Дата
| №
| Тема урока
| Содержание
| Практическая работа
|
Раздел I География как наука (30 часов)
|
|
| 1
| Предмет и задачи географии.
| Взгляды отечественных и зарубежных ученых на общий объект географии.
|
|
| 2
| Место географии в системе наук о Земле.
| Современные тенденции в развитии географической науки. Ключевые вопросы географии.
|
|
Тема 1. История формирования географических идей.
|
| 3
| Географические сведения в античное время и в период средневековья.
| Представление развития географических знаний в античное время и в период средневековья.
|
|
| 4
| Урок – конференция: Эпоха великих географических открытий.
| Важнейшие открытия XV-XVII веков.
|
|
| 5
| Вклад зарубежных путешественников и ученых в познание мира.
| Зарубежные путешественники и их роль в развитие географических знаний.
|
|
| 6
| Вклад российских ученых и их вклад в развитие географических знаний.
| Российские ученые и их вклад в развитие географических знаний.
|
|
| 7-8
| Урок – семинар: Взгляды отечественных и зарубежных ученых на объект географии.
| Взгляды отечественных и зарубежных ученых на общий объект географии.
|
|
Тема 2. География как естественная и общественная наука
|
| 9
| Естественно – общественная сущность географии. Структура географической науки.
| Значимость и структура географической науки.
|
|
| 10
| Природный блок географии.
| Физическая география. Отраслевые физико-географические науки
|
|
| 11
| Общественный блок географии.
| Социально-экономическая география. Отраслевые физико-географические науки.
|
|
| 12
| Картография.
| Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений.
|
|
| 13
| Типы географических карт.
| Типы карт: общегеографические, тематические, аналитические, комплексные. Географические атласы.
|
|
| 14
| Географическая карта – источник информации.
| Проекции, масштаб и легенда карты.
| Работа с картами атласа.
|
| 15
| Дифференциация географии. Пути к интеграции географии.
| Дифференциация географии. Пути к интеграции географии.
|
|
| 16
| Роль географии и географических знаний в жизни и хозяйственной деятельности.
| Современные тенденции в развитии географической науке. Потенциал отечественной географии. Ключевые вопросы географии.
|
|
| 17
| Географическое образование.
| Расширение представлений о практическом значении географии для жизни и работы. Получение географического образования.
|
|
Тема 3. Географическая картина мира.
|
| 18
| Общегеографические представления о современной географической картине мира.
| Современная географическая картина мира как объект изучения географии.
|
|
| 19
| Учение об окружающей среде. Учение о геосистемах.
| Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы. Дестабилизация окружающей среды.
|
|
| 20
| Учение о конструктивной географии. Учение о геоэкологии.
| Конструктивная география. Прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими явлениями и процессами.
|
|
Тема 4. Методы географических исследований.
|
| 21
| Обзор традиционных и современных методов географической науки.
| Накопление, обработка, хранение, сортировка, поиск и анализ географической информации.
|
|
| 22
| Описательный метод исследования.
| Описание – одна из древнейших форм изучения географического пространства.
|
|
| 23
| Полевые методы исследования.
| Комплекс полевых методов исследования географических объектов и явлений. Экспедиции, экскурсии.
| Составление полевых описаний.
|
| 24
| Сравнительно-географический метод исследования.
| Описание и сравнение в географии, сравнение – как поиск общего и как поиск отличий. Сравнение – как основа классификации географических объектов.
|
|
| 25
| Картографический метод исследования.
| Карта – второй язык географии.
| Описание и сравнение географических объектов, явлений и процессов по картам.
|
| 26
| Методы исследования: математический, статистический и моделирования
| Статистические методы и их роль в изучении географических объектов и явлений. Статистические исследования природных и социально-экономических явлений.
|
|
| 27
| Аэрокосмический и геоинформационный.
| Искусственные спутники Земли и измерительная съемочная аппаратура. Работа с аэрокосмическими снимками и картами, геоинформационными ресурсами.
|
|
| 28
| Географические прогнозы.
| Изучение динамики и прогнозы явлений по картам и статистическим материалам.
|
|
| 29
| Урок – практикум.
| Решение социальнозначимых географических задач на основе использования разнообразных методов географической науки.
| Составление простейших географических прогнозов.
|
| 30
| Тест: Методы географических исследований.
|
|
|
Раздел II Введение в общую географию (30 часов).
|
Тема 1. Географическое пространство.
|
| 1
| Общая география. Объект, предмет, методы.
| Основные теории и концепции о современной географической картине мира.
|
|
| 2
| Географическое пространство.
| Составляющие географического технопространства,
|
|
| 3
| Особенности технопространчства.
| Пространственно-временной подход к вещественному наполнению географического пространства.
|
|
| 4
| Геотехнопространство на различных уровнях.
| Структура, свойства, функционирование, динамика, эволюция реального геотехнопространства на локальном, региональном и глобальном уровне.
|
|
| 5
| Поляризация пространства. Функция места.
| Поляризация пространства. Функция места.
|
|
| 6
| Территориальные системы
| Особенности территориальных систем.
|
|
| 7
| Пространственные модели в географии.
| Факторы формирования географических районов разных типов.
|
|
| 8
| Изменяющийся мир Земли.
| Тенденции изменения географического пространства.
|
|
| 9
| Глобальные и региональные изменения географической среды в результате деятельности человека.
| Изменение в географическом пространстве – глобальные, региональные, локальные.
|
|
| 10
| Управление развитием географического технопространства.
| Экспертиза, мониторинг в управлении географического технопространства.
|
|
Тема 2. Экологизация географии.
|
| 11
| Значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем.
| Применение географической науки для решения социально-экономических и геоэкологических проблем.
|
|
| 12
| Техносфера и географическая оболочка.
| Взаимосвязь техносферы и географической оболочки.
|
|
| 13
| Природные и техногенные процессы в географическом пространстве.
| Изучение и анализ природныхи техногенных процессов в географическом пространстве.
|
|
| 14
| Социально-экономические процессы в географическом пространстве.
| Изучение и анализ социально-экономических процессов в географическом пространстве.
|
|
| 15
| Геоэкологические процессы в географическом пространстве.
| Изучение и анализ геоэкологических процессов в географическом пространстве.
|
|
Тема 3. Особенности географического пространства России.
|
| 16
| Изменение геотехнопространства России
| Эволюция геотехнопространства России.
|
|
| 17
| Обоснование выделения разных территорий с точки зрения взаимосвязи человека и его деятельности с окружающей действительностью.
| Региональное деление России «человек – природа – человек».
|
|
| 18
| Обоснование выделения разных территорий с точки зрения взаимосвязи социально-экономических объектов и процессов.
| Региональное деление России через взаимосвязь социально-экономических объектов и процессов.
|
|
| 19
| Обоснование выделения разных территорий с точки зрения взаимосвязи техногенных объектов и процессов.
| Региональное деление России с точки зрения взаимосвязи техногенных объектов и процессов.
|
|
| 20
| Анализ и оценка размещения природных и социально-экономических объектов России.
| Размещения природных и социально-экономических объектов на территории России.
| Геоэкологическая и геоэкономическая экспертиза отдельных районов России.
|
| 21
| Технопространство городов
| Город – природно-техническая геоэкосистема.
|
|
| 22
| Техногенно – обусловленные аномалии.
| Техногенные аномалии, влияющие на жизнедеятельность городов.
|
|
Тема 4. Особенности географического пространства своего края.
|
| 23
| Особенности геотехнопространства Ярославской области.
| Развитие геотехнопространства Ярославской области.
|
|
| 24
| Урок – проект: Географическое пространство Ярославской области.
| Защита проектов: Взаимосвязь природы, хозяйства, населения Ярославской области
| Анализ взаимосвязей природы, хозяйства, населения на основе различных источников географической информации.
|
| 25
| Урок – проект: Географическое пространство Ярославской области.
| Защита проектов: Антропогенное влияние на природу и размещение хозяйства Ярославской области.
|
| 26
| Экологические проблемы географической среды Ярославской области.
| Защита проектов – исследований по экологическому состоянию Ярославля и Ярославской области.
|
|
| 27
| Урок – практикум. Геоэкологический портрет г. Ярославля.
| Взаимодействие «человек – природа – окружающая среда на территории Ярославля».
| Составление геоэкологического портрета г. Ярославля.
|
| 28
| Урок – экскурсия на одно из предприятий Ярославля.
| Заполнение маршрутного листа в ходе экскурсии.
|
|
| 29
| Геоэкологическая экспертиза одного из предприятий Ярославля.
| Комплексная экскурсия на одно из предприятий Ярославля
| Обработка результатов экскурсии
|
| 30
| Обобщение знаний по теме: Введение в общую географию. Тестирование.
|
|
|
Раздел III Введение в физическую географию (28часов)
|
Тема 1 Общая физическая география (10 часов).
|
| 1
| Физическая география как наука о природе Земли. Важнейшие географические особенности Земли.
| Сущность, структура, методы, источники информации. Частные физико-географические дисциплины.
|
|
| 3
| Эколого–географическое и
ресурсно-географическое изучение природы.
| Эколого–географическое и
ресурсно-географическое изучение природы.
|
|
| 5
| Особенности литосферы Земли.
| Размещение крупных форм рельефа на Земле.
|
|
| 6
| Свойства и роль атмосферы в жизни Земли.
| Строение, свойства атмосферы, взаимосвязь с другими оболочками Земли.
|
|
| 7
| Климатообразующие факторы.
| Основные климатообразующие факторы.
|
|
| 8
| Климаты Земли.
| Характеристика климатических поясов и типов климата Земли.
|
|
| 9
| Мировой океан – главная часть гидросферы
| Роль океанов в жизни Земли.
|
|
| 10
| Внутренние воды, их роль в хозяйстве стран мира.
| Воды суши, их хозяйственное значение.
|
|
| 11
| Биосфера.
| Роль биосферы в формировании природного облика Земли.
|
|
| 12
| Почва. Почвообразующие факторы.
| Почва – особое природное тело. Классификация почв.
|
|
Тема 2 Географическая оболочка Земли (8 часов).
|
| 13
| Этапы развития географической оболочки. Круговорот веществ и энергии
| Представление о географической оболочке, ее строение и эволюция. Обмен веществ между литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой.
| Изучение круговорота основных веществ и энергии в географической оболочке.
|
| 14
| Закономерности географической оболочки. Горизонтальная и вертикальная дифференциация.
| Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке Закономерности высотной поясности и широтной зональности.
|
|
| 15
| Широтная (географическая) зональность.
| Природные зоны мира.
|
|
| 16
| Высотная поясность.
| Примеры высотной поясности на примерах различных горных стран.
|
|
| 17
| Природные комплексы как геосистемы.
| Учение о геосистемах. Природные комплексы, их свойства и типы связи: вещественные, энергетические, информационные.
|
|
| 18
| Биосфера – планетарный природный комплекс.
| Иерархия природных геосистем. Изменение биосферы в результате деятельности человека.
| Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.
|
Тема 3 Ландшафтоведение (9 часов).
|
| 19
| Учение о ландшафтной оболочке. Ландшафтная сфера Земли.
| Территориальные комплексы, ландшафты. История формирования представлений о природной целостности.
|
|
| 20
| Системность – основа изучения ландшафтов. Физико-географическое районирование.
| Природные компоненты и факторы межкомпонентной связи в геосистеме. Ландшафтный синтез геосистем.
|
|
| 21
| Планетарные, региональные, локальные геосистемы.
| Планетарные, региональные, локальные геосистемы.
|
|
| 22
| Ландшафты, их классификация. Природные ландшафты.
| Классификация природных ландшафтов.
|
|
| 23
| Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.
| Историко-культурное изучение культурного ландшафта
| Изучение принципов и правил создания культурных ландшафтов.
|
| 24
| Ландшафты Ярославской области.
| Природные ландшафты Ярославской области. Рациональность создания культурных ландшафтов на территории области.
| Исследование рациональности создания культурных ландшафтов.
|
| 25
| Географические процессы на суше и океане.
| Процессы и явления на суше и в океане.
|
|
| 26
| Неблагоприятные и опасные природные явления.
| География природного риска.
|
|
| 27
| Урок – практикум: Географическая характеристика природных и природно-антропогенных комплексов.
| Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.
| Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.
|
| 28
| Обобщение по теме: Физическая география. Тестирование.
|
|
|
Раздел: 4 Введение в геологию (13 часов)
|
| 1
| Предмет и задачи геологии.
Земля в космическом пространстве.
| Специфика геологических исследований.
Современные представления о происхождении Солнечной системы. Роль космических аппаратов в изучении Земли и планет земной группы.
| Обоснование практического значения геологических знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами; инженерно-хозяйственной деятельности.
|
| 2
| Строение Земли.
| Гипотезы происхождения Земли. Строение и состав Земли.
|
|
| 3
| Геохронология.
Строение земной коры. Геологическая история Земли.
| Геохронологическая шкала.
Строение и состав земной коры. Методы, с помощью которых изучают строение Земли. Геологические процессы и их результаты. Тектоника литосферных плит.
| Определение основных руководящих окаменелостей по образцам, муляжам или рисункам.
Чтение геологических, тектонических и карты полезных ископаемых.
|
| 4
| Рельеф земной поверхности.
| Эндогенные процессы. Магматизм, землетрясения.
|
|
| 5
| Роль внешних сил в формировании рельефа.
| Экзогенные процессы формирования рельефа. Четвертичное оледенение. Выветривание.
|
|
| 6
| Современное рельефообразование.
| Современное развитие рельефа. Антропогенное влияние на рельеф. Стихийные явления, связанные с литосферой.
| Изучение изменения геологической среды в результате деятельности человека.
|
| 7
| Геологические объекты и процессы.
| Урок – практикум.
| Изучение процессов выветривания, работы рек, подземных вод,
ледников, морей, озер, болот и их результаты (на краеведческом материале).
|
| 8
| Минералы.
| Общие сведения о минералах.
|
|
| 9
| Горные породы.
| Разновидности горных пород и их образование.
| Определение минералов и горных пород.
|
| 10
| Полезные ископаемые.
| Главные типы полезных ископаемых, их распространение и применение.
| Сопоставление карт: тектонической и размещения важнейших месторождений полезных ископаемых с целью выявления взаимосвязей.
|
| 11
| Свойства литосферы.
| Ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические, экологические свойства литосферы.
|
|
| 12
| Геологическая среда как часть окружающей человека среды.
| Геологическая среда. Практикум.
| Знакомство с геологическим строением местности по обнажениям горных пород (естественным и искусственным);
Устройство и работа горного компаса.
|
| 13
| Практикум.
| Практическая экскурсия на местности.
| Простейшая геологическая съемка местности;
2.Изучение обнажений горных пород: зачистка, зарисовка, фотографирование, отбор проб образцов.
|
|
| Итоговое повторение.
|
|
|
|
|
|
| 102 часа
|