1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности социально-гуманитарные знания; освоение новых теорий и моделей с учетом целей и задач исследования.
Теоретическая и методическая подготовка магистрантов к научной деятельности по социологии.
Этот курс углубляет теоретические знания студентов в области того, что называется «социологии сегодня». 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата «Современные социологические теории-2» является дисциплиной профессионального цикла базовой части М2.Б.1 и изучается в 9 семестре.
Изучение курса связано с предыдущими курсами общей социологии, истории социологии, политической социологии и всем остальным спектром отраслевых социологий, а также с учебной дисциплиной «Методология и методика социологических исследований», осваиваемых в программе подготовки социологов-бакалавров.
В процессе преподавания дисциплины необходимо дать студентам систематизированное представление о новейших теоретических разработках в современной социологии.
Задачи учебной дисциплины:
освоить специфику новых концептуальных и парадигмальных подходов;
выявить соотношение устоявшихся теорий и концепций с новыми подходами и объяснить востребованность новых теорий и концепций социологической наукой и практикой;
охарактеризовать персональный вклад крупных ученых в развитие социологического знания на современном этапе;
выявить взаимосвязь теоретико-концептуальных достижений с попытками преодолеть кризисы в развитии социологии как науки.
помочь студентам подготовиться к государственному экзамену.
Обязательный минимум содержания:
Обновление классического и неклассического наследия в современной социологии;
Научные парадигмы и теоретико-методологические кризисы, их влияние на развитие современных социологических теорий;
Типология новых теорий, концепций;
Достижения социологии и проблемы сохранения преемственности и обновления социологического знания и методологического оснащения;
Ключевые положения отдельных социологических концепций и теорий.
Знания и умения, полученные в результате освоения учебного курса, окажутся полезными в период научно-педагогической практики (февраль IX семестр) и при подготовке научно-исследовательской работы магистрантов.
Дисциплина изучается на 1 курсе магистратуры в 9 семестре. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные социологические теории-2». В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Коды компетенции
| Содержание компетенций*
| результат
| Общекультурные компетенции
| (ОК-6)
| Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профильные знания основ философии и социально-гуманитарных наук
| Знать:
- вклад ведущих классических и современных социологов
Уметь:
- использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования
Владеть:
- навыками научной организации современных социологических теорий
| Профессиональные компетенции:
в научно-исследовательской деятельности
| (ПК-3)
| Способность осваивать новые теории, модели, методы и следования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования
| Знать:
- фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия
Уметь:
- приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность
Владеть:
- методиками представления и защиты результатов научных изысканий
|
4. Структура и содержание дисциплины
«Современные социологические теории-2»
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетные единицы _108_ часов. 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах) 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом для очной формы обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
| 108
| Аудиторные занятия (всего)
| 34
| В том числе:
|
| Лекции
| 17
| Семинары
| 17
| Самостоятельная работа
| 74
| В том числе:
|
| Ознакомление с основной и дополнительной литературой
| 12
| Составление глоссария
| 15
| Подготовка творческих (поисковых) заданий
| 12
| Анализ первоисточников
| 20
| Творческая работа (эссе)
| 10
| Вид промежуточного контроля
| устный опрос, проверка выполнения практических заданий
| Вид итогового контроля – экзамен
| 1,4
|
4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах) для очной формы обучения
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Общая трудоёмкость (часах)
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Учебная работа
| В.т.ч.
активных форм
| Самостоятельная работа
| всего
| лекции
| практ.
|
| Теоретическая социология сегодня. Модерн и постмодерн в развитии социологии. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности
| 9
| 1
| 4
| 2
| 2
| 2
| 6
|
|
| Интепретативная социология. Обновление теорий социального действия и поведения. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана
| 9
| 2
| 4
| 2
| 2
| 3
| 5
| опрос на семинаре
|
| Теории социального выбора и трактовка инструментальной рациональности.
| 9
| 3
| 2
| 1
| 1
| 2
| 10
| опрос на семинаре
|
| Современные концепции социальных изменений. Циклические изменения (Работы П. Штомпки, Ю. В. Яковца и др.).
| 9
| 3
| 4
| 2
| 2
| 2
| 6
| обсуждение реферата
|
| Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. Никлас Луман.
| 9
| 3
| 3
| 1
| 2
|
| 6
| обсуждение докладов
|
| И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире.
| 9
| 4
| 4
| 2
| 2
| 1
| 6
| опрос на семинаре
|
| Обновление структуралистских теорий. П. Блау, М. Фуко, П. Бурдье – личный вклад в современный структурализм.
| 9
| 5
| 4
| 2
| 2
| 2
| 10
| тестирование на семинаре
|
| Теория структурации Э. Гидденса и возможности обновления концепции стратификации.
| 9
| 6
| 4
| 2
| 2
| 1
| 5
| написание и обсуждение эссе
|
| Критическая социология сегодня. Современные концепции общества и общественной жизни.
| 9
| 7
| 4
| 2
| 2
| 2
| 10
| проверка конспекта первоисточников; табл. признаков «общество риска», «сетевое общество»
|
| Итого:
| 34
| 17
| 17
| 15
| 74
| экзамен
|
Знания и умения, полученные магистрантами в освоении данной дисциплины приобретают практическое подтверждение в процессе подготовки и написания годовой научно-исследовательской работы магистрантов (в разделе аналитического обзора и научного анализа статей и публикаций). Также полезны навыки и владения по курсу «Современные социологически теории-2» для подготовки и написания магистрантами научных публикаций.
4.2 Содержание дисциплины Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
4.2.1 Содержание лекционного курса
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
| 1
| Теоретическая социология сегодня. Модерн и постмодерн в развитии социологии. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности
| Источники, уровни и границы теоретизирования в социологии. Специфика социологического объяснения. Роберт Мертон о «социологической теории», «большой теории» и «теориях среднего уровня». Становление теоретической социологии в контексте российских условий. Основные научные достижения в теоретической социологии в периоды классического развития, модерна и постмодерна. Социологическая теория как «специфическая форма организации фактического социального опыта» (Ю. Л. Качанов, ИС РАН). Обзор кризисов и научных «прорывов» в социологии. Обзор традиционных теорий. Типология теорий в социологической науке (П. Штомпка): объяснительная, эвристическая, аналитическая и экзегетическая теории.
| Получение базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Способность осваивать новые теории (ПК-3)
понятия: «теоретическая социология», «постмодерн», «социологическая теория»
| 2
| Интепретативная социология. Обновление теорий социального действия и поведения. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана
| Деятельность и жизнедеятельность как объекты интерпретативной теории. Связь с классической интерпретативной концепцией деятельности (М. Вебер) и системой действия в трактовке модернистов (Т. Парсонс). Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана в современной интерпретационной социологии. Основные положения конструктивизма. Элементы социальной реальности. Отношение к работе Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности» (N. Y., 1966) современных отечественных социологов. Трактовка социальной реальности как общественного сознания и объективной данности. Изучение в социологии механизма циркуляции знания в обществе. Дотеоретическое, повседневное знание как «ядро» социологии знания. Феноменологический анализ структур жизненного мира человека по Т. Лукману.
| Показать взаимосвязь теории и методов в социологическом исследовании (ОК-6);
Способность осваивать новые теории (ПК-3)
понятия: «интерпретативная социология», «теория социального действия», «социальная реальность»
авторы: П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс
| 3
| Теории социального выбора и трактовка инструментальной рациональности.
| Классические теории инструментальной рациональности (утилитаризм и прагматизм) в современных трактовках. Основные положения рационального выбора в оценке современных социологов.
| Получение базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Использование новых социологических теорий как инструмента социологических исследований (ПК-3)
понятия: «теории выбора», «социальный выбор»
| 4
| Современные концепции социальных изменений. Циклические изменения (Работы П. Штомпки, Ю. В. Яковца и др.).
| Петр Штомпка об исторической травме, возможностях вмешательства активного субъекта в реорганизацию системных структур. «Живые социальные системы»: направленность и характер изменений. Проблема цикличности и разнонаправленности в современных трактовках социальных изменений.
| Получение базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Изучение фундаментальной структуры социологической теории (ПК-3)
понятия: «социальные изменения», «живые социальные системы», «транзитивность».
Авторы: П. Штомпка,
Ю. В. Яковец
| 5
| Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. Никлас Луман.
| Эволюция социальных систем. Создание общей теории систем. Координация между системной теорией и теорией эволюции; отношения «система/система» и «система/окружающий мир»; интеграция и дезинтеграция в системах; катастрофа как смена форм стабильности системы; критерий различения внутри системы. Признаки сегментарного общества в трактовке Никласа Лумана.
Равенство–неравенство в эволюции сегментированного общества.
Механизмы системной дифференциации в условиях порядка (ранговый, «паразитарный»)
Опровержение Н. Луманом тезиса о дифференцированном распределении материальных и нематериальных преимуществ в стратифицированном обществе как основании ранговой упорядоченности социальных позиций.
| Получение базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Навыки разработки новых методологических приемов (ПК-3)
понятия: «неофункционализм», «теория систем», «общество-система».
Автор Н. Луман
| 6
| И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире.
| Исторически ориентированный марксизм в условиях современных глобальных изменений.
«Современная мировая система».
| Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профильные знания (ОК-6);
Знание современных категорий и подходов (ПК-3)
понятия: «мир-система», «глобальное общество».
Автор И. Валлерстайн
| 7
| Обновление структуралистских теорий. П. Блау, М. Фуко, П. Бурдье – личный вклад в современный структурализм.
| Теория обмена Питера Блау и Джорджа Хоманса. П. Блау о микропрогрессе и микроструктурах, путях социальной интеграциии дифференциации. Работы Фуко «Рождение клиники», «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Мишель Фуко о нормативных структурах, порядке дискурса и социальности. Дисциплинарное общество, надзор и наказания в трактовке Фуко. «Экзамен» как элемент дисциплинарного общества. Формы «экзамена». Экзамен, паноптикум, надзор – по Фуко. Бурдьё о габитусе, поле, социальном капитале. М. Кастельс – трактовка общества сетевых структур.
| Исследовать вклад современных социологов (ОК-6);
Способность осваивать новые теории, модели (ПК-3)
понятия: «структурализм», «теория обмена», «дисциплинарное общество», «сетевая структура общества».
Авторы: П. Блау, М. Фуко, П. Бурдье.
| 8
| Теория структурации Э. Гидденса и возможности обновления концепции стратификации.
| Подходы к новой концепции в работах английского социолога Э. Гидденса «Новые правила социологического метода» и «Основных проблемах социальной теории» в 1970-е годы. Отход от структурно-функционалистских трактовок общества, от социальной внешней причинности. Критика биологизации социологии и социальной обусловленности поведения. Новое понимание поведения в работе «Конституирование общества: очерки теории структурации». Гидденс о различиях природы и общества, о производстве и воспроизводстве общества социальными акторами (участниками событий).
Структура как связующее звено между пространством и временем в социальных системах (объединениях людей, «коллективностях»), как ресурсы и правила, поддерживающие системный порядок и взаимодействие людей. Понимание систем как социальных практик с регулярными отношениями взаимозависимостей отдельного человека и групп, отдельных «коллективностей» между собой, построенное, в основном, на автономии или подчинении.
| Исследовать вклад современных социологов (ОК-6);
Способность осваивать новые теории, модели (ПК-3)
понятия: «структурация», «социальная структура», «социальные практики».
Автор Э. Гидденс
| 9
| Критическая социология сегодня. Современные концепции общества и общественной жизни.
| Критика социальной и интеллектуальной жизни в наши дни. Юрген Хабермас: критическая трактовка жизненного мира и социальной системы. Колонизация жизненного мира и освобождение от неё. Ю. Хабермас о незавершенном модерне.
Общество и модерн в трактовке Роберта Мертона. Социологические теории информационного общества (Общество «третьей волны» Олвина Тоффлера, трактовки Франко Ферраротти).
| Исследовать вклад современных социологов (ОК-6);
Способность произвести реконструкцию своей исследовательской области (ПК-3)
понятия: «критическая социология», «информационное общество».
Авторы: Ю. Хабермас, Ф. Ферраротти
|
4.2.2 Содержание практических занятий
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
| 1
| Теоретическая социология сегодня.
| 1. Модерн и постмодерн в развитии социологии.
2. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности
3. Основные исследовательские традиции.
4. Исходные парадигмы современной социологической теории.
| Закрепление базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Способность осваивать новые теории (ПК-3)
| 2
| Интепретативная социология.
| 1. Обновление теорий социального действия и поведения.
2. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана.
3. Основания социологической интерпретации.
| Взаимосвязь теории и методов в социологическом исследовании (ОК-6);
Способность осваивать новые теории (ПК-3)
| 3
| Теории социального выбора и трактовка инструментальной рациональности.
| 1. Концепция рационального выбора.
2. Инструментальная рациональность (структурно-функциональные и сетевые наработки).
| Получение базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Использование новых социологических теорий как инструмента социологических исследований (ПК-3)
| 4
| Современные концепции социальных изменений.
| 1. Современные концепции социальных изменений.
2. Циклические изменения (Работы П. Штомпки, Ю. В. Яковца и др.).
| Закрепление базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Изучение структуры социологической теории (ПК-3)
| 5
| Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. Никлас Луман.
| 1. Переход от родственных «скреп» к ранговым различиям в стратификационном обществе.
2. Признаки стратификационного общества.
3. Коммуникационная плотность в сегментированном единстве общества.
| Закрепление базовых знаний социально-гуманитарных наук (ОК-6);
Навыки разработки новых методологических приемов (ПК-3)
| 6
| И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире.
| 1. Новые трактовки мир-систем и социальных отношений.
2. Современная модель международных отношений.
3. Межтерриториальная коммуникация в постмодерновой пространстве.
| Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профильные знания (ОК-6);
Знание современных категорий и подходов (ПК-3)
| 7
| Обновление структуралистских теорий.
| 1. Современные структуралистские теории.
2. Концепции П. Блау и М. Фуко.
3. П. Бурдье – личный вклад в современный структурализм.
| Исследовать вклад современных социологов (ОК-6);
Способность осваивать новые теории, модели (ПК-3)
| 8
| Теория структурации Энтони Гидденса.
| 1. Структурация – процесс факторного воздействия на воспроизводство систем.
2. Типология ресурсов по Э. Гидденсу.
3. Ресурсы господства над людьми.
4. Ресурсы господства над материально-вещными объектами (средства производства, сырой исходный материал и т. д.).
5. Социальная и системная интеграции.
| Исследовать вклад современных социологов (ОК-6);
Способность осваивать новые теории, модели (ПК-3)
| 9
| Критическая социология сегодня. Современные концепции общества и общественной жизни.
| 1. Постмодернистское общество. Понимание современности как позднего модерна.
2. Этапы становления «социологии жизни». Социология жизни в трактовке современных ученых (Ж. Т. Тощенко и др.).
3. Концепции трансформаций (Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова). Обновление теории социального пространства в современной отечественной социологии.
4. А. Ф. Филиппов о пространстве.
| Исследовать вклад современных социологов (ОК-6);
Способность произвести реконструкцию своей исследовательской области (ПК-3)
|
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров, реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:
Проблемные ситуации, моделируемые преподавателем, для освещения сложных, разделов и тем. Сложность ситуации задается и корректируется в зависимости от изучаемой темы, уровня подготовки аудитории, разновидности занятий, наличия дополнительной литературы и т. д.;
Ситуационный анализ, используется для построения комплексных представлений об исследуемых проблемах;
Элементы ролевых игр, уместно использовать для проведений семинарских занятий или творческих заданий (характеризуется тщательной проработкой дополнительного материала и домашней подготовкой студенческих выступлений);
Магистранты могут самостоятельно познакомиться с интересными изданиями, выложенными в Интернете (например, можно использовать электронный ресурс «Русского гуманитарного университета».
В ходе лекционных занятий преподаватель может использовать разбор конкретных ситуаций, которые могут рассматриваться с использованием знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения учебного курса, с целью формирования и развития исследовательских навыков обучающихся.
В рамках учебного курса можно использовать видео-трансляцию (из доступных материалов и видео-нарезки из сети интернет), а также образовательные блоки, предусматривающие трансляцию аудио- материалов и книг.
Основная оболочка для формирования интерактивного пакета составляет презентации созданные в программе Microsoft PowerPoint.
Работа с интерактивным учебным пособием «Классики социологии». Просмотр видеофрагментов выступлений социологов А. Этциони, И. Валлерстайна, В.А. Ядова.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП по направлению «Социология»). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС 040100 «Социология» утвержден приказом Минобрнауки РФ № 42 от 14 января 2010 г.). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Рефераты: Признаки факта в постмодерне.
«Живые социальные системы»: направленность и характер изменений.
Специфика системной дифференциации.
Формы системной дифференциации: сегментарная, «центр-периферия», стратификационная, функциональная.
Проблемные вопросы для рефератов: координация между системной теорией и теорией эволюции; отношения «система/система» и «система/окружающий мир»; интеграция и дезинтеграция в системах; катастрофа как смена форм стабильности системы; критерий различения внутри системы.
Социальная и системная интеграции.
Сравнительный анализ трактовок общества в модерне и постмодерне.
Альтернативные оценки глобального общества. Формальные и содержательные требования к письменным работам по истории социологии
1) эссе должно:
• демонстрировать понимание студентом предмета и объекта социологии, умение подчеркнуть актуальность и проблемную ситуацию;
• показать освоение студентом основных понятий социологической теории, используемых в теме;
• воспроизводить механизмы социологических законов и правил и особенности социологического анализа общества;
• учитывать особенности социологических методов и методик;
2) тема письменной работы должна быть раскрыта с позиций социологии, независимо от того, какой материал используется (публицистические статьи, жизненный опыт, библиографический материал, социальная статистика и т. д.);
3) в содержании работы студенту необходимо продемонстрировать самостоятельность написания эссе и глубину понимания проанализированных источников и литературы;
4) некоторые темы могут содержать междисциплинарные материалы, в которых необходимо раскрыть специфику социологии;
5) используя перекачанные материалы из Интернета, учебные статьи, информацию из специализированных словарей, важно продемонстрировать умение корректно цитировать и пересказывать первичный текст (с оформлением соответствующих ссылок, сносок, описаний и т. д.);
6) в письменной работе полезно содержать список использованной литературы, где для каждого источника должны быть указаны автор (ы) или редактор, место издания, год издания и точно указанные страницы на цитируемые источники;
Особенности эссе по истории социологии:
1) меньший по сравнению, например, с рефератом объем работы;
2) менее жестко привязан к тексту предлагаемого источника (ов), не обязан содержать подробный пересказ содержания первоисточника;
3) эссе имеет ярко выраженный творческий характер и анализирует ситуации с помощью рассматриваемых социологических понятий и концепций;
4) эссе должно продемонстрировать определенный уровень овладения, навыки оперирования изученными понятиями, то есть применения их при рассмотрении некоторых социальных ситуаций - здесь можно использовать газетные материалы, материалы из Интернета;
5) эссе должно показать уровень социологического мышления студента, демонстрируя скорее аналитическую работу, а не комментирование и описание исходного текста1. Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Современные социологические теории-2»
|