Ликей и Академия





НазваниеЛикей и Академия
Дата публикации06.08.2013
Размер67.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Ликей и Академия
Когда мы слышим слово «лицей», в памяти, прежде всего, возникает образ Пушкина, великого поэта земли русской, отроческие годы которого прошли в Царскосельском лицее, подарившем нашей Родине немало выдающихся деятелей. Но первый Лицей, или Ликей, возник больше чем за две тысячи лет до этого в Древней Греции, в Афинах — городе, называвшемся современниками и потомками «матерью наук и искусств». Основал его великий философ Аристотель возле храма Аполлона Ликейского. Ликос — по-древнегречески «волк», этот бог в Афинах почитался не только в виде прекрасного юноши, но и в виде волка, что указывает на древность происхождения его культа. Возле храма издавна находился знаменитый гимнасий — школа физического совершенства, которому в Древней Греции придавали столь большое значение. Ведь и учитель Аристотеля великий мыслитель Платон в юности был чемпионом Истмийских игр. В Ликейской гимнасии юноши обучались борьбе и гимнастике, верховой езде. И вот рядом с гимнасией и возникла школа Аристотеля, в которой была поставлена цель духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества.

Духовная жизнь в Древней Греции зиждилась, прежде всего, на культуре слова, т. е. на риторической культуре. Афиняне, проводившие большую часть жизни на людях, любили и умели поговорить. Обучение тоже было по преимуществу устным. Само слово «схоле», от которого и пошло название «школа», на древнегреческом языке означало «досуг», «отдых». Но досугом, достойным настоящего гражданина, считалось не ничегонеделание, а занятие высокими предметами, обогащавшими ум и душу человека. Отсюда школой стало называться то, что способствует познанию, сам процесс обучения и добывания истины, а затем и место, где это происходило.

В Ликее учились, прогуливаясь и беседуя. Это не было чем-то диковинным для Древней Греции. Платон в своей школе, носившей название «Академия», так как она находилась в садах, посвященных легендарному герою Академу, тоже читал лекции и беседовал с учениками, прогуливаясь по тенистым аллеям (перипатам). Такие же перипаты были и в Ликее. Основатель Ликея излагал свои взгляды не только во время прогулок, но и на ежедневных обедах с друзьями и учениками, ибо он считал, что каждое мгновение должно быть использовано для поисков истины. «Пиршественные беседы» назывались «симпосионами», откуда и пошло наименование современных научных собраний — симпозиумы. Богатейшая библиотека, собранная в Ликее, была доступна всем жаждущим знаний. В отличие от платоновской Академии, где безраздельно царила философия, в Ликее занимались и множеством конкретных исследований естественнонаучного характера. Платон и Аристотель создали свои школы не только как определенные учебные заведения, но и как целые мощные философские направления, в течение тысячелетий творчески оплодотворявшие развитие европейской и мировой мысли. Платона считают основоположником идеалистической линии в философии, а Аристотеля — создателем всеохватывающей философии природы и человека. На знаменитой фреске «Афинская школа» в Ватиканском дворце, написанной великим художником Возрождения Рафаэлем, Платон, величественный и благородный старец, изображен с перстом, воздетым к небу, а Аристотель, чернобородый и буйноволосый, всей ладонью показывает на землю.





Царскосельский лицей
Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и характер многих реформ и начинаний «дней александровых прекрасного начала»: блестящие обещания, широкие замыслы при полной непродуманности общих задач, целей и плана. Размещению и внешнему распорядку нового учебного заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов обсуждались самим императором. Однако план преподавания был непродуман, состав профессоров — случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии. А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно определено и будущее лицеистов. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Мысль эта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей. Подрастающие Николай и Михаил Павловичи свыклись с верой в безграничность и божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что искусство управления состоит в «фельдфебельской науке»...

Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие императрицы Марии Федоровны. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 году на престол чудовищно неподготовленным... Лицей помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как бы придворным учебным заведением. Однако, вкдимо не без воздействия Сперанского, ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и влияние на императора, первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались. Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению языков: «российского, латинского, французского, немецкого», математики (в объеме гимназии), словесности и риторики, истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. На старших курсах занятия велись без строй программы — утвержденный устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам. В лицейских занятиях была бесспорная положительная сторона: это был тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого — «пушкинского» — выпуска и который очень скоро сделался темой многочисленных доносов. Именно этот «дух» позже старательно выбивал из Лицея Николай I.

Декабристы и школа
Перо чиновника бойко бежало по бумаге. Член комитета, учрежденного специально для надзора за ланкастерскими школами, диктовал: «Сия форма образования имеет неудобства, а именно:

а) она утверждает юношество в привычках республиканских, довольно и без того вольнодумством нашего века раскрываемых;

б) она дает понятия о начальстве и властях противоположно закону божию, наставляя власть избирательную по достоинству, между тем как христианам с самого детства во всякой власти не достоинства лица, но избрание божие видеть должно». О каких же школах шла речь? Почему они назывались ланкастерскими? В 1819 году декабристы учредили Петербургское Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения. Общество это было не тайное, о его существовании знало правительство. Задачей общества было открытие школ для детей солдат и крестьян. Декабристы хотели распространить в народе свои идеи, а ведь для этого прежде всего надо было научить людей самой простой грамоте. А ланкастерскими школы назвали потому, что в основу своих школ члены декабристских обществ положили методику английского педагога Ланкастера. По методу Ланкастера учиться было проще и дешевле, не надо было нанимать много учителей. Предметы в школах были такие: чтение, письмо, арифметика, грамматика, история и география. Первые три из перечисленных предметов преподавались по методу взаимного обучения: учитель по учебнику объяснял материал, а ученики с помощью специальных таблиц пересказывали этот материал друг другу. Самой лучшей ланкастерской школой стала Петербургская. Туда можно было поступить в любое время и в любой из классов. Точного срока обучения тоже не было. Способные ученики проходили весь курс школы за один-два года.

Наступил ноябрь 1825 года. Близилось восстание декабристов. Чтобы не привлекать излишнего внимания к подготовке восстания, Вольное общество учреждения училищ объявило о своем роспуске...

От ланкастерских декабристских пошли и другие частные русские школы и гимназии, учиться в них было свободнее, чем в государственных учебных заведениях, преподаватели часто проповедовали передовые идеи.

Можно ли сказать, что создание народных училищ было лишь случайным эпизодом в деятельности декабристов? Нет, конечно. Так же как и многие мыслящие люди в Европе, декабристы считали просвещение одним из надежных путей к свободе. Разве просвещенные люди станут терпеть самодержавный деспотизм и крепостное право?! Члены декабристских тайных обществ часто спорили по этому вопросу. Одни из них думали, что просвещение первично, что сначала надо распространить в народе образование, и тогда народ сам сбросит тяжкий гнет самодержавной власти. Другие полагали, что настоящее образование станет возможно только после свержения царизма. Но и они не отрицали необходимости вести просветительскую работу среди населения. Царская власть прячет знания от народа, царизму нужны покорность, беспрекословное подчинение. Но образование объяснит простым людям многое, сделает их более самостоятельными в своих мыслях и решениях.

Первое в России выступление против самодержавной власти было подавлено. Но не устарели строки, написанные одним из декабристов, М. С. Луниным: «Рабство, несовместное с духом времени, поддерживается только невежество

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ликей и Академия icon«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия вэгу)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ликей и Академия iconТехнологии обработки документов
Ф. М. Шакирова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2010. – 132 с
Ликей и Академия icon"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия"
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Ликей и Академия iconРоссийской Федерации «Об образовании»
«Об организации и порядке подготовки преподавателей, осуществляющих обучение аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия...
Ликей и Академия iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Ликей и Академия iconКарта профессионального роста педагога
«Иркутская государственная сельскохозяйственная академия», по специальности «Биология» квалификация биолог; 2011 год «Восточно-Сибирская...
Ликей и Академия iconНижегородская академия
Нижегородской академии мвд россии: Учебно-методическое пособие /С. Ю. Журавлев, С. Н. Головко – Н. Новгород: Нижегородская академия...
Ликей и Академия iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия
На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж...
Ликей и Академия iconНижегородская академия
Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение...
Ликей и Академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов...
Ликей и Академия iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации Государственный...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Ликей и Академия iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
Дисциплина «Криминалистика» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов...
Ликей и Академия iconБгпу им. М. Акмуллы малая академия наук
Малая академия наук школьников при бгпу им. М. Акмуллы объявляет набор учащихся на 2009-2010 учебный год
Ликей и Академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Ее изучение поможет студентам войти в прекрасный мир искусства, обогатит их эмоциональный опыт, позволит развить и реализовать свои...
Ликей и Академия iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...
Ликей и Академия iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск