Скачать 0.74 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» направления подготовки 040100.68 «Социология, магистерская программа «Социология организаций» Автор программы: д.соц.н., доцент Геращенко Л.И. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях исследования современного общества. Задачи дисциплины:
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тема 1. Особенности теоретического осмысления современного общества План: 1. Социологическая теория – типы, уровни, основные парадигмы. 2. Научные школы в социологии 3. Ситуация в мировой социологической науке: дискуссии и тенденции развития социологической теории Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем особенности социологической теории? Какие типы и уровни социологического теоретизирования вы знаете? Каковы функции социологической теории? 2. Почему социология является полипарадигмальной наукой? Что является основанием для выделения в социологии различных групп парадигм? 3. Охарактеризуйте выделяемые в социологической науке научные парадигмы. 4. Что такое научная школа? Какие черты ее характеризуют? Приведите примеры научных школ. 5. Охарактеризуйте основные проблемы современной теоретической социологии. Задания для самостоятельной работы: 1. Законспектировать статью Э.Гидденса «Девять тезисов о будущем социологии». 2. Опишите компоненты социологических теорий. 3. Выделите и охарактеризуйте основные типы социологических школ. Литература Основная: 1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с. Дополнительная:
Тема 2. Системное осмысление современного общества План:
Вопросы для коллективного обсуждения 1. В чем выражается специфика системного подхода к анализу современного общества? 2. Периоды развития критической теории общества и их основное содержание. 3. Назовите ключевые параметры критики общества представителями Франкфуртской школы, их ценностные ориентиры. 4. Охарактеризуйте ключевые аспекты теорий глобализации. 5. Раскройте основные положения теории мировой системы И. Валлерстайна 6. Основной замысел и структура теории общества Н. Лумана. 7. Диспут по проблеме «Преимущества и недостатки системного анализа общества» Задания для самостоятельной работы 1. Подготовить сравнительную характеристику системного подхода к анализу общества позитивистов О.Конта и Г.Спенсера, структуралиста Э.Дюркгейма, структурного функционалиста Т.Парсонса и современных теоретиков И.Валлерстайна и Н.Лумана. 2. Определить и охарактеризовать основные направления критики марксизма ведущими представителями Франкфуртской школы. Литература Основная: 1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с. Дополнительная:
Тема 3. Социальное действие и деятельность: теории субъективности и рациональности. План:
Вопросы для коллективного обсуждения 1. Объясните структуру системы действия Т.Парсонса. Чем определяется функционализм автора в трактовке социального действия? 2. Охарактеризуйте теорию элементарного социального поведения Дж. Хоманса. Дайте понятие внешней и внутренней системы и универсальных закономерностей поведения людей в его концепции. 3. В чем выражается акционализм А.Турена? Назовите и охарактеризуйте основные темы акционалистского анализа. 4. В чем выражается интеграция микро- и макроуровней анализа социальной реальности в теории рационального выбора Дж.Коулмена? 5. «Мозговой штурм» по сравнительной характеристике теорий социального действия Задания для самостоятельной работы 1. Опишите основные ориентации действующего субъекта в теории социального действия Т.Парсонса. 2. На основе анализа учебной литературы и первоисточников выделите, проанализируйте и опишите главные отличия подходов Дж. Хоманса и П. Блау к анализу общества и человеческого поведения. 3. Законспектируйте работу Т.Парсонса «Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем». 4. Охарактеризуйте основные постулаты теории рационального выбора Дж. Коулмена. Литература Основная: 1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с. Дополнительная:
Тема 4. Социология повседневности План:
Вопросы для коллективного обсуждения 1. Какое место отводится социальной системе и ее структурным элементам в анализе социального взаимодействия у Г.Блумера? 2. Основные принципы и теоретические установки личностно-ориентированной социологии П.Бергера. 3. Как, по мнению А. Щюца, соотносятся научное знание и здравый смысл? 4. Какие принципы и положения феноменологической социологии были использованы и получили развитие в рамках феноменологической социологии знания и этнометодологии? 5. Диспут по проблеме «Достоинства и недостатки интерпретативного направления в социологии» Задания для самостоятельной работы 1. Опишите основные методологические установки социологии повседневности. 2. Законспектируйте работу П.Бергера и Т.Лукмана «Основы знания повседневной жизни». 3. На основе изучения учебной литературы и первоисточников проведите сравнительный анализ представлений о социальной реальности А. Щюца, П. Бергера и Т .Лукмана, Г. Гарфинкеля.4. Литература Основная: 1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с. Дополнительная:
Тема 5. Современные интегральные теории общества План:
Вопросы для коллективного обсуждения 1. Почему теории данных авторов относят к интегративным? В чем выражается интегративный подход каждого? 2. Охарактеризуйте основные принципы теории структурации Э.Гидденса. 3. Покажите возможности практического использования теории социального поля и габитуса П.Бурдье для анализа социальной действительности. 4. В чем, по мнению Ю.Хабермаса, смысл и проявление «колонизации жизненного мира системой»?
Задания для самостоятельной работы 1. Законспектируйте следующие работы: П.Бурдье «Социальное пространство и генезис «классов», Э.Гидденс «Стратификация и классовая структура», Ю.Хабермас «Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма». 2. Сравните основные интегративные установки авторов в теории структурации Э.Гидденса и теории социального поля и габитуса П.Бурдье Литература Основная: 1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с. Дополнительная:
Тема 6. Теоретические дискуссии в российской социологии План:
Вопросы для коллективного обсуждения 1. Определите спектр наиболее важных проблем современной российской теоретической социологии. 2. Чем вызвана дискуссия в российской науке рубежа ХХ-ХХI вв. о предмете социологии? Опишите различные точки зрения российских социологов по данному вопросу. 3. В чем выражается проблема соотношения интернационального и национального компонентов социологического знания? 4. Дискуссия по теме: «В какой степени отечественная социология отвечает сегодня критериям современной науки?» Задания для самостоятельной работы 1. Работа с периодической печатью. 2. Отбор и анализ научной литературы по проблеме «Отечественная социология и современное научное знание». 3. Подготовка рецензий на статьи С.Г. Кирдиной, Н.В.Романовского (2007), Л.Г. Титаренко. 4. Подготовка к тесту по темам 4-6 Литература Основная: 1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с. Дополнительная:
13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература 1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с. Дополнительная литература
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для преподавания дисциплины в качестве технических средств используются: - при подаче лекционного материала и при организации практической работы: комплект мультимедийного оборудования, включающий ноутбук, мультимедиа проектор и экран; - при тестированиях: компьютерный класс. 15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6: Примерные зачетные тестовые задания 1. В рамках классификации социологических теорий наряду с общей теорией выделяют: а) структурные б) специальные в) конкретные г) «большие» 2. Теоретическим образцом парадигмы социального поведения является творчество: а) А.Шюца б) Г.Гидденса в) Т.Парсонса г) Дж.Хоманса 3. К общим социологическим теориям относится: а) теория бюрократии б) теория социального изменения в) теория элит г) теория девиации 4. Какое из приведенных условий не является обязательным критерием научной школы? а) преемственность развития - наличие учителей и учеников; б) профессиональное единодушие, согласованность установок, общность оценок; в) общая для коллектива ученых научная парадигма и методология, сходные проблемные или теоретические ориентации; г) использование единого инструментария при проведении эмпирических исследований. 5. По мнению Н.Лумана для первого этапа развития системно-теоретического мышления характерно рассмотрение системы: а) как целого, способного к самовоспроизводству и самореферентности; б) как абстракции, отражающей поведение сложных образований, состоящих из взаимосвязанных систем; в) через различение системы и окружающей среды; г) как целого, состоящего из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. 6. Для И. Уоллерстайна характерно понимание мировой системы а) в четырех измерениях - мировая капиталистическая экономика, система национальных государств, мировой военный порядок, международное разделение труда; б) как глобальной институционализации жизненного мира и локализации глобальности; в) как системы экономических и политических отношений между национальными государствами; г) как системы транснациональных практик, существующих на трех аналитически различаемых уровнях – экономическом, политическом, идеолого-культурном. 7. Глобализация по Э.Гидденсу – это, прежде всего: а) интенсификация распространяющихся на весь мир социальных отношений, связывающих события в удаленных друг от друга местах; б) серия процессов формирования системы транснационального капитализма, стирающих национально-государственные границы; в) детерриториализация - утрата привязки социальных процессов к физическому пространству; г) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни. 8. Кто из теоретиков глобализации выделял три вида глобальных опасностей, которые обусловлены а) высоким уровнем технико-экономического развития; б) низким уровнем развития и в) существованием оружия массового поражения? а) У.Бек б) А. Аппадураи в) Э.Гидденс г) У.Валлерстайн 9. В сфере культуры глобализация характеризуется: а) усилением местных культурных традиций; б) низким уровнем культуры молодежи; в) появлением языка международного общения; г) повышением роли образования в социальной мобильности личности. 10. Какую страну, согласно предложенной И.Уоллерстайном теории, можно отнести к ядру мировой системы? а) Россию б) Польшу в) Японию г) Иран |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории» Основная цель дисциплины – изучить особенности развития современной социологической науки, показать вклад отдельных ученых, научных... | Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории... Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... | Программа учебной дисциплины социология для специальности 120201... Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические... Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические... Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук» | ||
Рабочая программа дисциплины «Современные социологические теории» Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Классические и современные социологические теории Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм) | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и... | ||
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» |