МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра общей инженерии
|
Утверждаю
Декан факультета промышленности и транспорта
Спирин А.В.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
| Утверждаю
Декан факультета заочного обучения
Дребнева И.М.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрические машины» Направление подготовки:
051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль подготовки:
«Энергетика»
Квалификация выпускника:
бакалавр Форма обучения
Очная заочная
Бузулук 2011
Рецензент
старший преподаватель кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей Казаков А.В.
Рабочая программа дисциплины «Электрические машины» /сост.О.С. Манакова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. -27 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения в 7 семестре и заочной полной и сокращённой формам обучения по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) в 7 и 8 семестрах.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009 г. № 781. Составитель ____________________ О.С. Манакова
(подпись)
| Манакова О.С., 2011
|
| БГТИ (филиал)ОГУ, 2011
|
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………......
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………….....................
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля).……………...................
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины................................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины...................................................................................
| 8
| 4.3
| Лабораторные работы…………………………………….......................
| 9
| 4.4
| Практические занятия (семинары)...…………………………......................
| 10
| 4.5
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины….……….......................
| 10
| 5
| Образовательные технологии.........................................................................
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………….
| 12
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации............................................................................................
|
13
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).……………….
| 23
| 7.1
| Основная литература………………………………………….....................
| 23
| 7.2
| Дополнительная литература……………………………….....................
| 23
| 7.3
| Периодические издания...………………………….…………......................
| 23
| 7.4
| Интернет-ресурсы...........................................................................................
| 24
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ………….……............
| 24
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ……………………………………….
|
24
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………......................
| 24
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины..………....................
| 25
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ….................
| 26
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель освоения дисциплины: ознакомить студентов с существующими основными типами электрических машин: асинхронной и синхронной машинами, машиной постоянного тока, шаговым электродвигателем, сельсинами и трансформатором. Фактически, ставится цель подготовки студентов к практической деятельности, где очень широко распространено использование электрических машин.
В рамках дисциплины студенты изучают теоретические основы работы трансформатора, машины постоянного и переменного тока, ШЭД и сельсина, их основные параметры и характеристики с целью их последующего практического применения и подготовки к пониманию курса по автоматизированному электроприводу. Задачи:
- четко понимать физические процессы, происходящие в электрических машинах;
- грамотно читать электрические схемы и электротехническую литературу;
- должен знать принцип работы и основные характеристики электрических машин;
- понимать роль электрической энергии в жизни современного общества, и как основы для механизации и автоматизации производственных процессов;
- понимать общие принципы построения электротехнических и электронных устройств, чтобы будущий бакалавр мог решать производственные задачи, связанные с рационализацией, изобретательством и реконструкцией технологического оборудования отрасли;
- уметь составлять схемы замещения и определять их параметры;
- проектировать надежные и экономичные электрические машины.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Электрические машин» относится к вариативной части естественнонаучного цикла (Б.3.2.2). Для изучения курса требуется знание: элементарной и высшей математики (алгебра, геометрия, тригонометрия, векторная алгебра, дифференциальное и интегральное исчисление), физика (раздел электродинамика).
Дисциплина «Электрические машины» предшествует дисциплинам профессионального цикла. На материале курса базируются такие дисциплины, как электропривод в современных технологиях, автоматизированный электропривод, электроника и микропроцессорная техника. 3 Требования к результатам освоения дисциплины профессиональных (ПК):
- быть готовым к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК - 32).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные типы электрических машин и трансформаторов и области их применения;
- методы измерения электрических и магнитных величин;
- принцип работы основных электрических машин их рабочие и пусковые характеристики;
- основные конструктивные исполнения электрических машин;
- законы электромеханики и обобщенную электрическую машину.
Уметь:
- осуществлять пуск, регулирование частоты вращения и отключение от сети электрической машины;
- снимать основные характеристики электрической машины при их испытании с целью пригодности к эксплуатации;
- по внешним признакам отличать различные типы электрических машин друг от друга;
- выбирать, обосновывая свое решение, и использовать математические модели электрических машин и методы расчета;
- определять основные параметры режимов работы электрических машин конкретному типу при использовании их на различных объектах;
- использовать прикладные программы для расчета электрических машин, их параметров и характеристик.
Владеть:
-основами современных методов проектирования и расчета электрических машин;
-навыками работы с электротехнической аппаратурой и электронными устройствами.
Приобрести опыт деятельности по работе с электрическими машинами. 4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль 1. Трансформаторы.
| 1
| Трансформаторы.
| Назначение и устройство трансформатора, его функции в автоматических системах. Принцип действия трансформатора. Эквивалентная схема замещения трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания трансформаторов. Расчет параметров схемы замещения по паспортным данным. Параллельная работа трансформаторов. Особенности трехфазных трансформаторов. Понятие о группах соединений трехфазных трансформаторов. Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы тока и напряжения.
|
Т,
ДЗ.
| Модуль 2 Электрические машины переменного тока.
| 2
| Электрические машины.
| Теория обобщенной электрической машины. Уравнение обобщенной электрической машины. Основные виды машин переменного тока и их сравнительный анализ. Электродвижущие силы обмоток переменного тока. Магнитное поле многофазной обмотки. Асинхронная и синхронная скорости.
|
ДЗ,
Т.
| 3
| Асинхронные машины.
| Типы асинхронных машин. Устройство бесколлекторных асинхронных машин. Принцип действия асинхронной машины. Скольжение. Режимы работы. Приведение асинхронной машины к схеме обобщенной электрической машины. Энергетическая диаграмма работы асинхронного двигателя. Механическая и реостатная характеристики. Устойчивая работа. Регулирование частоты вращения и реверсирование двигателя. Пуск асинхронного двигателя. Тормозные режимы. Принцип работы однофазного асинхронного двигателя. Особенности однофазных асинхронных двигателей (двигатель с пусковой обмоткой, конденсаторный двигатель, двигатель с повышенным сопротивлением обмотки ротора, двигатель с полым ротором).
| ДЗ,
Т
| 4
| Синхронные машины.
| Устройство синхронных машин, типы, принцип действия, режимы работы. Принцип действия трехфазного синхронного генератора. Принцип действия синхронного двигателя. Упрощенная векторная диаграмма фазы синхронного двигателя. Угловая и U- образная характеристики. Устойчивая работа. Асинхронный пуск синхронных двигателей. Преимущества и недостатки.
| ДЗ,
Т.
| Модуль 3.Электрические машины постоянного тока.
| 5
| Электрические машины постоянного тока.
| Машины постоянного тока. Типы. Принцип работы генератора постоянного тока. Устройство и принцип действия коллекторного двигателя.
| ДЗ,
Т.
| |