Скачать 75.33 Kb.
|
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План.
Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущность действительности, в их закономерные связи и отношения. Гносеология – теория познания (или учение о познании). В западной философии используется термин эпистемология (от греч. слова знание). Проблемы гносеологии:
Существует 2 позиции по вопросу, познаваем ли мир:
2.Субъект и объект познания. Познавательный процесс включает в себя: Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать:
Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объект познания:
Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Отношения О и S познания:
3.Философское учение об истине. Теории истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истины. Истина – это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний. Теории истины:
Свойства истины:
При диалектическом подходе абсолютная и относительная истины – это две стороны субъективной истины. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, а абсолютное складывается из суммы относительных истин. Критерии истины.
Наука – это особая, профессионально организованная деятельность в сфере познания, направленная на получение нового знания, обладающего свойствами: объективная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость, полезность. Это особый тип духовного производства, наряду с религией и искусством. Как особый тип произвождства наука имеет:
Специфические черты науки:
Функции науки:
Эмпирический уровень - уровень, базирующийся на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Средства эмпирического исследования: приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Предполагает: выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретический уровень познания - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому. 6. Метод и методология научного познания. Методы как устоявшиеся способы получения нового знания организуют процесс познания. Ф. Бэкон: метод – светильник, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику. Сущность и функции метода: воспроизведение, проверка и передача знаний другим. Метод – это совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Методология – это философская дисциплина, выявляющая и изучающая методы познавательной деятельности, а также определяющая возможности и пределы применимости каждого из них. Общелогические методы: Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств. Синтез — операция соединения элементов в единое целое. Индукция — метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Дедукция — метод движения знания от общего к частному. Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых свойств исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными. Методы научного познания. А) методы эмпирического уровня познания:
Методы теоретического уровня:
7.Научные традиции и научные революции. Т. Кун, постпозитивист XX века, в своей книге «Структура научных революций» поставил вопрос о соотношении нового и старого научного знания – традиций и революций в науке. Выдвинул идеи:
8.Научная рациональность. Типы научной рациональности. Научная рациональность – совокупность ценностей, норм и методов, используемых в научном исследовании. Принято считать, что возникновение научной рациональности как особого отношения к миру связано с эпохой Нового времени (XVI – первая половина XVII века). Типы научной рациональности:
|
Семинарское занятие №12. Тема: Гносеология философское учение о познании.... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Тесты для подготовки к егэ по теме: «познание» Тема: «Познание» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Содержание темы «Клеточный уровень» Основные положения темы: Наука цитология, цели, методы изучения. История развития цитологии. Клеточная теория. Научное и ненаучное... | Учебник для 10 кл. Тема: «Научное познание общества» Подготовить эссе на тему «Можно ли искоренить преступления и что для этого надо сделать» | ||
Тема 1 занятия Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного... | Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по... План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научное познание права: обнаружение предмета исследования и приемы (система аргументации) в научной полемике | А. Г. Свинаренко Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | ||
А. Г. Свинаренко Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | Конспект организованной образовательной деятельности в направлении... ... | ||
Литературная викторина Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | Введение биография М. В. Ломоносова Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | ||
Ман наука есть: ясное познание истины Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения | Т. И. Зелиб Учебно-методическое пособие к дисциплине Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | ||
I. Подготовка к экзаменационному тестированию Тестовая работа №1 Тест открытого характера Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание» | Использование комнатных растений ... |