Агрегатное состояние вещества





Скачать 104.06 Kb.
НазваниеАгрегатное состояние вещества
Дата публикации08.01.2015
Размер104.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок

Тема урока: Агрегатное состояние вещества.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

График плавления и отвердевания тел.


Цель урока: Ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел, а также с графиками плавления и отвердевания тел.

Образовательные цели:

- раскрыть понятия о явлении плавления и отвердевания тел;

- экспериментально подтвердить изученные теоретические знания.

Развивающие цели:

- учить представлять графически процессы плавления и отвердевания твердых тел, анализировать и делать выводы;

- развивать монологическую речь учащихся, умение ставить вопросы и отвечать на них;

Воспитательные цели:

- воспитывать любознательность, внимательность, усидчивость;

- ориентировать учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности.

Оформление доски: «Физические явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела» Т. Гоббс. (англ. философ), тема, график плавления и отвердевания, дом.задание, вопросы для рефлексии.

Оборудование: Кристаллические решетки различных твердых тел, штатив, колба, спиртовка, термометр, лед, свеча.

Организационный момент ( приветствие): Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Сегодня мы начинаем изучение новой главы учебника 8 класса. Задумывались ли вы когда- нибудь над тем, откуда берутся сосульки? в какую погоду: в оттепель или в морозную погоду? Откуда берутся зимой узоры на стеклах? Почему для измерения температуры воздуха в некоторых районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью? какой лучше металл взять для сплава? и др.

Давайте вспомним всем нам хорошо известную сказку «Снегурочка».

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:

- Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула...

Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

Растаяла Снегурочка...

Из чего была изготовлена Снегурочка? Какие процессы происходили со Снегурочкой по ходу сказки? Перечислите эти процессы.

Как вы правильно заметили,  наша снегурочка  изготовлена изо льда – это одно из трёх состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Различные агрегатные состояния существуют практически  у любого вещества.

А теперь внимание, вопрос:

 Чем можно объяснить различные состояния вещества?  Почему при  различных условиях одно и то же вещество принимает разное состояние?  (Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?  разные молекулы? расположение молекул?)

Чтобы быстро ответить на этот вопрос обратите внимание на следующий афоризм«Физические явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела» Т. Гоббс. (англ. философ)

Итак, приступаем к выяснению вопросов: что за условия? и почему так происходит? Попытаемся разобраться. Открыли тетради. Сегодня - ______число. Тема урока «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания»

Начнем с повторения: вопрос: что называется веществом и что вы знаете о веществе? (ответ ученика: Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Все вещества состоят из отдельных частиц, которые названы молекулы. Вещества бывают в твердом, жидком и газообразном состояниях.)

что такое внутренняя энергия вещества и от чего она зависит? (ответ ученика: внутренняя энергия – это кинетическая энергия теплового движения молекул и потенциальная энергия взаимодействия молекул. Зависит от температуры тела, агрегатного состояния вещества, от степени деформации тела, от механического движения тела, от положения тела относительно других тел)

Учитель: Вспомним – молекулярное строение веществ.

  1. выполняем задание – приложение №1 – «Вставьте пропущенные слова».

Рассмотрим  движение молекул воды в различных агрегатных состояниях и попытаемся выяснить, чем отличаются эти состояния друг от друга.

Газ - пар

свойства – молекулы движутся хаотично, не сохраняют ни объем, ни форму

Жидкость - вода

свойства - молекулы двигаются свободнее, нет структуры, сохраняют объем, но легко меняют форму

Твердое тело – лед, снег

Твердые тела делятся на кристаллические и аморфные.

а) Кристаллом называют тело определенной геометрической формы, ограниченное естественными плоскими гранями. (см.таблицу) б)Существует множество аморфных тел (от греческого слова amorphous – бесформенный). Признаком аморфного тела является неправильная форма поверхности при изломе. К аморфным телам относятся: смола, пластмасса, воск и т.д

его свойства – молекулы колеблются в строгом порядке, в течение времени сохраняют свой объем и свою форму

Межмолекулярные силы наиболее сильны у твердых тел или их еще называют кристаллами.

У жидкостей слабее, у газов – очень мало.

Вывод:  От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество.  

Итак, делаем вывод: что же такое агрегатное состояние вещества?

(ответ ученика: это состояние одного и того вещества, отличающееся расположением, характером движения и взаимодействия молекул. Запишем! ) В переводе с латинского «агрегатный» обозначает – связываю, соединяю.

Демонстрация: горение свечи – плавление парафина (воска); парафин плавим, затем выливаем его в холодную воду. Наблюдаем за процессом отвердевания парафина.

Что же следует помнить о молекулах вещества в разных состояниях? – молекулы одного и того же вещества в разных состояниях изменений не претерпевают!

Знать и изучать агрегатные состояния очень важно, так как от того, как ведут себя молекулы – зависят физические свойства вещества, мы о них уже вспоминали. Кроме изучения самих состояний - наиболее важен вопрос, как же этот переход осуществляется?

Существует 6 переходов: 1.твердое тело –жидкость – ПЛАВЛЕНИЕ,

2.жидкость – газ – ИСПАРЕНИЕ, КИПЕНИЕ, в целом парообразование

3. газ – жидкость – КОНДЕНСАЦИЯ

4. жидкость – твердое тело – ОТВЕРДЕВАНИЕ, КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ

Еще 2 менее вам знакомы – это переход из твердого тела в газообразное, минуя жидкую фазу – это СУБЛИМАЦИЯ (ВОЗГОНКА)

Примеры: Сублимация – это процесс, во время которого продукт замораживается, затем из него в разряженном воздухе вымораживается вся влага, при этом полезные вещества остаются в продукте. Сублимирует кусочек льда в морозный день. Сырое белье замерзает на ветру в морoз, a через сутки становится сухим - ледянaя корка исчезает. Вообще любое тело в твердом состоянии, если оно имеeт запах, сублимирует.

Сублимированный или фриз-драйд (вымороженный) кофе производится по технологии «сушка замораживанием». Ледяные кристаллы кофейного экстракта обезвоживаются вакуумом. При этом кофе сохраняет гораздо больше натуральных полезных веществ и обладает более тонким вкусом и ароматом, но из-за более энергоёмкой технологии он дороже по сравнению с другими видами растворимого кофе.

Очень интересным процессом являeтся процесс, обратный сублимации, десублимация. При этом вещество из газообразного состояния сразу переходит в твердую фaзу. Примером десублимации является образование на стёклах ледяных узоров в зимнее время.

Переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое играют важную роль не только в природе, но и в технике. Так, например, превратив воду в пар, мы можем использовать его затем в паровых турбинах на электростанциях. Расплавляя металлы на заводах, мы получаем возможность, изготовить из них различные сплавы: сталь, чугун, латунь.  

Для понимания этих процессов надо знать, что происходит с  веществом при изменении его агрегатного состояния.

Рассмотрим процессы плавления и кристаллизации на примере льда. Это основные процессы, которые происходили с нашей снегурочкой.

Рассмотрим самый простой пример: как плавится лед? Лед – это твердое состояние воды.

Демонстрация опыта( физический эксперимент и видеоэксперимент)

Итак, рассмотрим данный процесс на графике. (Обратимся к учебнику: & 14. стр. 33График плавления и отвердевания кристаллических тел: вертикальная ось – ось температур в градусах Цельсия , горизонтальная ось – ось времени, выраженное в минутах. )

АВ - нагрев льда;

BC - плавление льда ;

CD - нагревание воды;

DE – охлаждение воды;

EF – кристаллизация воды;

FK – охлаждение льда ;

При кристаллизации вещество выделяет энергию в окружающую среду.

Поэтому обычно при снегопаде становится теплее. Среда нагревается от энергии, выделяющейся при кристаллизации. Это знают не все люди, но это хорошо известно многим птицам. Недаром их можно заметить зимой во время мороза сидящими на льду, который покрывает реки и озёра. Из-за выделения энергии при образовании льда воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, и птицы этим пользуются.  

Возникает вопрос: внутренняя энергия изменяется, а температура остается постоянной. Почему? Потому что как только тело нагрелось, вся энергия идет на разрушение кристалла, или как только тело охладилось, то вся энергия идет на образование кристалла. В связи с этим и температура перестает повышаться. Для льда – температура плавления – 0, для воды – температура отвердевания или кристаллизации тоже 0. Опыты показывают, что вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся.

Вывод: расплавить можно различные вещества, но при этом у каждого вещества есть температура, при которой это вещество уже не может находиться в твёрдом состоянии. Температура при которой вещество плавится или кристаллизуется называется температурой плавления кристаллического вещества.

Рассмотрим таблицу температур  плавления и отвердевания некоторых веществ. (Стр32) Разгадаем небольшой кроссворд , используя таблицу (приложение №2)

Металлы, плавящиеся при температуре выше 16500 С, называются тугоплавкими (титан, хром, вольфрам). Тугоплавкие металлы используют в качестве жаропрочных материалов в самолётостроении, ракетной и космической технике, атомной энергетике. В термометрах используют спирт и ртуть. Например, температура плавления спирта - 1140 С, т.е. он остаётся жидким при очень низких температурах. А так как принцип работы термометров основан на свойстве жидкостей расширяться при повышении температуры, то спиртовые термометры можно использовать для измерения температур ниже – 390С (температура отвердевания ртути).

Внимание! По графику плавления (отвердевания) вещества ответим на вопросы: приложение № 3 – график!

Приложение № 4 – подводим итоги!

А вот некоторые ребята получили дополнительное задание: что это за сплав Вуда и звездочки Тиндаля??? свои примеры

Мы уже с вами знаем, как рассчитать количество теплоты для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. А можно ли рассчитать количество теплоты , необходимое для плавления и отвердевания? (и возвращаемся к графику!)Для этого вводится главная характеристика процесса плавления и отвердевания – удельная теплота плавления. Обозначается лямбда(ламбда) и измеряется в Дж/кг. Но более подробно мы поговорим о ней на следующем уроке.

Домашнее задание: 12- 14, определения наизусть, ответить на вопросы, для дополнительного чтения – стр. 183 учебника, **найти в литературе занимательные факты по физике фазовых переходов , Подготовить сообщение на темы «Круговорот воды в природе», «Получение сплавов», «Что такое роса?», .

Повторение (тест)Приложение № 5:

1.Агрегатные состояния вещества отличаются

А. Молекулами , входящими в состав вещества

Б. Расположением молекул вещества

В.Расположением молекул, характером движения и взаимодействием молекул

2.Плавление вещества- это

А. Переход вещества из жидкого состояния в твердое

Б. Переход вещества из газообразного в жидкое

В.Переход вещества из твердого состояния в жидкое

3.Температурой плавления называется

А.Температура, при которой вещество плавится

Б. Температура вещества

В.Температура выше 1000 С

4. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

а. только в твердом

б. только в жидком

в. только в газообразном

г. только в жидком и газообразном

д. в жидком, твердом и газообразном

5. В процессе плавления энергия расходуется на…

1. увеличение температуры

2. разрушение кристаллической решетки

3. выделение количества теплоты нагреваемым телом

4. увеличение кинетической энергии тела

6. Удельная теплота плавления обозначается буквой…

1. Q 2. c 3. q 4. m 5.

7. В алюминиевом стакане (tпл= 660оС) можно расплавить…

1. цинк (tпл= 420оС) 2. медь (tпл= 1085оС) 3. олово (tпл= 232оС)

4. золото (tпл= 1064оС) 5. чугун (tпл= 1200оС) 6. железо (tпл= 1535оС)

8. Какому процессу соответствует участок ВС ?

1. нагреванию твердого тела.

2. нагреванию жидкости

3. плавлению твердого тела

4. кристаллизации

5. охлаждению твердого тела.

9. Зимой озеро замерзает. При замерзании воды …

1. внутренняя энергия повышается

2. образуется кристаллическая решетка льда

3. температура замерзающей воды понижается

10. В теплое помещение внесли льдинку

1. При таянии льдинка отдает тепло.

2. при таянии нарушается порядок в расположении молекул.

3. при таянии молекулы изменяются, превращаясь в молекулы воды.

11. На графике отражены наблюдения за изменением температуры двух кристаллических веществ. Ответьте на вопросы:

а. В какие моменты времени началось наблюдение за каждым веществом? Сколько времени оно длилось?

б. Какое вещество начало плавиться раньше? Какое вещество расплавилось раньше?

в. Укажи температуру плавления каждого вещества. Назови вещества, графики нагревания и плавления которых изображены.

д. Сколько времени каждое вещество можно было наблюдать в твердом состоянии?

е. Какой была температура первого вещества, когда второе начало плавиться?

ж. На сколько минут раньше начало плавиться первое вещество, чем закончило плавиться второе?

Выбираем самостоятельно: на «3» - вопросы – 1 -7, на «4» и «5» - все.

Подведение урока: вот и подошел к концу наш урок - каждый оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. ( Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я приобрел…

я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…

урок дал мне для жизни… мне захотелось…)

Спасибо за урок!

Q

V, E

колебания молекул

порядок молекул

кристалл

внутренняя энергия

Q

сегодня я узнал… было трудно…

я понял, что… теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось … я смог…

я попробую… меня удивило…

урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Название кристалла

Вид кристалла

Форма кристалла

Алмаз







Гранат







Изумруд







Кварц







Турмалин







Каменная соль







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агрегатное состояние вещества iconВещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях, это зависит...
При понижении температуры, приближаясь, возможны две ситуации расположения частиц: «Порядок» и «Беспорядок»
Агрегатное состояние вещества iconТема «Атомы химических элементов»
Иллюстрация. Физ св-ва металлов: агрегатное состояние металлов при обычных условиях
Агрегатное состояние вещества iconРабочая программа элективного курса физики в 11классе «Плазма четвертое состояние вещества»
Изучение элективного курса Плазма – четвертое состояние вещества направлено на достижение следующих целей
Агрегатное состояние вещества icon«Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий...
Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое...
Агрегатное состояние вещества iconХимия в нашей жизни
Поверхностно-активные вещества, синтетические душистые вещества, физиологически активные вещества и синтетические лекарственные средства,...
Агрегатное состояние вещества iconУрока: Организационный момент
Актуализация знаний: левая часть уравнения- исходные вещества, правая продукты реакции; простые вещества, сложные вещества
Агрегатное состояние вещества iconПисьменная экзаменационная работа
Мясо и мясные продукты – важные продукты питания, поскольку содержат все необходимые для организма человека вещества: белки – 16-21%,...
Агрегатное состояние вещества iconУрок «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание»
Цель: повторить и обобщить зун по теме «Агрегатные состояния вещества»; сформировать представления о фазе вещества и фазового перехода;...
Агрегатное состояние вещества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить обучающихся с сутью процесса кипения; изучить его особенности и график перехода вещества из жидкого состояния...
Агрегатное состояние вещества iconД/З: п. 7, вопросы 1-4
Интерактив. Вычисление количества вещества по известному объему газообразного вещества
Агрегатное состояние вещества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ч. азотосодержащие органические вещества, белки, синтетические высокомолекулярные вещества
Агрегатное состояние вещества icon1. Строение вещества. Молекула. Атом. Три состояния вещества
Количество теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость твердых тел, жидкостей и газов
Агрегатное состояние вещества iconРеферат Вяжущие воздущные вещества и их применение в городском хозяйстве
Вещества, выполняющие функцию цементирующего компонента. По происхождению могут быть как органическими, так и неорганическими
Агрегатное состояние вещества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Атомы и молекулы. Химический элемент. Прстые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества
Агрегатное состояние вещества icon§ Основные вещества пищи
Основными компонентами пищи являются белки, липиды, углеводы, витамины и минеральные вещества
Агрегатное состояние вещества iconПоурочно тематическое планирование. 9 класс ( по умк в. В. Еремин,...
Умение давать определение понятию «количество вещества», рассчитывать колич вещ-ва по известному числу частиц вещества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск