№
| Этап урока
| Название
используемых ЭОР
| Деятельность
учителя
| Деятельность учеников
| Время
(в мин.)
|
1.
| Актуализация
знаний
учащихся
| Модуль 1
«Кипение.
Удельная теплота
парообразования»
Сцена 1
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена 1.
Производит фронтальный опрос:
1. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние?
2. Как называется процесс, обратный парообразованию?
3. Назовите способы парообразования.
4. От чего зависит скорость испарения?
5. Как вы думаете, до каких пор можно нагревать жидкость? - подводит учащихся к формулировке темы урока.
Комментирует ответы учащихся, корректируя их.
| Отвечают на вопросы; формулируют обоснования своих ответов;
вместе с учителем формулируют тему урока:
1. Это процесс парообразования …
2. Это процесс конденсации …
3. Испарение и кипение
4. Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности жидкости, от температуры и рода жидкости, а также от наличия ветра.
5. Жидкость можно нагревать только до тех пор, пока она ни закипит.
| 2 мин
|
2.
| Постановка цели урока
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцена 1
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена 1.
Направляет мыслительную деятельность учащихся, приводящую к постановке цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, что такое кипение, температура кипения, удельная теплота парообразования, как вычислить количество теплоты, необходимое для парообразования или выделяющееся при конденсации.
| Принимают участие в формулировке цели урока
| 2 мин
|
3.
| Объяснение нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцена 2 - фрагменты 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Пошаговое изменение состояния воды в сосуде
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена 2, фрагменты 1, 2, 3, 4, 5, 6:
Объяснение проводится методом рассказа с элементами беседы, сопровождается демонстрациями с использованием компьютерных опытов, видеофрагмента и вопросами к учащимся.
Учитель: Проведем эксперимент - будем нагревать воду, измерять ее температуру. Внимательно следите за изменением состояния воды.
Подводит учащихся к выделению главного: во время нагревания воды температура повышается, но как только вода закипела, а подвод тепла продолжается, температура воды перестает повышаться. Почему?
| Наблюдают за изменением состояния воды в сосуде.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопрос учителя: Всё подводимое тепло идёт на интенсивное испарение.
Делают выводы.
| 5 мин
|
4.
| Объяснение нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцена 3
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена 3.
Вопросы по демонстрации:
1. Какие явления наблюдаются в жидкости перед тем, как она начинает кипеть?
2. Какие силы действуют на пузырек с паром?
3. Сформулируем определение процесса кипения.
4. Прокомментируйте график кипения воды.
5. Что называют температурой кипения жидкости?
| Анализируют, комментируют эксперимент и график, отвечают на поставленные вопросы:
1.Всплытие пузырьков воздуха с насыщенным паром.
2. Сила тяжести и Архимедова сила.
3. Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определенной температуре.
4. Во время кипения температура не изменяется.
5. Температура, при которой жидкость кипит.
Записывают опорный конспект и изображают график нагревания и кипения воды в тетради.
| 4 мин
|
5.
| Объяснение нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцена 4
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена 4:
Выясним, как зависит температура кипения от атмосферного давления.
| Делают вывод: чем выше атмосферное давление, тем выше температура кипения.
Записывают вывод в тетрадь.
| 2 мин
|
6.
| Объяснение нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцена 5;
Модуль 2 Видеоролик «Кипение при охлаждении»
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена 5, фрагменты 1, 2, 3, 4: Проведем опыт, демонстрирующий, как температура кипения зависит от давления. Демонстрация ЭОР: Модуль 2: Посмотрим видеоролик «Кипение при охлаждении».
Останавливает ролик, задает вопрос: почему вода кипит при охлаждении? … Включает ролик – звучит ответ.
| Наблюдают, комментируют опыт, высказывают свои предположения: если понизить давление над поверхностью жидкости, то жидкость закипит при меньшей температуре.
| 7 мин
|
7.
| Объяснение нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцены 6, 7
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцены 6, 7:
Сравним количество теплоты, необходимое для плавления льда, нагревания полученной воды до кипения и парообразования при кипении воды.
| Сравнивают, рассуждают.
Делают записи в тетради.
| 2 мин
|
8.
| Объяснение нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцены 8, 9
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцены 8, 9:
Выясним физический смысл удельной теплоты парообразования
| Воспринимают информацию, записывают определение в тетрадь: это такое количество теплоты, которое необходимо затратить, чтобы 1 кг жидкости превратить в пар при ее температуре кипения.
| 3 мин
|
9.
| Объяснение нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцена 10
фрагменты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена 10 фрагменты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7):
1. Запомним формулу, по которой можно вычислить количество теплоты, необходимое для парообразования при температуре кипения или выделяющееся при конденсации. 2. Как можно определить удельную теплоту парообразования вещества по количеству теплоты и массе? 3. Как можно определить массу по количеству теплоты и удельной теплоте парообразования вещества? 4. Запишите формулы.
| Воспринимают информацию, записывают формулы в тетрадь:
Q = Lm; L = Q/m; m = Q/L. Выполняют интерактивные задания (по очереди работают на компьютере учителя – остальные следят за правильностью выполнения заданий на экране, помогают в случае необходимости).
| 6 мин
|
10.
| Закрепление нового материала
| Модуль 1 «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Сцена В – вопросы для самоконтроля (тест из трех вопросов)
| Демонстрация ЭОР: Модуль 1, Сцена В: Контролирует выполнение теста.
После окончания работы показывает ответы на экране для самопроверки учащимися.
| Для чтения вопросов используют ПК (1 ученик – 1 ПК). Индивидуально выполняют тест, ответы записывают в рабочих тетрадях.
Проверяют свои ответы с ответами, появившимися на экране.
| 3 мин
|
11.
| Первичный контроль знаний
| Модуль 3 Тест "Кипение. Удельная теплота парообразования"
| Демонстрация ЭОР: Модуль 3:
Контролирует выполнение теста из пяти вопросов.
| Индивидуально выполняют тест на ПК (1 ученик – 1 ПК), проверяют правильное решение, используя автоматизированную систему проверки.
| 4 мин
|
12.
| Подведение итогов урока
|
| Делает выводы по уроку: как усвоен учебный материал учащимися; оценивание работы учащихся на уроке; выставление оценок.
| Воспринимают информацию, задают вопросы.
| 3 мин
|
13.
| Задание на дом
|
| Формулирует и комментирует домашнее задание:
1. Выучить § 18, 20 (Перышкин А.В. Физика 8 класс);
2. Решить №№ 1112, 1113, 1114 - устно, № 1118 - письменно (Лукашик В. И., Иванова Е. В.).
| Воспринимают информацию, записывают домашнее задание в дневники.
| 2 мин
|