Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия





Скачать 166.73 Kb.
НазваниеПрограмма по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия
Дата публикации08.07.2013
Размер166.73 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > География > Программа курса
Программа курса «Если хочешь быть здоров»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Если хочешь быть здоров» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Данная программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Цель программы: создание условий для формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов.

Задачи программы:

- формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья;

- развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

- расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Реализация программы ориентирована не только на усвоение ре­бенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ре­бенком знаний и представлений в его поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оз­доровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Место учебного предмета в учебном плане.

Образовательная программа предполагает проведение занятий 34 часа (1 раз в неделю, 34 учебных недели) за счет часов внеурочной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» базисного учебного плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования. Количество аудиторных занятий – 17 часов, внеаудиторных – 17 часов.

Структура занятий курса «Если хочешь быть здоров»

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс уп­ражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и раз­рушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая фи­зические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Универсальные компетенции, формирующиеся у обучающихся в процессе освоения программы «Если хочешь быть здоров»:

- умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения полного благополучия;

- активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

- доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения программы:

- активное включение обучающихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

- проявления у детей: позитивных качеств личности и умения управлять своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья; дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;

- оказание школьниками бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении здоровья.

Метапредметные результаты изучения программы:

Умения обучающихся:

- давать объективную оценку здоровья как социокультурному феномену, на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- защищать и сохранять личное и общественное здоровье позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям;

- планировать и организовывать самостоятельную деятельность (учебную и досуговую) с учетом требований сохранения и совершенствования здоровья;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;

- управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами и совершенствовать с учетом индивидуальных особенностей.

Тематическое планирование составлено на основе курса «Школа докторов здоровья», авторами которой являются Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е.
Тематическое планирование (2 класс)


п/п

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Тема 1. Почему мы болеем.

(3 часа)

Причины болезни.

- вступительная беседа «Почему люди болеют»

- Беседа по книге А. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья»;

- Оздоровительная минутка

Использовать разнообразные виды двигательной активности и расслабления. Оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья. Характеризовать правила первой помощи при ознобе и высокой температуре

2.

Если хочешь быть здоров.

Игры на свежем воздухе.

- Игра-соревнование «Кто вперед».

. Умение применять знания в практической деятельности. Оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья

3.

Если хочешь быть здоров.

Игры на свежем воздухе.


Оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья

4.

Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. (2 часа)

Как организм помогает себе сам

- повторение о причинах болезней;

- знакомство с понятием адаптация;

- Оздоровительная минутка;

- Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?»;

- Составление памятки «Как правильно готовить уроки»

Уметь целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. Анализировать рисунки. Составлять памятку, используя свой опыт и знания, полученные на занятиях. Оформлять тестовые задания.

5.

Здоровый образ жизни.

Игра – соревнование

«Веселые старты».


- участвовать в совместной деятельности, помогать друг другу во время командной игры.

6-7

Тема 3. Кто нас лечит (2 часа) Какие врачи нас лечат.

Экскурсия в детскую поликлинику. Знакомство с профессией детского врача.

Характеризовать профессию врача, определять их значимость для человека. Работать с разными источниками информации. Оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья

8

Тема 4: Прививки от болезней.

(1 час) Инфекционные болезни. Прививки от болезней.

- знакомство с понятиями инфекция, иммунитет;

- игра-соревнование «Кто больше знает?»

- Анализирование ситуаций;

- Оздоровительная минутка

Работать с разными источниками информации. Прогнозировать свой ответ, обобщать то новое, что открыто на занятии.

9-10

Тема 5. Что нужно знать о лекарствах.

(3 часа) Какие лекарства мы выбираем.(2 часа)

Экскурсия в городскую аптеку. Знакомство с профессией «фармацевт»

Работать с разными источниками информации, анализировать различные ситуации, участвовать в совместном обсуждении.

11.

Домашняя аптечка.

- игра «Светофор здоровья»;

- Анализирование ситуаций;

- беседа по стих. С. Михалкова «Для больного человека»;

- памятка «Что должно быть в домашней аптечке»;

- правила безопасности при обращении с лекарствами и бытовой химией;

- Оздоровительная минутка.

Работать с разными источниками информации. Умение применять знания в практической деятельности. Избегать факторов риска, опасных для здоровья. Оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья

12.

Тема 6: Как избежать отравлений.

(2 часа)

Отравление лекарствами.

- Беседа по сказке К. Чуковского «Айболит» (про бегемотиков);

- игра – соревнование «Кто лучше знает?»

- знакомство с признаками лекарственного отравления;

- первая помощь при отравлениях лекарствами;

- практ. работа «Определение пульса в течение 1 минуты»;

- Оздоровительная минутка.

Знать группы лекарственных препаратов. Оказывать первую помощь себе и другим при первых признаках отравления. Правильно обращаться за экстренной медицинской помощью. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

13.

Пищевые отравления.

- повторение признаков лекарственного отравления;

- игра – соревнование «Кто лучше знает?»;

- знакомство с признаками пищевого отравления;

- первая помощь при пищевых отравлениях;

- Оздоровительная минутка.

Знать основные группы пищевых продуктов. Избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья. Оказывать первую помощь себе и другим при первых признаках пищевого отравления. Правильно обращаться за экстренной медицинской помощью.

14.

Тема 7: Безопасность при любой погоде. (2 часа)

Если солнечно и жарко.

Экскурсия в природу.

беседа о лете, о мерах предосторожности во время жары;

- Беседа по стих. С. Михалкова «Забыла Таня про обед»;

- знакомство с признаками солнечного ожога;

- первая помощь при солнечных ожогах;

- Оздоровительная минутка.

Оказывать первую помощь себе и другим при первых признаках солнечного ожога. Использовать разнообразные виды двигательной активности и расслабления. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

15.

Если на улице дождь и гроза.

Экскурсия в природу.

- беседа о временах года, природных явлениях;

- Анализ картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»;

- Составление правил поведения при грозе;

= Первая помощь, если вы намочили ноги;

- Оздоровительная минутка.

Наблюдать связи человека с природой, определять опасности в природе. Характеризовать правила оказания первой помощи при охлаждении ног. Составлять алгоритм действий во время грозы. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

16.

Тема8:Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. (3 часа) Опасность в нашем доме.

- беседа «Опасности вокруг нас»;

- Анализирование ситуаций;

- беседа по стихотв. Э. Успенского «Мама приходит с работы»;

- Правила безопасного поведения в доме;

- игра «Светофор здоровья»;

- игра-соревнование «Кто больше знает?»;

- Оздоровительная минутка.

Обладать знаниями безопасного поведения в доме, правильного использования электроприборов, колющих и режущих предметов. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

17-18

Как вести себя на улице. (2 часа)

Движение по улицам города в группе.

- Беседа о ПДД на дороге, дорожных знаках;

- правила перехода улицы в местах, где нет светофора;

- Анализирование ситуаций;

- правила безопасного поведения в транспорте;


Обладать стереотипами безопасного поведения на улице (наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин). Уметь безопасно переходить дорогу. Уметь правильно вести себя в транспорте.

19.

Тема9: Правила безопасного поведения на воде (1 час)

Вода – наш друг.

Экскурсия на водоем.

- беседа о правилах поведения на воде;

- обсуждение стихотворения И. Емельянова «У моста стоит Авось»;

- игра «Светофор здоровья»;

- составление памятки безопасного поведения на воде «Когда опасность рядом»;

- Оздоровительная минутка.

Характеризовать ситуации, анализировать их. Участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение. Составлять правила поведения на воде и применять их в своей жизни. Умение применять знания в практической деятельности.

20

Тема 10: Правила обращения с огнем (1 час)

Чтобы огонь не причинил вреда.

- Беседа «Что вы знаете об огне»;

- игра «Светофор здоровья»;

- Анализирование ситуаций;

- составление правил поведения при пожаре в доме;

- практ. раб. «Рассматривание плана эвакуации школы и описание словами маршрута эвакуации».

Анализировать рисунки, схемы, извлекать из них нужную информацию. Характеризовать ситуации, анализировать их. Составлять правила поведения при пожаре. Правильно обращаться за экстренной помощью при пожаре.

21.

Тема 11: Как уберечься от поражения элект. током (1 час). Чем опасен эл. ток.

- беседа об электроприборах;

- знакомство с понятием изолятор;

- первая помощь пострадавшему от удара током;

- Правила электрической безопасности;

- игра «Светофор здоровья»;

- Оздоровительная минутка.

Группировать предметы, характеризовать их. Правильно обращаться за экстренной медицинской помощью. Умение применять знания в практической деятельности.

22.

Тема 12: Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. (1 час)

Травмы.

знакомство с понятием травма;

- беседа «Когда можно получить ушиб, травму, порез?»

- первая помощь при порезах, ушибах, переломах;

- Анализирование ситуаций;

- Оздоровительная минутка.

Анализировать различные ситуации, поступки. Умение применять знания в практической деятельности. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

23.

Тема 13: Как защититься от насекомых. (1 час)

Укусы насекомых.

- беседа о насекомых, их значении в природе;

- Анализирование ситуаций;

- признаки аллергии;

- первая помощь при укусах пчелы, клеща;

- Оздоровительная минутка.

Определять роль насекомых в природе. Аргументировать свой ответ, слушать мнение одноклассников. Умение применять знания в практической деятельности.

24.

Тема14: Предосторожности при обращении с животными (1 час) Что мы знаем про кошек и собак.

- Беседа «Домашние животные»;

- обсуждение рассказа А. Раскина «Как папа был маленьким»;

- правила обращения с животными;

- первая помощь при укусе собаки;

- Оздоровительная минутка.

Знать правила обращения с животными. Правильно обращаться за экстренной помощью в случаях укуса собаки, оказывать первую помощь. Умение применять знания в практической деятельности.

25.

Тема 15: Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.(2 часа)

Отравление ядовитыми веществами.

- игра-соревнование «Кто больше знает?»

- игра «Светофор здоровья»;

- знакомство с понятиями дезинфекция, дезодорант;

- первая помощь при отравлении ядовитыми веществами;

- Оздоровительная минутка.

Характеризовать признаки отравления ядовитыми веществами. Прогнозировать результат неправильного использования ядовитых веществ. Умение применять знания в практической деятельности.

26

Отравление угарным газом.

- повторение правил поведения при пожаре;

- признаки отравления угарным газом;

- первая помощь при отравлении угарным газом;

- Оздоровительная минутка.

Правильно обращаться за экстренной помощью в случаях отравления угарным газом. Оказывать первую помощь при отравлении.

27.

Тема 16: Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях (2 часа). Как помочь себе при тепловом ударе.

- признаки теплового удара;

- первая помощь при тепловом ударе;

- игра «Светофор здоровья»;

- Оздоровительная минутка.

Прогнозировать результат долгого пребывания на солнце. Оказывать первую помощь при тепловых ударах. Правильно обращаться за экстренной помощью в случаях теплового удара.

28.

Как уберечься от мороза.

Экскурсия в природу.

беседа «За что мы любим зиму»;

- обсуждение сказки С. Михалкова «Мороз и морозец»;

- признаки обморожения;

- первая помощь при обморожениях;

- Игра «Полезно – вредно»;

- Оздоровительная минутка.

Уметь определять признаки обморожения, оказывать первую помощь при обморожениях. Использовать разнообразные виды двигательной активности. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

29.

Тема 17: Первая помощь при травмах (3 часа)

Растяжения связок и вывих костей. Переломы.

- беседа «Какие бывают травмы?»;

- знакомство с понятием вывих;

- признаки растяжения связок и вывиха костей;

- первая помощь при вывихах и растяжениях;

- практ. раб. (парная или групповая) «Наложение холодного компресса»;

- Оздоровительная минутка.

Обладать знаниями о минимальных лекарственных препаратах, используемых для лечения травм, правильно их использовать в практической деятельности. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

30.

Если ты ушибся или порезался.

- беседа «Что такое ушиб»;

- обсуждение стих. С. Михалкова «Таня пальчик наколола»;

- первая помощь при ушибах и порезах;

- практ. раб. (парная или групповая) «как правильно забинтовать рану»

- Оздоровительная минутка.

Обладать знаниями о минимальных лекарственных препаратах, используемых для лечения ушибов и порезов. Оказывать первую помощь при порезах и ушибах. Правильно обращаться за экстренной помощью в случаях

31 - 34.

Я выбираю движение.

Подвижные игры на воздухе;

Знакомство с народными играми Вытегорского края и Вологодской области.

Участвовать в совместной деятельности, доброжелательно относиться к своим одноклассникам, принимать правила игры. Использовать разнообразные виды двигательной активности и расслабления


Информационный материал

  1. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А, Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.:ВАКО, 2008. – 288с.

  2. Кузнецова В. М. Методические рекомендации по организации активного отдыха детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 68.

3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: ВАКО, 2004, 296с.

4.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144 с.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconЗаконами поведения жидкости в них. Л огика урока
...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый человек хочет быть здоровым. А почему очень важно беречь и укреплять своё здоровье?
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconБыть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие...
Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconТема урока: Если хочешь быть здоровым
Отвечая на мои вопросы, вы высказали разные мнения. И сегодня на уроке мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье на долгие...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Ознакомление студентов,...
Земле в общей иерархии естественнонаучных дисциплин. Осознание студентами места человека на Земле и во Вселенной, взаимосвязи человека...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconПуть к здоровому образу жизни
Цели: выявить уровень знаний; формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности человека; воспитывать...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconУрок здоровья Тема: «Здоровье бесценный дар»
«Здоровье бесценный дар». Действительно, здоровье- это одна из главных составляющих счастья каждого человека. Ведь не зря говорят,...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconКонспект занятия «Я здоровье берегу быть здоровым я хочу»
Цели: ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconПрограмма дисциплины опд ф. 06. 06 Экономика фирмы
Задачи: познакомить с основными процессами и законами экономики; обеспечить высокий уровень подготовки, опирающийся на знания фундаментальных...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconК итоговой аттестациии
Права потребителей на информацию о товарах, их изготовителях и продавцах, декларируемые законами РФ
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconС. С. Соловейчик На уроках мы ищем и находим формы и методы работы...
Именно учитель на уроке может много сделать для здоровья школьников. Здоровье-это физическое и психическое благополучие, способность...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для воспитания чувства здоровья и радости быть здоровым, желанием беречь здоровье
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия iconУрок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема...
«Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,...
Программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия icon«Виртуальный Эрмитаж. Компьютер учит чувствовать и творить» напечатана...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск