МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра общей инженерии
| Утверждаю
Декан факультета промышленности и транспорта
Спирин А.В.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г Утверждаю
Декан факультета заочного обучения
Дребнева И.М.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрические машины и аппараты» Направление подготовки:
051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль подготовки:
«Энергетика» Квалификация выпускника:
бакалавр Форма обучения
Очная и заочная
Бузулук 2011
Рецензент
старший преподаватель кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей Казаков А.В.
Рабочая программа дисциплины «Электрические машины и аппараты» /сост.В.В. Конопля – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. -19 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) в 3 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009 г. № 781. Составитель ____________________ В.В. Конопля
(подпись)
| Конопля В.В., 2011
|
| БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
|
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………......
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………….....................
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля).……………...................
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины................................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины...................................................................................
| 7
| 4.3
| Лабораторные работы…………………………………….......................
| 10
| 4.4
| Практические занятия (семинары)...…………………………......................
| 10
| 4.5
| Курсовой проект (курсовая работа)................................................................
| 10
| 4.6
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины….……….......................
| 11
| 5
| Образовательные технологии.........................................................................
| 12
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………….
| 12
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.............................................................................
| 12
| 6.1
| Проверочные тесты…………………………………………………………
| 12
| 6.2
| Вопросы для зачета…………………………………………………………
| 14
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).……………….
| 16
| 7.1
| Основная литература………………………………………….....................
| 16
| 7.2
| Дополнительная литература……………………………….....................
| 16
| 7.3
| Периодические издания...………………………….…………......................
| 16
| 7.4
| Интернет-ресурсы...........................................................................................
| 17
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ………….……............
| 17
| 7.6
| Методические указания к практическим занятиям ......................................
| 17
| 7.7
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ..............................................................................
|
17
| 7.8
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ……………………………………….
|
17
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………......................
| 17
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины..………....................
| 18
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ….................
| 19
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель освоения дисциплины: ознакомить студентов с существующими основными типами электрических машин и аппаратов: асинхронной и синхронной машинами, машиной постоянного тока, шаговым электродвигателем, сельсинами и трансформатором. Фактически, ставится цель подготовки студентов к практической деятельности, где очень широко распространено использование электрических машин и аппаратов.
В рамках дисциплины студенты изучают теоретические основы работы трансформатора, машины постоянного и переменного тока, ШЭД и сельсина, их основные параметры и характеристики с целью их последующего практического применения и подготовки к пониманию курса по автоматизированному электроприводу. Задачи:
- четко понимать физические процессы, происходящие в электрических машинах;
- грамотно читать электрические схемы и электротехническую литературу;
- должен знать принцип работы и основные характеристики электрических машин;
- понимать роль электрической энергии в жизни современного общества, и как основы для механизации и автоматизации производственных процессов;
- понимать общие принципы построения электротехнических и электронных устройств, чтобы будущий бакалавр мог решать производственные задачи, связанные с рационализацией, изобретательством и реконструкцией технологического оборудования отрасли;
- уметь составлять схемы замещения и определять их параметры;
- проектировать надежные и экономичные электрические машины.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Электрические машины и аппараты» относится к вариативной части естественнонаучного цикла (Б.2.2.11). Для изучения курса требуется знание: элементарной и высшей математики (алгебра, геометрия, тригонометрия, векторная алгебра, дифференциальное и интегральное исчисление), физики (раздел электродинамика).
Дисциплина «Электрические машины и аппараты» предшествует дисциплинам профессионального цикла. На материале курса базируются такие важные для общего инженерного образования дисциплины, как электрический привод, теория электропривода, системы управления электроприводами, автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов, элементы и устройства автоматики, моделирование в технике. 3 Требования к результатам освоения дисциплины профессиональных (ПК):
- быть готовым к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные типы электрических машин и трансформаторов и области их применения;
- методы измерения электрических и магнитных величин;
- принцип работы основных электрических машин и аппаратов их рабочие и пусковые характеристики;
- основные конструктивные исполнения электрических машин;
- законы электромеханики и обобщенную электрическую машину.
Уметь:
- осуществлять пуск, регулирование частоты вращения и отключение от сети электрической машины;
- снимать основные характеристики электрической машины при их испытании с целью пригодности к эксплуатации;
- по внешним признакам отличать различные типы электрических машин друг от друга;
- выбирать, обосновывая свое решение, и использовать математические модели электрических машин и методы расчета;
- определять основные параметры режимов работы электрических машин конкретному типу при использовании их на различных объектах;
- использовать прикладные программы для расчета электрических машин, их параметров и характеристик.
Владеть:
основами современных методов проектирования и расчета электрических машин и аппаратов;
навыками работы с электротехнической аппаратурой и электронными устройствами.
Приобрести опыт деятельности по работе с электрическими машинами и аппаратами.
4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль 1. Трансформаторы.
| 1
| Трансформаторы.
| Назначение и устройство трансформатора, его функции в автоматических системах. Принцип действия трансформатора. Эквивалентная схема замещения трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания трансформаторов. Расчет параметров схемы замещения по паспортным данным. Параллельная работа трансформаторов. Особенности трехфазных трансформаторов. Понятие о группах соединений трехфазных трансформаторов. Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы тока и напряжения.
|
Т,
ДЗ.
| Модуль 2 Электрические машины переменного тока.
| 2
| Электрические машины.
| Теория обобщенной электрической машины. Уравнение обобщенной электрической машины. Основные виды машин переменного тока и их сравнительный анализ. Электродвижущие силы обмоток переменного тока. Магнитное поле многофазной обмотки. Асинхронная и синхронная скорости.
|
ДЗ,
Т.
| 3
| Асинхронные машины.
| Типы асинхронных машин. Устройство бесколлекторных асинхронных машин. Принцип действия асинхронной машины. Скольжение. Режимы работы. Приведение асинхронной машины к схеме обобщенной электрической машины. Энергетическая диаграмма работы асинхронного двигателя. Механическая и реостатная характеристики. Устойчивая работа. Регулирование частоты вращения и реверсирование двигателя. Пуск асинхронного двигателя. Тормозные режимы. Принцип работы однофазного асинхронного двигателя. Особенности однофазных асинхронных двигателей (двигатель с пусковой обмоткой, конденсаторный двигатель, двигатель с повышенным сопротивлением обмотки ротора, двигатель с полым ротором).
| ДЗ,
Т
| 4
| Синхронные машины.
| Устройство синхронных машин, типы, принцип действия, режимы работы. Принцип действия трехфазного синхронного генератора. Принцип действия синхронного двигателя. Упрощенная векторная диаграмма фазы синхронного двигателя. Угловая и U- образная характеристики. Устойчивая работа. Асинхронный пуск синхронных двигателей. Преимущества и недостатки.
| ДЗ,
Т.
| Модуль 3.Электрические машины постоянного тока.
| 5
| Электрические машины постоянного тока.
| Машины постоянного тока. Типы. Принцип работы генератора постоянного тока. Устройство и принцип действия коллекторного двигателя.
| ДЗ,
Т.
| ДЗ – домашнее задание; Т - тестирование
|
|