Постмодернистские теории образования





Скачать 245.62 Kb.
НазваниеПостмодернистские теории образования
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер245.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3
. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Начиная с 80-90-х годов постмодернистские теории занимают по сути дела центральное место в социологии образования. Постмодернизм стал результатом глубокого разочарования в модернистских проектах. Он связан с постструктуралистскими работами Ж.Деррида, Ж.Бодрийара, Ж.-Ф. Лиотара1. Они критически анализируют сами понятия «модернизм» и «модерность», возможность теоретического единства в философии, классической рационалистической парадигме мышления и деятельности.

«Модерность» включает в себя, как известно, индустриальную революцию в Англии, политическую революцию во Франции в 1789г. и применение научных и рационалистических принципов эпохи Просвещения. «Модернизм» означает артистическое, литературное и эстетическое движения начала 20 века. Постмодернистская критика касается модерности и модернити. Существует большое количество определений постмодернистской теории - Арановича, Жирy, Дженкса, Лиотара2, так же как и много литературы о постмодернистских подходах к образованию (Aранович и Жиру3, Маккларен, Векслер4).

Модернистские теории в философии и социологии образования ведут свое начало из интеллектуального наследия Просвещения. Эти идеи развиваются в классических социологических теориях Маркса, Энгельса, Вебера, Дюркгейма, в философском прагматизме Девейля и социальной теории Хабермаса. Всем этим теориям присущь ряд общих черт.

Во- первых, они связаны с развитием науки и технологии. Во-вторых, сущность Просвещения выявляет себя в идее господства разума, преобразования действительности на его началах, что свойственно практически всем теориям эпохи модерна, несмотря на имеющиеся между ними серьезные различия. В-третьих, важными принципами Просвещения является свобода, равенство и справедливость, что опять-таки общее место (при разнице в их истолковании) в классической теории общества.

Постмодернистская же теория развивается как критика модернистских методологических и аксиологических установок, являясь своеобразным появлением разочарования в модернистском проекте.

М. Роуз pазделяет постмодернистские теории на два основных типа. Первые являются антимодернистскими, вторые, критикуя модернизм, соглашаются со многими модернистскими принципами. Ко второй традиции относятся, например, Жиру, Маккларен и другие5. Прежде всего рассмотрим сновные принципы постмодернистских теорий.

Во-первых, постмодернизм настаивает, как отмечает Лиотар, на отказе от всех метанарративов. Эту тотальность в постмодернизме заменяют частные теории. Отказываясь от модернистского мышления, постмодернизм открывает путь к частным социальным теориям, уделяя первоочередное внимание социальным изменениям. Так, в перспективе постмодернизм представляет себя как антипод детерминистской теории Маркса и других модернистских теорий. Постмодернизм отбрасывает линейное рассмотрение исторического процесса и противоречит идее Просвещения о том, что наука и технология неизбежно приводят к рациональному решению человеческих проблем.

В своей работе «Постмодерное условие: изложение знания» Лиотар показывает, что реорганизация знания, языка, дискурса связана с пересмотром научных и гуманитарных метанарративов, которые, начиная с эпохи Просвещения использовались как обьяснение устройства «тотальной реальности». Лиотар критикует макронаучные и социальные теории Гегеля и Маркса , обращая внимание на «маленькие нарративы». Он отвергает универсальную «законность» позитивизма, связывая его с модернизмом, индустриальным нарративом прогресса, развития и господства над природой. Как и Фуко, Лиотар обращает свое внимание на различные аспекты трансформации знания и его воздействия на общественную власть и гражданскую администрацию6.

Во-вторых, постмодернизм радикально изменяет необходимое соединение между теорией и практикой, как оно представлено в модернистском мышлении, критикует двойные оппозиции модернистской теории, например, между рациональным и иррациональным, идеализмом и материализмом, современным и традиционным, внутренним и внешним, капитализмом и социализмом, отказываясь от любого бинарного противопоставления.

В-третьих, постмодернизм приветствует демократию в противовес авторитаризму и тоталитаризму. В частности Жиру придерживается демократической, антитоталитарной теории как основания практики , в которой школы представляются в качестве места для демократического изменения. В этом уважении демократии постмодернизм не отбрасывает механически модернистское мышление, но, в какой-то мере, основывается на нем.

В- четвертых, постмодернизм рассматривает модернистское мышление как евроцентричное и патриархальное. Его теоретики подвергают критике расизм и сексизм большинства модернистских исследований и, в отличие от модернизма, они большое внимание уделяют интересам женщин и «цветных».

В-пятых, постмодернистские теоретики утверждают, что социальный и политический дискурс связаны с понятиями власти и господства. Эта идея не является новой, она имеет свои корни в классической социологической теории и социологии образования. Маркс анализировал идеологию и ее влияние на образование, Дюркгейм – влияние социальных условий на развитие образования, Мангейм – идеологию и утопию, Бергер и Лукман считали, что знание является социальной конструкцией и связано оно со структурой власти и господства. В постмодернистской теории Лиотар и Бодрийяр провели пересмотр образовательного дискурса. Они рассматривают культуру, соответствующую ситуации постмодерна, как предназначенную для укрепления позиций транснациональных корпораций и гражданской администрации в области информации.

В- шестых, постмодернизм, раскрывая частную и общую природу знания, утверждает, что общий труд осуществляется с помощью свободного мышления. То есть тем самым педагоги и учащиеся могут свободно использовать различия в практиках. В своих последних работах Лиотар и Бодрийяр критикуют марксистские и неомарксистские нарративы анализа труда, капитала, общества, которые становятся неупотребимы именно из-за их стремления все обобщить.

В целом постмодернистская теория занимается изучением возможности и недостатки института образования. В своей книге «Постмодернистское образование» Аранович и Жиру7, комментируя постмодернизм, отмечают, что эта теория предоставляет исследователям множество возможностей для создания критической педагогики. Так, например, Элсворт и Латер дали феминистскую критику модернизма8. Некоторые феминисты считают, что марксистское невнимание к домашнему труду, производству и воспроизводству благ, услуг и детей (будущих работников) в частной семейной сфере, делает исторический материализм неадекватным (Александр С. «Женщина, класс и социальные различия» 9; Николсон Л. «Феминизм и Маркс»10). Миллер11 изучал проблему власти педагога.

В работе «Постмодернизм, феминизм и культурные политики» Жиру рассматривает одну из интересных дискуссий о постмодернизме в теории образования. Считая, что школа продолжает оставаться во многом расистской и сексистской, Жиру придерживается критической педагогики, прислушивающейся к мнению других, а не только к господствующему языку и педагогической практике. Он располагает школу в центр борьбы за социальную, экономическую и культурную справедливость. В этом плане критическая педагогика сопротивления противостоит не только насильственным проявлениям расизма, но и всем другим барьерам , препятствующим построению демократического общества. Жиру разрабатывает принципы критической педагогики, которые основываются на трех важнейших теоретических дискурсах 20 века: модернизме, постмодернизме и феминизме. Основные положения концепции Жиру таковы.

  1. Жиру считает, что образование может рассматриваться не только как производитель знаний, но и как политический субьект. При этом преподаватели должны быть интеллектуалами. В школе должна осуществляться связь между демократическим образованием и демократической жизнью общества. Он отмечает, что образование призвано развивать способности учащихся не просто адаптироваться к жизни, но и изменять существующие политические и социальные формы жизни. Также необходимо развивать у учащихся навыки для практической жизни, для проявления граждданского мужества, принятия решений, необходимых для демократических обшественных форм. Социолог задает вопросы, на которые может ответить система образования: «Какой вид граждан мы надеемся воспитать с помощью системы образования?» «Какой вид общества мы надеемся создать в контексте сегодняшних изменений культуры?» «Как мы можем примирить идеи различия и равенства с требованиями свободы и справедливости?»

  2. Жиру считает, что этика занимает центральное место в постмодернистской теории образования и критической педагогике. Модернистские концепции разума, социальной справедливости, ликвидации неравенства, сокращения человеческих страданий могут быть использованы постмодернизмом с определенными ограничениями. При этом этическая дискуссия ведется на абстрактном философском уровне. Мораль должна быть рассмотрена как центральный вопрос новой теории образования. Этика должна стать основой отношений между людьми. Следовательно, мораль рассматривается как борьба против неравенства и как дискурс по расширению базовых человеческих прав.

  3. Критическая педагогика строится с учетом различий политической, социальной и культурной жизни. Учащиеся должны видеть за этими различиями разнообразные исторические и социальные силы, живущие в рамках демократического сообщества.

  4. Концепция различия порождает соревновательные дискурсы и отрицает нарративизм образовательного пространства. Жиру выступает за педагогическую практику как социально и исторически конструируемую. Критическая педагогика характеризуется открытым обменом идей, диалогом и возможностями для индивидуальной и социальной свободы.

  5. Критическая педагогика создает новые формы знания, связанные не просто с нарративным (описательным) изложением, но с анализом , историческим подходом, размышлением.

  6. Просвещенческая концепция разума, центральная в модернистской теории , может быть реконструирована в постмодернистской педагогике. Жиру использует понятие разума как исторической и социальной конструкции и отбрасывает тоталитарное понимание разума.

  7. Критическая педагогика есть критика существующего с целью его дальнейшего развития , она использует динамизм свободы и возможности изменений в результате коллективных действий.

  8. Критическая педагогика может быть рассмотрена с позиций педагогов как интеллектуальное творчество.

  9. Постмодернистская педагогика может комбинировать различные посмодернистские концепции, такие как теории господства и субординации, политические теории господства и иерархии, они являются центральными в анализе Жиру школьных возможностей.

  10. Критическая педагогика противостоит расизму, сексизму,классовому принципу.

  11. Знание, предусмотренное учебным планом, не должно рассматриваться как священный текст. Знание должно быть постоянно перепроверяться и изменяться. Педагогические практики должны постоянно совершенствоваться, сопровождаться открытым обменом мнений, идей, распространением диалога и материальными условиями для выражения индивидуальной и социальной свободы.

Постмодернистская педагогика может комбинировать различные постмодернистские концепции, такие как теории господства, субординации, политические теории господства и иерархии. Все они являются центральными в анализе Жиру школьных возможностей. Критическая педагогика, по его мнению, решительно противостоит расизму, сексизму, привилегиям отдельных классов общества, включая учет мнений маргинальных групп12.

В свое время Ч.Миллс в «Социологическом представлении» 13 критиковал эмпиризм и абстрактные теории и отмечал, что социология является средством демистификации отношений господства и средством построения нового человеческого общества. Вслед за Миллсом все постмодернистские теории образования подвергают критике существующие общественные порядки, традиционное школирование. Среди трудностей, с которыми сталкиваются постмодернистские теории, нужно отметить, во-первых, трудности их лингвистического выражения, связанные со значительным их разнообразием и сложностью обьекта исследования. Во-вторых, так как многие постмодернистские теории базируются на антипозитивистском понимании науки, то они связаны, в большей мере с философскими и социальными теориями, чем социологическим изучением учебных заведений. Здесь ощущается определенный недостаток эмпирического подхода. Примером эмпирического исследования является работа Ларео14, которая представляет собой качественное социологическое исследование взаимоотношений между социальным классом, семьей и обучением. В конечном счете, все постмодернистские теории стремятся соединить теорию с практикой, предназначены для практиков, а также связаны с политической и социальной жизнью общества.

Как считают постмодернисты, школьный дискурс, анализу которого они придают особое значение в рамках своего видения социологии образования, является концентрической коллекцией кодов и символов, представляя собой теоретическую, лексическую картину. Динамика этой картины может быть прочтена в двух плоскостях: через текст и морфологию. То есть знаки и установки могут быть прочтены через тексты и материалы (исследовательские статьи, политические документы, школьные тексты и внутриклассный дискурс). Теоретические нарративы дают картину человеческого субьекта и института (школы, учебного класса), что воплощается в политических документах государственного или регионального масштаба, в школьных учебниках и классных заданиях и т.д. Каждый из этих жанров может быть прочтен, в свою очередь, в их историческом дискурсивном контексте.

Бодрийяр отмечает четыре исторически изменяющиеся фазы знака или изображения. На первой фазе существует порядок «освящения», что вызывает необходимость в теологии и тайне. Это эра предклассической эпистемологии в схеме Фуко, первым отметившем ее в работе «Порядок мышления». На этой фазе видимые конфигурации знания представляют взаимное переплетение знаков, включающих в себя понятие Естественного, Высшего существа и Бога. Библия как основная книга, данного знакового представления трансформируется в 16 веке в учебный текст как Книга псалмов, Малый катехизис.

Все представления эпохи Возрождения рассматриваются через понятия естественного природного и божественного, истина имеет при этом фундаментальную и базисную реальность. Согласно Бодрийяру, в составлении реального теперь участвуют не только Бог, но и люди. При этом становится трудным отделить истину от фальши, реальность от искусственного отображения. Это классическая стадия15.

Знания и истина в 17-18 веках были трансформированы в коды, письменные выражения, которые включала в себя каждая отдельная наука. Вступление в третью фазу - фазу модернизма было связано, как отмечает Бодрияр, с индустриализацией, механической организацией труда и массовой бюрократизацией социальной жизни, с количественным измерением прогресса. Образовательный дискурс может быть при этом рассмотрен как система знаков и представлений, которые располагаются в синхронном порядке от академической статьи до политического документа, и пространственных описаний через народное языковое изображение, выражаемое в форме разговорной речи внутри учебного заведения, а также через учебные тексты групп учащихся и вопросы, заданные в ходе проведения урока.

Общество на стадии модерности было обьектом технической рациональности, местом для промышленного производства благ. В то же время, вмешательство науки в общественную жизнь отмечено развитием дискурса о человеке, именно человек продвигается в центр научного исследования и описания. Фуко характеризует период модерности как период заботы о себе как познающем субьекте и обьекте знания. Человек при этом рассматривается в его амбициозной позиции как обьект знания и как субьект, который познает содержание классической эры16. Содержание этой фазы модернизма отражается в трудах Маркса, Фрейда, Вундта. Четвертая фаза в развитии знака связана с серединой 20 века. Это период массовых представлений, осуществляемых через деятельность радио, журналов и других массмедиа. Они становятся посредниками в изображении реального. Комиксы, радиопрограммы и учебники представляют и конструируют общественное мнение. IQ- тесты и конкурсы доказывают «гениальность» и «моральную добродетель». Радио и журналы формируют потребление, потребительский выбор и поведение. Бодрийяр отмечает, что уже на третьей стадии развиваются мифы, как знаки реальности , на втором плане остается истина, обьективность. Такое состояние характеризует модернистский образовательный дискурс начала 20 столетия. При этом чувствуется отсутствие базисной культуры или образовательной реальности. На 4 стадии образовательный дискурс порывает с логикой и содержанием индустриально культуры. На этой фазе особенность знаков школьного знания , таких как телевизионное изображение , заключается в том, что они часто не имеют связи с показываемой ими реальностью . Разновидностью симуляции жизни являются компьютерные изображения виртуальной реальности, затрагивающие современную практику обучения. Согласно Бодрийяру, традиционные границы поведения ликвидируются. Многие школьные практики отражаются в знаках, находящихся вне рамок процесса обучения, например, «образование», «информация» раскрываются в ходе телевизионных дискурсов, документальных программ, новостей и т.д. Все это влияет на взаимоотношение педагога и учащихся, на вопросы, которые ставит ученик и ответы, которые дает педагог. Мир учебников сталкивается с миром телевизоров, телевидение и музыка, видео становятся постмодерными артформами. Телевидение отныне стало школой для миллионов, а подлинная школа запутывается в противоречиях.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Постмодернистские теории образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психологические теории проектирования...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Постмодернистские теории образования iconКризис социальных наук: методологическая интервенция мейнстрима экономической...
Согласовано с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования
Постмодернистские теории образования iconПрограмма вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры...
Составитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования А. В. Антонова
Постмодернистские теории образования iconРеферат по дисциплине «Психология менеджмента»
Эволюция теории лидерства в XX веке. Ситуационные теории лидерства. Поведенческие теории лидерства
Постмодернистские теории образования iconПрограмма курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика...
Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права
Постмодернистские теории образования iconДипломная работа «О некоторых применениях алгебры матриц»
В данной дипломной работе рассматривается новые применения матриц в теории систем линейных уравнений, теории чисел и теории алгебраических...
Постмодернистские теории образования iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Постмодернистские теории образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теории и технологии дошкольного образования. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста
Постмодернистские теории образования iconПояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает...
Постмодернистские теории образования iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права...
Постмодернистские теории образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории...
Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной...
Постмодернистские теории образования iconН. П. Огарёва Факультет иностранных языков Кафедра теории речи и перевода
Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности...
Постмодернистские теории образования iconСодержание развивающейся методологии теоретической инфомратики и...
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Постмодернистские теории образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рэш, вшэ, мгу, имэмо и фиан во главе с Президентом нэа, академиком В. М. Полтеровичем, а также профессора из США и Бельгии прочтут...
Постмодернистские теории образования iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью дисциплины «Физика» является формирование у студентов общих знаний по основам механики, молекулярной теории, термодинамики,...
Постмодернистские теории образования icon1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства...
Тема роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск