Скачать 359.46 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108 Рабочая учебная программа по географии 6 – 9 класс Составлена на основе образовательной программы по географии для 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Программу составила Силиченко Т. А. , учитель географии г. Москва 2014 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Программа создана на основе: 1. Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Москвы 2. Образовательной программы Т.М. Лифановой по предмету «География» для 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Владос», 2001 год, под редакцией В.В. Воронковой. Структура документа: программа включает три раздела: 1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения. 2. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам. 3.Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников. Общая характеристика учебного предмета. География как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «География России», 8 класс - «География материков и океанов», 9 класс — «Государства Евразии». География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Цели обучения Изучение географии в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей: -дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран; - показать особенности взаимодействия человека и природы; - познакомить с культурой и бытом разных народов; - помочь усвоить правила поведения в природе. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование); - понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости. Место предмета в учебном плане В региональном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Москвы в 6 - 9 классах предусмотрена нагрузка по 2 часа в неделю, что составляет 272 часа, в том числе - реализацию национально-регионального компонента (68 учебных часов). Резервное время (10 -8 часов) используется для изучения и закрепления материала, вызывающего у обучающихся затруднения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ( 272 ЧАСА) Начальный курс физической географии (68 часов) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Компоненты погоды. Признаки времен года. Явления природы. Ориентирование на местности Горизонт. Компас. Ориентирование. План и карта Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Формы поверхности Земли Рельеф местности, его основные формы. Вода на Земле Вода на Земле. Родник, его образование. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Земной шар Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Глобус — модель Земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Материки на глобусе и карте полушарий. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Карта России Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы и морские границы. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки и озёра. География России (68 часов) Особенности природы и хозяйства России Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Типы климата. Водные ресурсы России, их использование. Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли, Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Природные зоны России Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России. Зона арктических пустынь Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Зона тундры Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Животный мир лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Степи Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Полупустыни и пустыни Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Субтропики Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Высотная поясность в горах Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Материки и океаны (68 часов) Океаны (5 часов) Океаны. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана. Африка Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растения и животные. Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы. Австралия (8 часов) Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новая Гвинея. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн. Антарктида Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды. Америка Северная Америка Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба Южная Америка (10 часов) Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Крупные государства, их столицы. Евразия Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии. Государства Евразии (68 часов) Западная Европа Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария. Южная Европа Испания. Португалия. Италия. Греция. Северная Европа Норвегия. Швеция. Финляндия. Восточная Европа Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария. Югославия. Албания . Эстония. Латвия. Литва. Белоруссия. Украина. Молдавия. Центральная Азия Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Киргизия. Таджикистан . Юго-Западная Азия Грузия. Азербайджан. Армения. Турция. Ирак. Иран. Афганистан. Южная Азия Индия. Восточная Азия Китай. Монголия. Корея. Япония. Юго-Восточная Азия Вьетнам. Лаос. Таиланд. Россия Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России. Административное деление России. Столица, крупные города России. В том числе региональный компонент – 68 часов. «Начальный курс физической географии» Географические сведения Москвы, Московской области и труде местного населения. Ориентирование на местности Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Месторождения полезных ископаемых Московской области. Ведение дневников наблюдений за погодными и природными явлениями и изменениями «География России» Особенности природы и хозяйства России. Разнообразие рельефа Московской области. Полезные ископаемые Московской области. Пути рационального использования Зона лесов. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы зоны лесов Особенности природы. Растительный мир. Животные зоны лесов. Хозяйство. Население и его основные занятия. Город Москва. Экологические проблемы лесной зоны. Охрана природы лесов. Подведение итогов наблюдений за погодными и природными изменениями. «География материков и океанов» Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Его значение для Севера. Северный морской путь. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.. Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии. Природные зоны. Реки и озера Евразии. Реки и озера Москвы и Московской области, Растительный и животный мир Евразии. Растения и животные Московской области. Население Евразии. Население Московской области. Подведение итогов наблюдений за погодными и природными изменениями. «Государства Евразии» Московская область. История возникновения нашего края. Положение Московской области на карте. Границы. Поверхность. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Полезные ископаемые и почвы Московской области. Реки, пруды, озера, каналы Московской области. Растительный мир Московской области. Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир Московской области. Красная книга. Охрана животных. Население Московской области. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. Промышленность Московской области. Специализация сельского хозяйства. Архитектурно- исторические и культурные памятники нашего края. Город Москва, Подведение итогов наблюдений за погодными и природными изменениями. Резервное время – 10 часов. В том числе - практическая часть Итоговые контрольные работы - 4 часов. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса «Природоведение» обучающийся должен знать: - основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; -правила поведения в природе; -основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; -материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; -Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; -основные типы климатов; -географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий. -природные зоны России, природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; -типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; -хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне, экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; - расположение географических объектов на территории России, указанных в программе; - географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; - границы, государственный строй и символику России; - особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; уметь: -определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе; -выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; -показывать на карте объекты, указанные в программе, -показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; -показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; -устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; -показывать на географической карте океаны, давать им характеристику; -определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий. -находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; -по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии; -показывать Россию на политических картах мира и Евразии; -находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон); -давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; -называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; -правильно вести себя в природе. |
Пояснительная записка Статус документа Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического... | Пояснительная записка Статус документа Создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз,... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Пояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе... Цель рабочей программы – совершенствование технологии и методики преподавания литературы с целью повышения качества образования и... | Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов | ||
Пояснительная записка статус документа Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе | ||
Пояснительная записка. Статус документа | Пояснительная записка Статус документа Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Пояснительная записка статус документа Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного... | Пояснительная записка Статус документа Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Пояснительная записка Статус документа Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Пояснительная записка статус документа рабочая программа по литературе... Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089) | ||
Пояснительная записка. Статус документа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26» | Рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому... Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... |