьютера, иметь опыт преподавательской или руководящей деятельности.

Объем часов, в т.ч. на самостоятельную работу:

Нормативный срок освоения программы – 72 часа, в том числе 52 часа аудиторных занятий, 20 часов самостоятельной работы.

Возможна организация занятий в режиме очно-дистанционного обучения с электронной поддержкой, в этом случае объем очного обучения можно сократить.

Форма обучения:

для работников образования г. Новосибирска – с частичным отрывом от работы;

для работников сферы образования НСО – с отрывом от работы. Независимо от формы обучения в учебном процессе может быть использована система технологической поддержки электронного обучения НГТУ.

Защита итоговых работ осуществляется в очном режиме.
Результаты обучения

Результат 1. Освоение темы 1 «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте».

Обучающиеся изучают в лекционном режиме основы методологии изучения конфликтов, различные подходы к проблеме конфликта и его месту в социальной среде. Обсуждают в формате круглого стола рассмотренные понятия и подходы. Пишут в ходе самостоятельной работы эссе "Сравнительный анализ оснований консенсуального и конфликтного подходов". Строят и обсуждают в микрогруппах таблицу "Функции конфликта". Выполненное задание частично входит в дальнейшем в итоговую работу в целом по модулю.

Результат 2. Освоение темы 2 «Структурный анализ конфликта». Обучающиеся знакомятся с основными структурными элементами феномена конфликта, с базовой моделью конфликта. Обучаются методам диагностики конфликта: методу картографии конфликта, методу древа конфликта, "Луковица", методу Митчелла. Проводят в микрогруппах структурный анализ конфликта одним из представленных методов. Результаты обсуждают в формате круглого стола, обсуждают специфику каждого из изученных методов. Преподаватель подводит итоги обсуждения.
Результат 3. Освоение темы 3 «Динамический анализ конфликта». Обучающиеся, объединенные в микрогруппы, проводят анализ динамической структуры предложенного преподавателем кейса конфликта, создавшихся в нем проблем, их причин и следствий. Формируют представление об уровнях и областях социальной напряженности, активизированных конфликтом кейса. Совмещая работы разных микрогрупп, создают динамический образ полного конфликта кейса. Проводят исследование уровня социальной напряженности в независимом коллективе, презентуют в микрогруппах результаты исследования, обсуждают проблему уровня социетальной напряженности. Строят когнитивные схемы представлений о структурном насилии, обсуждают методы выявления структурного насилия в обществе и способы противодействия ему. Обсуждают специфику пред-и пост-конфликтных фаз динамики конфликта, учатся выявлять конфликт, находящийся в латентной фазе динамики.
Результат 4. Освоение темы 3 «Управление конфликтом»

Обучающиеся строят блок-схему институциональных и коммуникативных аспектов конфликторазрешения. В форме тренинга каждый из участников учится влиять на течение конфликта. После каждой кейс-игры проводится обсуждение с рефлексией использования изученных методов.

Каждый обучающийся на основе изученного материала готовит итоговую работу, подразумевающую анализ реально имевшего место конфликта, проводимый по схеме, полученной в ходе всего модуля.
Показатели оценки результатов
Результат 1. «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте»

Показатели оценки результата:

1. Знание основных представлений о конфликте, классификации и основных теорий конфликта.

  1. Знание основных периодов развития знания о конфликте.

  2. Знание основ конфликтологической методологии управления проектом, функциональной и временная структуры управления проектами (участники и окружение проекта, жизненный цикл проекта),

  3. Умение рефлексировать собственное отношение к конфликтам и опыт в участия в конфликте.


Требования к предмету оценивания:

По показателям 1-2 обучающиеся должны выслушать лекционный материал, после чего в микрогруппах выполняют задание, актуализирующее узловые моменты данной темы, и представляют его в группе для обсуждения.

По показателю 3 обучающиеся участвуют в дискусии "Функции конфликта" и приводят собственные примеры конкретных негативных и позитивных функций конфликта, что впоследствии является частью итоговой работы.

Результат 2. Освоение темы 2 «Структурный анализ конфликта». Показатели оценки результата:

  1. Знание структурных элементов конфликта и закономерностей их взаимодействия.

  2. Знание основных практических методов первичного структурного анализа конфликта.

  3. Умение исследовать конфликт, не усугубляя его течения.


Требования к предмету оценивания:

По показателю 1 слушатель должен выслушать основной лекционный материал.

По показателю 2 слушатель должен публично продемонстрировать использование одного из методов структурного анализа конфликта и принять участие в обсуждении примеров других.

По показателю 3 слушатель публично демонстрирует, на примере кейса, выполнение алгоритмов нейтрального входа в конфликт с избеганием типичных ошибок и конфликтогенов.
Результат 3. «Динамический анализ конфликта»

Показатели оценки результата:

  1. Знание основных фаз динамики конфликта.

  2. Знание причин возникновения агрессии в конфликте, основных типов конфликтогенов и умение их избегать.

  3. Умение исследовать уровень социальной напряженности в исследуемой группе.

  4. Умение анализировать динамику текущего реального конфликта.

  5. Умение предвидеть развитие конфликта.

  6. Умение выделять признаки структурного насилия и противодействовать ему.


Требования к предмету оценивания:

По показателям 1-2 слушатель должен выслушать основной лекционный материал.

По показателям 3-4 обучающиеся в микрогруппах на основе предложенного преподавателем кейса проекта выполняют задание, предполагающее исследование кейса, и представляют результаты работы в группе для обсуждения. В задании предусматривается как проведение исследования уровня социальной напряженности, так и пошаговый разбор анализа конфликта кейса.

По показателям 4-6 слушатели в игровой форме входят в заданные преподавателем конфликт-кейсы, в качестве участников и нейтральных посредников Работа над заданием оценивается в процессе совместного обсуждения выполненной работы.
Результат 4. Освоение темы 4 «Управление конфликтом».

Показатели оценки результата:

  1. Заполненная блок-схема институциональных и коммуникативных аспектов конфликторазрешения.

  2. Проведенная в роли посредника игра по кейсу конфликта.

  3. Участие в дискуссии по рефлексии проведенных кейсов.

  4. Выполненная итоговая работа "Анализ конфликта", включающая в себя как структурные части большую часть выполненных в ходе модуля работ.


Требования к предмету оценивания:

По показателю 1 слушатель должен в представить собственное представление о системе аспектов конфликторазрешения.

По показателю 2 слушатель должен участвовать в роли посредника в игре по конфликтному кейсу.

По показателю 3 слушатель должен принять участие в обсуждении как собственной роли и качества ее проведения, так и в обсуждении проведенных другими ролей.

По показателю 4 слушатель должен представить общую итоговую работу с соблюдением полной последовательности анализа конфликта и предположительных путей его урегулирования.

Пояснительная записка
Содержание и контекст
Учебные элементы темы 1 «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте» представлены в соответствии с традиционным изучением курса «Конфликтология» в целях ориентирования слушателей на место конфликтологического, сравнительно нового, знания в пространстве гуманитарных наук и его основных базовых оснований. Подчеркивается, особенно при выполнении задания, высокая инструментальность данных подходов и вариативность их при выстраивании индивидуального стиля конфликторазрешения.

Методы обучения: используется лекционная форма подачи материала, а также дискуссионная форма обучения для выполнения отдельных заданий по теме. Слушатели, как правило, используют Microsoft Word для подготовки отдельных небольших заданий. Поощряется рефлексия профессиональных конфликтов и обсуждение типичных для учительства конфликтных сюжетов.

Обсуждение результатов работы над заданием является обязательным и высокоэффективным для данных целевых групп элементом обучения.
Учебные элементы темы 2 «Структурный анализ конфликта» выстроены в логической последовательности получения промежуточных результатов обучения и предполагают усиление рефлексивного элемента обучения, привязку получаемых знаний к личному и профессиональному опыту, построение занятий на кейсах, легко представимых всем участникам или на собственных конфликтах обучающихся.

Методы обучения предполагают как лекционный, так и тренинговый тип обучения. В целом все учебные темы, кроме темы 1 «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте», предусматривают преобладание тренинговой части модуля над лекционной, чем и вызвана необходимость большого объема очных занятий. В особенности тренинговая и игровая формы обучения используются при апробации методов структурного анализа конфликта.

Процедура оценки темы 2 представляет собой анализ микрогрупповых результатов использования какого-либо из методов анализа конфликта.
Учебные элементы темы 3 «Динамический анализ конфликта» выстроены в логической последовательности перехода от теоретического знания к практическим навыкам и соответствуют традиционному ходу изучения курса "Конфликтология". Отдельные виды деятельности входят в итоговую работу по модулю. Обучающиеся работают над анализом предоставляемых преподавателем кейсов.

Методы обучения: используется проблемная технология обучения, а также case-study. Обучающиеся работают в микрогруппах по 2-4 чел., а также выступают в качестве сторон конфликта (в игровой форме) и посредников.

Процедура оценки темы 3 представляет собой обсуждение обсуждение результатов исследования уровня социальной напряженности, а также результатов рефлексии собственных достижений и промахов в роли посредника.
Учебные элементы темы 4 «Управление конфликтом» выстроены в логике интеграции полученных в предыдущих рахделах модуле знаний и умений. Дополняя знания о структурной и динамической сущности конфликта информацией о гигиене вхождения в конфликт, обучающиеся осваивают алгоритм понимающего информированного входа и управления конфликтом. Используя весь спектр полученных знаний, обучающиеся апробируют в тренинговой форме наработанные навыки.

Методы обучения: используется тренинговая технология обучения. Обучающиеся работают в индивидуально-микрогрупповом режиме, выступая как в роли ведущего кейс, так и в роли актеров-участников конфликта. В самостоятельной работе обучающиеся составляют по предоставленной схеме Анализ реального конфликта.

Процедура оценки представляет собой защиту выполненного анализа конфликта, включающего в себя все промежуточные письменные работы. Оценивание осуществляется аттестационной комиссией, принимающей решение в виде «зачет», «зачет с замечаниями и рекомендациями», «незачет».


  1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОДУЛЯ

«Управление конфликтами в СФЕРЕ образованиЯ»
В качестве промежуточных контрольных мероприятий по данному модулю предлагается засчитывать непосредственное активное участие в тренинговых и игровых формах обучения (1 час на каждого участника), а также обсуждением выполненных кейс-заданий в группе (6 часов).

Итоговым оценочным материалом предлагается считать проводимый каждым из обучающихся индивидуальный анализ конфликта, а также сертифицированный тест, апробированный в традиционном преподавании курса конфликтологии.

Разработчики теста: доцент, канд. истор. наук Скалабан И.А., ст. преп. Елистратова Т.В.

Тест содержит 41 задание.

Форма заданий тестовая 37 заданий в закрытой форме, 4 в открытой.

Шкала измерений: 0 и 1.

Время, отведенное для выполнения теста: шестьдесят минут

Статистические характеристики теста:

    • Математическое ожидание

(средний статистический балл по тесту): 16,35

  • Среднее квадратичное отклонение: 4,53

  • Надежность теста, вычисленная по методикам:

1) По двум половинам теста (четным и нечетным

заданиям: формула Спирмена-Брауна): 0,66

2) Через средний коэффициент корреляции по тесту: 0,75

3) По формуле KR-20 (Kuder F, Richardson M.W.): 0,69
На основании величины коэффициентов надежности теста и их близости друг другу, можно говорить о достаточно хорошей надежности теста в данной выборке.

Валидность теста достаточно высока: на границе между «хорошей» и «отличной».
Примеры типов тестовых заданий

Выберите правильный ответ

  1. К основным позитивным функциям конфликтов Л. Козер относил:

  1. Инновационную

  2. Адаптивную





Продолжите высказывание

  1. Теорема У. Томаса:

«Если ситуация определяется как реальная, …………………………………………»

Выберите все правильные ответы:

  1. Признаками конфликта низкой интенсивности являются:

1. Различия в базовых интересах и ценностях

2. Не рассматривают конфликт как силовую борьбу за выживание

3. Высокая сплоченность,

4. Способ урегулирования: капитуляция, арбитраж

Установите соответствие

5. Симптомами данных видов скрытого конфликта в социально-трудовой сфере являются

a.Уход от конфликта
b.Подавление конфликта


  1. распространение слухов

  2. плохое здоровье

  3. скрывающееся поведение

  4. пьянство как уход от деятельности

  5. нарушение режима выпуска продукции






3.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

«Управление конфликтами в СФЕРЕ образованиЯ»
Для реализации обучения по модулю «Управление конфликтами в сфере образования» разработан комплект учебно-методических материалов, в который входят:

  • методические рекомендации;

  • слайд-конспекты;

  • теоретические материалы;

  • задания для практических и самостоятельных работ;

  • форматы представления промежуточных результатов;

  • алгоритм анализа конфликта;

  • список рекомендуемых литературных источников.


Обучение может осуществляться очно в классах факультета повышения квалификации преподавателей и института дистанционного образования НГТУ, позволяющих реализовывать активные формы образовательного процесса.

При комбинированной (очная с электронной поддержкой) форме обучения могут быть использованы программные среды DiClass и DiDesk, разработанные в НГТУ и используемые для дистанционного обучения студентов и повышения квалификации преподавателей и специалистов.
Преподавателями настоящего образовательного модуля ПК по проблемам формирования заявленных компетенций были опубликованы следующие научно-методические и научные работы:

Скалабан И.А.:

  1. Практикум по конфликтологии. Новосибирск: НГТУ, 2002.

  2. Теории конфликта в контексте социальной работы // Теория социальной работы: Учебное пособие. Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: НГТУ, 2000. – Ч.2., гл.4. – С.48-60.

  3. Современные теории конфликта // Социология и современное общество: Учебное пособие. Ч.2. – Новосибирск: НГТУ.

  4. Конфликт: социально-антропологическое измерение // Научный взгляд на культурную антропологию. Материалы Международной научно-практической конференции 2007 г. / Под общей редакцией академика В.П. Казначеева. – Новосибирск. Изд-во "Архивариус-Н", 2007 г. – 324 с.

  5. Культурно-антропологический подход к управлению конфликтом // Актуальные вопросы и достижения современной антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. – Новосибирск, 2008

  6. Проблемы управления конфликтом в деятельности служащих органов социальной защиты населения// Конфликты в современной России: исследование и регулирование. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Москва, 11 февраля 2010 г. – М.: Изд-во СГУ, 2010. – С. 246-251.


Елистратова Т.В.:

  1. Комплексная диагностика конфликта как условие управления организацией // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008.

  2. Конфликтологические аспекты современного «общества риска»: к проблеме диагностики конфликта в организации // Социальная работа в XXI веке: современные методы и технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: НГТУ, 2008. – С.32-39.

  3. Сущность социальной напряжённости и её роль в управлении конфликтом // Социальная онтология России: Сборник научных статей по докладам I Всероссийских Копыловских философских чтений 1- 2 марта 2007 года / Составитель и редактор В.В. Крюков: Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск, 2007.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной...
Министерство образования и науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки россии министерство образования рб
Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб
П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральная...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Министерство образования и науки iconПрограммы студенческой «Недели науки» Министерство образования и...
Программа недели академической активности юфу на факультете социологии и политологии
Министерство образования и науки iconТематические интернет-ресурсы в помощь образованию
Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск