Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа»





Скачать 63.41 Kb.
НазваниеМоу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа»
Дата публикации07.07.2014
Размер63.41 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > География > Рассказ
МОУ «Шоруньжинская средняя полная

общеобразовательная школа»
« У Черноморского побережья

Кавказа»

Урок природоведения по учебнику А.А.Плешакова
Провела: Григорьева Э.В.
4 класс

Шоруньжа

Природоведение

У Черноморского побережья Кавказа

Урок провела: Григорьева Э.В.

Класс: 4

Цели: 1) сформировать у обучающихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

2) учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой;

3) совершенствовать речь, умение наблюдать, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карта природных зон России, слайды,
Ход урока


  1. Организационный момент.

Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Сегодня на этом уроке природоведения мы продолжим изучение природных зон России. Сначала вспомним материал прошлого урока. О чём мы говорили?


  1. Проверка домашнего задания.

Прощаться с пустыней не будем спешить –

О ней мы сейчас будем говорить.
А) Индивидуальная работа по карточкам

  • Составь 2-3 цепи питания, характерные для зон пустынь

  • Найди лишние объекты:

--- саксаул, корсак, солянка, джузгун;

--- песок, ветер, бархан;

--- тушканчик, песчанка, кобылка, хомяк;

--- благородный олень, лось, медведь, зубр.

  • Исправь ошибки в тексте:

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров ( отсутствие растительного мира). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак (колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавные животные песчанки (тушканчики) передвигаются прыжками.
Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ.
Б) Рассказ о расположении и о природных условиях пустыни.

Учёные говорят:

«В пустыне вовсе не пусто».

Докажите, друзья,

Кем и чем заселена она?
В) Рассказ о растениях и о животных пустыни.

А теперь пора

О людях вспоминать.

Отчёт о занятиях людей –

Наш следующий рассказ.
Г) Рассказ о занятиях людей.
Д) Игра «Узнай меня»

  1. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху - блюдо, снизу – блюдо.

Ходит чудо по дороге –

Голова торчит, да ноги. Черепаха.


  1. Вьётся верёвка.

На конце – головка. Змея.


  1. Я – глиняный участок пустыни, называюсь … Такыр



  1. Я – песчаный холм, а зовут меня … Бархан




  1. Я – самое ценное в пустыне. Вода

Е) Проверка индивидуальной работы по карточкам.


  1. Работа над новой темой.

А) Постановка и актуализация темы.

--- Что же друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А места новые России изучать.
--- Запишем в тетрадь число и тему «Черноморское побережье Кавказа».

--- Что такое «Черноморское побережье», как понимаем?

--- Что такое «Кавказ»?

--- Покажем по карте: Россию, Кавказские горы, Чёрное море.
Б) Расположение Черноморского побережья Кавказа.

--- Обратимся к карте-помощнице. Что она нам расскажет? Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
Вот вам первый вопрос:

В какой природной зоне находится Черноморское побережье Кавказа?

  1. В зоне лесов

  2. В зоне степей

  3. В субтропиках

  4. В зоне пустынь


--- Вот сегодня на уроке вы должны понять, что это значит «субтропическая зона»? Какие её характерные признаки?
--- Вы знаете, здесь жаркое лето и тёплая зима. А как вы думаете, почему?
--- Об этом мы можем узнать прочитав текст в учебнике.

Стр. 90, 1-2 абзацы.

Эта зона расположена ближе к экватору, где всегда жарко, солнце светит прямо над головой. Поэтому, сюда солнце посылает почти прямые лучи. Воды много, остывает зимой медленно, хватит тепла на целую зиму. Горы закрывают с одной стороны (с севера) доступ холодному воздуху, холодным ветрам, с другой стороны (с моря, с юга) большим тучам, тёплому воздуху – они остаются на месте, поэтому много влаги и тепло.

Такие погодные условия называются субтропическими, переходные условия к тропической зоне?


  1. Физкультминутка.

--- Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение тёплого ветра – всё располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть! Поиграем в игру «Море волнуется».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура – замри!


  1. Особенности жизни на Черноморском побережье Кавказа.




  1. Растения.

  • Чтение 3 абзаца по учебнику, с. 90.

-- Что интересного узнали о растениях? (вечнозелёные)


  • Рассказ по слайдам

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями.

  • Много дубов, которых мы знаем. Они как и у нас на зиму сбрасывают свои листья, весной снова зазеленеют.

  • Много таких деревьев и растений, которых в лесной зоне не найти. Бук – теплолюбивое растение. Достигает высоты до 40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого овала, плоды – орех, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет.

  • Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 100 лет. Его высота достигает до 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу.

  • Кипарисы – растения, привезённые из тёплых стран. Они вечнозелёные.

  • Магнолия – вечнозелёное растение.

  • Пальмы – привезены тоже из тёплых стран.

  • Пробковый дуб – очень ценится.

  • Самшит – ценится за крепкую, плотную древесину. Но их на побережье осталось очень мало и находятся под охраной государства.

  • Можжевельник высокий.


В садах и много фруктовых деревьев: персики, грецкие орехи,

абрикосы, инжир.
2. Животные.

  • Чтение по учебнику, стр. 90-91.

  • Рассказ по слайдам.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.



  • Косуля

  • Медведи, кабаны, барсы, шакалы – обитают в лесах, питаются плодами каштанов, орехами бука, жёлудями дуба. Встречаются ящерицы, змеи.

Интересны и красивы насекомые побережья:

  • цикады – питаются соком растений,

  • богомол – питается мелкими насекомыми

  • олеандровый бражник – красивая бабочка


Разнообразен животный мир моря. В море себе пищу добывают чайки, бакланы.

Удивительны морские обитатели:

  • медузы,

  • крабы,

  • морские коньки – это рыба с головой, похожей на голову коня, у них нет постоянной окраски: сядет на зелёную – позеленеет, сядет на бурую водоросль – сам тоже буреет.

  • морские иглы – это тоненькая и маленькая рыба. Хоть игла, но уколоть никого не может, она мягкая.

  • дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Они замечательные пловцы, быстрые. Это самые умные морские животные. Своих друзей-дельфинов никогда не бросают в беде, помогают и раненым. И слабым. Точно также спасают и людей.



  1. Человек у моря.

--- Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей. Отходы, мусор загрязняют море. Многие хотят что-то взять на память, этим тоже приносят вред природе. На берегу моря для сохранения уникальной природы создана Сочинский национальный парк. Под охраной государства находятся: жужелица кавказская (насекомое),

иглица колхидская (растение),

тис ягодный,

замшит (дерево)

дельфин.


  1. Закрепление.

--- Ребята, вам понравилась эта зона? Понравилось ли на берегу Чёрного моря?

--- Да, это красивейшее место – уголок России. И вот вам вопрос:

Если вы могли бы выбрать место, где вам жить, какую природную зону выбрали бы?

--- Скажите, чем же отличается субтропическая зона от остальных?


  1. Итоги.

  2. Задание на дом.

--- На следующем уроке мы обобщим материал о природных зонах России. Дома: повторить, закончить таблицу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconПлан учебно воспитательной работы моу «Куянковская общеобразовательная...
Муниципальное образовательное учреждение «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» расположена в деревне Куянково Параньгинского...
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края за 2009-2010 уч год
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconПрограмма Intel® Курс «Обучение для будущего»
Моу «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н. А. Заболоцкого»
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconУроках математики (реферат)
Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconРасписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный...
...
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconРеспублики Марий Эл научно-исследовательская работа
Розманов Андрей Владимирович, ученик 10 класса, моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа», ул. Кооперативная,...
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н. А. Заболоцкого»
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Директор моу «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н. А. Заболоцкого»
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла...
Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconМуниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Чижовская средняя...
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Чижовская средняя (полная) общеобразовательная школа
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» icon16 октября 2012г в моу «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2» состоялся
Русский язык 2А «Какие слова отвечают на вопрос кто?; а какие на вопрос что?», Митрофанова А. Г
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Моу «Шоруньжинская средняя полная общеобразовательная школа» iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2»
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск