Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2»
страница1/6
Дата публикации08.03.2016
Размер0.74 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Современные социологические теории-2»

направления подготовки 040100.68 «Социология, магистерская программа «Социология организаций»

Автор программы: д.соц.н., доцент Геращенко Л.И.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях исследования современного общества.

Задачи дисциплины:

  • проанализировать идейно-теоретические предпосылки формирования современной социологии;

  • обобщить существующие в западной и отечественной социологии базовые идеи, достижения, проблемы;

  • рассмотреть основные направления конвергенции социологических теорий недавнего и отдаленного прошлого, их взаимовлияние, характер их распространения и восприятия;

  • раскрыть роль отдельных ученых и научных школ в развитии социологии.


Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1

Особенности социологического теоретизирования

2/2

-

2




10
















2

Системное осмысление современного общества

2/2

-

2




14

/













3

Социальное действие и деятельность: теории субъективности и рациональности

6/2

2

4




15
















4

Социология повседневности

6/2

2

4




15
















5

Современные интегральные теории общества

6/2

2

4




20
















6

Теоретические дискуссии в российской социологии

4/4

-

4




20



















Всего

30 / 14

8

22




114


















Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Тема 1. Особенности теоретического осмысления современного общества
План:

1. Социологическая теория – типы, уровни, основные парадигмы.

2. Научные школы в социологии

3. Ситуация в мировой социологической науке: дискуссии и тенденции развития социологической теории
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. В чем особенности социологической теории? Какие типы и уровни социологического теоретизирования вы знаете? Каковы функции социологической теории?

2. Почему социология является полипарадигмальной наукой? Что является основанием для выделения в социологии различных групп парадигм?

3. Охарактеризуйте выделяемые в социологической науке научные парадигмы.

4. Что такое научная школа? Какие черты ее характеризуют? Приведите примеры научных школ.

5. Охарактеризуйте основные проблемы современной теоретической социологии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектировать статью Э.Гидденса «Девять тезисов о будущем социологии».

2. Опишите компоненты социологических теорий.

3. Выделите и охарактеризуйте основные типы социологических школ.
Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная:

  1. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии / Э. Гидденс // THESIS. 1993. 4. Сс.57-82.

  2. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И.Ф Девятко. – М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996.

  3. Култыгин В.П. Теоретическая социология за рубежом накануне конгресса / В.П. Култыгин // Социс. 2005. № 9.

  4. Немировский В.Г. Современная теоретическая социология. Курс лекций / В.Г. Немировский. – Красноярск: КрасГУ, 2002.

  5. Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф.Филиппова. – М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково Поле, 1999.

  6. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование / Дж. Тернер // Теория общества / Под ред. А. Ф. Филиппова. – М.: Каннон-Пресс-Ц, 1999.

  7. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер : Питер-принт. 2002.


Тема 2. Системное осмысление современного общества
План:

  1. Специфика системного подхода в анализе общества во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

  2. Франкфуртская школа в социологии.

  3. И. Валлерстайн и теория исторической смены мир-систем.

  4. Теория информационного общества М.Кастельса

  5. Системная теория общества Н. Лумана.


Вопросы для коллективного обсуждения
1. В чем выражается специфика системного подхода к анализу современного общества?

2. Периоды развития критической теории общества и их основное содержание.

3. Назовите ключевые параметры критики общества представителями Франкфуртской школы, их ценностные ориентиры.

4. Охарактеризуйте ключевые аспекты теорий глобализации.

5. Раскройте основные положения теории мировой системы И. Валлерстайна

6. Основной замысел и структура теории общества Н. Лумана.

7. Диспут по проблеме «Преимущества и недостатки системного анализа общества»
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить сравнительную характеристику системного подхода к анализу общества позитивистов О.Конта и Г.Спенсера, структуралиста Э.Дюркгейма, структурного функционалиста Т.Парсонса и современных теоретиков И.Валлерстайна и Н.Лумана.

2. Определить и охарактеризовать основные направления критики марксизма ведущими представителями Франкфуртской школы.
Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная:

  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества / Б. Андерсон. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.

  2. Бек У. Общество риска / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

  3. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

  4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Университет. кн., 2001.

  5. Валлерстайн И. Конец знакомого мира : Социология XXI века / И. Валлерстайн ; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева ; Центр исслед. постиндустр. о-ва. – М.: Логос, 2004.

  6. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение / И. Валлерстайн ; пер. с англ. Н. Тюкиной. – М.: Территория будущего, 2006.

  7. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии / Э. Гидденс // THESIS. 1993. 4. Сс.57-82.

  8. Головин Н. А. Логика системной теории общества / Н.А. Головин // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1999. Вып. 4

  9. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и о-ве / М. Кастельс. – Екатеринбург : У-Фактория : Изд-во Гуманит. ун-та, 2004

  10. Кастельс М. Информационная эпоха : Экономика, о-во и культура / М. Кастельс ; Пер. с англ. под науч. ред. проф. О.И. Шкаратана ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  11. Луман Н. "Что происходит?" и "Что за этим кроется?": Две социологии и теория систем / Н. Луман // Теоретическая социология. Антология / Под ред. С. П Баньковской. – М.: КДУ, 2002.

  12. Луман Н. Теория общества / Н. Луман // Теория общества. Фундаментальные проблемы. Сб. перев. Под ред. А. Ф. Филиппова. – М., 1999. С. 196-235

  13. Мнацаканян М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии / М.О. Мнацаканян // Социологические исследования. 2008.  № 12. С. 46-53. 

  14. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М., 1998.

  15. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер – СПб.: Питер : Питер-принт. 2002.


Тема 3. Социальное действие и деятельность: теории субъективности и рациональности.

План:

  1. Система действия Т.Парсонса

  2. Теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау

  3. Теория рационального выбора Джеймса Коулмена

  4. Социальный акционализм Алена Турена


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Объясните структуру системы действия Т.Парсонса. Чем определяется функционализм автора в трактовке социального действия?

2. Охарактеризуйте теорию элементарного социального поведения Дж. Хоманса. Дайте понятие внешней и внутренней системы и универсальных закономерностей поведения людей в его концепции.

3. В чем выражается акционализм А.Турена? Назовите и охарактеризуйте основные темы акционалистского анализа.

4. В чем выражается интеграция микро- и макроуровней анализа социальной реальности в теории рационального выбора Дж.Коулмена?

5. «Мозговой штурм» по сравнительной характеристике теорий социального действия
Задания для самостоятельной работы

1. Опишите основные ориентации действующего субъекта в теории социального действия Т.Парсонса.

2. На основе анализа учебной литературы и первоисточников выделите, проанализируйте и опишите главные отличия подходов Дж. Хоманса и П. Блау к анализу общества и человеческого поведения.

3. Законспектируйте работу Т.Парсонса «Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем».

4. Охарактеризуйте основные постулаты теории рационального выбора Дж. Коулмена.
Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная:

  1. Девятко И. Ф.    Социологические теории деятельности и практической рациональности / И.Ф. Девятко ; Нац. фонд подгот. кадров, Центр социол. образования Ин-та социологии РАН. - М.: Аванти плюс, 2003.

  2. Зборовский Г. Е. История социологии: классический и современный этапы: Учеб. для студентов вузов социол. спец. / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2003.

  3. Немировский В.Г. Современная теоретическая социология. Курс лекций./ В.Г. Немировский. – Красноярск: КрасГУ, 2002.

  4. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс ; Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой, С.А.Белановского. – М.: Акад.Проект. 2002.

  5. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем/ Т.Парсонс // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. С. 271-288.

  6. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж.Ритцер – СПб.: Питер : Питер-принт. 2002.

  7. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии / Н.В. Романовский // Социс. 2005. № 3. С. 3—12.

  8. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии /Турен А. – М.: Научный мир, 2006.

  9. Хоманс Дж.К. Возвращение к человеку / Дж.К. Хоманс // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: Изд-во МГУ. 1994.

  10. Савельзон О. Свобода выбора и процедурная рациональность / О. Савельзон // Общественные науки и современность, 2005. - № 1.


Тема 4. Социология повседневности

План:

      1. Символический интеракционизм Дж.г.Мида. и Г.Блумера.

      2. А. Шюц и возникновение феноменологической социологии.

      3. П. Бергер и Т. Лукман: формирование конструкционистской версии интерпретативной программы.

      4. Драматургическая социология И. Гофмана

      5. Этнометодология Г. Гарфинкеля


Вопросы для коллективного обсуждения
1. Какое место отводится социальной системе и ее структурным элементам в анализе социального взаимодействия у Г.Блумера?

2. Основные принципы и теоретические установки личностно-ориентированной социологии П.Бергера.

3. Как, по мнению А. Щюца, соотносятся научное знание и здравый смысл?

4. Какие принципы и положения феноменологической социологии были использованы и получили развитие в рамках феноменологической социологии знания и этнометодологии? 5. Диспут по проблеме «Достоинства и недостатки интерпретативного направления в социологии»
Задания для самостоятельной работы
1. Опишите основные методологические установки социологии повседневности.

2. Законспектируйте работу П.Бергера и Т.Лукмана «Основы знания повседневной жизни».

3. На основе изучения учебной литературы и первоисточников проведите сравнительный анализ представлений о социальной реальности А. Щюца, П. Бергера и Т .Лукмана, Г. Гарфинкеля.4.
Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная:

  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс. – СПб.: Алетейя. 2000.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли Р. Арон. – М.: Прогресс. 1993.

  3. Бергер П. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз – М.: Акад Проект. 2004.

  4. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / П. Бергер. – М.: Аспект-Пресс. 1996.

  5. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум. 1995.

  6. Бергер П. Основы знания повседневной жизни / П.Бергер, Т.Лукман // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. С.331-355

  7. Блумер Дж. Г. Общество как символическая интеракция / Дж.Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1984.

  8. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социс.1988. № 2.

  9. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  10. Бергер П. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз – М.: Акад Проект. 2004.

  11. Зборовский Г. Е. История социологии: классический и современный этапы: Учеб. для студентов вузов социол. спец. / Г.Е. Зборовский. - Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2003.

  12. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер : Питер-принт. 2002.


Тема 5. Современные интегральные теории общества
План:

  1. Теория структурации Э. Гидденса.

  2. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье

  3. Критическая теория Ю.Хабермаса: система и жизненный мир


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Почему теории данных авторов относят к интегративным? В чем выражается интегративный подход каждого?

2. Охарактеризуйте основные принципы теории структурации Э.Гидденса.

3. Покажите возможности практического использования теории социального поля и габитуса П.Бурдье для анализа социальной действительности.

4. В чем, по мнению Ю.Хабермаса, смысл и проявление «колонизации жизненного мира системой»?

  1. Покажите связь критической теории и теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса.


Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте следующие работы: П.Бурдье «Социальное пространство и генезис «классов», Э.Гидденс «Стратификация и классовая структура», Ю.Хабермас «Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма».

2. Сравните основные интегративные установки авторов в теории структурации Э.Гидденса и теории социального поля и габитуса П.Бурдье
Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная:

  1. Бурдье П. Практический смысл / П.Бурдье. – СПб.: Алетейа, 2001.

  2. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» / П.Бурдье // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. С.190-216.

  3. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура / Э.Гидденс // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. С. 216-236.

  4. Зборовский Г. Е. История социологии: классический и современный этапы: Учеб. для студентов социол. спец. / Г.Е. Зборовский. - Екатеринбург : Изд-во Гуманит. ун-та, 2003.

  5. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер : Питер-принт. 2002.

  6. Хабермас Ю.   Моральное сознание и коммуникативное действие /
    Ю. Хабермас; под ред. Д.В. Скляднева. – СПб.: Наука, 2006.

  7. Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма / Ю.Хабермас // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 123-152.

  8. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты) / Ю.Хабермас // Личность. Культура. Общество. – М., 2003. – Т. 5. № 1/2. С. 254–263.


Тема 6. Теоретические дискуссии в российской социологии
План:

        1. Проблемы современной российской теоретической социологии.

        2. Основные направления развития теоретической социологии в России.

        3. Основные теоретико-методологические принципы развития неклассической социологии в России.

        4. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определите спектр наиболее важных проблем современной российской теоретической социологии.

2. Чем вызвана дискуссия в российской науке рубежа ХХ-ХХI вв. о предмете социологии? Опишите различные точки зрения российских социологов по данному вопросу.

3. В чем выражается проблема соотношения интернационального и национального

компонентов социологического знания?

4. Дискуссия по теме: «В какой степени отечественная социология отвечает сегодня критериям современной науки?»

Задания для самостоятельной работы

1. Работа с периодической печатью.

2. Отбор и анализ научной литературы по проблеме «Отечественная социология и современное научное знание».

3. Подготовка рецензий на статьи С.Г. Кирдиной, Н.В.Романовского (2007), Л.Г. Титаренко.

4. Подготовка к тесту по темам 4-6

Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная:

  1. Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории? (О состоянии фундаментальных исследований в российской социологии) / С.Г. Кирдина // Социс. 2001.  № 8. С. 35-41.

  2. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под.ред С.И.Григорьева. М.-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003.

  3. Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа ХХ-ХХI веков / Под ред.В.А.Мансурова, С.И.Григорьева. – Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО. 2003. – 456 с.

  4. Проблемы теоретической социологии. Вып. 7 (8): Межвуз. сб. / Отв. Ред А.О.Бороноев. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2009 (2011).

  5. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии / Н.В. Романовский // Социс, 2007. № 1. С. 22-31.

  6. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии / Н.В. Романовский // Социс. 2005. № 3. С. 3—12;

  7. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса / М.Н. Руткевич // Социс. 1991. №7.

  8. Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса /Л.Г. Титаренко // Социс. 2009. № 1. С.16-24.




13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

Основная литература

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная литература

  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х.Абельс. – СПб.: Алетейя. 2000.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. 1993.

  3. Бек У. Общество риска / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

  4. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

  5. Бергер П. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз – М.: Акад Проект. 2004.

  6. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум. 1995.

  7. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье. – СПб.: Алетейа, 2001.

  8. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Университет. кн., 2001.

  9. Валлерстайн И. Конец знакомого мира : Социология XXI века / И. Валлерстайн ; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева ; Центр исслед. постиндустр. о-ва. – М.: Логос, 2004.

  10. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии / Э. Гидденс // THESIS. 1993. 4. Сс.57-82.

  11. Девятко И. Ф.    Социологические теории деятельности и практической рациональности / И.Ф. Девятко ; Нац. фонд подгот. кадров, Центр социол. образования Ин-та социологии РАН. - М.: Аванти плюс, 2003.

  12. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И.Ф Девятко. – М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996.

  13. Зборовский Г. Е. История социологии: классический и современный этапы: Учеб. для студентов вузов социол. спец. / Г.Е. Зборовский. - Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2003.

  14. Кастельс М. Информационная эпоха : Экономика, о-во и культура / М. Кастельс ; Пер. с англ. под науч. ред. проф. О.И. Шкаратана ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  15. Луман Н. Теория общества / Н. Луман // Теория общества. Фундаментальные проблемы. Сб. перев. Под ред. А. Ф. Филиппова. – М., 1999. С. 196-235

  16. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под.ред С.И.Григорьева. М.-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003.

  17. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс ; Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой, С.А.Белановского. – М.: Академический Проект. 2002.

  18. Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа ХХ-ХХI веков / Под ред.В.А.Мансурова, С.И.Григорьева. – Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО. 2003. – 456 с.

  19. Проблемы теоретической социологии. Вып. 7 (8): Межвуз. сб. / Отв. Ред А.О.Бороноев. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2009 (2011).

  20. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер : Питер-принт. 2002.

  21. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование / Дж. Тернер // Теория общества / Под ред. А. Ф. Филиппова. – М.: Каннон-Пресс-Ц, 1999.

  22. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А.Турен – М.: Научный мир, 2006.

  23. Хабермас Ю.   Моральное сознание и коммуникативное действие /
    Ю. Хабермас; под ред. Д.В. Скляднева. – СПб.: Наука, 2006.

  24. Щуц А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Щуц // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


  1. http://www.fipi.ru

  2. http://www.1september.ru

  3. http://www.standart.edu.ru

  4. http://bio.rusolymp.ru

  5. http://results


Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

  2. http://www.book.ru

  3. Научная библиотека eLibrary.ru

  4. http://ihtik.lib.ru – Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содержит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций).

  5. http://encycl.yandex.ru - Большая советская энциклопедия

  6. www.glossary.ru – Словари


14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для преподавания дисциплины в качестве технических средств используются:

- при подаче лекционного материала и при организации практической работы: комплект мультимедийного оборудования, включающий ноутбук, мультимедиа проектор и экран;

- при тестированиях: компьютерный класс.
15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
Примерные зачетные тестовые задания
1. В рамках классификации социологических теорий наряду с общей теорией выделяют:

а) структурные

б) специальные

в) конкретные

г) «большие»
2. Теоретическим образцом парадигмы социального поведения является творчество:

а) А.Шюца б) Г.Гидденса в) Т.Парсонса г) Дж.Хоманса
3. К общим социологическим теориям относится:

а) теория бюрократии

б) теория социального изменения

в) теория элит

г) теория девиации
4. Какое из приведенных условий не является обязательным критерием научной школы?

а) преемственность развития - наличие учителей и учеников;

б) профессиональное единодушие, согласованность установок, общность оценок;

в) общая для коллектива ученых научная парадигма и методология, сходные проблемные или теоретические ориентации;

г) использование единого инструментария при проведении эмпирических исследований.
5. По мнению Н.Лумана для первого этапа развития системно-теоретического мышления характерно рассмотрение системы:

а) как целого, способного к самовоспроизводству и самореферентности;

б) как абстракции, отражающей поведение сложных образований, состоящих из взаимосвязанных систем;

в) через различение системы и окружающей среды;

г) как целого, состоящего из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.
6. Для И. Уоллерстайна характерно понимание мировой системы

а) в четырех измерениях - мировая капиталистическая экономика, система национальных государств, мировой военный порядок, международное разделение труда;

б) как глобальной институционализации жизненного мира и локализации глобальности;

в) как системы экономических и политических отношений между национальными государствами;

г) как системы транснациональных практик, существующих на трех аналитически различаемых уровнях – экономическом, политическом, идеолого-культурном.
7. Глобализация по Э.Гидденсу – это, прежде всего:

а) интенсификация распространяющихся на весь мир социальных отношений, связывающих события в удаленных друг от друга местах;

б) серия процессов формирования системы транснационального капитализма, стирающих национально-государственные границы;

в) детерриториализация - утрата привязки социальных процессов к физическому пространству;

г) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни.
8. Кто из теоретиков глобализации выделял три вида глобальных опасностей, которые обусловлены а) высоким уровнем технико-экономического развития; б) низким уровнем развития и в) существованием оружия массового поражения?

а) У.Бек

б) А. Аппадураи

в) Э.Гидденс

г) У.Валлерстайн
9. В сфере культуры глобализация характеризуется:

а) усилением местных культурных традиций;

б) низким уровнем культуры молодежи;

в) появлением языка международного общения;

г) повышением роли образования в социальной мобильности личности.
10. Какую страну, согласно предложенной И.Уоллерстайном теории, можно отнести к ядру мировой системы?

а) Россию

б) Польшу

в) Японию

г) Иран

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории»
Основная цель дисциплины – изучить особенности развития современной социологической науки, показать вклад отдельных ученых, научных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconРабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника»
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории...
Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconПрограмма учебной дисциплины социология для специальности 120201...
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические...
Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические...
Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconРабочая программа дисциплины «Современные социологические теории»
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconКлассические и современные социологические теории
Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск