Утверждено
приказом директора школы
от 29.08.2014 № 206
Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
(7 «а», 7«в», 8 «а», 8 «б», 8 «в», 9 «а», 9 «б» классы)
Составила: Воробьева Ольга Васильевна
учитель географии,
первая квалификационная категория Рассмотрено и принято
на педагогическом совете
протокол № 1 от 29.08.2014
2014 – 2015 учебный год Пояснительная записка.
Дефицит политехнических знаний, умений и навыков ограничивает возможности социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Физика в быту» направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применять полученные знания на практике и тем самым повысить возможности социальной адаптации школьников.
Рабочая программа курса «Физика в быту» для 7-9 классов коррекционной школы VIII вида составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г. с учетом психофизических особенностей и возможностей умственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа учитывает психофизических особенностей обучающихся и реализуется на основании результатов диагностического периода, бесед с классными руководителями и учителями-предметниками.
Характеристика классов (по уровням).
7классы
1вариант «а» - 6ч. «б»-5 ч. «в»- 3 ч
2 вариант «а»- 4 ч., «б» -4ч. «в»- 3 ч.
3 вариант «а»- 3 ч., «б»- 1ч. «в»- 3ч.
индивидуальный «а»- 1ч., «б»- 1ч., «в»- 2 ч.
8 классы
1 вариант «а»- 6 ч. «б»-7 ч.
2 вариант «а»- 3 ч. «б»-2 ч.
3 вариант «а»- 2 ч. «б»-2 ч.
индивидуальный «а»- 1 ч. «б»-3ч.
9 классы
1 вариант «а»-6 ч. «б»-5 ч.
2 вариант «а»-3 ч. «б»-3 ч.
3вариант «а»-4 ч. «б»- 2 ч.
Индивидуальный «а»- 1 ч. «б»- 2ч. Общая характеристика учебного предмета, курса.
«Физика в быту» является общеразвивающим в социальном плане курсом, помогающим обучающимся коррекционной школы практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об общих закономерностях природы, законах движения, взаимодействие физических тел, электричестве и многом другом. Этот курс имеет большое воспитательное и коррекционное значение, так как способствует формированию навыков аналитического мышления, ведь то, или иное физическое явление раскрывается на основе установления причинных, временных, следственных и других связей, у обучающихся развивается внимание, наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление. Знания, умения и навыки, полученные учащимися специальной (коррекционной) школы при изучении данного курса, с одной стороны, повышают общий уровень их развития и, с другой, создают основу для развития умений и навыков правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач и социально адаптироваться в обществе.
Цель курса: формирование знаний и умений для повышения социальной адаптации выпускников школы.
Содержание программы «Физика в быту» ориентировано на реализацию следующих задач:
-формирование у обучающихся представление физических явлениях, встречающихся в быту;
-формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Возможность изучения физики на уроках (1 час в неделю) предусмотрена Базисным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Тематическое планирование для обучения в 7-9 классах составлено из расчета 1 час в неделю.
Обучение осуществляется на основе учебника физики для 7 класса (А.В. Перышкин / М. Дрофа, 2001г.) и по пособию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы). Учебный план по предмету «физика».
Первый год обучения
|
| Количество часов
| Промежуточная аттестация
| Естественно-научные предметы
| физика
| 1 ч.
| 2 ч.
| 3 ч.
| 4 ч.
| год
| 1 ч.
| 2 ч.
| 3 ч.
| 4 ч.
| 8 ч.
| 8 ч.
| 10 ч.
| 9 ч.
| 34 ч.
| Тест «Начальные сведения о строении вещества»
| Фронталь
ный опрос «Пространство
и Время»
| Программи
рованные задания «Движение и взаимодействие тел»
| Проект «Тепловые явления»
|
|
|
|
|
|
Второй год обучения
|
| Количество часов
| Промежуточная аттестация
| Естественно-научные предметы
| физика
| 1 ч.
| 2 ч.
| 3 ч.
| 4 ч.
| год
| 1 ч.
| 2 ч.
| 3 ч.
| 4 ч.
| 8
| 8
| 10
| 9
| 34
| Фронтальный
опрос
«Повторение»
| Физический диктант
«Звуковые явления. Звук»
| Тест
«Тепловые явления»
| Проверочная работа
«Световые явления»
|
|
|
|
|
|
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Результаты изучения предметной области «естественно-научные предметы» по предмету «физика»:
1) формирование первоначальных представлений о физических явлениях природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта наблюдения физических явлений, проведения опытов, измерений с использованием измерительных приборов;
4) понимание принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов;
5) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний по предмету с целью сбережения здоровья; 5. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами обучения физике являются: •сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; •самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; •готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; •формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами: •овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; •формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; •приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач; •развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике являются: •знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; •умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, •умения применять теоретические знания по физике на практике для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, •коммуникативные умения участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 6. Содержание учебного предмета, курса.
Содержание каждого из разделов раскрывается соответствующей тематикой и содержит основные темы из курса физики средней школы, но отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, физических терминов и глубиной раскрытия причинно-следственных сведений. В соответствии с темами и их содержанием на занятиях могут использоваться разнообразные формы работы: познавательные беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, тестирование, практические работы, экскурсии. При подготовке и проведении занятий используется дополнительная литература, научно-популярные периодические издания, ресурсы Интернета, различные наглядные пособия и модели, демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики, фото и видеоматериалы. Предусматривается использование разнообразных методов контроля: проведение тестов, подготовка докладов и рефератов, разработка различных проектов, презентаций, отчетов о проделанной работе, участие в учебно-исследовательской конференции.
(первый год обучения)
Тема №1 « Введение» (3 часа)
|