Рабочая программа по физике 7 класс

Учитель: Кутузова И. В.

МОУ СОШ № 54

2009-2010 уч. год

Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

• развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

• овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

• усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

• формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Программа по физике составлена на основе примерной программы (использовано «Планирование учебного материала по физике» п/р Б. А. Татьянкина, ВОИПКиПРО, Воронеж 2009 г.), государственного образовательного федерального стандарта в соответствии с базисным учебным планом школы, который предполагает по 2 учебных часа в неделю в 7, 8, 9 классах соответственно.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:

• Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756 – р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования в период до 2010 года.

• Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляется при помощи текущих самостоятельных работ по раздаточному материалу, лабораторных и контрольных работ. Количество лабораторных работ определено базисным учебным планом. Контрольные работы проводятся после изучения каждого раздела, а также по итогам года осуществляется итоговое тестирование.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе не зависят от уровня изучения и опреде­ляются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективно­го (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве цен­ностных ориентиров физического образования выступают объ­екты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как дан­ный учебный предмет входит в группу предметов познаватель­ного цикла, главная цель которых заключается в изучении при­роды.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, прояв­ляются:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в ценности физических методов исследования живой и не­живой природы;

• в понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рас­сматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой дея­тельности;

• понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасно­го использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятель­ности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонен­та, участвовать в дискуссии;

• способности открыто выражать и аргументированно отстаи­вать свою точку зрения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения физики
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учебно-тематический план

9,10

Итого

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 7 класс

1. Владеть методами научного познания

• Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

• Измерять: температуру, массу, объём, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность.

• Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков.

• Объяснять результаты наблюдений и экспериментов: большую сжимаемость газов; малую сжимаемость жидкостей и твёрдых тел.

• Выявлять эмпирические закономерности: зависимость силы тяжести от массы тела; зависимость массы тела от его объёма.

1. Формулировать физические законы и условия их применимости

• Вычислять равнодействующую силу.

• Объяснять изменение скорости при свободном падении.

1. Приводить примеры:

• зависимости скорости движения одного и того же тела, а также его траектории от выбора системы отсчёта;

• деформации тел при взаимодействии;

• опытов, подтверждающих основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества.

1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

• читать и пересказывать текст учебника;

• выделять главную мысль в прочитанном тексте;

• находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы;

• конспектировать прочитанный текст;

• определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

• определять по графику зависимости координаты от времени координату тела в данный момент времени.

К концу 7 класса обучающиеся должны:

По теме «Введение» (4 часа)

Иметь представление о методах физической науки, её целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

Уметь определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

По теме «Строение вещества» (4 часа)

Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

По теме «Движение и взаимодействие тел» (22 часа)

Знать физические величины и единицы их измерения: путь, скорость, масса, плотность, сила, вес, равнодействующая сила.

Знать законы и формулы для определения скорости движения тела, плотности тела, формулы связи между силой тяжести и массой тела.

Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу; рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объём тела – с помощью мензурки; определять плотность твёрдого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов.

По теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» ( 19 часов)

Знать физические величины и единицы их измерения: давление, выталкивающая и подъёмная силы, атмосферное давление. Знать фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчёта давления твёрдого тела, давления внутри жидкости, архимедовой силы).

Уметь применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и закона Паскаля. Экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости. Решать задачи с применением изученных законов и формул. Объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

По теме «Работа и мощность» ( 17 часов)

Знать физические величины и их единицы: механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия.

Знать формулировки законов и формулы для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов: рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость. Решать задачи с применением изученных законов и формул. Экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник: А. В. Пёрышкин «Физика – 7»

Сборник задач по физике 7 – 9 классы Н. В. Лукашик, А. И. Иванова

Оборудование и приборы: мензурки, наборы тел, макеты кристаллических решёток, весы с разновесами, динамометры, сообщающиеся сосуды, манометры, барометр-анероид, макет гидравлического пресса, прибор для определения архимедовой силы, рычаги.

Дидактические материалы: набор таблиц по физике для 7 класса; наборы карточек и раздаточного материала для проведения самостоятельных и контрольных работ, мультимедийные презентации.

Литература

В. А. Волков, С. Е. Полянский «Поурочные разработки по физике» 7 класс

Содержание учебного курса

урока

дата

Тема раздела

Тема урока

Домашнее задание

1 четверть

3.09.09

введение

Инструктаж по технике безопасности на уроках физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины.

П. 1, 2

8.09.09

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.

П. 3, 4, упр. 1

10.09.09

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

П. 5, 6

15.09.09

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Повт. П. 1 -5

17.09.09

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Молекулы.

П. 7, 8

22.09.09

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Повт. П. 7, 8

24.09.09

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

П. 9, 10

29.09.09

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

П. 11, 12

1.10.09

Механическое движение и взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

П. 13, 14, упр. 3

6.10.09

Скорость. Единицы скорости.

П. 15, упр 4 (№ 1, 2)

8.10.09

Расчёт пути и времени движения.

П. 16, упр. 5 № 1, 2

13.10.09

Решение задач

Упр. 5 № 3-5

15.10.09

Инерция. Взаимодействие тел.

П. 17, 18

20.10.09

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

П. 19, 20, упр. 6

22.10.09

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Повт. П. 19, 20

27.10.09

Лабораторная работа № 4 «измерение объёма тела»

Повт. П. 17-20

29.10.09

Повторение, решение задач. Итоговый урок.

Повт. П. 1 - 21

2 четверть

10.11.09

Плотность тела

П. 21, упр. 7 № 1-3

12.11.09

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела»

Повт. П. 20, 21

17.11.09

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

П. 22 –самост. Упр. 8, П. 23, 24

П. 3 (для поп. Чтения)

19.11.09

Сила упругости. Закон Гука.

П. 25

24.11.09

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

П. 26, 27, упр. 9 № 2, 5

26.11.09

Динамометр.

П. 28 упр. 10

3.12.09

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Повт. П. 23-28

8.12.09

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

П. 29 упр. 11

10.12.09

Сила трения. Трение покоя

П. 30, 31

15.12.09

Трение в природе и технике. Повторение, решение задач

П. 32 Лук. № 193, 355

22.12.09

Контрольная работа № 1 «Механическое движение и взаимодействие тел»

Повт. гл 1,2

24.12.09

Повторение, итоговый урок

повторение

29.12.09

Резерв

3 четверть

12.01.10

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Инструктаж по технике безопасности. Давление. Единицы давления.

П. 33, упр. 12

14.01.10

Способы уменьшения и увеличения давления.

П. 34

19.01.10

Решение задач. Давление газа.

П. 35, повт. 33, 34, № 450, 451 (Лук.)

21.01.10

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

П. 36, упр. 14

26.01.10

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

П. 37, 38, упр. 15

28.01.10

Сообщающиеся сосуды.

П. 39 упр. 16, зад. 9 (1)

2.02.10

Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка Земли.

П. 40, 41, упр. 17, зад. 10

4.02.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торичелли.

П. 42, упр. 19

9.02.10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

П. 43, 44, упр. 21

11.02.10

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

П. 45, 46, упр. 22

16.02.10

Гидравлический пресс

П. 47, упр. 23

18.02.10

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

П. 48

25.02.10

Архимедова сила.

П. 49, упр. 24, зад. 14

2.03.10

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы»

Повт. П. 49

6.03.10

Плавание тел.

П. 50, упр. 25

13.03.10

Плавание судов. Воздухоплавание.

П. 51, 52, упр. 26, зад. 16

15.03.10

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Повт. П. 50-52

20.03.10

Повторение. Решение задач.

Упр. 27

22.03.10

Контрольная работа № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Повт. Гл. 3

4 четверть

1.04.10

Работа и мощность. Энергия.

Инструктаж по технике безопасности. Механическая работа. Единицы работы.

П. 53, упр. 28, зад. 17

6.04.10

Мощность. Единицы мощности.

П. 54, упр. 29 (1-3), зад. 18

8.04.10

Решение задач.

Повт. П. 53, 54, упр. 29 (4-6)

13.04.10

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

П. 55, 56, №

15.04.10

Момент силы.

П. 57

20.04.10

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий равновесия рычага»

Повт. П 55-57

22.04.10

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

П. 58, 59, упр. 30

27.04.10

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

П. 60, упр. 31

29.04.10

Коэффициент полезного действия механизма.

П. 61

4.05.10

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Повт. П. 61

6.05.10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

П. 62, 63, упр. 32

11.05.10

Превращение одного вида энергии в другой.

П. 64, упр. 33

13.05.10

Решение задач.

18.05.10

Контрольная работа № 3 «Работа и мощность. Энергия.»

Повт. Гл. 4

20.05.10

Повторение и обобщение изученного материала. Решение задач.

Повторение

25.05.10

Итоговое тестирование по материалу 7 класса.

27.05.10