Скачать 155.1 Kb.
|
Классические и современные социологические теории 1. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии. 2. Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм). 3. Развитие социологических теорий в 20 веке. 4. Специфика социологической мысли в России: - основные школы; - П. Сорокин. Основные понятия темы: позитивизм, закон трех стадий, органическая теория общества, общественное разделение труда, аномия, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, типы социального действия в социологии М. Вебера, общество как система в социологии Т. Парсонса, субъективная школа в российской социологии, теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина.
Система наук и их методов по Конту. Социальная статика и социальная динамика Конта. Закон трех стадий Конта. О. Конт – основоположник позитивизма. Отношение Конта к революции. Г. Спенсер – основатель органической теории общества. Теория социальной эволюции Спенсера, ее основные моменты: интеграция, дифференциация, возрастание порядка, закон детерминированности общества средним уровнем развития его членов. Взгляды Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Разделение обществ на два типа: промышленные и военные. Социальный дарвинизм Спенсера: закон выживания сильнейших и наиболее приспособленных. Спенсер о революционном пути преобразования общества.
К. Маркс – основатель школы социального конфликта в классической социологии. Материалистическое понимание истории, учение о базисе и надстройке. Теория социально-экономических формаций, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, понятие диктатуры пролетариата. К. Маркс – революционер и ученый. Э. Дюркгейм – последователь Конта и основатель французской социологической школы, классик функционализма. Фундаментальное значение общественного разделения труда, два типа социальной солидарности: механическая и органическая. Понятие социальных фактов, понятие аномии. «Самоубийство» Э. Дюркгейма – образец социологического исследования. Социология религии Э. Дюркгейма. Отношение Дюркгейма к революции и войне. «Понимающая» социология М. Вебера. Теория социального действия, четыре типа социальных действий. Понятие идеального типа. Теория бюрократии Вебера. «Протестанская этика и дух капитализма» Вебер об определяющем значении протестантизма в рождении и развитии капитализма. Вебер о факторах общественного развития, теория социальной стратификации М. Вебера.
Т. Парсонс – глава школы функционализма 20 века. Четыре компонента в структуре социального действия по Парсонсу. Любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям: адаптация, целедостижение, интеграция, удержание образца. Согласие в отношении ценностей – фундаментальный интегративный принцип в обществе и пути его достижения. Р. Мертон и его концепция теории среднего уровня. Явные и латентные функции. Функционалистская теория аномии Р. Мертона. Р. Дарендорф и его конфликтная модель общества. Урегулирование конфликтов и управление ими в современном обществе. Дж. Мид – основоположник школы символического интеракционизма. Социальное действие: символ – ответная осмысленная реакция. Теория «обобщенного другого». Ч. Кули и его теория «зеркального Я».
Важнейшие особенности русской социологии
Основные школы русской социологии
Вопросы для самоконтроля
Методы социологического исследования 1. Роль прикладных методов исследования в социологической науке. 2. Классификация прикладных методов и организация исследований. 3. Характеристика основных МСИ: анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, контент-анализ. Основные понятия темы: пилотажное исследование, описательное исследование, аналитическое исследование, выборочная совокупность, респондент, открытый вопрос, закрытый вопрос, фокус-групппа.
Ключевая роль прикладных социологических исследований в развитии специальных социологических теорий.
Виды методов: анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, контент-анализ. Исследовательская этика. Этапы исследования
Вопросы для самоконтроля
Общество и социальные институты 1.Сущность и признаки общества. Взаимосвязь общества и природы. 2.Теории происхождения общества. 3.Типы обществ. 4.Социальные институты: понятие, структура, виды. 5.Семья как один из основных социальных институтов. Виды семьи и брака. 6.Социальные функции семьи. 7.Проблемы семейно-брачных отношений в современном обществе. Основные понятия темы: прогресс, революция, закон ускорения истории, модернизация, явные и латентные функции социальных институтов, дисфункции социальных институтов, жизненный цикл семьи.
Понятие общества, системная природа общества. Важнейшие признаки общества, согласно Э. Шилзу. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная и социальная; их взаимоотношения друг с другом. Взаимосвязь общества и природы в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева и в теории Л. И. Мечникова. Н. Н. Моисеев о глобальных экологических кризисах в истории человечества.
Параметры выделения типов обществ: степень сложности устройства, уровень развития управляющей подсистемы, технологический уровень (способ добывания средств к существованию). Типология обществ О. Конта и К. Маркса. Технологическая теория трех этапов общественного развития: доиндустриального, индустриального и постиндустриального.
Социальный институт – форма организации значимой для всего общества деятельности. Социальные институты возникают благодаря фундаментальным, важнейшим для всего общества потребностям, их всего пять:
Каждый социальный институт имеет явные и латентные функции, кризисное состояние социального института характеризуется его дисфункциями. Между социальными институтами необходимо укреплять и развивать взаимные связи. Структура социального института включает следующие элементы:
Интернет – новый социальный институт его функции и особенности.
Понятие семьи. Нуклеарная семья. Расширенная семья. Три варианта решения вопроса о власти в семье: патриархальный, матриархальный, эгалитарный. Понятие брака. Виды брака: моногамия, полигиния, полиандрия, групповой брак.
Дискуссия о кризисе семьи как социального института в развитых странах. Насколько выполняет современная семья свои классические функции и помогает ли ей в этом общество, или она остается один на один со своими проблемами? Проблема одиночества в современном мире. Вопросы для самоконтроля
Общность и личность 1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Специфика социологического изучения личности. 2. Статусно-ролевая концепция личности. 3. Социализация личности. Основные понятия темы: личность, социальная роль, ролевой набор, достигаемый статус, прирожденный статус, первичная социализация, вторичная социализация.
Для социологии в личности на первом месте то, что делает ее членом общества, хотя индивидуальность также имеет огромное значение, потому что благодаря ей человек самосовершенствуется и решает проблемы общества. Не забывая о своих приоритетах, социология должна внести свой вклад в решение проблемы сочетания интересов личности и общества.
Нормативная личность, модальная личность. Понятие социальной роли, ролевой конфликт, ролевое напряжение, ролевой набор, виды социальных статусов. «Плюсы» и «минусы» большого числа ролей и статусов, свойственных личности в современном обществе.
Понятие социализации, агенты социализации, ключевая роль семьи в социализации личности этапы социализации. Особенности социализации в переходное время, когда общество переживает «эпоху великих перемен». Вопросы для самоконтроля
Социальный контроль и девиация 1.Сущность и механизмы социального контроля. Социальные нормы и санкции. 2.Формальный и неформальный социальный контроль. 3.Девиация: определение, причины, типы. 4.Способы коррекции девиантного поведения. Основные понятия темы: санкции, девиация, нормы, самоконтроль, аномия, ценности, национально ориентированная элита.
Понятие социального контроля, его функции: охранительная и стабилизирующая. Два вида социальных норм: возникающие и действующие в малых группах, возникающие и действующие в больших общностях или в обществе в целом. Функции социальных норм. Санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Четыре вида санкций. Самоконтроль.
Понятие девиации. Дисфункции девиации: девиация, разрушающая общество. Функции девиации: девиация как процесс развития. Причины девиации:
Формирование в обществе новой системы ценностей, основанной на уважении человека к себе и к другим, вере в себя, стремлении к самосовершенствованию, религиозном отношении к жизни, доверии к людям, уважении к честному, творческому труду. Помощь семье в социализации личности со стороны общества. Формирование новой, национально ориентированной элиты. Вопросы для самоконтроля
Общественное мнение как институт гражданского общества 1. Общественное мнение. 2. Механизмы управления массовым сознанием и поведением. 3. Установки и стереотипы массового сознания. 4. Методы противодействия социальным манипуляциям. Основные понятия темы: общественное мнение, социальный стереотип, гражданское общество, массовое общество, одномерный человек.
Понятие гражданского общества Понятие общественного мнения: отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Факторы, порождающие общественное мнение:
Функции общественного мнения
В пунктах 2, 3, и 4 идет речь о возникновении в 20 веке «массового общества» и о его влиянии на человека. Человек должен сделать выбор: или он принимает потребительскую систему ценностей, которая закладывается в сознание и пропагандируется примитивной массовой культурой, но тогда он отказывается от собственной личности, становится полностью манипулируемым индивидом, лишенным внутренней точки опоры в самом себе и ни с кем не связанным в обществе (концепция «одномерного человека» Г. Маркузе). Или же человек уважает себя и выбирает духовную систему ценностей, ориентирующую индивида на самосовершенствование, а не на обладание. Тогда человек сохраняет и развивает в себе личность, он не поддается манипуляциям, а настаивает на взаимоуважительном сотрудничестве с государством и другими социальными институтами. Он ориентируется на элитарную и народную формы культуры, имеет внутреннюю точку опоры в самом себе, основанную на религиозном отношении к жизни, и крепкие социальные связи. Выделяют несколько концептуальных трактовок «массового общества»:
Вопросы для самоконтроля
Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе 1. Социальные изменения в современном российском обществе. 2. Проблемы и противоречия процессов модернизации. 3. Место и роль России в современном мире. Основные понятия темы: социальная революция, информационное общество, глобализация, догоняющая модернизация, системный кризис современного капитализма.
Россия переживает эпохальные социальные изменения двух видов:
При этом российское общество находится в глубочайшем системном кризисе
Понятие модернизации Два типа модернизации:
Культурная, экономическая и политическая глобализация в современном мире. Россия переходит к капитализму, когда он находится в глубочайшем системном кризисе, выйти из которого возможно только через создание принципиально новой некапиталистической системы хозяйства, но этого не понимает современное российское руководство. Перед российским обществом стоит важнейшая задача – формирование новой, национально ориентированной элиты.
Две принципиальные позиции, обсуждаемые в современном российском обществе:
Вопросы для самоконтроля
|
Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | Программа учебной дисциплины социология для специальности 120201... Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | ||
Классические и современные социологические теории Практикум по социологии [Текст]: задания к семинарским занятиям / Э. В. Овчинникова, Н. В. Григорьева, О. М. Маслова, Е. В. Яковлева... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях... | ||
Рабочая программа дисциплины «Современные социологические теории» Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | «социология» для студентов групп 1041-с/з, 1120-с/з, 1010-с/з, 1042-с/з, 1043-с/з Лукреций). Социально-философские взгляды представителей Нового времени (Никколо Макиавелли, Томас Гоббс, Джанбаттист Вико, Шарль... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... РФ; усвоить классические и современные модели системы прав человека; приобрести навыки свободного изложения содержания дискуссий,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории» Основная цель дисциплины – изучить особенности развития современной социологической науки, показать вклад отдельных ученых, научных... | 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и... | ||
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и... | Примерной программы наименование дисциплины: Современные социологические... «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,... | ||
Поисковые системы по россии Русская виртуальная библиотека: классические и современные произведения русской литературы: проза и поэзия | Современные теории дискурса мультидисциплинарный анализ Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»)– Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006,... | ||
М. В. Худякова современные теории экономической социологии Давыденко В. А., Худякова М. В. Современные теории экономической социологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории... Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального... |