Скачать 454.11 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации Утверждаю проректор по учебной работе профессор ______ А.Б. Ходжаян «___»_______________ 20___ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ» для специальности 060101. 65 Лечебное дело для студентов англоязычного отделения Всего ЗЕТ 5 Всего часов 180, из них - аудиторных 96 часов, в том числе: - лекций 24ч. - практических занятий 72 ч. - самостоятельная работа 48 ч. - форма контроля – экзамен, 7 семестр 36 часов г. Ставрополь, 2014 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с - ФГОС ВПО по специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.11.10 г. № 1118; - рабочим учебным планом по специальности 060101.65 Лечебное дело, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г., протокол №1. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии « » _____________ 20__ года, протокол №___ Заведующий кафедрой ___________доцент Сумкина О.Б. Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин. « Председатель ЦМК профессор ________________И. В. Суздальцев. Согласована: Декан факультета ___________________________ С.В.Знаменская Начальник УМУ ___________________________ Н.П. Вышковский Руководитель ЦУКО _______________________ С.В.Новиков Рецензенты: Пояснительная записка Топографическая анатомия и оперативная хирургия представляет собой сложную дисциплину, которая создает базу для перехода от теоретической подготовки студентов к практическому применению полученных знаний в клинике. Лекции по дисциплине читаются наиболее подготовленными преподавателями с применением новейших информационных образовательных технологий. Основное время на практических занятиях используется для работы с трупным материалом, разбора ситуационных задач - согласно теме. Максимально используется иллюстративно–демонстрационный потенциал кафедры: показ учебных кинофильмов, влажных препаратах, демонстрация музейных препаратов, наборов таблиц. Соответственно разделам программы знания студентов проверяются текущим и промежуточным контролем. Практические занятия проводятся в учебных комнатах, оборудованных мультимидийными установками. На практических занятиях основным методом изучения топографической анатомии является послойное препарирование. Оно проводится согласно требования к хирургическим операциям в данной области. Ее задачи - наглядно показать все слои и образования, встречающиеся на пути во время операции. В процессе препарирования акцентируется внимание студента на анатомических особенностях, имеющих прикладное, клиническое значение, подчеркиваются особенности строения мужского и женского организма. Оперативные вмешательства во время соответствующих занятий начинаются с рассечения тканей, выделения сосудов, нервов, органов и проводится с применением соответствующих хирургических приемов. Попутно обращается внимание на правильное использование хирургического инструментария, на правила послойного ушивания тканей, отработку практических навыков. По ходу операции отмечаются особенности хирургической техники. На каждую операцию из студентов формируется операционная бригада: хирург, ассистент, операционная сестра, что формирует умения работать в бригаде. Такой подход вырабатывает у учащихся чувство коллективизма, коммуникабельности, внимательности, аккуратности и позволяет освоить деонтологические принципы поведения. Для самостоятельной внеаудиторной работы студентов разрабатываются методические рекомендации по конкретным целям. Для эффективной работы организуются рабочие места, оборудованные инструментами и рабочим материалом. Для развития научного мышления и практических навыков студенты привлекаются к научной работе в кружке СНО, участвуют в студенческих научных конференциях. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Оценка работы студентов на занятиях проводится в рамках балльно-рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов. По результатам учебной деятельности студентов, а также их участие в изучении дисциплины, учебно-исследовательской работе и в соответствии с набранными балами, по решению кафедры студенты могут частично (один вопрос на выбор) или полностью освобождаться от проведения промежуточной аттестации, с выставлением им соответствующей оценки. Промежуточная аттестация студентов включает в себя несколько этапов: предварительное тестирование по окончании изучения курса, затем ответ по практическим навыкам, теоретическое собеседование по билету и ответ по билету «уметь показать». Оценка складывается из результатов: тестирования, владения практическими навыками, ответов на теоретические вопросы и умения показать изучаемые элементы топографии. Кроме того, учитываются результаты сдачи коллоквиумов в течение года. Особую роль кафедра уделяет воспитательной работе, которая проводится, как в ходе практических занятий, так и во внеаудиторное время. Она направлена на воспитание обязательности, пунктуальности, аккуратности. Будущий врач – высокообразованный, высококультурный человек, владеющий не только отличными базовыми знаниями, но и передовыми технологиями. Исходя их этого, кафедра стремится воспитывать у студентов добросовестное, прилежное и творческое отношение к учебе. 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины– формирование общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих подготовку врача, владеющего знаниями, умениями и навыками в области топографической анатомии и оперативной хирургии, развитие профессионально- значимых качеств личности. Задачами дисциплины являются: - Формирование знания в области хирургической и проекционной анатомии органов, сосудов и нервов; - Формирование знания о взаимоотношении органов, сосудов и нервов, имеющих особое значение для выполнения хирургических операций; - Научить умению обосновывать выбор оперативного доступа и технической выполнимости оперативного приема; - Научить индивидуальному рассматрению топографии органов; - Научить владению хирургической терминологией; - Научить владению хирургическим инструментарием; - Воспитание нравственных качеств личности; - Развитие врачебного мышления и поведения. 2.Место исциплины в структуре ООП Дисциплина «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» представляет собой дисциплину, входящую в математический и естественно научный цикл дисциплин учебного плана. Базовыми для изучения топографической анатомии и оперативной хирургии являются: анатомия; гистология, эмбриология, цитология; латинский язык; общая хирургия, лучевая диагностика. Изучение топографической анатомии и оперативной хирургии обеспечивает освоение факультетской хирургии с курсом урологии, госпитальной хирургии, детской хирургии, оторинолярингологии, неврологии и медицинской генетики. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций в соответствии с ФГОС: общекультурных (ОК): - способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); профессиональных (ПК): - способен и готов определять внешние ориентиры областей тела человека, проекцию органов и сосудисто-нервных пучков, представлять послойное строение данной области, особенности кровоснабжения, иннервации органов и тканей, их взаимоотношение, что будет способствовать правильной диагностике и лечению (ПКВ-1); - способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий,проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК-7); - способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16); - способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17); - способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19); После изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть: 1.Хирургической терминологией 2.Проекционной анатомией органов, сосудов, нервов и костей для оценки рентгенограмм, результатов томограмм, пальпации, перкуссии и аускультации 3.Навыками оказания первой медицинской помощи в экстренных случаях (наружное кровотечение, попадание инородных тел в трахею, переломы костей, ранение мягких тканей) 4.Техникой выполнения пункции суставов, плевры и перикарда Матрица формирования компетенций, знаний, умений, владений
4.Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (ЗЕТ), 180 часов
5.Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Введение. Краткий исторический зкскурс. Предмет и задачи. Порядок изучения дисциплины, отчетность, литература. Раздел 1. Оперативная хирургия и топографическая анатомия как область научного знания. |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) Оперативная хирургия и топографическая анатомия головы, шеи, груди, переднебоковой стенки живота и брюшной полости | Примерная программа наименование дисциплины топографическая анатомия... Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной... | ||
Патентам и товарным знакам (19) Островерхов г. Е. и др. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Курск, 1995, с. 394. Ru 2008819 С1, 15. 03. 1994. Ru 93057110/14... | Рабочая программа по дисциплине с топографическая анатомия и оперативная хирургия Цель дисциплины дать будущим врачам конкретные знания топографической анатомии и оперативной хирургии как твердую базу для клинического... | ||
Тестирование как метод педагогического контроля дисциплины «Оперативная... Секционный курс” для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта... | Примерная программа наименование дисциплины «оперативная хирургия с топографической анатомией» Оперативная хирургия с топографической анатомией состоит в том, чтобы дать выпускникам теоретические знания, практические умения... | ||
Общая хирургия, оперативная хирургия, анестезиология, урология Кафедры общей хирургии, оперативной хирургии и топографической анатомии, факультетской хирургии | Рабочая программа учебной дисциплины госпитальная хирургия, детская... Целями освоения учебной дисциплины Госпитальная хирургия, детская хирургия являются: получение знаний по этиологии, патогенезу, клинической... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерная программа наименование дисциплины физиология и этология... Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение... | ||
Аннотация к рабочей учебной программе профессионального образования... «Хирургия» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения... | Рабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины «патологическая анатомия. Клиническая... Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г. №1122 | ||
Рабочая программа дисциплины «хирургия» Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; паспорта специальности научных работников 14. 01. 17 – «хирургия», учебного плана гбоу впо... | Реферат по дисциплине «Топографическая анатомия» Каждая хирургическая операция сопровождается сложным комплексом нарушений физиологических функций организма. Поэтому при подготовке... |