Тема 1 занятия





Скачать 211.72 Kb.
НазваниеТема 1 занятия
Дата публикации29.03.2015
Размер211.72 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТОНИР)

Тема 1 занятия. Введение. Выбор образовательного пути.

План

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Вводная беседа по вопросам
1. Зачем тебе необходимо образование сегодня?

2. Какие у тебя планы на будущее?

3. Что ты считаешь важным в профессии: уровень престижа, уровень дохода, стабильность, отсутствие волнений, ответственности?

4. Где и как ты планируешь продолжать образование?

5. Образование: различные трактовки.

6. Ценность образования. Факты из Истории России.

7. Современные достижения российской науки.

8. Характеристика научного познания.

Объяснение учащимся задач и целей курса

В современном обществе каждый человек постоянно сталкивается с решением проблемы выбора. Поэтому современная школа призвана дать каждому гражданину не только определенный уровень знаний, но и вооружить интеллектуальными средствами для решения тех трудных задач выбора, с которым он сталкивается в повседневной жизни. Развитие самостоятельности мышления становится весьма актуальной задачей. В современном обществе человеку жизненно необходимо уметь работать с разного рода материалами, критически их анализировать и извлекать из них полезную информацию. Поэтому более актуальной становится задача воспроизводства в школе научных методов работы: критики источника, библиографического поиска, историографического анализа и т. д.

Содержание курса базируется на классических принципах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании курса можно выделить три направления:

  1. Начало формирования представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

  2. Начало формирования знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы, ее методах.

  3. Начало формирования умений:

  • библиографическому поиску и описанию;

  • работы с историческим источником по методу карточек;

  • основам работы с научной литературой;

  • по написанию реферативного сообщения по статье.

Для приобретения умений и навыков, предусмотренных курсом ТОНИР, полезна поддержка предмета «Информатика», обеспечивающего владение школьниками:

    • навыками работы на компьютере в текстовых редакторах;

    • навыками работы с электронными источниками информации (Интернет, СД-диски).

Цель изучения курса: развитие исследовательской компетенции учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  1. способствовать формированию знаний о структуре и правилах оформления учебно-исследовательской работы;

  2. способствовать формированию умений:

  • работать с различными источниками информации, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

  • подготовить реферативное сообщение по статье;

  • вести себя в ситуации публичного общения.


Знакомство учащихся с рекомендованным списком литературы





  1. Методическое пособие по истории Средних веков. Для студентов вечернего и заочного отделения/Сост.: Н.И. Девятайкина. Под ред. проф. С.М. Стама. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1977.

  2. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. - М.: «Дашков и К», 2004.

  3. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.

  4. Девятайкина Н.И., Розенберг Л.М. Кафедра в гимназии как современный тип организации научно-методической работы //Университет и гимназия: современные технологии преподавания. Сб. статей. – Саратов: Научная книга, 2001.

5. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Школьные технологии. 1999. № 1- 2. – С. 132 – 138.
Задание.
1. Составь домашнюю картотеку исторической литературы.

2. Сделать попытку разделить литературу по различным категориям.

3. Выбрать тему по истории или обществознанию, по которой ты бы мог написать работу, исходя из наличия литературы.


Тема 2 занятия. Понятие «исторический источник». Основные правила библиографического описания источников.
Задачи

- формирование умений;

- определение исторических источников;

- отработка умения извлекать из текста источника первичную информацию.

Оборудование

Различные виды литературы.
Ход занятия.

Понятие «исторический источник».

Основные правила библиографического описания источников.

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все свидетельства прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и т. д. С появлением письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, - звуковые записи, фото- и кинодокументы.

Итак, исторический источник - это вещественное, устное или письменное свидетельство эпохи.

Письменные источники и их основные типы.

  • Нарративные (от лат. – описательный): летописи (анналы), хроники, мемуары, письма частного характера, дневники, записки, жития святых, автобиографии, биографии.

  • Юридические: законы и своды законов, отдельные указы, постановления, судебные протоколы, цеховые уставы, городские хартии, конституции, юридические договоры, юридические трактаты.

  • Документальные: публичные акты (манифесты, послания), официальные обращения, официальная переписка, отчеты (административные, финансовые, военные), документы хозяйственного значения (счета, описи, деловые инструкции), частные документы (расписки, завещания, брачные контракты, арендные договора).

  • Литературные: романы, рассказы, басни, баллады, стихи.

  • Исторические сочинения. Пример: Тацит Публий Корнелий (ок. 54-ок. 120 гг.) «Германия»; Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) «История государства Российского».

  • Учебник – особый тип письменного исторического источника.

Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановления утраченных мест и первоначального текста, установления редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, то есть выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научной ценности источника. Задача внутренней критики письменных источников требует, прежде всего, учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.1

План-вопросник исследования исторических источников.

1. Происхождение текста.

  • Кто написал этот текст?

  • Когда он был написан?

  • К какому виду источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т. д.?

  • Что представляет собою текст: полный документ или отрывок?

  • Если это фрагмент текста, кто сделал это?

  • На каком основании был выбран именно этот фрагмент?

  • Текст приводится на языке оригинала или в переводе?

2. Содержание текста.

  • Каково содержание текста? Сделайте обзор его структуры. Озаглавьте отдельные абзацы. Подчеркните наиболее важные слова, персоналии, события. Если вам не известны какие-то слова, люди и т. д., узнайте о них. Помните, что во многих книгах есть сводные таблицы, указатели и т. д.

3. Достоверна ли информация текста?

  • Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем).

  • Этот текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст может быть написан автором «второй очереди», то есть быть созданным много позже самого события).

4. Предрассудки в тексте.

Все тексты в определенной мере предвзяты. Автор видит события с собственных позиций. Поэтому разные люди часто толкуют одни и те же факты по-разному. Это может делаться бессознательно, но во многих случаях документы создаются с определенной целью. Автор хочет извлечь какую-то пользу или защитить себя, свою семью от обвинений. Предвзятости часто можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий. В связи с этим важно ответить на вопросы:

  • Были ли у автора специальные намерения? Если да, то какие?

  • Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он/она, что видит?

  • Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?

  • Каким языком пишет автор?

  • Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает исключительный взгляд на события?

  • Является ли данный источник единственным по этому событию? Если есть другие источники, описывают ли они событие в том же ключе или иначе? Если по-другому – почему и как? Какой из этих источников более достоверен? Почему?

5. Источники как свидетельства ментальности.

Важно понимать, что, хотя документ и может быть предвзятым или даже неверным, он может быть источником для каких-либо исследований. Уже факт создания документа значителен сам по себе. Если, к примеру, человек описывает других людей своеобразным способом, это может быть свидетельством его отношения к ним. Если автор очень предвзят в отношении какого-либо события вполне сознательно, это значит, что он хочет произвести на читателя определенное впечатление.

6. Вопросы для более поздних толкований.

Историки интерпретируют источники. Они не могут делать это совсем объективно, поскольку подвержены влиянию времени, в котором живут, а также своим ожиданиям и надеждам на будущее. Они могут иметь также особые намерения, создавая книги по истории.

  • Кто написал эту книгу? Когда и где?

  • Перед вами язык оригинала или перевод?

  • На каких данных автор развивает свои идеи?

  • Какова квалификация автора?

  • Что это за книга: школьный учебник? Популярное издание? Научный исторический труд?

  • Предвзята ли эта книга? Связаны ли с ней какие-то намерения?

  • На какой концепции исторического развития автор строит свою книгу?

  • Представляет ли автор противоположные точки зрения или альтернативные интерпретации?2

Основные правила библиографического описания источников

Указываются

  • имя автора (если есть)

  • название источника

  • далее – полное описание книги (по титульному листу), из которой взят текст источника.

Пример:

1. Капитулярий о поместьях //Девятайкина Н.И. История средних веков: источники, задания, игры: Учебное пособие для 7 класса школ всех типов. – Саратов: Детская книга, 1996. – С. 46-47.

2. Повесть временных лет (ПВЛ) //Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 169-186.

3. Трубецкой С.П.. Манифест //Хрестоматия по истории СССР, Х1Х в.: Книга для учителя /Сост. П.Г. Епифанов, О.П. Епифанова. – М.: Просвещение. 1991. – С. 43-44.

Коллективная работа Описание 2-х источников

Домашнее задание Сделать описание 3-х источников по выбранной теме


Тема 3 занятия. Практическое занятие по источникам.

Задачи

- формирование умений;

- отработка возможности устанавливать тип источника;

- отработка навыков извлекать из текста источника первичную информацию.

Оборудование

Раздаточный материал: Источник: Пушкин Александр Сергеевич «Стамбул гяуры нынче славят».
Ход занятия.

Задание: Прочтите стихотворение А.С. Пушкина «Стамбул гяуры нынче славят».

- определите тип источника;

- ответьте на вопросы к нему.
Справка

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837 гг.)

С его именем связано утверждение реализма в русской литературе, именно ему принадлежит слава основоположника современного русского литературного языка. Пушкин создал классические образы литературы всех жанров.

Одна из важнейших проблем, занимавших Пушкина, - столкновение и сложное взаимодействие европейской и азиатской цивилизаций. Кавказ, Восток его манят, притягивают постоянно. «Кавказский пленник» (1820 – 21 гг.) стал результатом первого путешествия на Кавказ в 1820 году.

Свою южную ссылку (1820- 1824 гг.) Пушкин провел большей частью на северных границах Османской империи, проходивших тогда по р. Пруту и Дунаю, живо интересовался освободительной борьбой греков и других балканских народов против турецкого господства.

В пушкинском творчестве того периода кавказские, крымские, турецкие мотивы преобладали: «Бахчисарайский фонтан» (1821 – 1823 гг.), «Подражания Корану» (1824 г.), «Цыганы» (1824 г.).

Путешествие на кавказский театр войны с турками в 1829 г. обогатит русскую литературу «Путешествием в Арзрум» (1836 г.) и стихотворением «Стамбул гяуры нынче славят».

Это стихотворение известно в двух вариантах: один – усеченный, другой – более полный. Первый включенный в текст «Путешествия в Арзрум» (глава пятая) написан в 1830 г., второй написан в 1835 г., и при жизни поэта не публиковался. В дальнейшем мы будем говорить именно о нем.

Задание.

Прочтите стихотворение и ответьте на вопросы.

Стамбул гяуры нынче славят,

А завтра кованой пятой,

Как змия спящего, раздавят

И прочь пойдут – и так оставят,

Стамбул заснул перед бедой.

Стамбул отрекся от пророка;

В нем правду древнего Востока

Лукавый Запад омрачил –

Стамбул для сладостей порока

Мольбе и сабле изменил.

Стамбул отвык от поту битвы

И пьет вино в часы молитвы.

Там веры чистый луч потух:

Там жены по базару ходят,

На перекрестки шлют старух,

А те мужчин в харемы вводят,

И спит подкупленный евнух.

Но не таков Арзрум нагорный,

Многодорожный наш Арзрум:

Не спим мы в роскоши позорной,

Не черплем чашей непокорной

В вине разврат, огонь и шум.

Постимся мы: струею трезвой

Одни фонтаны нас поят;

Толпой неистовой и резвой

Джигиты наши в бой летят.

Мы к женам, как орлы, ревнивы,

Харемы наши молчаливы,

Непроницаемы стоят.

Алла велик!

К нам из Стамбула

Пришел гонимый янычар.

Тогда нас буря долу гнула,

И пал неслыханный удар.

От Рущука до старой Смирны,

От Трапезунда до Тульчи,

Скликая псов на праздник жирный,

Толпой ходили палачи;

Треща в объятиях пожаров,

Валились домы янычаров;

Окровавленные зубцы

Везде торчали; угли тлели;

На кольях, скорчась, мертвецы

Оцепенелые чернели.

Алла велик. Тогда султан

Был духом гнева обуян.

Вопросы:

  1. Что тебе известно о времени создания стихотворения и его авторе?

  2. Какие факты, упоминаемые в стихотворении, дают понять, что речь идет о турецких событиях, произошедших в июне 1826 г.?

  3. Кого поэт называет гяурами?

  4. Почему гяуры славят Стамбул?

  5. В каких строфах стихотворения в поэтической форме выражена сущность «восточного вопроса»?

  6. Как вы думаете, почему именно эти турецкие события привлекли внимание поэта?

Домашнее задание: составить библиографическую карточку по источнику.
Тема 4 занятия. Понятие «научная литература». Основные правила библиографического описания книг, статей.

Задачи

- знакомство с различными видами научной литературы;

- отработка библиографического описания книг и статей;

Оборудование

Различные книги и журналы научного толка.
Ход занятия.
Понятие «научная литература».

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.

В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в т.ч. их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий.

В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия). В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации.

С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет
 Основные правила библиографического описания книг, статей.

Заголовок описания [содержит или имена индивидуальных авторов, если их не более трех; или наименование коллективного автора, в случае нескольких - указывают первого; или обозначение вида материала; или унифицированное заглавие; или основное заглавие]. Основное заглавие = Параллельное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию [раскрывают и объясняют основное заглавие, уточняют название книги и т.п.; перед каждыми сведениями двоеточие повторяется] / Сведения об ответственности [приводят фамилии и инициалы авторов, составителей, редакторов, художников и других лиц, участвовавших в создании книги, наименования учреждений, от имени или при участии которых опубликована книга; знак "косая черта" предшествует только первой группе сведений; между собой группы сведений об ответственности разделяют точкой с запятой, однородные сведения внутри группы разделяют запятой]. - Область издания [содержит сведения об отличиях данного издания от других изданий того же произведения; обязательными являются сведения о переизданиях, перепечатках, специальном назначении данного издания и особых формах его воспроизведения]. - Первое место издания: Наименование издательства или издающей организации [в именительном падеже и в сокращенной форме]. Дата издания [год издания, указанный в книге] (Первое место печатания, Последующее место печатания: Наименование типографии, Дата печатания). - Объем [фактическое количество страниц или листов, столбцов; арабскими или римскими цифрами в зависимости от имеющейся в книге нумерации} : Сведения об иллюстрациях [включенных в нумерацию]; Размер [высота обложки или переплета в см] + Сопроводительный материал [приложения]. - (Область серии) [содержит сведения о сериальном издании, выпуском которого является данная книга]. - Область примечания [дополнительная информация о книге, которая не была приведена в других областях; текст примечания не регламентируется; сначала приводят примечания к областям и элементам в порядке их следования, а затем - примечания к изданию в целом: о языке текста книги или ее части, выходных сведений; о посвящении; о справочном аппарате - библиографическом списке, вспомогательном указателе и т.п.; о связи с другим документом - переизданием, оригиналом, рецензией, рефератом и т.д.; об основном источнике информации, если описание составлено не по титульному листу; об особенностях полиграфического оформления и исполнения; о содержании - в целом или об отдельных произведениях, разделах, главах и т.д.; другие примечания]. - ИСБН (наличие переплета): Цена, Тираж.

 Примеры различных видов монографического библиографического описания:

Пушкин А.С. Борис Годунов: Трагедия/Послесл. и прим. Д.Благого; Грав. В.Фаворского. - М.: Дет. лит., 1988. - 125 с.: ил. - (Шк. б-ка. Для сред. шк.). - ИСБН 5-08-001372-9.

 Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Просвещение, 1985. - 431 с. - Темат. указ. ст.: с. 421-431. 

Многотомное издание со спецификацией в полной форме:

 Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1982. - (В пер.).

 Многотомное издание со спецификацией в краткой форме:

 Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1982. - (В пер.). - Т. 1-3.

 

 Домашнее задание составить библиографическое описание статьи по интересующей вас теме

 

Тема 5 занятия. Реферативное сообщение по статье.
Задачи

- знакомство с самым распространенным видом изложения материала;

- отработка навыков работы с дополн. литературой.

Оборудование

Статьи из журналов.
Ход занятия.
Реферирование.

Реферат отражает, идентифицирует не вообще содержание соответствующего произведения (документа, издания), а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания),

Реферирование непременно связано с оценкой информации, содержащейся в первичном документе. Но она не носит критического характера, свойственного, например, рецензии. Реферирование - это всегда в определенной степени оценка содержания первоисточника. 

 Типовая структура аннотации или реферата

 

I. Библиографическое описание

II. Содержательная часть 

1. Сигнальная (справочная):

 а) назначение издания (тип произведения);

 б) сведения об авторах;

 в) объект, проблема, тема, лежащая в основе содержания (изложения);

 г) основные рассматриваемые вопросы (подтемы), аспекты или полученные результаты; по ГОСТ 7.9-95: предмет, тема, цель работы; метод или методология проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы; дополнительная информация;

 д) особенности художественно-полиграфического оформления (исполнения);

 е) наличие и особенности аппарата книги (издания);

 ж) читательское назначение.

 2. Оценочная:

 а) характеристика нового, ценного и полезного содержания (по сравнению с предшествующими зданиями, аналогичными изданиями на ту же тему, того же автора, жанра и т.п.);

б) оценка социальной значимости издания (идеологической, научной, технической, художественной и т.п.);

в) наиболее значимые факты, идеи, достижения и т.д.

3. Рекомендательная:

а) характеристика содержания, в наибольшей степени соответствующего потребностям данной категории читателя;

б) рекомендации в зависимости от целей чтения, навыков самостоятельной работы с книгой, уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки читателя и т.д.;

в) целесообразная последовательность чтения, изучения, использования (от общего к частному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от нового к ценному и полезному и т.д.);

г) сведения, усиливающие пропагандистский характер рекомендаций;

д) методические советы читателю, направленные на воспитание культуры чтения;

е) методические советы работникам книжного дела по использованию данного издания (изданий) в руководстве чтением.

 Домашнее задание составить реферативное сообщение статьи по интересующей вас теме

 

Тема 6 занятия. Основные виды справочно-библиографической литературы и правила описания.
Задачи

- знакомство с различными видами справочно-библиографической литературы;

- отработка навыков описания.

Оборудование

Статьи из журналов и энциклопедий.








А

07.02.2008 г.

Справочно-библиографическая литература представлена:
- Государственными библиографическими изданиями и национальными библиографическими изданиями зарубежных стран.
- Отраслевые и тематические справочно-библиографические издания.
- Универсальными отраслевыми энциклопедиями.
- Библиографическими, языковыми и терминологическими словарями и справочниками.

Правила описания справочно-библиографической литературы

Домашнее задание сделать описание 2-3 статей из журнала




Тема 7 занятия. Библиотечно-библиографические занятия

Цель занятия: научить находить, отбирать, анализировать, творчески обрабатывать информацию, оформлять заказ на литературу; заложить основы формирования умений работать с новыми информационными технологиями, что позволит более эффективно использовать информационные ресурсы библиотеки.

Библиотечно-библиографические занятия предусматривают овладение библиографическим языком, а именно, правильное «чтение» библиографического описания, правильное ведение поиска нужных документов среди информационных массивов, систематизация информации, понятие библиографических терминов. Основной задачей становится развитие информационной культуры. Научить быстро ориентироваться в огромном количестве информации помогут библиотечные занятия.

  1. История и структура библиотеки.

  2. Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

    1. Справочно-информационный фонд: определение, структура и назначение, виды справочно-библиографических изданий. Основные справочные и информационно-библиографические источники универсального и отраслевого характера, их краткая характеристика, алгоритм и методика использования в учебном процессе:

      • энциклопедии

      • словари

      • справочники

      • ретроспективные и текущие библиографические, реферативные и обзорные издания.

    2. Система традиционных каталогов и картотек , их характеристика, структура и алгоритм поиска и отбора информации. Поисковый образ документа как основа поиска. Библиографическая запись. Библиографическое описание.

      • алфавитные каталог: способ организации, функции, использование

      • систематический каталог: системы классификации, функции, использование. Алфавитно-предметный указатель, его назначение, структура, использование при поиске информации по СК и СКС.

      • систематическая картотека статей: аналитическая роспись периодических изданий, функции, использование.

      • краеведческий каталог

      • картотека «Personalia»

      • картотека рецензий

      • картотека трудов сотрудников

  3. Оформление заказа на литературу. Правила заполнения листок читательского требования.

  4. Электронный каталог, его характеристика, назначение, структура. Алгоритм поиска и отбора информации.

Базы данных:

    • каталог книг

    • каталог статей

    • каталог диссертаций

    • периодика

    • каталог редких книг

    • каталог полнотекстовых версий

    • каталог медиатеки

  1. Тренинг: поиск и отбор информации.

1. По алфавитному каталогу найти книгу

    • по автору

    • по заглавию

2. По систематическому каталогу

    • подобрать литературу по заданной теме

3. По систематической картотеке статей

    • найти статьи по определенной тематике

4. По электронному каталогу в разделе «Книги» найти источник

    • по автору

    • по заглавию

    • по году издания источника

    • по месту издания

4.1. По каталогу «Книги», «Статьи» найти литературу

    • по рубрикам

    • по подрубрикам

    • по ключевым словам

    • по персоналии

4.2. Подобрать информацию, используя одновременно несколько полей

4.3. Уточнить наличие журнала в отделе «Периодика»


Домашнее задание. Через Интернет зайти в виртуальные библиотеки и найти литературу по своей теме.

Тема 8 занятия. Итоговое занятие. Защита зачетной работы.
Цель: контроль знаний, подведение итогов.
Каждый учащийся объясняет важность выбранной темы и доказывает целесообразность используемых источников. Приводится несколько примеров библиографического описания источников.

Оценка зачетных работ.



1 Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. - М.: Просвещение, 1994. - С. 3-4.

2 //Цитируется по: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 112-114.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 1 занятия iconТема практического занятия
Тема практического занятия: Острые гинекологические заболевания Продолжительность занятия: 3 часа
Тема 1 занятия iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Тема 1 занятия iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Тема 1 занятия iconЗанятия 29. 2
Тема занятия 29 the first aid in different alarm conditions (первая помощь при различных неотложных состояниях)
Тема 1 занятия iconТема занятия
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Тема 1 занятия iconЗанятия №1
Тема занятия № Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных...
Тема 1 занятия iconЗанятия №1
Тема занятия №1 Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных...
Тема 1 занятия iconЗанятия 1
Тема занятия Двигательный анализатор: ход кортико- мышечного пути, клиника центрального и периферического параличей, Методика исследования...
Тема 1 занятия iconЗанятия №1
Тема занятия № Двигательный анализатор: ход кортико-мышечного пути, клиника центрального и перифери ческого параличей, методика исследования...
Тема 1 занятия iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Тема 1 занятия iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Тема 1 занятия iconКонспект учебного занятия по информатике с использованием цор город
Тема учебного занятия: «Нумерованные и маркированные списки» (раздел «Технология обработки текстовой информации»)
Тема 1 занятия iconМетодическая разработка занятия Тема: Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли
Цель занятия: углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в
Тема 1 занятия iconКонспект занятия во время клубного часа в гпд по направлению «Любимая...
Задачи занятия: познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейшие...
Тема 1 занятия iconКонспект занятия по психологии. Дата: Номер урока: Тема: "Ощущение"....
Включает музыку, направленную создание благоприятной психологической обстановке
Тема 1 занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск