Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования
страница1/8
Дата публикации23.09.2013
Размер1.05 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СД. (М).Ф.3.



  1. Теории и технологии дошкольного образования:

  2. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста



Основная образовательная программа подготовки бакалавра по

направлению
«050700.62 - Педагогика».

Профиль Технологии подготовки специалиста дошкольного образования

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

    1. Автор программы: А.А. Смага, к. п.н., доцент


Пояснительная записка.

Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки бакалавров по профилю «Технологии подготовки специалистов дошкольного образования», направления «050700.62 – Педагогика.

Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности ребенка.

Цель курса – формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи и вооружения их эффективными методами и приёмами работы с детьми.

Задачи курса:

  1. Вооружить студентов научно-методическими знаниями о процессе развития речи и речевого общения детей.

  2. Сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах.

  3. Научить определять содержание речевой работы с группой и отдельными детьми, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат.

  4. Обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях.

  5. Сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития речи детей.

  6. Стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремления создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины «Теории и методики развития речи детей»

студенты должны знать:

    • теоретические основы методики развития речи;

    • основные принципы речевой коммуникации;

    • особенности организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка;

    • цель и задачи речевого развития детей;

    • методические принципы развития речи;

    • содержание речевой работы в разных возрастных группах;

    • средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;

    • функциональные характеристики языка;

    • методы исследования в методике развития речи;

    • направления исследований детской речи (структурное, функциональное, когнитивное);

    • современные программы развития речи;

    • закономерности речевого развития детей;

    • особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность);

    • направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной речи и ознакомлению с художественной литературой, по подготовке к обучению грамоте;

    • современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни.


Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них профессиональных умений:

  • умение обследовать речь детей;

  • составлять характеристики речевого развития;

  • выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенностей среды их развития;

  • составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи;

  • планировать отдельный коммуникативный акт;

  • умение привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними;

  • обеспечивать мотивацию речевой деятельности;

  • социально-перцептивные умения;

  • умение владеть речью и использовать невербальные средства общения;

  • создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;

  • умение анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребёнка и обобщать полученные результаты.


При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: лекции, практические занятия, используются технические средства обучения.

На семинарах предусматривается рассмотрение теоретических проблем на основе изучения научной литературы в области развития речи, анализ рефератов, докладов, сообщений, аннотаций и рецензий, подготовленных студентами.

Практические занятия направлены на обсуждение методических вопросов, разработку студентами конспектов диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-грамматических упражнений, планов работы на основе ознакомления с материалами специальных исследований речевого онтогенеза и опытом работы с учетом традиций отечественной методики.

Программа рассчитана на 60 часов аудиторных занятий и 60 ч. - самостоятельной работы студентов. Изучение курса завершается экзаменом (4 курс).
Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емк.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.



050700.62 педагогика

4

8

120

60

28

32




60

экзамен


Содержание дисциплины

Раздел дисциплины и виды занятий в часах



Название тем



Ко л. час



Количество аудиторных занятий

Лекции

Практ зан.

Лаб

Сам. раб.

1. Теории и технологии развития речи детей как учебный предмет

4

2

2




4

2.Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития

4

2

2




6

2. Теоретические основы развития речи дошкольников

4

2

2




4

4. Теория и технология развития словаря у детей

4

2

2




4

5. Теория и технология развития грамматического строя речи.

4

2

2




4

6. Теория и технология воспитания у детей звуковой культуры речи.

4

2

2




4

7. Теории и технологии развития связной речи.

12

4

8




10

8. Художественная литература как средство развития речи

4

2

2




4

9. Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению

4

2

2




4

10. Планирование работы по развитию речи детей в детском саду.

4

2

2




6

11. Педагогическая диагностика речевого развития детей.

4

2

2




4

12.Технологии развития речи детей в целостном педагогическом процессе ДОУ

8

4

4




6

Всего:

120

28

32




60


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Теории и технологии развития речи детей как учебный предмет

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

4

- защита контрольной работы.


2.

Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития

- вопросы для самостоятельного изучения,

- контрольная работа.

-тесты.

6

- защита контрольной работы,


3

Теоретические основы развития речи дошкольников

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- тест

-понятийный диктант

4

- защита рефератов

-выполнение тестов.

-защита альбомов «Активизации словаря», « Альбома загадок».



4.

Теория и технология развития словаря у детей

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

- конспекты занятий

4

- защита рефератов

- выполнение тестов.

- проверка конспектов занятий.


5.

Теория и технология развития грамматического строя речи.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

- конспекты занятий

4

- защита рефератов

- выполнение тестов.

-изготовление дидактических пособий.

- проверка конспектов занятий.

6.

Теория и технология воспитания у детей звуковой культуры речи.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

4

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.


7.

Теории и технологии развития связной речи.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

-составление эскизов книжного уголка

10

- защита рефератов

-презентация эскизов книжного уголка.


8.

Художественная литература как средство развития речи

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- конспекты занятий

4

- защита рефератов

- проверка конспектов занятий.


9

Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

-составление планов календарно-тематической работы.

4

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.
-защита календарных планов.

10

Планирование работы по развитию речи детей в детском саду.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

-подбор диагностических методик.

6

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.

-презентация диагностических методик.


11

Педагогическая диагностика речевого развития детей.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- анализ занятий по развитию речи

4

- защита рефератов

- проверка материалов анализа.


12

Технологии развития речи детей в целостном педагогическом процессе ДОУ

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты


6

- защита рефератов

- обыгрывание технологий



всего







60



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconПояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд....
Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе озна­комления с искусствоведческими...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теории и технологии дошкольного образования. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2»
Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Международный опыт...
Сапрыкин В. П. – к п н., доцент кафедры Социальной педагогики, дошкольного и начального образования мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории и технологии дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск