Скачать 59.9 Kb.
|
Тема урока: «Научно-технический прогресс» Интегрированный урок (обществознание, география экономика) 11класс ВЫПОЛНИЛА: учитель географии Высшей квалификационной категории Проняшина Вера Викторовна 1. Слайд Тема: «Научно-технический прогресс» Оборудование: ИКТ, Стихи, отрывки из фильмов о природе, фотографии флоры и фауны 2 слайд Цели и задачи:
Ход урока: Вводное слово учителя: Человек с древнейших времен был творцом: он создавал орудия труда, украшения, жилища, одежду, произведения искусства. В процессе труда при постоянном взаимодействии с окружающей природой происходило становление, самосознание человека и как биологического вида, и как существа разумного, познающего мир и самого себя. 3 слайд Поэтому сегодня как никогда актуальны слова американского физика Э. Теллера: «То, что сегодня наука,- завтра техника» На уроках географии и экономики мы с вами уже знакомились с понятиями «НТР» и «НТП», сегодня мы вспомним, на сколько достижения науки и техники усложнили или облегчили жизнь общества, какова роль человека в промышленном производстве и чем является для общества НТП – благом или злом? 4слайд ??? Итак, вспоминаем: НТР – это коренное и качественное преобразование производительных сил общества, (подразумевает быстрый и резкий скачок в системе научных знаний). ???? Какие составные части НТР вам известны? 5 слайд А) Универсальность 6 слайд Б) Чрезвычайное ускорение НТП 7 слайд В) Коренное изменение роли человека в процессе производства 8 слайд Г) Использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. 9 слайд ??? Какие черты НТР вы знаете? А) Наука Б) Техника и технология: (Эволюционный путь развития и Революционный путь) В) Производство: 1 Электронизация 2 комплексная автоматизация 3 перестройка энергетического хозяйства 4 производство новых материалов (конструкционные: керамика, синтетическое волокно, пластмасса) 5 ускоренное развитие биотехнологий (кормовая база, генная инженерия, медикаменты, лазерная и плазменная технологии ведет к улучшению качества производственных процессов) Г) Управление («информационный взрыв») СЛАЙД: ПРОВЕРЬТЕ: правильно ли вы заполнили таблицу? ????? Какую роль играет НТР в сферах жизни? (транспорт, печать, микроэлектроника, медицина, телефон, связь, торговля, кредитно-финансовые услуги, бытовая техника…) ПРОИСХОДИТ ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ САМОГО ЧЕЛОВЕКА: «ТО, ЧТО СЕГОДНЯ НАУКА – ЗАВТРА ТЕХНИКА» 10 слайд 2. Экономические и социальные последствия НТР: ДВА ПУТИ: (Экстенсивный – расширение площадей) Интенсивный - внедрение достижений НТР в производство: ВЛИЯНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ Экономия ресурсов Экономия труда Экономия энергии Повысилась производительность Улучшилось качество продукции Повысилась роль образования Увеличилась ценность научных исследований ДЕВИЗ ЯПОНИИ: «Легче, тоньше, короче, меньшего размера», а как обстоит дело в России? Вывод:1. Образуются интеграционные пространства (ЕС) 2. СЭЗ 3. Технопарки, города науки ???? Общество изменилось?: ДА: выросла квалификация трудовых ресурсов Изменилась роль человека в отраслевой и профессиональной структуре Появились новые и исчезли не востребованные профессии (менеджер, программист, оператор….) 11 слайд ???? Повлияла НТР на природную среду? ДА: ПОЛОЖИТЕЛЬНО: ОТРИЦАТЕЛЬНО: Появление конструкционных материалов Нет их утилизации Использование атомной энергии Последствия ЧАЭС Экономия лесных ресурсов Быстрое исчезновение лесов Добыча с шельфа океана Уничтожение морских видов Использование почв Химикаты, пестициды, деградация Использование пресной воды «Качественное» ухудшение Использование кислорода в авиации Озоновые дыры 12-16 слайды(СТИХИ об «Озоновой дыре» или отрывок из «Озеро») На фоне стихов: Фотографии живой природы, кинофильмы вперемежку с искусственными городами, техносферами Я ночью проснулся, мне кто-то сказал: «Мертвое море – священный Байкал» Я на себе почувствовал взор, Будто я моря убийца и вор. Слышу – не спит иркутянин во мгле. Курит. И предок проснулся в земле. Когда ты болеешь, все мы больны. Байкал – ты, хрустальная печень страны! И кто-то добавил из глубины: «Байкал – заповедная совесть страны» Плыл я на лодке краем Байкала. Вечер подсвечивал вполнакала. Ну, неужели наука солгала Над запрокинутым взором Байкала? И неужели мы будем в истории – «Эти, Байкал загубили которые?!» Надо вывешивать бюллетень, Как себя чувствуют омуль, тюлень. Это не только отстойников числа,- Совесть народа должна быть чистой. Вот почему, указав показуху, Борются наши прорабы духа, Чтоб заповедником стало озеро, Чтоб его воды не целюлозило, Чтобы никто никогда не сказал: «Мертвое море – священный Байкал!» А. Вознесенский А так пишет Булат Окуджава: Земля изрыта вкривь и вкось. Ее, сквозь выстрелы и пенье, Я спрашиваю:«Как терпенье? Хватает? Не оборвалось?» Она мне шепчет горячо: « Я вас жалею, Дурачье, Пока вы топчетесь в крови, Пока друг другу глотки рвете, Я вся в тревоге и заботе изнемогаю от любви». И еще несколько строк: Земля пустынна как орех, И кто-то в небе пел про это: «Червь, человек, короед, Какую ты сожрал планету!?» 17 слайд ??? Достижения НТР это ЗЛО или БЛАГО для общества???? 18 слайд ВЫВОДЫ: При влиянии НТР изменилось и МХ: - Изменились технологии производства - Создаются материалы, с заранее заданными свойствами - Изменяется структура производства - Быстро развивается непроизводственная сфера - Происходит «миграция» отраслей производства - Изменяется психология человеческого общества 19 слайд Использование достижений НТР в ЛИЧНЫХ целях, не задумываясь об интересах общества, привело к ЭКОЛОГИЧЕКОМУ КРИЗИСУ: ???? Что же делать? Есть ли выход у ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?: ДА: ресурсосберегающие технологии безотходные производства замкнутый цикл использование вторичного сырья альтернативные источники энергии 20 слайд Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Рильке: Как мелки с жизнью наши споры, Как крупно то, что против нас! Когда бы мы поддавались напору Стихии, ищущей простора, Мы выросли бы во сто раз! Р. Рильке 21 слайд Домашнее задание: Параграф 12, вспомнить определения по экономике 22 слайд «Спасибо за работу на уроке!» |
Урок №53 Тема: Природа и экология. Научно технический прогресс | Республиканское унитарное предприятие Научно-практический центр Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-технической конференции «Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном... | ||
Тема. Научно-технический прогресс и его влияние на журналистику Я. Н. Научно техническая революция и журналистика // Вестник мгу. Серия 10. Журналистика. 1971. №4 | Газотурбинные установки На тему: Научно-технический прогресс газотурбинных установок магистральных газопроводов | ||
Программа очного заседания секций региональной научно-практической... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тема Сәг саны Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации нтр | ||
Тема «Научно-технический прогресс. Что он нам принёс?» Задачи: 1 учебная- совершенствовать умение У. высказываться по данной проблематике и приводить аргументы | Урок №40 Тема: Природа и экология, научно-технический прогресс Проверка домашнего задания Prüfen wir die Hausaufgabe. Was habt ihr zu Hause gemacht? | ||
Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую... Целью работы является комплексное теоретическое и практическое исследование процесса учета расходов на научно-исследовательские работы... | Реферат по экономике как форма самостоятельной работы студентов Гарантии... Научно-технический прогресс как фактор повышения эффективности социалистического производства преимущественно интенсивного типа | ||
Проблема эффективности урока графики Научно-технический прогресс требует глубоких качественных изменений в образовании. Он обуславливает переход на новое содержание обучения,... | Курсовая работа по мировой экономике «Научно-технический прогресс... Величина технологического разрыва и темпы роста производительности в развитых странах | ||
Темы рефератов натурфилософия эпохи античности. Научная революция... Научно-технический прогресс и превращение науки в непосредственную производительную силу | Темы рефератов 1 семестр Натурфилософия эпохи античности. Научная... Научно-технический прогресс и превращение науки в непосредственную производительную силу | ||
Темы рефератов 1 семестр Натурфилософия эпохи античности. Научная... Научно-технический прогресс и превращение науки в непосредственную производительную силу | Научно-технический прогресс в двигателестроении, тенденции развития... Ключевые слова: двигатели внутреннего сгорания, эксплуатационные требования, конструкция двс, исторические факты |