Рекомендации по проведению ГИА -9 по физике в 2013 году
Введение
Настоящий документ разработан в целях регламентации порядка действий лиц, привлеченных к проведению экзамена и может быть дополнен Инструкциями для всех ответственных лиц, задействованных в проведении ГИА – 9, утвержденными приказом Минобрнауки Новосибирской области от 31.01.2013 № 240 «О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии Новосибирской области в 2013 году».
Общие положения
На выполнение экзаменационной работы ГИА - 9 по физике отводится 180 минут (3 часа).
Для проведения ГИА - 9 по математике необходимо в ОППЭ подготовить:
аудитории для проведения письменной части экзамена;
аудитории для выполнения экспериментального задания;
черновики (из расчета не менее 2 листов на каждого участника ГИА - 9);
дополнительные принадлежности (черная гелевая ручка, непрограммируемый калькулятор).
Подготовка аудитории и оборудования
Для проведения ГИА-9 по физике в аудиториях необходимы организаторы:
№
| Организаторы
| Количество
| Функционал / необходимая квалификация
|
| Организатор в аудитории
| 2 человека на аудиторию
| Организация проведения письменной части экзамена в аудитории / учитель, который не является специалистом по физике
|
| Ответственный организатор по физике-учитель физики
| 1 человек на аудиторию с оборудованием для экспериментального задания
| Проведение инструктажа по технике безопасности, организация выполнения участниками ГИА-9 экспериментального задания в аудитории / учитель физики, не преподающий у участников ГИА-9
|
Все организаторы ГИА - 9 должны заранее пройти инструктаж по проведению письменной части экзамена и экспериментального задания.
Аудитория(и) для выполнения экспериментального задания, оснащается(ются) необходимыми комплектами оборудования. Типовое электрооборудование аудитории должно обеспечивать лабораторные столы переменным напряжением с действующим значением 36-42 В, лабораторными источниками питания или батарейными источниками электрического тока.
Количество комплектов оборудования, должно обеспечивать возможность выполнения экспериментального задания всеми участниками ГИА-9. Схема выполнения экспериментального задания зависит от количества участников ГИА -9 и подготовленных комплектов. Возможно поочередное выполнение участниками ГИА-9 экспериментальных заданий на одном комплекте оборудования. Для этого организуется переход участников в аудиторию с оборудованием так, чтобы исключить общение участников ГИА-9 между собой.
На экзамене в аудиториях, где выполняются экспериментальные задания, присутствуют ответственные организаторы по физике - учителя физики, не преподающие предмет участникам ГИА - 9. Ответственные организаторы по физике - учителя физики следят за соблюдением правил безопасного труда во время работы с лабораторным оборудованием, обеспечивают бесперебойную работу лабораторного оборудования, не вмешиваясь в работу участника ГИА-9.
Организаторы в аудитории перед началом экзамена:
проверяют готовность аудиторий для проведения экзамена, закрывая или убирая все справочные материалы из аудитории по предмету;
раскладывают на столах черновики;
подготавливают на досках необходимую информацию для заполнения бланков.
В ОППЭ ответственный рганизатор по физике – учитель физики готовит комплекты оборудования согласно списку распределения комплектов экспериментального оборудования. В комплектовании оборудования и обеспечении участников ГИА - 9 дополнительными принадлежностями (гелевая черная ручка, черновик, калькулятор) принимают участие общеобразовательные учреждения, выпускники которых сдают экзамен по физике в данном ОППЭ.
Ответственные организаторы по физике - учителя физики после получения уточненного списка комплектов оборудования не имеют права знакомить учителей и участников ГИА - 9 с перечнем оборудования.
На аудиторию из 16 посадочных мест требуется не менее 4 разных комплектов оборудования. Каждый лоток или стол с одним комплектом оборудования номеруется.
Не позднее, чем за сутки до проведения экзамена, ответственные организаторы по физике - учителя физики в присутствии руководителя ОППЭ проводят в аудитории(ях) проверку готовности оборудования и материалов для выполнения экспериментального задания на каждом рабочем месте. По итогам проверки сопоставляется перечень комплектов оборудования уточненного списка комплекта оборудования с комплектом лотка и составляется акт готовности каждой аудитории. Акт приобщается к документам экзамена и помещается в пакет с сопроводительными листами.
3. Начало экзамена
Каждому участнику ГИА-9 в начале экзамена выдаются индивидуальные комплекты участника ГИА - 9:
машиночитаемый бланк ответов № 1, бланк ответов № 2;
листы с контрольными измерительными материалами (далее - КИМ).
Организатор в аудитории проводит инструктаж по заполнению участниками ГИА - 9 бланков ответов, на которых фиксируется результат выполнения заданий. Бланки ответов нельзя смешивать, менять, копировать, т.к. они связаны штрих - кодами. Бланки заполняются только черной гелевой ручкой (включая изображения фигур).
Ответственный организатор по физике - учитель физики в аудитории проводит дополнительный инструктаж по технике безопасности и знакомит участников ГИА - 9 с особенностями выполнения экспериментального задания. При наличии нескольких аудиторий с оборудованием проводится общий инструктаж в аудитории, где выполняются письменные задания. Особое внимание участников ГИА-9 обращают на то, что проверка, в том числе и экспериментального задания, осуществляется только по письменному отчету участника. Именно полученный результат измерений служит основанием для оценивания качества выполнения задания и вывода об уровне сформированности всей совокупности экспериментальных умений, которые использовались при его получении.
После инструктажа (при наличии экспериментальной задачи с ограничением силы тока), ответственный организатор по физике - учитель физики в лаборантской собирает электрическую цепь и:
проверяет возможность на подготовленном оборудовании установить требуемое значение силы электрического тока;
определяет возможное устанавливаемое значение силы электрического тока;
корректирует (при необходимости) условие задания, внося в него возможное устанавливаемое значение силы электрического тока;
доводит уточненную формулировку до участников ГИА - 9, которым достался данный вариант работы либо вкладывая уточненные значения в лоток с комплектом оборудования, либо записывая значения на доске, сопоставляя с номером варианта.
При выполнении заданий разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Время начала и окончания экзамена фиксируется на доске. Участник ГИА - 9 может самостоятельно определять время, которое он затратит на выполнение каждой части экзаменационной работы, так же как и порядок их выполнения, за исключением специальной организации выполнения экспериментального задания в данном ОППЭ.
Организатор в аудитории фиксирует в бланке № 2 номер лотка или стола с комплектом оборудования, с которым работает участник ГИА - 9.
В случае нарушения участником ГИА-9 правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания, ответственный организатор по физике-учитель физики в аудитории лишает экзаменуемого права выполнять экспериментальное задание дальше и выставляет в бланк ответов № 2 участника ГИА - 9 0 баллов за выполнение экспериментального задания с письменным объяснением причины (нарушение техники безопасности) и указанием своего ФИО.
Все необходимые вычисления, преобразования производятся участниками ГИА - 9 в черновике. Черновики сдаются, но не проверяются.
Задания части 2 выполняются на бланках ответов № 2 с записью решения и полученного ответа. Формулировки заданий не переписываются, достаточно указать номер задания.
При необходимости организатор в аудитории выдает дополнительный бланк ответов № 2, при условии, что основной бланк был полностью заполнен. В поле «Дополнительный бланк ответов № 2» основного бланка ответов организатор в аудитории вписывает номер выдаваемого дополнительного бланка ответов №2.
Экзаменационную работу участники ГИА - 9 могут сдать до завершения экзамена.
Завершение экзамена
После окончания экзамена организатор в аудитории самостоятельно собирает со столов участников ГИА - 9 экзаменационные материалы (КИМ, листы черновиков, бланки ответов № 1 и № 2, в том числе дополнительные бланки ответов № 2).
По итогам сбора экзаменационных материалов у участников ГИА - 9 организатор в аудитории формирует четыре стопки материалов:
бланки ответов № 1;
бланки ответов № 2, в том числе дополнительные бланки ответов № 2;
КИМ;
черновики.
Если участник ГИА - 9 не использовал для развернутого ответа все страницы бланка № 2, то после последней записи и на чистых страницах (бланках ответов № 2) организатор в аудитории делает отметку Z гелевой ручкой. Если участник ГИА - 9 не приступал к выполнению части заданий с развернутыми ответами, то на чистом листе организатор в аудитории делает отметку Z.
Организатор в аудитории пересчитывает в присутствии участников ГИА-9:
бланки ответов № 1 и упаковывает их в возвратные пакеты с отметкой в сопроводительном бланке «бланк ответов № 1»;
бланки ответов № 2, дополнительные бланки ответов (дополнительный бланк ответов следует за основным банком) и упаковывает их в возвратные пакеты с отметкой в сопроводительном бланке «бланк ответов № 2».
Организатор в аудитории наклеивает на возвратные пакеты сопроводительные бланки.
Использованные КИМ, черновики, испорченные и имеющие полиграфические дефекты экзаменационные материалы запечатываются в бумажные конверты (или другой упаковочный материал) и подписываются.
После окончания экзамена в день проведения экзамена ответственные организаторы по физике – учителя физики формируют сопроводительные бланки экспериментального задания, для этого им предоставляются тексты экспериментальных заданий всех вариантов, реализуемых в данном ОППЭ;
результаты выполнения заданий записываются в бланк экспериментального задания (количество сопроводительных бланков равно количеству используемых комплектов оборудования). В случае большого количества однотипного оборудования с одинаковыми значениями получаемых измерений, возможно заполнение одного бланка экспериментального задания с указанием всех номеров лотков или столов;
ответственные организаторы по физике – учителя физики пересчитывают и упаковывают в возвратные пакеты бланки экспериментального задания и акты готовности аудиторий.
Ответственный организатор по физике – учитель физики наклеивает на возвратные пакеты сопроводительные бланки.
Ответственный организатор по физике - учитель физики сдает руководителю ОППЭ упакованные бланки экспериментальных заданий и акты готовности аудиторий.
Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2013 года в новой форме по ФИЗИКЕ Перечень комплектов оборудования для проведения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике, которые поставлялись в образовательные учреждения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также на основе новых специально разработанных комплектов оборудования «ГИА-ЛАБОРАТОРИЯ».
Внимание! При замене каких-либо элементов оборудования на аналогичные с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в перечень комплектов перед проведением экзамена и в образцы выполнения экспериментальных заданий каждого варианта перед проверкой экзаменационных работ экспертами. Например, это относится к сельским малочисленным школам, в которых при проведении экзамена используются специальные фронтальные наборы.
Наборы лабораторные
| Комплект «ГИА-лаборатория»
| Комплект № 1
| весы рычажные с набором гирь
измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити
V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2
| весы электронные
измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 250 мл, C = 2 мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити
V = 26 см3, m = 196 г, обозначить №1
цилиндр алюминиевый на нити
V = 26 см3, m = 70,2 г, обозначить № 2
| Комплект № 2
| динамометр с пределом измерения
4 Н (С = 0,1 Н)
стакан с водой
цилиндр стальной на нити
V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1
цилиндр латунный на нитиV =20см3, m = 170 г, обозначить № 2
| динамометр с пределом измерения
1 Н (С = 0,02 Н)
стакан с водой
пластиковый цилиндр на нити
V = 56 см3, m = 66 г, обозначенный № 1
цилиндр алюминиевый на нити V=36см3, m = 99 г, обозначенный № 2
| | |