Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание





Скачать 311.44 Kb.
НазваниеМытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание
страница1/3
Дата публикации09.10.2013
Размер311.44 Kb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Физика > Творческая работа
  1   2   3
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Учителя физики

Смольяниной Г.Н.

Мытищи-2009

Содержание.
Введение.

Глава 1. Принципы гуманизации и гуманитаризации преподавания физики и

возможности их реализации

§ 1 Гуманизация и гуманитаризация образования и их основные

направления.

§ 2 Наука и искусство – две грани одного и того же процесса –

творчества.

Глава 2. Методика использования художественной литературы на уроках

физики.

§ 1 Систематизация материала по разделам и темам школьного курса физики.

§ 2 Использование отрывков из художественной литературы на различных этапах урока физики.

Глава 3. Учет психологических особенностей познавательных процессов.

§ 1 Внимание

§ 2 Восприятие

§ 3 Мышление

Глава 4. Результаты применения разработанной методики на уроках физики в

средней школе.

Заключение.

Литература.
Приложение:

  1. конспект урока с использованием отрывков из художественной литературы;

  2. фрагменты литературных произведений, используемых на уроках;

  3. результаты опроса учащихся;

  4. литература.



Введение.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует теоретические способности учащихся, их материалистическое восприятие мира и убеждения, то есть способствует восприятию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающие определенные нравственные чувства и суждения учащихся.

Основной задачей данной работы является подбор и систематизация отрывков из художественной литературы по всем темам школьного курса физики; разработка методики их использования на различных этапах урока с учетом психологических особенностей познавательных процессов.

Резервы повышения познавательных интересов многочисленны и мы разработали свои методы, учитывая особенности своей школы, контингент учащихся.

Наша школа является малочисленной и нам предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, рассчитать обучение на каждого школьника, увлечь детей своим любимым предметом.

Наиболее важными проблемами оказались следующие:

  • отсутствие целеустремленности и самостоятельности у школьников

  • низкий культурный уровень детей

  • низкий уровень подготовленности к общению

  • отсутствие активности и инициативности.

Практика работы показала, что формирование устойчивого познавательного интереса, нравственное и эмоциональное развитие учащихся успешно осуществляется на уроках физики с использованием отрывков из художественной литературы.


Глава 1. Принципы гуманизации и гуманитаризации преподавания физики и возможности их реализации.
§ 1 Гуманизация и гуманитаризация образования их основные направления.
Среди основных базовых принципов школьной реформы были выделены гуманизация и гуманитаризации образования. Гуманитаризация - это создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения. Важнейшую роль в гуманизации образования играет искусство. Оно является по сути универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического формирования личности. На всех возрастных этапах оно выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценное самоопределение человека.

Гуманизация – поворот школы к ученику с ориентацией не только на подготовку к будущей жизни, но и на полноценность его школьной жизни. Основная идея гуманизации: науки существуют для человека, а не сами по себе. Суть гуманизации заключается в особой, собственно человеческой форме отношения человека к миру.

Гуманитаризация – это отказ от технократических представлений о мире как о неодушевленном механизме, расчленяемом в процессе познания; стремление преодолеть раскол культуры образования на гуманитарную и техническую составляющие, т.е. поворот образования к целостной картине мира, а не только к научно-техническому прогрессу.

Гуманитарное образование предполагает не только повышение удельного веса гуманитарных дисциплин в учебном процессе, сколько радикальное изменение самого типа этих дисциплин и дисциплин естественно научного цикла. Нужно отказаться от прежней их установки на описания, на полуобъяснение – полувнушение; их направленность в первую очередь должна быть на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления. Естественно-научная культура, в нашем случае это физика, не должна быть «слепком» готового знания: необходимо, чтобы она разворачивалась перед учащимися как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая драма идей и людей, как взаимосвязь в взаимовлияние науки и техники, экономики и хозяйствования, как осознания глобальных проблем человеческого общества.
§ 2 Наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества.
Великий гений, Иоганн Вольфганг Гёте, был убежден, что наука и искусство являются равноправными сторонами в процессе познания и творчества: и ученый, и художник наблюдают и изучают реальный мир во имя главной цели – постижения истины, добра и красоты. Гёте гениально предвидел проблему, ставшую как никогда актуальной сегодня: для того, чтобы наука осталась на позициях гуманизма, чтобы она приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна крепить связи с искусством, высшая цель которого – нести разуму добро и красоту. Сегодня, когда накоплены горы смертоносного ядерного оружия, когда о фантастических могучих силах, вызванных к жизни наукой, жестоко напомнили несколько трагедий: гибель экипажа космического корабля «Челленджер», авария на Чернобыльской АЭС, гибель подводной лодки «Комсомолец» - как никогда остро стоит проблема гуманизации науки. И в деле борьбы за торжество идеалов гуманизма наряду с политическими усилиями огромная роль принадлежит искусству, ибо искусство понятно всем, оно не нуждается в переводчиках.

Прежде всего, наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества. Цель у науки и искусства одна – торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. «И в науке и в литературе творчество не просто радость, смешанная с риском, - это жестокая необходимость, - говорит американский писатель, физик по образованию Митчелл Уилсон, – И ученый, и писатель, в какой бы обстановке они не росли, в конце концов находят свое призвание, словно под влиянием той же силы, которая заставляет подсолнечник поворачиваться к солнцу».

Глубокая общность науки и искусства определяется и тем, что оба этих творческих процесса ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй на определении индивидуальных отличий познавательного объекта от других объектов. Первый способ познания свойственен науке, второй – искусству.

Научное и художественное познание мира как бы дополняют друг друга, но не могут быть сведены одно к другому или выведены один из другого. Олицетворением проблемы взаимодействия науки и искусства в начале ХХ века стала тема «Эйнштейн и Достоевский» (4). Слова Эйнштейна: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» - вот уже более полувека будоражат умы и ученых, и художников. Сотни статей комментируют несколько слов великого физика, выдвигаются различные гипотезы, но в одном сходятся все: современная наука не может развиваться без способности ученых к образному мышлению. Воспитывается же образное мышление искусством (2).

Не только искусство притягивает науку, но и наука постоянно притягивает искусство. Замечательного русского поэта и ученого Валерия Брюсова можно назвать родоначальником «научной поэзии». В предисловии к своему сборнику стихов «Дали» Брюсов писал: «…поэт должен по возможности стоять на уровне современного научного знания и вправе мечтать о читателе с таким же миросозерцанием. Было бы неправильно, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами о любви и природе, с другой – гражданскими темами. Все, что интересует и волнует современного человека, имеет право на отражение в поэзии».

Взаимоотношение науки и искусства – сложный и трудный процесс. В науке, где требуется ум, нужна и фантазия, иначе наука становится сухой и вырождается в схоластику. В искусстве, где требуется фантазия, нужен и ум, ибо без систематического познания профессионального мастерства настоящее искусство невозможно. Наука и искусство проходят путь от нерасчлененного единства (античность и Возрождение) через противопоставление противоположностей (эпоха Просвещения) к высшему синтезу, контуры которого только проглядываются сегодня…

Для ликвидации разрыва между наукой и искусством нужно интегрировать научную и художественно-образную картину мира. Богатый материал физики и ее глубокая связь со всеми проявлениями жизни позволяют это сделать.


Глава 2. Методика использования отрывков из художественных произведений на уроках физики.
§ 1 Систематизация материала по разделам и темам школьного курса физики
По окончании института (1986 г.) нам выпускникам Читинского государственного педагогического института им. Чернышевского, подарили замечательную книгу В.Я.Лыкова «Эстетическое воспитание при обучении физике». Особенно интересна глава «Сколько лирики в физике?», где автор показывает на конкретных примерах связь физики и литературы, и предлагает учителям составить сборник физических задач из литературных источников (5). С того времени, уже больше десяти лет, по крупицам собирались разного рода отрывки из художественных произведений, стихи.

Опыт подобной работы описан в книгах К.В.Власовой, Л.А.Ивановой, И.Я.Ланиной, в них много полезных рекомендаций по использованию отрывков из художественных произведений на уроках (6, 8, 13). Еще несколько журнальных статей заслуживают внимания и могут быть использованы в практической работе (7). Чтобы выработать свою личностную методику, нужно знать опыт других учителей. Но нередко мы сталкиваемся с такими явлениями: рекомендуемый и описанный в литературе блестящий урок или прием при попытке использования его не всегда дает ожидаемые результаты. Нельзя дать хороший, полезный урок по шаблону, скопировав у кого-то. Причина проста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой средний уровень развития. А ведь прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательных способностей учащихся. Например, беседа как наиболее доступный метод работы, с успехом применяемый в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. В отношении методики проведения уроков с использованием отрывков из произведений художественной литературы должен быть творческий подход каждого учителя.

По всем темам школьного курса физики был собран необходимый материал. Для эффективного его использования все фрагменты были систематизированы по разделам и темам школьного курса физики:

  1. Механика:

а/ относительность движения

б/ явление инерции

в/ понятие инертности

  1. Силы в природе

  2. Невесомость. Реактивное движение. Импульс тела.

  3. Вечный двигатель

  4. Механическая работа

  5. Энергия

  6. Давление:

а/ в твердых телах

б/ в жидкостях

в/ атмосферное

  1. Движение жидкостей и газов (закон Бернулли)

  2. Звуковые явления (резонанс, эхо)

  3. Механический резонанс

  4. Скорость звука в различных средах

  5. Механические волны

  6. Диффузия.

  7. Броуновское движение

  8. Способы изменения внутренней энергии.

  9. Виды теплопередачи

  10. Взаимные превращения жидкостей и газов (испарение и конденсация)

  11. Плавание и отвердение кристаллических тел.

  12. Агрегатные состояния вещества:

а/ расширение при нагревании

б/ нелинейное расширение воды

в/ кристаллы

  1. Электрические явления:

а/электризация

б/ закон Ома для полной цепи

в/ электрический ток

г/ электрическое поле внутри проводников

  1. Электрический ток в различных средах

  2. Постоянные магниты

  3. Магнитные бури.

  4. Световые явления:

а/ прямолинейное распространение света

б/ солнечные лучи

в/ затмение

г/ отражение, преломление.
Отрывки из художественных произведений по разделам и темам школьного курса физики в приложении 2.

В своей работе из различных литературных жанров мы в основном используем поэзию и художественную литературу. С первых уроков физики внимание учащихся обращаем на то, что поэты часто пишут о природе, что природа – не только окружающая среда, но и огромная «лаборатория», где происходят различные физические процессы и явления. Изучение их на фоне фрагментов художественных произведений не только обогащает учебный процесс (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся.

Художественная литература всегда ставила перед собой высокие задачи, среди которых самая благородная – воспитание человека. Пробуждение его лучших качеств и осуждение пороков. Замечательные произведения художественной литературы показывает нам жизнь людей в общественно-историческом и лично-нравственном аспекте. Заставляя сопереживать. Испытывать глубокие чувства по поводу той или иной судьбы. Характеризуя прозаический стиль изложения, А.С.Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ничему не служат». Мысль писателя, выраженная ярко, образно и глубоко, запоминается надолго и, оказывая эмоциональное воздействие, становится достоянием учащихся. Среди таких мыслей много таких, которые отражают природные закономерности, различные физические явления и поэтому использование их на уроках дает хорошие результаты. Например, явление звукового резонанса ученики поймут и запомнят лучше, если на уроке услышат фрагмент из рассказа А.П.Платонова «Никита» (приложение стр.48).

Практика показала, что не каждый отрывок из литературных произведений, имеющий отношение к физике, целесообразно цитировать на уроках, необходимо придерживаться определенных методических требований: цитированные тексты должны:

  • быть связаны с конкретными вопросами курса физики;

  • отражать основной, а не второстепенный или дополнительный учебный материал;

  • иметь высокие художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность;

  • быть краткими, лаконичными;

  • способствовать созданию положительной мотивации к изучению физики (показывать значимость знаний по физике для жизни каждого человека, раскрывать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством).


§ 2 Использование отрывков из художественной литературы на различных этапах урока физики.

  1. Иллюстрация теоретических положений при объяснении нового материала


Знакомя учащихся с диффузией в 7 классе мы зачитываем отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Черемуха»: «Черемуха эта росла не кустом, а деревом…кудрявая и вся обсыпанная яркими, белыми, душистыми цветами. Издалека слышен был ее запах».

У учащихся часто появляется желание проверить на опыте факты, приведенные в книгах любимых с детства писателей.

Например, в произведении Ж.Верна «Таинственный остров» описан пример изобретения линзы (8 кл.)

«Сайрес Смит…просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами карманных часов… Налив в стекла воды, - он сложил их и слепил края глиной. У него получилось таким образом двояко-выпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился». Этот отрывок мы зачитываем, а затем проверяем на опыте после объяснения новой темы, когда учащимся уже известны все основные характеристики линз.

Для урока в 8 классе об электризации тел интересным примером служит отрывок из книги К.Паустовского «Черное море»: «Воздух во время урагана так густо насытился электричеством, что я был свидетелем, как у негра ….искры сыпались из волос, как будто искры из паровой машины».

Нередко бывает так, что мы не имеем возможности провести эксперимент, подтверждающий действие изучаемого закона, в этом случае мы используем яркие, образные примеры из художественной литературы. Действие 3 закона Ньютона описывает А.Беляев в своей повести «Звезда КЭЦ». Один из героев повести попав на маленькую планету, обнаружил действие 3 закона Ньютона.

«Я начал раздеваться. И вдруг почувствовал, что физический закон – сила действия равна силе противодействия – обнаруживается здесь в чистом виде, не затемненный земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращается в «реактивные приборы». Я отбросил костюм, говоря по земному «вниз», а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».


  1. Опрос учащихся


Отрывки играют роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему, что позволяет определить глубину понимания учащимися пройденного материала. Повторение темы проходит более интересней и эмоциональней, если учащиеся, используя отрывок из художественных произведений, объясняют то или иное явление, закон или понятие. Так учащимся 8 класса необходимо объяснить деду Митрию (рассказ К.Паустовского «Подарок»), что такое электрический ток: «…А ты этот электрический ток видел? Как же ты его видел, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?» При ответе учащиеся дают определение электрического тока, запоминают о направлении электрического тока, называют условия, необходимые для существования электрического тока и так далее.

Для определения глубины знания семиклассников по теме «Инерция» обсуждаем с ними отрывки из произведений Ф.Искандера «Святое озеро», Л.Кэррол «Алиса в зазеркалье», Г.Уэллса «Человек, который умеет творить чудеса». Особенно интересно идет на уроке объяснение таких отрывков, где имеется научная ошибка, неточность. Перед учениками ставится более сложная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление.

Например, сложный вопрос о невозможности изменить положение центра тяжести системы тел только за счет действия внутренних сил системы обсуждаем с учащимися, вспоминая Мюнхаузена (Э.Распе), а также героя белорусской сказки «Бортник»: «Человеку нужно достичь другого берега реки». Но как ее перейти? Глубоко и плавать он не умеет. Подумал, рассудил Бортник, ухватил себя за волосы, да как рванет – так и перебрался через реку».

Нахождение в художественных произведениях ошибок, неточностей автора или литературного персонажа имеет дидактическое значение, поскольку, как известно, «на ошибках учатся». Мы стараемся пояснить ученикам, что замеченные неточности не снижают художественных достоинств цитируемых произведений – ведь у художественной литературы свои цели.


  1. Решение задач (качественных, количественных, оценочных, графических)


После изучения в 9 классе темы «Движение тела под действием силы тяжести» (V направлена под углом к горизонту) ученики с интересом отвечают на вопросы к отрывку из повести А.П.Чехова «Степь», вспоминая при этом еще об одной силе и ее особенностях. «Егорушка…разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и …опять нырнул…опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх».

О какой силе идет речь в этом отрывке?

Как называется линия – траектория полета Егорушки в воздухе?

Напиши ее уравнение.

Докажи, что это действительно так.

Решение: Если тело движется в воздухе так, что его начальная скорость V направлена горизонтально или под углом к горизонту, то тело движется под действием силы тяжести. Линия траектории полета Егорушки в воздухе называется параболой (или баллистической кривой). Докажем, что траектория представляет собой параболу.

С девятиклассниками при повторении темы «Мощность» рассматриваем отрывок из произведения А.Платонова «Ямская слобода». «Посредине слободы стоял двухэтажный дом. Около него колодезь, а у колодца круглый сарай – темница для лошади. В той темнице целый день лошадь кружилась на месте, таская деревянное водило. На водиле закручивались и раскручивались веревки, которыми таскали бадьями воду из колодца. Вода сливалась в большой чан, а из чана набиралась в корыта. Из корыта крестьяне поили лошадей по копейке с головы, а люди пили бесплатно».

- Вычислите мощность, при которой была совершена работа по подъему из колодца бадьи с водой массой 30 кг, глубина колодца 30 м, время затраченное на подъем 0.5 мин., каждый метр веревки имеет массу 1 кг.

С интересом учащиеся решают задачи, в которых необходимо сделать рисунок, поясняющий ответ. В 8 классе рассматриваем отрывок из произведения А.Беляева «Последний человек из Атлантиды». «Как только жар усиливался, он (жрец – Хранитель Высших Тайн) спускался в свои подземные комнаты. Здесь всегда стояла ровная прохладная температура. Хорошая вентиляция освежала воздух. Дневной свет проникал, преломленный шлифованными зеркалами. Зеркала вращались по ходу солнца».

- Нарисуйте систему из трех плоских зеркал, позволяющих повернуть луч света на 90.

Решение: Учащиеся, используя закон отражения света делают вывод о том, что при отражении от зеркала луч поворачивается на угол, равный двум углам падения (рис.1а). Исходя из этого на (рис.1 б, в) показаны комбинации зеркал, позволяющие повернуть луч на 90.


  1. Постановка проблемы

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся стремимся организовать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:

а/ создаем проблемную ситуацию, анализируем ее и в ходе анализа подводим учащихся к необходимости изучения определенной проблемы. Например,

б/ Включаем учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей.

После изучения в 8 классе темы «Магнитное поле Земли», когда учащиеся уже знают, где находятся магнитные полюсы Земли и как это определить, урок начинается с чтения отрывка из стихотворения М.А.Дунина «Ах, как играет этот Север!»

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета…
В стихотворении упоминается магнитная буря. Чем объясняют появление магнитных бурь?


  1. Уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний.


На такие уроки в качестве разминки выносятся отрывки из художественных произведений по изученной теме (приложение стр.28)

Предлагаемая нами практическая работа базируется на научных основах познавательных процессов. При этом в процессе планирования и построения уроков мы опираемся на индивидуальные особенности и способности учащихся, направляя процесс обучения в сторону развития этих способностей.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconМбоу мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания сценарий...
Выход первоклассников. И пусть вас всего трое! Мы очень рады, что вы у нас есть!
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание icon«Работа с личной видеотекой на уроках физики» (2011г.), семинар-практикум...
Максимец Татьяна Сергеевна – учитель физики мбоу сош №30 ст. Кущевской Кущевского района Краснодарского края
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconРайонный фестиваль «Уроки физики в современной школе»
Учителя физики сначала познакомились кабинетом физики в новом здании. Нам остаётся порадоваться вместе заведующим м кабинетом Футляровым...
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconЛичностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе
В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения...
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconГ. Балтийск, Россия в статье рассматриваются вопросы, связанные с...
Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconУроки истории, мировой художественной культуры, географии, физики, биологии, литературы

Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconПрограмма Вопросы экологии на уроках физики Вопрос курса физики
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Мощность. Закон Бернулли
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconТворческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:...
I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н. Мытищи-2009 Содержание iconРаботу в Глоденскую среднюю школу №2 на должность учителя физики,...
В 1974 году окончил Бельцкий государственный педагогический институт им. А. Руссо, получив специальность учителя физики и общетехнических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск