Скачать 137.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»
Управление конфликтами в Сфере образованияРазработчики программы образовательного модуля повышения квалификации, заявляемого к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО: Скалабан Ирина Анатольевна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат исторических наук, сертифицированный специалист по конфликтологии и посреднической деятельности; Михеева Анна Владимировна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат философских наук; Голышкина Людмила Александровна, декан факультета повышения квалификации преподавателей НГТУ, доцент кафедры филологии НГТУ, кандидат филологических наук, доцент Преподаватели образовательного модуля повышения квалификации: Михеева Анна Владимировна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат философских наук; Дерига Елена Сергеевна, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, кандидат философских наук; Елистратова Татьяна Валерьевна, старший преподаватель кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ Новосибирск 2013
«Управление конфликтами в СФЕРЕ образованиЯ» Цель обучения: формирование устойчивых компетенций в управлении конфликтами, формирование конструктивного отношения к конфликту, переосмысление его роли и функций в образовательном процессе, формирование представления об эффективных технологиях конфликторазрешения, зарекомендовавших себя в мировой практике. Приобретенные компетенции позволят повысить управляемость образовательного процесса, снизить количество неразрешимых, с точки зрения участников, ситуаций, оздоровить отношения в коммуникативном пространстве «ученик – учитель – служебный сотрудник», снизить вероятность профессионального выгорания сотрудников. Компетентностным результатом данного курса должны быть: понимание конфликта как естественного организационного явления, умение анализировать конфликты и управлять ими в различных ситуациях, выбирая оптимальную стратегию взаимодействия и поведения, использование конфликтных ситуаций как возможности конструктивного развития педагогических взаимодействий. Входные требования: Обучающиеся должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, владеть базовыми навыками пользователя персонального компьютера, иметь опыт преподавательской или руководящей деятельности. Объем часов, в т.ч. на самостоятельную работу: Нормативный срок освоения программы – 72 часа, в том числе 52 часа аудиторных занятий, 20 часов самостоятельной работы. Возможна организация занятий в режиме очно-дистанционного обучения с электронной поддержкой, в этом случае объем очного обучения можно сократить. Форма обучения: для работников образования г. Новосибирска – с частичным отрывом от работы; для работников сферы образования НСО – с отрывом от работы. Независимо от формы обучения в учебном процессе может быть использована система технологической поддержки электронного обучения НГТУ. Защита итоговых работ осуществляется в очном режиме. Результаты обучения Результат 1. Освоение темы 1 «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте». Обучающиеся изучают в лекционном режиме основы методологии изучения конфликтов, различные подходы к проблеме конфликта и его месту в социальной среде. Обсуждают в формате круглого стола рассмотренные понятия и подходы. Пишут в ходе самостоятельной работы эссе "Сравнительный анализ оснований консенсуального и конфликтного подходов". Строят и обсуждают в микрогруппах таблицу "Функции конфликта". Выполненное задание частично входит в дальнейшем в итоговую работу в целом по модулю. Результат 2. Освоение темы 2 «Структурный анализ конфликта». Обучающиеся знакомятся с основными структурными элементами феномена конфликта, с базовой моделью конфликта. Обучаются методам диагностики конфликта: методу картографии конфликта, методу древа конфликта, "Луковица", методу Митчелла. Проводят в микрогруппах структурный анализ конфликта одним из представленных методов. Результаты обсуждают в формате круглого стола, обсуждают специфику каждого из изученных методов. Преподаватель подводит итоги обсуждения. Результат 3. Освоение темы 3 «Динамический анализ конфликта». Обучающиеся, объединенные в микрогруппы, проводят анализ динамической структуры предложенного преподавателем кейса конфликта, создавшихся в нем проблем, их причин и следствий. Формируют представление об уровнях и областях социальной напряженности, активизированных конфликтом кейса. Совмещая работы разных микрогрупп, создают динамический образ полного конфликта кейса. Проводят исследование уровня социальной напряженности в независимом коллективе, презентуют в микрогруппах результаты исследования, обсуждают проблему уровня социетальной напряженности. Строят когнитивные схемы представлений о структурном насилии, обсуждают методы выявления структурного насилия в обществе и способы противодействия ему. Обсуждают специфику пред-и пост-конфликтных фаз динамики конфликта, учатся выявлять конфликт, находящийся в латентной фазе динамики. Результат 4. Освоение темы 3 «Управление конфликтом» Обучающиеся строят блок-схему институциональных и коммуникативных аспектов конфликторазрешения. В форме тренинга каждый из участников учится влиять на течение конфликта. После каждой кейс-игры проводится обсуждение с рефлексией использования изученных методов. Каждый обучающийся на основе изученного материала готовит итоговую работу, подразумевающую анализ реально имевшего место конфликта, проводимый по схеме, полученной в ходе всего модуля. Показатели оценки результатов Результат 1. «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте» Показатели оценки результата: 1. Знание основных представлений о конфликте, классификации и основных теорий конфликта.
Требования к предмету оценивания: По показателям 1-2 обучающиеся должны выслушать лекционный материал, после чего в микрогруппах выполняют задание, актуализирующее узловые моменты данной темы, и представляют его в группе для обсуждения. По показателю 3 обучающиеся участвуют в дискусии "Функции конфликта" и приводят собственные примеры конкретных негативных и позитивных функций конфликта, что впоследствии является частью итоговой работы. Результат 2. Освоение темы 2 «Структурный анализ конфликта». Показатели оценки результата:
Требования к предмету оценивания: По показателю 1 слушатель должен выслушать основной лекционный материал. По показателю 2 слушатель должен публично продемонстрировать использование одного из методов структурного анализа конфликта и принять участие в обсуждении примеров других. По показателю 3 слушатель публично демонстрирует, на примере кейса, выполнение алгоритмов нейтрального входа в конфликт с избеганием типичных ошибок и конфликтогенов. Результат 3. «Динамический анализ конфликта» Показатели оценки результата:
Требования к предмету оценивания: По показателям 1-2 слушатель должен выслушать основной лекционный материал. По показателям 3-4 обучающиеся в микрогруппах на основе предложенного преподавателем кейса проекта выполняют задание, предполагающее исследование кейса, и представляют результаты работы в группе для обсуждения. В задании предусматривается как проведение исследования уровня социальной напряженности, так и пошаговый разбор анализа конфликта кейса. По показателям 4-6 слушатели в игровой форме входят в заданные преподавателем конфликт-кейсы, в качестве участников и нейтральных посредников Работа над заданием оценивается в процессе совместного обсуждения выполненной работы. Результат 4. Освоение темы 4 «Управление конфликтом». Показатели оценки результата:
Требования к предмету оценивания: По показателю 1 слушатель должен в представить собственное представление о системе аспектов конфликторазрешения. По показателю 2 слушатель должен участвовать в роли посредника в игре по конфликтному кейсу. По показателю 3 слушатель должен принять участие в обсуждении как собственной роли и качества ее проведения, так и в обсуждении проведенных другими ролей. По показателю 4 слушатель должен представить общую итоговую работу с соблюдением полной последовательности анализа конфликта и предположительных путей его урегулирования. Пояснительная записка Содержание и контекст Учебные элементы темы 1 «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте» представлены в соответствии с традиционным изучением курса «Конфликтология» в целях ориентирования слушателей на место конфликтологического, сравнительно нового, знания в пространстве гуманитарных наук и его основных базовых оснований. Подчеркивается, особенно при выполнении задания, высокая инструментальность данных подходов и вариативность их при выстраивании индивидуального стиля конфликторазрешения. Методы обучения: используется лекционная форма подачи материала, а также дискуссионная форма обучения для выполнения отдельных заданий по теме. Слушатели, как правило, используют Microsoft Word для подготовки отдельных небольших заданий. Поощряется рефлексия профессиональных конфликтов и обсуждение типичных для учительства конфликтных сюжетов. Обсуждение результатов работы над заданием является обязательным и высокоэффективным для данных целевых групп элементом обучения. Учебные элементы темы 2 «Структурный анализ конфликта» выстроены в логической последовательности получения промежуточных результатов обучения и предполагают усиление рефлексивного элемента обучения, привязку получаемых знаний к личному и профессиональному опыту, построение занятий на кейсах, легко представимых всем участникам или на собственных конфликтах обучающихся. Методы обучения предполагают как лекционный, так и тренинговый тип обучения. В целом все учебные темы, кроме темы 1 «Теоретико-методологические основания представлений о конфликте», предусматривают преобладание тренинговой части модуля над лекционной, чем и вызвана необходимость большого объема очных занятий. В особенности тренинговая и игровая формы обучения используются при апробации методов структурного анализа конфликта. Процедура оценки темы 2 представляет собой анализ микрогрупповых результатов использования какого-либо из методов анализа конфликта. Учебные элементы темы 3 «Динамический анализ конфликта» выстроены в логической последовательности перехода от теоретического знания к практическим навыкам и соответствуют традиционному ходу изучения курса "Конфликтология". Отдельные виды деятельности входят в итоговую работу по модулю. Обучающиеся работают над анализом предоставляемых преподавателем кейсов. Методы обучения: используется проблемная технология обучения, а также case-study. Обучающиеся работают в микрогруппах по 2-4 чел., а также выступают в качестве сторон конфликта (в игровой форме) и посредников. Процедура оценки темы 3 представляет собой обсуждение обсуждение результатов исследования уровня социальной напряженности, а также результатов рефлексии собственных достижений и промахов в роли посредника. Учебные элементы темы 4 «Управление конфликтом» выстроены в логике интеграции полученных в предыдущих рахделах модуле знаний и умений. Дополняя знания о структурной и динамической сущности конфликта информацией о гигиене вхождения в конфликт, обучающиеся осваивают алгоритм понимающего информированного входа и управления конфликтом. Используя весь спектр полученных знаний, обучающиеся апробируют в тренинговой форме наработанные навыки. Методы обучения: используется тренинговая технология обучения. Обучающиеся работают в индивидуально-микрогрупповом режиме, выступая как в роли ведущего кейс, так и в роли актеров-участников конфликта. В самостоятельной работе обучающиеся составляют по предоставленной схеме Анализ реального конфликта. Процедура оценки представляет собой защиту выполненного анализа конфликта, включающего в себя все промежуточные письменные работы. Оценивание осуществляется аттестационной комиссией, принимающей решение в виде «зачет», «зачет с замечаниями и рекомендациями», «незачет».
«Управление конфликтами в СФЕРЕ образованиЯ» В качестве промежуточных контрольных мероприятий по данному модулю предлагается засчитывать непосредственное активное участие в тренинговых и игровых формах обучения (1 час на каждого участника), а также обсуждением выполненных кейс-заданий в группе (6 часов). Итоговым оценочным материалом предлагается считать проводимый каждым из обучающихся индивидуальный анализ конфликта, а также сертифицированный тест, апробированный в традиционном преподавании курса конфликтологии. Разработчики теста: доцент, канд. истор. наук Скалабан И.А., ст. преп. Елистратова Т.В. Тест содержит 41 задание. Форма заданий тестовая 37 заданий в закрытой форме, 4 в открытой. Шкала измерений: 0 и 1. Время, отведенное для выполнения теста: шестьдесят минут Статистические характеристики теста:
(средний статистический балл по тесту): 16,35
1) По двум половинам теста (четным и нечетным заданиям: формула Спирмена-Брауна): 0,66 2) Через средний коэффициент корреляции по тесту: 0,75 3) По формуле KR-20 (Kuder F, Richardson M.W.): 0,69 На основании величины коэффициентов надежности теста и их близости друг другу, можно говорить о достаточно хорошей надежности теста в данной выборке. Валидность теста достаточно высока: на границе между «хорошей» и «отличной». Примеры типов тестовых заданий Выберите правильный ответ
Продолжите высказывание
«Если ситуация определяется как реальная, …………………………………………» Выберите все правильные ответы:
1. Различия в базовых интересах и ценностях 2. Не рассматривают конфликт как силовую борьбу за выживание 3. Высокая сплоченность, 4. Способ урегулирования: капитуляция, арбитраж Установите соответствие 5. Симптомами данных видов скрытого конфликта в социально-трудовой сфере являются
3.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ «Управление конфликтами в СФЕРЕ образованиЯ» Для реализации обучения по модулю «Управление конфликтами в сфере образования» разработан комплект учебно-методических материалов, в который входят:
Обучение может осуществляться очно в классах факультета повышения квалификации преподавателей и института дистанционного образования НГТУ, позволяющих реализовывать активные формы образовательного процесса. При комбинированной (очная с электронной поддержкой) форме обучения могут быть использованы программные среды DiClass и DiDesk, разработанные в НГТУ и используемые для дистанционного обучения студентов и повышения квалификации преподавателей и специалистов. Преподавателями настоящего образовательного модуля ПК по проблемам формирования заявленных компетенций были опубликованы следующие научно-методические и научные работы: Скалабан И.А.:
Елистратова Т.В.:
|
Министерство образования и науки архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации | ||
Министерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на... | Министерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Министерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Министерство образования и науки россии министерство образования рб Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб» | ||
Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на... Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... | Российской Федерации Министерство образования и науки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | ||
Министерство образования и науки российской федерации министерство... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по... | Министерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральная... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное... Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами... | ||
Программы студенческой «Недели науки» Министерство образования и... Программа недели академической активности юфу на факультете социологии и политологии | Тематические интернет-ресурсы в помощь образованию Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство... |