Скачать 55.54 Kb.
|
Конкурс методических разработок учителей в рамках проекта НФПК «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов». Описание методической разработки. Название Урок – практикум «Качественное определение карбонатов». Краткая аннотация В 9 классе по неорганической химии изучается тема «Углерод и его соединения». Урок-практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные реакции для распознавания карбонатов, исследовать состав природных материалов, объяснять природные процессы. Учебный предмет химия Уровень образования школьников учащиеся 9 класса Форма учебной работы классно-урочная Полное описание разработки Цель: формирование умения у учащихся распознавать соли угольной кислоты – карбонаты. Задачи: 1) совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторного опыта, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; 2) формировать положительное отношение к учебе, повышая самооценку учащихся через индивидуализацию учебного процесса; 3) развитие творческих способностей учащихся через увеличение доли самостоятельной работы при работе с модулем и проведении исследования. Методы: стимулирования и мотивации учения; организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (самостоятельная работа с модульной программой, практическая работа - исследование). Оборудование и реактивы: модули для учащихся, растворы: карбоната натрия, соляной кислоты; порошок мела, мрамор, ракушки, яичная скорлупа, жемчуг, шприц, пробирки. Ход урока: I. Организация начала урока, подготовка учащихся к уроку. II. Активизация, подготовка к учебно-познавательной деятельности: Учитель: Что такое карбонаты? Как человек использует карбонаты в своей жизни? Как видим, эти соединения играют важную роль в нашей жизни. Тема нашего урока «Качественное определение карбонатов». Как вы считаете, ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сегодня на уроке узнаем, какой реактив используется для распознавания карбонатов, каковы признаки данной реакции, исследуем ряд природных материалов и определим их состав. Учитель: дает учащимся инструктаж по работе с модулем. Учащиеся работают по модулю. Учитель оказывает помощь. Модуль «Качественное определение карбонатов» УЭ-0. Цели изучения модуля. Изучив материалы данного модуля, вы:
УЭ-1. Входной контроль. Цель: повторить учебный материал. Задание: Выполните проверочную работу письменно в тетради:
Формулы ВеществаА. СаСО3 1. углекислый газ Б. Н 2СО3 2. угарный газ В. СО 3. карбонат кальция Г. СН4 4. угольная кислота Д. СО2
примеру на каждый случай и назовите соли. УЭ-2. Качественное определение карбонатов. Цели: Изучив данный УЭ, вы познакомитесь с качественной реакцией на карбонаты. Задание: 1.Изучите текст. 2. Запишите в тетрадь:
Угольная кислота образует два ряда солей: карбонаты и гидрокарбонаты. В отличие от самой угольной кислоты, ее соли довольно устойчивы. Качественной реакцией для определения ионов СО32- является взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с растворами сильных кислот Na2CO3 + 2НСI = 2NaC I + Н2О + СО2 ↑ 2Н+ + СО32- → Н2О + СО2 ↑ При определении карбоната кальция лучше использовать соляную кислоту. Чтобы убедиться в том, что выделяющийся газ - СО2 , его пропускают через известковую воду, которая мутнеет вследствие образования осадка СаСО3: СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О Задание: Выполните лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонаты»: 1. Внимательно прочитайте правила техники безопасности:
2. Изучите порядок работы: Опыт. 1) В чистую пробирку налейте немного раствора карбоната натрия, добавьте к нему раствор соляной кислоты. Наблюдения запишите в тетрадь. 2) В пробирку с мелом добавьте раствор соляной кислоты. Наблюдения запишите. Задание. Запишите уравнение одной реакции (по выбору) в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод и запишите в тетрадь: какой реактив используется для определения карбонатов, назовите признак реакции. УЭ-3. Природные процессы и применение качественного определения карбонатов. Цели: Изучив данный УЭ, вы узнаете о роли изучаемой реакции в природных процессах, о применении в быту, производстве. Огромную роль в формировании облика нашей планеты играют процессы, которые можно описать следующими уравнениями: СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О СаСО3 + Н2О+ СО2 ↑= Са(НСО3)2 Одним из результатов данных процессов является образование карстовых пещер, в которых образуются сталактиты и сталагмиты. В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с солями угольной кислоты. Питьевая сода применяется в пищевой промышленности как разрыхлитель, в медицинских целях - для устранения изжоги. Для нейтрализации промышленных кислых сточных вод используют кристаллическую соду. В строительстве широко применяется известняк, мрамор, для отделочных работ и украшений – малахит. Известняки широко распространены по всей территории Якутии, их значительное количество наблюдается в Хангаласском улусе. Геологи в полевых условиях определяют карбонатные минералы, действуя на них кислотой. Задание: Выполните лабораторный опыт «Исследование состава природных образцов»: 1. Помните о технике безопасности! 2. Изучите порядок работы: В чистые пробирки поместите:
Задание: Какое соединение кальция содержат природные вещества: яичная скорлупа, жемчуг, мрамор, ракушка? Запишите в тетрадь: 1) формулу вещества; 2) химическое название вещества; 3) вывод. УЭ-5. Выходной контроль. Цели: При выполнении данного УЭ вы определите уровень усвоения изученного материала. Задание: 1.Выполните задание программы А. 2. Если вы испытаете затруднения при выполнении задания, обратитесь к записям в рабочей тетради, материалу учебника п.19, воспользуйтесь консультацией учителя. 3. Если вы не успеваете выполнить задания выходного контроля, можно доработать его после уроков или при выполнении домашнего задания. Программа А Раствор карбоната калия добавили к растворам: а) серной кислоты, б) нитрата калия. В каких случаях будет протекать химическая реакция? Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде. Задание: 1. После выполнения программы А вы можете приступить к выполнению заданий программы В. Программа В Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращенному ионному: 2Н+ + СО32- → Н2О + СО2 ↑ . Для чего используются эти реакции? Домашнее задание: 1. Проведите опыт «Взаимодействие питьевой соды с уксусной кислотой». 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, учитывая, что формула уксусной кислоты СН3СООН. |
Конкурс методических разработок учителей в рамках проекта Национального... | Приказ от 6 февраля 2014 г. №36 г. Нарьян-Мар Об итогах окружного... В соответствии с Положением «О порядке Марафона для учителей предметов эстетического цикла» в гбу нао «Ненецкий региональный центр... | ||
Урок по швейному делу. Тема: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой поясного изделия Региональная научно-практическая конференция «Опыт создания Интернет-ресурсов педагогами Оренбуржья» (в рамках проекта «Информатизация... | Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | ||
Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов Учредитель Конкурса: Межшкольная Ассоциация Учителей Научно- естественных Дисциплин («маунед») | Перечень методических разработок учителей Доклад «Профилактика профессионального «выгорания» педагогов как фактор повышения эффективности реализации фгос» | ||
Положение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков... Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен... | I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | ||
Методический Центр «эврика» Второй общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий педагогов | Сборник методических разработок учителей –победителей муниципального... ... | ||
Сборник методических разработок учителей –победителей муниципального... ... | Адрес Общероссийский конкурс методических разработок классных часов и внеклассных мероприятий педагогов и творческих работ обучающихся | ||
Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Конкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение... Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общероссийский конкурс методических разработок занятий и внеклассных мероприятий педагогов | Конкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... |