Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе





Скачать 185.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе
Дата публикации13.08.2014
Размер185.04 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка

к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч.год
.

Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В.В.

(Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /сост.Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010)

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю ( 70 час.в год). За счёт компонента образовательного учреждения в курс «Природоведение» добавлен 1 час в неделю (35 часов) на дополнительный модуль «Экология » («Краеведение с основами экологии Дона») с целью развития краеведческой и экологической направленности учащихся. Программа модуля составлена на основе авторской программы Т.С.Суховой и В.И.Строганова /Природоведение. Биология. Экология. Программы.5-11кл.- М.: «Вентана – Граф, 2009.

Таким образом, объём недельной нагрузки – 3 часа, в год - 105 часов.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природоведение. 5 класс», М.,»Дрофа» 2010г.

В качестве тетради для учащихся используется рабочая тетрадь «Природа. Неживая и живая. 5 класс» (Пакулова В.М., Иванова Н.В.).

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д

Контроль на уроках осуществляется в виде: устного опроса, проверочных работ (тестовых и письменных заданий), выполнения заданий в рабочих тетрадях.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Программа модуля «Экология» составлена на основе программно- методических материалов «Природа. Введение в биологию и экологию.»Т.С.Суховой, В.И.Строганова

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование экологических понятий уже с 5 класса: вырастить главные ветви знаний а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям»

Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир экологических понятий через установление общих признаков жизни . За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Природоведение» или «Окружающий мир». Данный курс помогает формировать у учащихся собственный взгляд на окружающий мир, умение высказывать своё мнение. В каждой теме после небольшого блока теоретического материала учащимся предлагается высказать свои предположения, привести конкретный пример, используя для рассуждения личный опыт. Текст даётся небольшими «дозами», проблемные вопросы ставятся в форме доверительного разговора со школьниками

Процессы питания, дыхания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на земле, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволяет убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

В результате изучения курса экологии учащиеся должны:

-иметь представление о многообразии живого мира;

-знать названия всех царств живых организмов и уметь назвать представителей для каждого царства; знать особенности каждого царства;

- знать среды жизни и уметь характеризовать их;

-уметь выявлять особенности строения организмов в связи со средой обитания;

- иметь представление о жизни в сообществе; знать определение экосистемы;

-знать о влиянии человека на окружающую среду;

-знать особенности человека как живого организма;

-знать три группы факторов;

- знать типичных представителей природных зон

Для реализации программы модуля используя учебное пособие « Природа. Введение в биологию и экологию – 5 класс» (авт.Т.С.Сухова, В.И. Строганов).
Литература.

1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2010

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2010;

  3. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во Дрофа, 2010.

  4. Программно – методические материалы – Экология 5 – 11кл. ГОУ ДПО «СарИПКи ПРО» - Акифьева Е.В.,2010

  5. Учебное пособие Природа. Введение в биологию и экологию.М., Вентана-Граф, 2007.

  6. Методическое пособие . Введение в биологию и экологию. Т.С.Сухова; В.И.Строганов.М..Вентана_Граф,2007

  7. Рабочая тетрадь №1 и №2 «Природа. Введение в биологию и экологи. Т.С.Сухова, В.И.СтрогановМ., Вентана-Граф, 2006.


Литература дополнительная.

1. Природа. Неживая и живая. 5 кл: поурочное планирование по учебнику Пакулова В. М., Иванова Н. В. «Природа. Неживая и живая. 5 кл»/ автор-сост. Г. В. Чередникова. – Волгоград: Учитель,2005

2.Природоведение. 5 кл. Лучшие нестандартные урок: Пособие для учителя/ Под общей редакцией Н. И. Сонина – М.: Айрис-пресс, 2003

В программе имеются 8 часов резервного времени, которые распределены мной по темам:

«Вселенная» (1ч), «Строение и свойства вещества» (2ч), «Вода» (1ч+1ч на экскурсию), «Организмы» (1ч экскурсии), «Растения» (1ч экскурсии), летние задания (1ч). С учетом местных климатических условий экскурсии перенесены на весну.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; программа основного общего образования по природоведению 5 класс авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова; федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Природоведение. 5 класс».

(70 часов).



урока

№ в

теме

Тема урока.

Практическая часть.

Проверочные работы.

Примечание

Введение (2 часа)

1.

1.

Для чего изучают природу.







2.

2.

Природа неживая и живая.







Вселенная (6 часов)

3.

1.

Звезды на небе.







4.

2.

Земля - наш дом.

Л.р.1 «Определение на глобусе и карте экватора, полюсов, полушарий».




5.

3.

Оболочки Земли.

Л.р. 2 «ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков»




6.

4.

Луна - естественный спутник Земли.







7.

5.

Солнце. Солнечная система.







8.

6.

Обобщающий урок по теме: «Вселенная»

Тест по теме: «Солнечная система»




Строение и свойства вещества (13 часов)

9.

1.

Тела и вещества.







10.

2.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Л.р.3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».




11.

3.

Вещества и смеси







12.

4.

Молекулы. Атомы. Элементы.







13.

5.

Движение частиц вещества.







14.

6.

Взаимодействие частиц.







15.

7.

Разнообразие веществ.







16.

8.

Физические и химические явления.







17.

9.

Горение. Окисление.







18.

10.

Электризация тел. Электрические заряды.







19.

11.

Электрический разряд. Молния.







20.

12.

Электрический ток.







21.

13.

Обобщающий урок по теме: «Строение и свойства вещества».

Тест по теме




Воздух (6 часов)

22.

1.

Воздух - смесь различных газов.







23.

2.

Свойства воздуха.







24.

3.

Вес воздуха и атмосферное давление.







25.

4.

Изменение давления воздуха с высотой. Ветер.

Л.р.4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами»




26.

5.

Осадки. Погода. Климат.

Л.р. 5 «Описание погоды за месяц и сезон»




27.

6.

Значение воздуха в природе и его охрана.







Вода (4 часа)

28.

1.

Три состояния воды.







29.

2.

Тепловое расширение воды.







30.

3.

Вода - растворитель. Работа воды в природе.







31.

4.

Использование воды человеком. Охрана воды.







Горные породы (3 часа)

32.

1.

Горные породы и минералы.

Л.р.6 «Определение свойств горных пород».




33.

2.

Разрушение горных пород.







34.

3.

Полезные ископаемые. Металлы.







Почва (4 часа)

35.

1.

Образование почв и их разнообразие.







36.

2.

Состав и свойства почвы.







37.

3.

Обработка почвы. Почва и растения.







38.

4.

Разрушение почв.







Организмы (6 часов)

39.

1.

Организм и его свойства.







40.

2.

Где живут организмы?







41.

3.

Строение растительной клетки.







42.

4.

Строение организмов.







43.

5.

Разнообразие организмов.







44.

6.

Обобщающий урок по теме «Организмы»

Тест по теме




Растения (7 часов)

45.

1.

Признаки растения.







46.

2.

Разнообразие растительного мира.







47.

3.

Строение цветковых растений.

Л.р.7 «Распознавание органов цветковых растений».




48.

4.

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

Л.р. 8 «Определение растений с помощью атласа-определителя»




49.

5.

Растения Красной книги.







50.

6.

Многообразие культурных растений.

Л. р. 9 «Постановка опытов по выявлению условий прорастания семян»




51.

7.

Обобщающий урок по теме: «Растения».







Грибы (2 часа)

52.

1.

Разнообразие грибов.







53.

2.

Шляпочные грибы.

Л.р.10 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»




Животные (5 часов)

54.

1.

Признаки животных.

Л.р.11 «Узнавание животных своей местности»




55.

2.

Условия жизни и многообразие диких животных.







56.

3.

Значение диких животных и их охрана.







57.

4.

Домашние животные.







58.

5.

Обобщающий урок по теме: «Животные».







Ваши любимые растения и животные (3 часа)

59.

1.

Ваши любимые растения.







60.

2.

Ваши любимые животные.







61.

3.

Уход за комнатными растениями и домашними животными.

Л.р.12 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»




Природа едина (2 часа)

62.

1.

Связи живого и неживого.







63.

2.

Охрана природы.







Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

64.

1.

Строение человека. Образ жизни человека и его здоровье.

Л.р.13 «Измерение температуры, роста, массы тела»




65.

2.

Правила поведения в опасных ситуациях.







66.

3.

Первая помощь при травмах.

Л.р. 14 «Овладение простейшими приемами первой помощи»




Экскурсии

67.

1.

Изучение работы текучих вод и ветра.

Экскурсия 1.




68.

2.

Разнообразие организмов. Приспособленность организмов к условиям внешней среды».

Экскурсия 2.




69.

3.

Распознавание различных видов растений своей местности.

Экскурсия 3.




70.



Заключительный урок по курсу: «Природоведение. 5 класс». Летние задания.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение русского языка в 7 классе...
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год
Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории в 8 классе Настоящая...
...
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год
Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса
...
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год...
Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа
Л. Н. Боголюбова, “Просвещение “ 2006 год. Рабочей программе по обществознанию 10-11 класс ( профильный уровень ) под редакцией Л....
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconРабочая программа Карху Владимира Вячеславовича по технологии 6 а...
«Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир»
Образовательная программа ноо гбоу гимназии №168 Центрального района Санкт – Петербурга 2014 год
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии в 5-х классах....
Ро от 25. 04. 2013 №296); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии;...
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка обществознание 11 класс (базовый уровень) 2013-2014 учебный год
Право) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка. К рабочей программе по домашнему труду 5 класса...
«С(К)ош №4» г. Сарапула на 2013-2014 учебный год (для детей с умеренной умственной отсталостью) и Программы 1-4 класса коррекционного...
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории (10-11 классы)...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного При-казом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе на 2013-2014 уч год. Программа разработана на основе iconРабочая программа Карху Владимира Вячеславовича по технологии 8 б...
«Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск