Вредные привычки, их влияние





Скачать 152.46 Kb.
НазваниеВредные привычки, их влияние
Дата публикации14.07.2014
Размер152.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Плющ, И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков ПАВ / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. - № 10. – С. 38-44. - Продолж. Начало: 2007. - № 12 ; 2008. - № 2-5, 7-8.


ШКОЛА БЕЗ НАРКОТИКОВ
Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков ПАВ

И.В. Плющ,

заведующая кафедрой охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского ИПКиПРО,

директор Сибирского окружного центра повышения квалификации работников образования по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью, доцент, к.м.н.,

Н.Н. Шелегин,

преподаватель кафедры охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского ИПКиПРО
В завершающей публикации серии материалов автор предлагает схематичные конспекты трех уроков и внеклассного мероприятия, нацеленных на пропаганду здорового образа жизни, предупреждение наркомании, употребления спиртных напитков и табакокурения, а также приглашает читателей к обмену опытом и совместному поиску путей решения этих проблем.
Разработка системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью в образовательной среде основана на комплексном использовании всего образовательного потенциала школы, включая возможности всех учебных предметов, внеклассной и внешкольной деятельности. В основе системы лежит идея поэтапного формирования негативного отношения школьников к употреблению ПАВ, навыков ассертивного[1] поведения, сознательного, ответственного отношения к своему здоровью с учетом возрастных и психологических особенностей. Предлагаемый методический материал разработан с учетом проекта стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и педагогического опыта. Очевидно, он будет полезен педагогам при разработке собственных систем работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма среди детей и подростков.

Для составления комплексной образовательной межпредметной программы профилактики злоупотребления ПАВ рекомендуется рассмотреть возможности программ по различным предметам и зафиксировать полученные результаты в форме таблицы. Такая фиксация позволит обеспечить единый концептуальный подход и преемственность профилактической работы учителей разных предметов, избежать дублирования. Таблицу целесообразно использовать при составлении тематических и поурочных планов, а также подготовки более масштабных по сравнению с уроком внеклассных и внешкольных мероприятий по данной проблематике.
[1] Ассертивное поведение (от англ, assertive) - способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

Интегрированные уроки
Интегрированный урок ОБЖ и литературы

(по рассказу М.А. Булгакова «Морфий», 8-10 классы)
Тема урока. Вредные привычки, их влияние

на здоровье

Цель: сформировать негативное отношение учащихся к употреблению наркотиков.

Задачи: выявить путем анализа литературного произведения причины, этапы возникновения наркотической зависимости и ее последствия, отраженные автором с медицинской объективностью и подлинным мастерством.

Учебные вопросы:

1. Обстоятельства создания и автобиографическая канва произведения.

2. Анализ содержания.

Учебно-методическое обеспечение: ксерокопии сокращенного варианта рассказа «Морфий» (по числу учащихся), портрет писателя.

Форма: урок-исследование.

Время - 90 мин.
Ход урока

Вводная часть - сообщение учителя о целях урока и форме его проведения.

Основная часть - изучение учебного материала.

1. История создания и автобиографическая канва произведения.

Рассказ учителя о начале литературной деятельности М.А. Булгакова и месте рассказа «Морфий» в его творчестве.

Впервые это произведение опубликовано в журнале «Медицинский работник» в 1927 г. (№ 45-47). Оно автобиографично, связано с работой Булгакова земским врачом в 1916-1918 гг., личной психологической драмой и попыткой ее разрешения с помощью наркотиков. Это делает рассказ «Морфий» особенно интересным для анализа. Ряд исследователей считают, что ранней редакцией произведения послужил рассказ «Недуг». В одном из писем 1921 г. Булгаков сообщал, что пишет большой роман по канве «Недуга», но его замысел вылился в большой рассказ, который некоторые булгаковеды называют повестью.

2. Анализ содержания

Учащимся предлагается провести анализ сокращенного варианта рассказа «Морфий» по предложенной схеме.

Этапы формирования наркотической зависимости главного героя и ее последствия

Фрагменты текста рассказа М.А. Булгакова «Морфий»

1. Психическая травма, вызванная разрывом с любимой женщиной. Длительное одиночество

Да и гимназически глупо с площадной бранью обрушиваться на эту женщину за то, что ушла! Не хочет жить - ушла. И конец. Оперная певица сошлась с молодым врачом, пожила год и ушла. Убить ее? Убить? Ах, как все глупо, пусто, безнадежно!

2. Избавление от боли и ощущение психологического комфорта после разовой инъекции морфия

Боли прекратились через семь минут. После укола впервые за последние месяцы спал глубоко и хорошо - без мысли о моей, обманувшей меня

3.Нарастание наркотической зависимости - частота приема, увеличение дозы

18-го. Четыре укола не страшны.

25-го февраля. Чудак эта Анна Кирилловна! Точно я не врач.

11/2 шприца = 0,015 morph.? Да.

1-го марта. Доктор Поляков, будьте осторожны!

4.Возникновение эйфории, вызываемой употреблением морфия, ясность ума, взрыв работоспособности. Уверенность в самоконтроле

Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием. Анна К. боится. Успокоил ее, сказав, что я с детства отличался громаднейшей силой воли...

5. Появление звуковых и зрительных галлюцинаций. Стирание грани между явью и сном

Таких снов на рассвете я еще никогда не видел. Это двойные сны. Причем основной из них, я бы сказал, стеклянный. Он прозрачен. Одним словом, в нормальном сне музыка беззвучна... (в нормальном? Еще вопрос, какой сон нормальнее! Впрочем, шучу...) беззвучна, а в моем сне она слышна совершенно небесно. И главное, что я по своей воле могу усилить или ослабить музыку...

6. Возникновение необоснованной раздражительности и злобы по отношению к окружающим

Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав...

7. Попытка замены одного наркотика другим, более слабым

13 апреля. Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, и предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменить морфий кокаином. Кокаин - сквернейший и коварнейший яд...

8. Попытка лечиться в клинике, срыв, начало морального разложения. Стремление к самооправданию

14 ноября 1917 г. Итак, после побега из Москвы, из лечебницы я вновь дома. Да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной личности. Дело в том, что я в лечебнице украл морфий. Три кубика в кристаллах и 10 грамм однопроцентного раствора. Итак, доктор Поляков - вор. Да в конце концов, почему я должен прятаться, бояться? В самом деле, точно на лбу у меня написано, что я морфинист? Кому какое дело, в конце концов?

9. Внешние признаки болезни, пренебрежение к стерильности

инъекций

19-го ноября. Рвота. Это плохо. Взвесился на больничных весах. В прошлом году я весил 4 пуда, теперь 3 пуда 15 фунтов. На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею стерильно готовить растворы, кроме того, раза три я впрыскивал некипяченым шприцем, очень спешил перед поездкой. Это недопустимо

10. Безысходность, позднее раскаяние, самоубийство

Я никому ничего не должен. Погубил я только себя. И Анну. Что же я могу сделать? Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую - нет, нельзя. Лекарство у меня под рукой - револьвер. Как я раньше не догадался? Ну-с, приступаем...


Заключительная часть - итоговое обсуждение рассказа с учениками по вопросам:

1. Какие чувства вызвал у вас рассказ «Морфий»?

2. Оправдываете ли вы поступки доктора Полякова или осуждаете их?

3. Какие выводы вы можете сделать после прочтения рассказа?

4. Как вы думаете: стоит ли рассказать о судьбе доктора Полякова тем вашим знакомым, которые проявляют интерес к наркотикам или употребляют их?

Интегрированный урок ОБЖ и химии (10 класс)
Тема урока. Состав и строение одноатомных спиртов.

Их физические свойства, влияние на здоровье
Цели:

- познакомить учащихся с основными свойствами одноатомных спиртов;

- добиться усвоения знаний о пагубных последствиях употребления спиртных напитков;

- формировать сознательное негативное отношение к алкоголю в любом виде и мотивацию к отказу от него.

Задачи:

- разъяснить понятие «одноатомные спирты»;

-на примере этанола охарактеризовать их основные свойства, проиллюстрировав рассказ опытом;

- раскрыть характер воздействия этилового спирта на организм человека и с помощью двух опытов показать вред, наносимый алкоголем здоровью;

- добиться усвоения учащимися информации

об опасностях, связанных со спиртосодержащими жидкостями и алкогольными суррогатами.

Учебные вопросы:

1. Состав и строение одноатомных спиртов.

2. Свойства одноатомных спиртов (на примере этанола).

3. Влияние этилового спирта на организм человека.

4. Свойства других спиртов и связанные с ними опасности.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Чертков И.Н. Химия. 11 класс / И.Н. Чертков, Р.Г. Иванова. - М.: Просвещение, 2002.

2. Практика административной работы в школе. - 2003. - № 2. - С. 69-71.

Материально-техническое обеспечение:

- две пробирки, слайд или меловая схема;

- реактивы - лакмус, растительное масло, этиловый спирт, вода.

Время - 45 мин.
Ход урока

Вводная часть - сообщение темы урока и порядка проведения опытов.

Основная часть — изучение нового материала.
1. Состав и строение одноатомных спиртов

Спирты — производные углеводородов, содержащие в молекуле одну или несколько гидроксильных групп (-ОН) у насыщенных атомов углерода. Их классификация разнообразна, зависит от признака строения, взятого за основу.

По количеству гидроксильных групп в молекуле спирты делят на одноатомные (с одной ОН-группой) и многоатомные (двух-, трехатомные и более, например, этиленгликоль НО-СН2-СН2-ОН, глицерин НО-СН2-СН(ОН)-СН2-ОН).

Одноатомные спирты (метанол СН3ОН, этанол С2Н5ОН, пропанол С3Н7ОН, бутанол СН3СН2СН2СН2ОН, пентанол СН3СН2СН2СН2СН2ОН) также называют алкоголями.

Учитель предлагает учащимся по учебнику поработать со схемой гомологического ряда предельных одноатомных спиртов, а затем - рассмотреть их свойства на примере этанола, который по объемам производства занимает одно из первых мест среди органических продуктов и обладает всеми химическими свойствами, характерными для одноатомных спиртов.
2. Свойства одноатомных спиртов (на примере этанола)

Этиловый (винный) спирт, этанол – С2Н5ОН -бесцветная подвижная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Температура плавления (tпл) - 114,150 С. Температура кипения (tкип) + 78,39° С. Плотность 0,794 г/см3. Легко воспламеняется. С воздухом образует взрывоопасные смеси.

Продемонстрируем некоторые из химических свойств этанола, характерных для одноатомных спиртов.

Опыт № 1. В пробирку с растительным маслом добавляется вода, подкрашенная лакмусом. Жидкости не смешиваются, но при добавлении в пробирку этилового спирта происходит увеличение объемов водного и жирового слоев.

Опыт показывает, что этиловый спирт - прекрасный универсальный растворитель. Его свойства связаны со строением молекулы. Группа С2Н5 -неполярная часть молекулы - растворяется в орга­нических веществах, а за счет полярной гидросогруппы - ОН - в водных растворах.

Этанол с кислотами образует сложные эфиры, со щелочными и щелочноземельными металлами - алкоголяты, при окислении - ацетальдегид, при дегидратации (отщепление воды от соединений) - этилен и этиловый эфир. При хлорировании образуется хлораль (трихлоруксусный альдегид, CCl3COH, бесцветная жидкость с резким запахом).

До начала 1930-х гг. этанол получали исключительно сбраживанием пищевого углеводсодержащего сырья, главным образом зерна, картофеля. В 1930-1950-е гг. разработаны способы его синтеза из химического сырья.

Этиловый (винный) спирт применяется в медицине как наружное антисептическое и раздражающее средство, а также для приготовления настоек, экстрактов и других лекарственных форм, входит в состав духов, одеколона, лосьонов, используется в качестве топлива, растворителя для спиртовых лаков, щелочной политуры, клеев. Очень значительные количества этилового спирта расходуются на изготовление ликероводочной продукции. Это основа всех алкогольных напитков.
3. Влияние этилового спирта на организм человека

При употреблении алкогольных напитков в организме человека происходят сложные биохимические процессы, механизм которых можно схематично проиллюстрировать опытами.

Опыт № 2. В пробирку с подкрашенной водой добавляется этиловый спирт. Внимание учащихся обращается на процесс очень быстрого растворения спирта в воде.

Опыт наглядно показывает, как алкоголь растворяется в крови.

При употреблении спиртных напитков алкоголь (этанол) очень хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта, кровотоком разносится по всему организму и вскоре в крови достигается его максимальная концентрация.

Попробуем представить: какие изменения вызывает алкоголь, попадая в самые разные человеческие органы?

Опыт № 3. В пробирку с растительным маслом добавляется спирт. При этом внимание учащихся обращается на изменение структуры — разжижение жирового слоя.

Опыт позволяет представить, как алкоголь, попадая в жироподобные ткани, нарушает работу многих органов, в первую очередь вызывает сбои в функционировании головного мозга. Они проявляются в неадекватном поведении человека - неестественном веселье или агрессивности, плаксивости, нарушении координации движений. Сильное опьянение может привести к коме и даже к смерти.

Ученые установили: этиловый спирт - сильнодействующий наркотический яд, разрушающий человеческий организм. Этот вывод зафиксировал официальный государственный документ. В нашей стране еще треть века назад (1972 г.) был принят ГОСТ 18300-72, гласящий: «5.1 Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».

Давайте с помощью этой бесспорной истины ответим на вопрос: что такое — спиртные напитки?

Абсолютно ясно: вино и водка, коньяк и пиво - все это алкогольная отрава. Разница между ними - лишь во вкусовых добавках и удельном весе спирта (крепости), то есть в содержании сильнодействующего наркотического яда. Однако разница в удельном весе яда не играет никакой роли, потому что любители спиртного компенсируют ее количеством выпитого.

Рассмотрим влияние алкоголя на организм человека на примере пивного алкоголизма. В массовом сознании сформированы мифы о «безвредности» и даже «полезности» пива. Благодаря рекламе оно стало своеобразным символом и атрибутом уверенности и успешности. Но реклама умалчивает, что в состав пива входят вещества, разрушающие организм человека:

- кобальт, повышающий образование пены, приводит к превращению важнейшего органа человека в так называемое «пивное сердце» - его увеличению, дряблости мышц, а также вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке;

- фитоэстрогены (аналоги половых гормонов) и ряд токсических веществ, соли тяжелых металлов вызывают изменения в эндокринной системе: у мужчин подавляется выработка мужского полового гормона тестостерона и начинают вырабатываться женские половые гормоны, вызывающие изменения фигуры по женскому типу, а у женщин голос становится грубее, появляются так называемые «пивные усы»;

-полифенолы приводят к образованию злокачественных опухолей мочевыводящих путей;

- альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры - побочные продукты брожения, гораздо более ядовитые, чем алкоголь, также разрушают организм и провоцируют тяжелые заболевания;

- этиловый спирт в пиве - сильнодействующий наркотический яд - точно так же, как в других спиртных напитках, разрушает многие органы, в том числе мозг человека, снижает интеллект, способность к учебе, резко уменьшает шансы добиться успеха в жизни.

Губительно для любого человека, особенно юного, растущего, и то, что пиво своим мощным мочегонным эффектом вымывает из организма белки, жиры, углеводы, микроэлементы. А дефицит калия ведет к срывам сердечного ритма, болям в икрах, слабости в ногах; магния - опасен сменой фона настроения, раздражительностью, плаксивостью, плохим сном; витамина С - снижает иммунитет, развивает гипоксию мозга, при этом страдает интеллект.

Пивное опьянение постепенно становится потребностью. Причем пивной алкоголизм формируется быстрее водочного, а бороться с пристрастием к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Таким образом, пиво влияет на организм пагубнее другой алкогольной продукции.

Нельзя забывать, что разрушают здоровье человека все без исключения спиртные напитки.

Выводы:

- этиловый (винный) спирт, этанол - психоактивное вещество, сильнодействующий наркотический яд;

- спиртные напитки разрушительно действуют на многие органы человеческого организма, в первую очередь на мозг, сначала вызывают характерное алкогольное возбуждение, затем угнетение центральной нервной системы, при больших дозах — вплоть до комы, а при достижении смертельной концентрации в крови алкоголь убивает человека;

- длительное употребление спиртных напитков ведет к разрушению психического и физического здоровья, в том числе развитию алкогольной зависимости; нарушениям мозговой деятельности вплоть до полной деградации личности; возникновению тяжелых недугов - рака, цирроза печени (гибели и перерождению ее клеток), заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрита, язвенной болезни и пр.), гипертонии и других.
4. Свойства других спиртов и связанные с ними опасности

Учитель предлагает учащимся по учебнику познакомиться с основными свойствами других спиртов и сделать вывод об опасностях, связанных с ними. Это опасность пожара при использовании легковоспламеняющихся спиртов и продуктов на их основе, а также возможность отравления. Например, метиловый спирт - сильный яд, малые дозы (5-10 мл) которого вызывают тяжелое отравление, потерю зрения, а 30 мл и более - смерть. Известны и случаи отравлений антифризами на основе токсичного двухатомного спирта этиленгликоля. Его употребление в суррогатных напитках может привести к смерти.

Важно напомнить учащимся об актуальности проблемы отравлений спиртосодержащими жидкостями и суррогатными напитками, приводящих к гибели людей.

Выводы:

- применение одноатомных спиртов и многих продуктов на их основе, широко используемых в различных отраслях производства и в быту, требует осторожности и соблюдения мер безопасности ввиду того, что они ядовиты и могут нанести вред здоровью человека;

- при использовании легковоспламеняющихся спиртов и продуктов на их основе требуется строгое соблюдение мер пожарной безопасности;

- необходимо избегать опасности отравления спиртосодержащими жидкостями, суррогатными напитками и предостерегать от нее окружающих.

Заключительная часть. Подводя итоги урока, целесообразно обратить внимание учащихся на то, что пьянство и алкоголизм - первопричины многих болезней и бед, человеческих трагедий, изломанных судеб и смертей, убийств и других тяжких преступлений. Бороться с этими негативными явлениями мы должны всем миром.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вредные привычки, их влияние iconИсследовательская работа Тема: «Вредные привычки современного школьника...
В жизни современного общества особо острыми стали проблемы, связанные с курением, наркоманией и употреблением алкоголя. Особенно...
Вредные привычки, их влияние iconРеферат по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности. На тему...
На тему : Вредные привычки, их влияние на здоровье (курение, алкоголь, наркотики)
Вредные привычки, их влияние iconПедагогические работники: учитель
Тема урока : Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки, их влияние iconКонспект Тема: Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях
Вредные привычки, их влияние iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье»
Вредные привычки, их влияние iconКонспект урока Аттестуемый педагог Казанцев Олег Геннадьевич Предмет...
Тема урока : Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки, их влияние iconТема. Здоровый образ жизни. Вредные привычки.
Цель: Совершенствование лексических и грамматических навыков речи и чтения по теме
Вредные привычки, их влияние iconКонспект занятия на тему: «Вредные привычки»
При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.)
Вредные привычки, их влияние iconКлассный час «Нет вредным привычкам»
Цели: познакомить детей с понятием – вредные привычки; воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Вредные привычки, их влияние iconКонспект открытого занятия проекта «Вредные привычки»
Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека
Вредные привычки, их влияние iconПлан-конспект урока английского языка в 9 классе Тема: «Здоровый образ жизни. Вредные привычки»
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Вредные привычки, их влияние iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Подросток и курение. Стадии табакокурения» (беседа с родителями и учащимися из цикла «Вредные привычки»)
Вредные привычки, их влияние iconВнеклассное мероприятие по английскому языку (9 класс) по теме ”Good and bad habits”
Цель: развитие коммуникативных способностей обучающихся по теме “Полезные и вредные привычки”
Вредные привычки, их влияние iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Вредные привычки, их влияние iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Вредные привычки, их влияние iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск