Программа вступительного испытания Направление подготовки «География»





НазваниеПрограмма вступительного испытания Направление подготовки «География»
страница1/10
Дата публикации09.07.2014
Размер1.26 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)
ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Программа вступительного испытания
Направление подготовки «География» (специалитет)
4-й курс, 5-й курс

Москва

2013
Программа утверждена на заседании Ученого совета Института естественных наук ГБОУ ВПО МГПУ. Протокол №3 от 04 декабря 2012 г.

© Институт естественных наук ГБОУ ВПО МГПУ, 2012.

Содержание


  1. Форма проведения вступительного испытания

  2. Правила проведения вступительного испытания

  3. Программа:

3.1. Организационно-методические указания

3.2. Требования к владению материалом

3.3. Основные понятия и особенности

3.4. Содержание и критерия оценок

3.5. Список литературы для подготовки

1. Форма проведения вступительного испытания
Испытания проводятся в виде обсуждения с членами аттестационной комиссией вопросов, утвержденных в программе. Вопросы касаются тех дисциплин, которые к моменту поступления (перевода) на профиль подготовки «География» Института естественных наук должны быть освоены в соответствии с Учебным планом.

Комиссия устанавливает степень освоения материала дисциплин пройденных претендентом в другом вузе или на другом факультете МГПУ и оценивает её по 100-балльной системе.
2. Правила проведения вступительного испытания

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895 «Об утверждении Порядка приема гражданам в имеющих государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» пунктами 42.1., 42.2., 43.

42. Дополнительные вступительные испытания профильной направленности устанавливается вузом на соответствующее направление подготовки (специальность) по профильному общеобразовательному предмету, определенному Перечнем вступительных испытаний.

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в письменной и (или) устной форме в виде собеседования, тестирования или путем их сочетания.

Программы дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по общеобразовательным предметам формируется высшим учебным заведением на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

42.1. Дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом ежегодными правилами приема.

42.2. Вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, проводятся в письменной и (или) устной форме в виде, определяемом ежегодными правилами приема.

43. Вступительное испытания, в том числе дополнительное вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Во время проведения вступительного испытания экзаменующиеся должны соблюдать следующие правила поведения:

1) предъявить членам предметной экзаменационной комиссии экзаменационный лист и документ, удостоверяющий личность;

2) занимать только место, указанное членами предметной комиссии;

3) не использовать какие-либо справочные материалы, не разрешенные членами предметной экзаменационной комиссии (учебники, учебные пособия, справочники, любого вида записи, сделанные предварительно, электронные средства запоминания и хранения информации, калькуляторы и т.п.);

4) не пользоваться средствами оперативной связи (пейджеры, мобильные телефоны и пр.);

5) использовать для записей только бланки установленного образца, имеющие штамп приемной комиссии МГПУ.

За нарушение правил поведения абитуриент удаляется с вступительного испытания с проставлением 0 баллов, независимо от числа правильно выполненных заданий, о чем делается запись на титульном листе или листе устного ответа.

Консультация с членами предметной экзаменационной комиссии допускается только в части формулировки вопроса или задания (темы).

Постарайтесь правильно распорядиться отведенным Вам временем. Помните, что у Вас четыре вопроса. Получив задание, внимательно прочитайте вопросы, найдите соответствующие разделы программы, внимательно их прочитайте. Не пишите сразу набело, используйте черновик. Сначала набросайте общий план ответа, затем детализируйте его и после этого приступайте к изложению самого материала. Контролируйте время.

Не забудьте взять с собой на экзамен паспорт, пишущую ручку и эту программу.

Абитуриенту, опоздавшему на вступительное испытание, время на его выполнение не продлевается. Покинуть аудиторию абитуриент может в любой момент, завершив или прервав, таким образом, вступительное испытание, работа в этом случае все равно будет оценена.

Работы абитуриентов шифруются и не должны иметь никаких посторонних надписей.
3. Программа

3.1. Организационно – методические указания

Сначала познакомьтесь с названиями и содержанием всех разделов программы, чтобы уяснить объём и компоновку материала. Потом найдите в учебниках такие же или похожие названия разделов или глав. И далее изучайте (повторяйте) материал последовательно, переходя от одной темы к другой согласно нашей программе. Не следует «перескакивать» через отдельные темы и разделы. Внимательно читайте формулировки тем и вопросов, предложенных в программе, и продумывайте ответы на них. Очень хорошо помогает в тренировке мышления и памяти составление подробного плана ответа.

Особое внимание обращайте на специальные термины и понятия. Их нужно не только запомнить, но и уметь правильно употребить и пояснить. Требуется выучить наизусть и отдельные определения. Чтобы это было легче сделать, обязательно постарайтесь понять их, а не просто «зазубривайте». Запоминания требуют отдельные имена и фамилии, названия некоторых документов, и даты.

Обязательно продумайте ответы на вопросы, предлагаемые в учебниках после каждой темы, выполните эти задания. Многие из них могут быть заданы Вам на экзамене.

Помните, что успех на экзамене может обеспечить только планомерная, основательная и длительная подготовка к нему.

Во время вступительного испытания необходимо продемонстрировать:

- сознательное усвоение всего программного материала;

- точное понимание основных географических терминов и понятий, умение правильно использовать их;

- знание современных проблем географической науки, знакомство со специальной литературой и публикациями в периодической печати;

- ясное, конкретное и логичное изложение материала, правильную литературную речь;

- умение правильно, понятно и логично формулировать своё мнение и предоставить необходимые аргументы для подтверждения своей точки зрения.

- умение аргументировать свою точку зрения и подтверждать ее примерами из личного опыта и общественной практики;

- отчетливое понимание формулировок вопросов и умение ясно и полно осветить их в своём ответе.
3.2. Требования к владению материалом

На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен:

- владеть научными знаниями по всем разделам данной Программы;

- определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии;

- выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга;

- владеет навыками проведения географических исследований;

- понимать главные закономерности территориальной организации общества;

- быть готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов;

- знать основные закономерности размещения населения, хозяйства и природных ресурсов в зарубежных странах;

- уметь прпменять свои знания и навыки в процессе преподавания экономико-географических дисциплин в общеобразовательной школе и для решения практических задач;

- иметь представлеиие о главных теориях, общих концепциях и методологических вопросах современной социально-экономической географии и ее основных разделов;

- знать географическую номенклатуру.

Четвертый курс
3.3. Основные понятия и особенности

3.3.1. Геология

Введение. Предмет и задачи геологии. Геология - наука о составе, строении и закономерностях развития Земли. Значение геологии в общей системе образования студентов-географов. История развития и становления геологии как науки. Основные методы изучения строения, состава и возраста Земли. Геологические (геологическая съемка, геофизические, минералов геохимические, геохимические, петрографо-минералогические, изотопные и др. методы), разведочные, эксплуатационные горные выработки. Комплексное использование минерального сырья и охрана недр.

Генетическая минералогия и петрография. Состав и строение Земли. Физические параметры Земли и ее строение. Внутренние оболочки. Их характеристика. Осадочный, гранитно-метаморфический и базальтовый слой. Астеносфера. Мантия и ядро Земли. Материковая кора, ее мощность. Океаническая кора. Понятие земная кора и литосфера. Границы раздела - Мохоровичича (Мохо) и Гуттенберга. Методы изучения глубинного строения. Химический состав Земной коры.

Понятия о кларках химических элементов. Работы Ф. Кларка, В. Гольдшмидта, В.И. Вернадского, А.Е. Ферсмана, А.П. Виноградова в создании современной геохимии.

Основы кристаллографии. Понятие о кристаллическом и аморфном состоянии вещества. Кристаллы - природные многогранники. Элементы ограничения кристаллов. Закон постоянства двугранных углов (Н. Стенсен, Р. де Лиль, М.В. Ломоносов). Симметрия кристаллов и 32 класса симметрии (Р. Гаюи, А.В. Га-долин, Е.С. Федоров).

Минералогия - наука о минералах, их свойствах и условиях образования. Научное представление о минералах. Морфология минералов и минеральных агрегатов. Диагностические признаки минералов. Классификация минералов. Принцип классификации.

Геодинамические процессы и формирование горных пород. Геодинамические процессы. Определение и понятия о геологических про­цессах. Основные источники энергии. Классификация процессов (эндогенные и экзогенные), роль эндогенных и экзогенных процессов в формировании и преоб­разовании рельефа Земли.

Эндогенные процессы. Магматизм. Магма, ее состав, термодинамические параметры. Условия зарождения магмы - каровые и мантийные источники. Магматизм интрузивный и эффузивный. Механизм кристаллизации магмы - магматическая, кристаллизаци­онная и гравитационная дифференциация. Классификация магматических горных пород.

Эндогенные процессы минералообразования. Магматический, пегматитовый, скарновый, пневматолито-гидротермальный и собственно гидротермальный процессы. Характерные минералы и месторождения полезных ископаемых, образуемые этими процессами.

Понятие о метаморфизме. Основные факторы метаморфизма - температура, химическая активность элементов и флюидов. Месторождения полезных ископаемых связанные с метаморфическими процессами (мраморы, железистые кварциты, графит, черных, цветных и редких металлов). Основные примеры рассматриваемых месторождений.

Тектонические движения

Вековые колебательные движения земной ко­ры (эпейрогенические). Признаки этих движений. Движения положительного и отрицательного знака, строение их в современном рельефе. Трансгрессии и рег­рессии морских бассейнов. Трансгрессивные и регрессивные серии морских осадков, изменение мощностей осадков, несогласованные залегания пород.

Разрывные (дизъконьюктивные) нарушения. Складчатые (пликативные) нарушения. Землетрясения.

Экзогенные процессы

Выветривание - гипергенез (по А.Е. Ферсману) и формирование кор вы­ветривания. Выветривания физическое и химическое и преобразование горных пород. Формирование кор выветривания (элювиальные отложения).

Экзогенные процессы и основные типы континентальных отложений

Осадочные горные породы, условия их формирования. Минеральный и химический состав, формы залегания (пласты, линзы и др.). Структурно-тектурные особенности осадочных пород. Классификация осадочных пород. Месторождения полезных ископаемых осадочного генезиса (мира, России, СНГ): железных руд, бокситов, марганцевых руд, фосфоритов, каустобиолитов.

Тектонические структуры

Древние платформы, геосинкли­нальные складчатые пояса, складчатые области, срединные массивы, геоанти­клинали, межгорные прогибы.

Тектонические структуры океанов. Литосферные плиты Земли. Тектоническая карта мира. Основные геотектонические гипотезы, объясняющие формирование структур и рельефа Земной коры.

Перечень примерных вопросов к вступительным испытаниям


  1. Геология и науки геологического цикла. Её связь с науками о Земле.
    Развитие геологии и основные задачи современной геологии.

  2. Кристаллография. Кристаллическое и аморфное состояние вещества.
    Основные понятия в кристаллографии. Симметрия кристаллов. Классы
    симметрии, категории.

  3. Знание геологических знаний для учителя географии. Основные
    направления их использования в школьной работе.

  4. Основные методы изучения глубинного строения Земли —
    геофизические, горные и буровые работы.

  5. Строение и состав Земли. Внутренние геосферы Земли.

  6. Земная кора, её строение и состав. Соотношение понятий «земная
    кора» и «литосфера».

  7. Понятие о геологических процессах и их классификация.

  8. Основные свойства геологических процессов. Взаимодействие
    эндогенных и экзогенных процессов.

  9. Магматизм и его типы. Дифференциация магмы и её роль в
    формировании магматических пород.

10.Классификация магматических горных пород.

11. Структуры и текстуры магматических пород как показатели условий их

образования.

12.Интрузивный Магматизм, интрузивные горные породы и формы их залегания.

13.Полезные ископаемые, связанные с различными типами интрузивных пород.

14.Эффузивный магматизм и эффузивные горные породы, формы их

залегания.

15.Основные типы вулканов.

16.Геолого-географические закономерности размещения вулканов. 17.Вулканы России и мира.

18.Тектонические движения, их основные виды.

19.Складчатые (пликативные) движения. Основные типы складок и

причины их образования.

20.Разрывные тектонические движения. Основные типы разрывных

нарушений.

21. Землетрясения, их классификация, параметры (интенсивность,

магнитуда, бальность, эпицентр, очаг) и причины.

22.Методы изучения и прогноз землетрясений.

23.Основные генетические процессы минерал образования:

магматический, пегматитовый, скарновый, пневматолитово-

гидротермальный, гидротермальный.

24.Основные типы месторождений полезных ископаемых, связанные с

разными процессами эндогенного минералообразования. 25.Поствулканические процессы — сольфатарная и гейзерная деятельность

и минералообразование (месторождения полезных ископаемых) 26.Использование тепловой энергии земных недр в народном хозяйстве. 27.Метаморфизм и его виды.

28.Региональный метаморфизм, его виды, типы горных пород и полезные

ископаемые.

29.Контактовый метаморфизм, связанные с ним горные породы и

полезные ископаемые.

30.Ультраметаморфизм и типы горных пород.

31.Динамометаморфизм и горные породы, связанные с ним.

32.Генетические типы континентальных отложений.

33.Выветривание (гипергенез) и его основные типы: физическое,

химическое, биохимическое.

34.Роль химического выветривания в формировании кор выветривания.

35.Кора выветривания. Формирование латеритных кор выветривания. 36.Полезные ископаемые кор выветривания.

37.Литогенез и его стадии.

38.Влияние физико-географических условий на состав морских осадков.

39.Геологическая деятельность моря.

40.Аллювиальные отложения (русловый, пойменный и старинный)

равнинных рек.

41.Склоновые процессы и отложения. Образование делювия, коллювия и

солифлюкционных потоков.

42.Ледниковые отложения, особенности их состава и строения.

43.Вводно-ледниковые отложения, их состав и строение.

44.Осадочные горные породы, их классификация.

45.Деятельность временных русловых потоков. Оврагообразование.

46. Диагенез морских осадков.

47.Виды подземных вод и их роль в народном хозяйстве. 48.Нефтегазоносные области СНГ и России.

49.Автоморфная и гидроморфная коры выветривания. 50.Органогенные горные породы.

51 .Денудация, её факторы и роль в формировании рельефа Земли.

52.Осадки литоральной зоны моря.

53.Осадки батиальной и абиссальной зон океана.

54.Классификация минералов. Основные классы. Примеры минералов

этих классов.

55.Осадки литоральной зоны моря и полезные ископаемые.

56.Понятие о круговороте минеральных веществ в природе.

57.Понятие о «зонной плавке»(по А.П. Виноградову) и её механизме. 58.Гипотезы происхождения планет Солнечной системы.

Тектонические структуры материков и океанов.

  1. Тектонические структуры материков.

  2. Древние платформы Земли (определение, перечислить и показать на
    карте)

  3. Строение древних платформ. Тектонические структуры фундамента и
    осадочного чехла.

  4. Геосинклинальные складчатые пояса и области.

  5. Строение геосинклинальных складчатых областей и основные этапы их
    геологического развития.

  6. Геосинклинальные пояса Земли.

  7. Эпиплатформенный орогенез (привести примеры). Роль
    плитотектоники в их образовании.

  8. Тектонические структуры океанов.

  9. Литосферные плиты Земли (их границы, привести примеры и показать
    на карте).

10.Тектоническая карта мира.

11.Главнейшие тектонические структуры океанов.

12.Строение срединно-океанических хребтов. Зоны спрединга и роль

палеомагнитных исследований в доказательстве спрединга. 13.Литосферные плиты Земли (назвать наиболее крупные и показать на

карте).

14.Гипотеза «плавания» материков А. Вегенера и современные представления о тектонике литосферных плит.

15.Основные тектонические структуры России и СНГ и их отражение в рельефе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания "Юриспруденция"
ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания по истории
Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа подготовки «История религий» составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Основы государства...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма проведения вступительного испытания по предмету «русский...
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма для вступительного испытания в адъюнктуру по направлению...
Криминология: программа для вступительного испытания в адъюнктуру по направлению подготовки 40. 07. 01 Юриспруденция – Москва: фгку...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направление «050100...
...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Срок освоения магистерской программы составляет 2 года, что соответствует очной форме обучения
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания для поступающих на образовательную...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным...
Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconРабочая программа модуля География Направление подготовки 100400...
Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»...
Программа вступительного испытания Направление подготовки «География» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по истории сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск