Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения





Скачать 106.71 Kb.
НазваниеДоклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения
Дата публикации09.12.2014
Размер106.71 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Финансы > Доклад
Доклад

Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ

в Нурлатском районе. Проблемы и решения.

На одном из заседаний правительства, на котором обсуждалась концепция модернизации образования, Михаил Касьянов задал министру образования Владимиру Филиппову вопрос: "Что нам делать с сельской школой?" Министр ответил: "Надо делать детей".

Эту историю рассказал журналистам сам министр, объяснив, что первопричина бедствий сельской школы кроется в неблагополучной демографической ситуации, которая, в свою очередь, непосредственно связана с уровнем жизни. Как сделать сельскую школу перспективной, а жизнь в глубинке привлекательной? На эти вопросы пытались ответить руководители органов управления образованием и главы администраций и восемь лет назад, когда был принят проект реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской федерации на 2002-2010годы. Пути решений этих вопросов пытаемся найти и мы сегодня.

СЛАЙД №1, 2, 3, 4, 5,

Эта проблема не обходит стороной и наш район. Легко убедиться в этом, проследив за динамикой обучающихся школьников за последние 10 лет. В 2000 году в школах района обучалось 10618 учащихся. В этом году обучается 6822 ученика, что на 3796 ученика меньше. Количество учащихся ежегодно уменьшалось в среднем на 400 человек.

За 10 лет количество учащихся уменьшилось на 35%.
Под реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, понимается оптимизация районной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.

В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально - культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов на селе. В этих условиях структурно содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима для устойчивого развития системы образования района.

Уменьшение контингента учащихся привело к снижению наполняемости классов и образованию малокомплектных школ, и за этим тянется ряд проблем:

СЛАЙД №6

  • Невысокая эффективность образовательного процесса, отсутствие квалифицированного обучения по отдельным учебным дисциплинам, медленное обновление содержания форм и методов педагогической деятельности;

  • Отсутствие целостной обоснованной системы развития учащихся, оказания психологической, социально-педагогической помощи школьникам;

  • Недостаточное информационное обеспечение педагогической деятельности, наличие дефицита профессиональных контактов и общения;

  • Социальная замкнутость школьного сообщества малокомплектной школы;

  • Нехватка финансовых и материально-технических ресурсов для полноценного обеспечения процесса обучения и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Как видим, жизнь от нас требует немедленного решения этих проблем. До начала всех работ мы тщательно проанализировали и сделали экономический анализ по каждой школе. Подсчитали стоимость обучения каждого обучающегося по школам. Выявили интересные факты. В 2009-2010 учебном году сохранили одну малокомплектную начальную школу с 2-мя учащимися. В начале учебного года одного ученика из этой школы забрали. Стоимость обучения одного школьника составило 299 тыс. рублей. В связи с переходом на новую систему оплаты труда и с изменением тарифов на коммунальные услуги она была бы еще больше – 340 тыс. руб. Разница в финансовом обеспечении очевидна.

СЛАЙД №7

Расходы на одного ученика малокомплектной сельской школы в среднем по стране в 2,5, в 5 раза превосходят аналогичные затраты в полнокомплектной школе - как городской, так и сельской.

Должен с сожалением отметить, что образовательный результат в малокомплектных школах очень часто обратно пропорционален вложенным средствам.
СЛАЙД №8
В сельской местности в большинстве общеобразовательных учреждений остро стоит вопрос о доступности качественного образования с точки зрения качественной реализации базисного учебного плана: из-за дефицита кадров и недостаточности недельной педагогической нагрузки учителя вынужденно преподают несколько предметов не по специальности. В сельских школах наблюдается тенденция старения педагогических кадров. В большинстве своём работают учителя пенсионного возраста и лишь 7% учителей имеют стаж педагогической работы до 5лет. Но и здесь главное не количественные, а качественные показатели. Квалификация сельских учителей зачастую ниже, чем городских. Высшую квалификационную категорию имеют только 4,6% сельских учителей, в городе-14%, а в малокомплектных школах ниже 1%.
СЛАЙД №9
Кроме упомянутой выше ситуации с кадровыми ресурсами, возникают вопросы о рациональности распределения материально-технических и финансовых ресурсов, например, насколько целесообразно в каждой малокомплектной школе иметь кабинеты физики и химии, библиотеку, компьютерный класс. В маленьких сельских школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, заниматься с ними одновременно по нескольким программам. Но практика показывает, какие бы инновационные технологии обучения в разновозрастных группах не использовали учителя - всё равно эффект будет невысоким. Наряду с этими проблемами возникает еще одна, не менее важная, но, о которой почему-то вспоминают гораздо реже, - социализация подростков.

В связи с этим важно подчеркнуть, что реструктуризация сети общеобразовательных учреждений является одной из актуальнейших задач управления образованием.
С чего начать?

Реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования системы образования. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и заканчивая реорганизацией как организационной структуры, так и образовательных процессов на основе современных подходов к управлению.

Самым трудным оказалось убедить учителей, родителей в необходимости реформирования школ. Оптимизацию в педагогическом сообществе восприняли в штыки, поскольку немедленно отождествили ее с сокращением сети сельских школ.

Так выяснилось, что особенно агрессивно были настроены учителя: они боялись остаться без работы и без своего пусть минимального, но гарантированного жалованья. Вместе с тем они отмечали, что их воспитанникам будет трудно адаптироваться в новом большом коллективе сверстников, а из-за поездок у них останется меньше времени на выполнение домашних заданий. Кроме этого проявился консерватизм учителей, которые привыкли работать по – старинке: мел и доска. Мы пришли к такому выводу тогда, когда им начали предлагать работу в базовых школах в роли сетевых учителей. Они начали отказываться. Главный аргумент, который выдвигался противниками перемен « не будет школы - не будет деревни». Но применительно к нашему району с её комплексными программами социального обустройства села, довод этот был неубедительным.

Неоднозначна была и позиция родителей. Часть из них были настроены консервативно - в пользу сохранения существующего порядка вещей. Другие, как правило, люди с более высоким образованием, не дожидаясь реструктуризации, по собственной инициативе отправили своих детей учиться в крупные школы, расположенные либо в окрестных селах, либо в городе. Не секрет, приходилось и убеждать, и показывать на конкретных примерах. Например, когда нами создавались филиалы базовых школ, родителей вместе с детьми вывозили на автобусах в базовые школы для ознакомления с материально-технической базой школ и педколлективом учителей.

 Самое сильное сопротивление было со стороны родителей, когда создавали филиалы Фомкинской базовой школы. Здесь имеется мощная учебно-материальная база. Школа является победителем Национального проекта, получила два миллиона, имеется необходимая техника: новый трактор МТЗ-2121, микроавтобус УАЗ, автомашина « Нива», новый ВАЗ-2107 и школьный автобус ФИАТ-ДУКАТО.

Школа имеет лицензию на получение водительских прав категории «В», а также организовано обучение желающих приобрести профессию по специальности « Тракторист-машинист» через профессиональный лицей.

В школе созданы все условия для получения качественного образования: 9 учебных кабинетов оборудованы интерактивными досками, 36 новых компьютеров. Со 2 полугодия прошлого учебного года школа перешла на электронное образование: введены электронные журналы, дневники. Увиденное впечатлило родителей, и они любезно согласились с нашим предложением. В базовую школу с начала учебного года перешли учащиеся 9,10, 11 классов. Спустя месяц учёбы детей, родители поняли, как хорошо и уютно учиться их детям в новой школе. Учиться стало интересно благодаря интерактивным средствам обучения и высокому профессионализму учителей. Со следующего учебного года родители изъявили желание отправить всех своих детей, начиная с первого класса.

При создании базовых школ с филиалами мы ставили основную цель - повышение качества образования за счёт более эффективного использования материально-технических, кадровых и управленческих ресурсов, но не финансовых.

Главным критерием повышения качества образования по-прежнему являются кадры. Общеизвестный афоризм « Кадры решают всё » стал особенно актуальным в системе реструктуризации. Мы начали использовать сетевых учителей. В настоящее время в этих школах работают 28 сетевых учителей, которые преподают свой предмет строго по специальности.

Но здесь финансовые вопросы не решаются.

СЛАЙД №10, 11
На экране мы видим итоги экономического анализа в сравнении 2-х школ: Фомкинская школа и городская школа №9 с одинаковым количеством учащихся.
Но мы считаем, такую работу необходимо провести. Это временный переходный этап – начальный этап реформирования школ, моральная, психологическая подготовка родителей, учащихся и учителей к следующему этапу- закрытие этих филиалов и создание опорной школы.
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района РТ № 461 от 31.05.2010 года, №600, 601, 602 от 26 июля 2010 года были проведены следующие реорганизационные мероприятия:

  1. Закрыто 8 малокомплектных школ.

  2. 8 средних общеобразовательных учреждений образования реорганизованы в ОШ.

  3. Нурлатская средняя общеобразовательная школа №5 реорганизована в начальную школу.

  4. Создано 3 филиала.

  5. Организационные мероприятия коснулись более 35% сельских учреждений образования.

В результате проведённой работы число класс-комплектов сократилось на 70 единиц: в том числе по городу 33, по селу – 37 (6,5 полнокомплектных средних образовательных школ)

Количество педагогических часов сократилось на 1803: в т.ч. по городу на 734, по селу на 1069. В первые за последние 10 лет удалось остановить уменьшение наполняемости классов и увеличить.

Численность работающих сократилось на 209 человек( из них педагогических работников 172 человека, включая совместителей.)

  • В том числе по собственному желанию-19 человек;

  • По сокращению штатов-111 человек;

  • В связи с уходом на пенсию 42 человека.

Сокращение коснулось прежде всего учителей с недельной нагрузкой 5-6 часов, учителей не специалистов, а также пенсионеров, которые не первый год были на пенсии, 19 учителей по собственному желанию, у которых качество обучения не соответствовало нашим требованиям ( в основу легли результаты ЕГЭ)

Безусловно, после всех проведённых мероприятий встал вопрос трудоустройства освобождённых учителей. Проанализировав сложившуюся ситуацию в педколлективах, руководители школ прошли собеседование по вопросу возможного трудоустройства освобождённых учителей. Нам удалось устроить 43 учителя по разным школам. В одной малокомплектной Илюткинской школе не хватало учителей - специалистов по предметам. Эту школу укомплектовали педкадрами в количестве 7 человек с высшим образованием. Для них организован подвоз на личном транспорте жителя этого населенного пункта. Оплату производим через центр занятости населения.

С учителями, попавшими под сокращение, мы, отдел образования и руководство района постоянно встречаемся, совместно ищем пути их трудоустройства. На сегодняшний день нам удалось устроить 36 учителей в разные учреждения, предприятия города и района. Пособие по сокращению получают 43 учителя. Из них 31 человек с января 2011 года будут трудоустроены воспитателями ГПД. 7 учителей защитили свой бизнес-план в центре занятости, осталось трудоустроить 5 человек, троим были предложены работы. Да, этот вопрос сложный, но решаемый.
СЛАЙД №12
В связи с реорганизацией сельских школ возникла ещё одна проблема - транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов.

Спасибо Президенту РТ, Ильдар Шафкатович, Альберт Харисович, Вам. За последние два года мы получили 8 школьных автобусов. Теперь в общеобразовательных учреждениях района в муниципальной собственности находится 11 автобусов, курсирующих по 23-м маршрутам. Ежедневно осуществляется подвозка 416 (четырёхсот шестнадцати) учащихся, хотя в автобусах 154 посадочных места. Каждый школьный автобус обслуживает 40 детей.

В Нурлатском районе разработана новая программа оптимизации и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 3 года и представлена в четырёх вариантах.

В будущем году реорганизации коснётся ещё 30% сельских школ. К 2011-2012 учебному году будут ликвидированы 5 оставшихся начальных школ и 2 основные школы, реорганизовано 8 общеобразовательных школ.
СЛАЙДЫ №13, 14, 15, 16, 17
Создание образовательно-культурных центров, объединяющих под одной крышей школу, библиотеку,- ещё один из путей реструктуризации сети. На сегодняшний день пять таких центров начали свою деятельность. Именно они становятся объединяющими сельчан учреждениями, работая днём – в режиме школы, вечером – организуя досуг детей и взрослых. Экономия бюджетов в этом случае достигает 20-30%, в полную силу начинают работать клубы по интересам, физкультурные занятия.

При проведении всех реорганизационных мероприятий параллельно решали и другую задачу: повышение заработной платы учителей Нурлатского района, Перед директорами школ поставили задачу довести недельную нагрузку учителя до 20 часов и увеличить заработную плату до 13 тыс .руб.

СЛАЙД №18

Средняя зарплата была небольшой и составляла 10 тысяч 38 рублей. За счёт оптимизационных мероприятий ( сокращение класс - комплектов, уменьшение количества часов, сокращения штатных единиц) по ETC мы её увеличили на 2 тыс. рублей при уменьшении месячного фонда на более 1млн.руб. ПО НСОТ увеличить на 3797 рублей в месяц. За счёт оптимизационных мероприятий высвобождается в год 16 335, 8 тыс. руб. Одному учителю планируется выплата в виде премии 1588 рублей в месяц. Средняя зарплата учителей с учётом высвобождаемой суммы составит 15 385, 7 рублей.

Итак, подведём итог.

Таким образом, изменения муниципальной сети Нурлатского района проходят в соответствии с выбранной моделью развития муниципальной системой образования. При реструктуризации районной системы образования необходимо соблюдать несколько обязательных принципов. Это, прежде всего, материально-техническое обеспечение процесса оптимизации: обеспечение школьников автобусами, отремонтированные транспортные дороги, четкие планы трудоустройства высвобождаемых кадров, обязательный учет мнения педагогов и родителей. Улучшать систему образования необходимо не революционным, а эволюционным путем, системными, хорошо продуманными решениями. Политика в отношении малокомплектных школ, - подчёркиваю, - должна быть бережной. Но всем детям в районе нужно обеспечить качественные образовательные услуги, возможность учиться в современных, хорошо оборудованных школах. Организация доставки учеников из отдаленных деревень в базовые сельские, городские школы в этом смысле весьма показательна. Дети получают гораздо больше.

Мы считаем, положительная общественная оценка деятельности образовательных учреждений родителями, обучающимися, общественностью свидетельствует об успешно проведённой реструктуризации сети на начальном этапе в Нурлатском районе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconСеминар для участников бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного...
Циклограмма выполнения работ по созданию продуктов деятельности бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного воспитания...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconКруглый стол по обмену опытом. Педагоги сельских школ обсуждают важную проблему
И одной из важнейших задач, отмеченных в педагогической национальной инициативе «Наша новая школа» на современном этапе ее развития,...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconКонкурсы и олимпиады для учеников и педагогов в сети Интернет
Консультационная линия «Дистанционное обучение: проблемы и решения» на августовском Педсовете. Ведущая линии – Никуличева Н. В
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconАнализ методической работы в средней общеобразовательной школе №9...
«Значимый учитель сегодня- это профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconСинэкологические основы решения проблемы эвтрофирования
Росспорта от 12. 12. 2006 г. № Ск-02-10/3685 «Методические реко­мендации по организации деятельности спортивных школ в Рос­сийской...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconАнализ работы школы №9 -центра компетенции электронного образования за 2012-2013 уч год
Нурлатском районе. Это позволило нам укрепить материальную сторону: оборудовать кабинеты компьютерно-интерактивной техникой, наглядными...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconДоклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга»
Эти условия создали базис для разработки и внедрения системы автоматизации кадастрового учета
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconДоклад 1 Абламонов Игорь Васильевич Заместитель директора Приволжский...
«Состояние метеорологического обеспечения аэронавигации в Российской Федерации. Проблемы и решения»
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения icon2. реферат реферат: 1 доклад на определённую тему, включающий обзор...
Доклад – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, ограниченное по времени с наличием определённого алгоритма выступления:...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconПроекта
Подход к построению ip-сети для передачи телефонного трафика на безе распределенной сети агу. Механизмы управления и решения проблем...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconСлайд1
Обучение сельскохозяйственному труду как важная часть системы мероприятий по социальной адаптации учащихся сельских коррекционных...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconРеспублики башкортостан доклад
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconМоделирование систем и оптимизация их параметров
Приложение 7 программа для численного решения дифференциальных уравнений (Basic)
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconКурсовая работа по дисциплине «сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Доклад Оптимизация и реструктуризация реформирования сети сельских школ в Нурлатском районе. Проблемы и решения iconОбучение в социальных сетях: проблемы и решения
Для подростков важно виртуальное общение, возможность обмениваться мгновенными сообщениями, слушать музыку и делиться фотографиями....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск