Скачать 417.44 Kb.
|
Рабочая программа «Вокруг тебя - Мир...» 6-8 класс Создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с. Пояснительная записка Статус документа Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 5-8-х классов общеобразовательных школ в качестве программы учебно-методического комплекса для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения. Учебники "Вокруг тебя - Мир..." (5-8 класся) разработаны в рамках образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Программа распространения знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ реализуется в системе, включающей в себя мотивационный (ценностно-ориентированный), знаниевый и прикладной (алгоритмизированный) компоненты. Структура документа Программа включает: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; основное содержание с примерным распределением часов по разделам; требования к уровню подготовки учащихся 6-8 класса. Общая характеристика Данное пособие: - дополняет учебники основного курса литературы; - согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации; - решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.). Художественные и публицистические произведения, помещенные в пособие, отличается гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе. От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности. Для пособия характерны: - системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом; - развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.). Цель факультатива: - начать работу по подготовке детей к восприятию основ международного гуманитарного права; - формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста; - формировать читательские навыки; - развивать речь детей. Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей подтверждают достижение первой и последней из указанных целей. Но цели формирования читателя в ребенке и навыка анализа текста, которые являются важнейшими в процессе преподавания литературы как школьного предмета, явно недостаточно реализуются в разработках конкретных уроков: в работе над текстом преобладает содержательный и смысловой анализ, а художественные достоинства того или иного рассказа или отрывка отодвинуты на второй план; совершенно не используются принципы сопоставления и опоры на изученный ранее литературный материал; вступительное слово учителя часто излишне дидактично. В связи с этим мы считаем, что для практического использования пособия в школе необходимо внести дополнения, которые не изменят его сути, но придадут нужную законченность: - во вступительном слове учителя не “диктовать” учащимся определенное мнение, а постепенно подводить к нему; - круг заданий, нацеленных на изучение литературы как вида искусства и на формирование квалифицированного читателя, необходимо расширить, включив все понятия и термины, которые можно ввести в 5 классе при работе с тем или иным текстом (естественно, что знакомство с терминами, как и предполагают авторы пособия, не означает их заучивания наизусть); - в связи с подобным подходом к предмету некоторые вопросы следует скорректировать, а в отдельных случаях изменить последовательность работы с тестом: идти от конкретных вопросов по тексту к обобщениям, а не наоборот; - необходимо чаще проводить параллель с уже изученным литературным материалом и жизненным опытом детей. Требования к уровню подготовки учащихся 6-8 класса. Учащиеся должны знать: - текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; - тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть; - основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет. Учащиеся должны уметь: - выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении; - правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; примерный темп чтения: 100-110 слов в минуту; - находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте; - пересказывать устно и письменно (изложение) –кратко, подробно, выборочно - эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения; - составлять устный рассказ о литературном герое; - пользоваться справочным аппаратом учебника – хрестоматии и прочитанных книг. Место в учебном процессе Пособие может быть использовано для подготовки системы уроков внеклассного чтения, системы уроков развития речи, а также для факультативного курса, спецкурса или курса по выбору. В 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Литература Для учителей:
Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с 6 класс Проблематика пособия. В центре внимания значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Представленные в пособии тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы "взрослой" жизни, с которыми, в той или иной степени, сталкивается каждый человек (а именно, проблемы, связанные с основными принципами взаимоотношений между людьми как в мирное время, так и на войне). Дополнительная информация исторического и правового характера. Роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи раненым - будущего МККК. Роль Н.И.Пирогова в создании Российского общества Красного Креста. Первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками международного гуманитарного права - четырьмя Женевскими конвенциями. Вводимые понятия. Страдание, деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение, достоинство; Международный Комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный. ПРОГРАММА учебно-методического комплекса "Вокруг тебя - Мир..." 8 класс (35 учебных часа) Проблематика пособия. Ответственность тех, кто участвует в конфликте (в том числе и в вооруженном), за выбор средств и методов достижения цели. Дополнительная информация исторического и правового характера. Вводимые понятия. Ограничение, ответственность, цели, средства, методы, культура, культурные ценности, гражданские объекты. Тексты, наиболее важные для понимания специфики курса (5-6 учебных часов): Р.Шекли "Абсолютное оружие", Д.Покровский "Очерки Москвы" (фрагмент), Л.Буссенар "Капитан Сорви-голова" (отрывок), Р.Брэдбери "Улыбка", М.Шолохов "Судьба человека" (отрывок), Ф.Искандер "Возмездие". Раздел 1. В пределах допустимого (2часа) Гуманистический компонент. Стремление к цели связано с выбором средств, используемых для ее достижения. Для того, чтобы определить, какие средства допустимы, а какие нет, важно осознать ответственность за возможные последствия подобного выбора. В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность. Литературоведческий компонент. Совершенствование навыков исследовательской работы; знакомство учащихся с художественными особенностями жанра новеллы. О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" (новелла) (3 час) Цели: общая - привлечь внимание учащихся к проблеме выбора определенных средств на пути достижения цели; частные - продолжить совершенствование навыков исследовательской работы; познакомить учащихся с художественными особенностями жанра новеллы (факультативно). Урок развития речи (1 час) Цели: общая - подготовить учеников к обсуждению проблем следующего раздела; частные - продолжить формирование навыков владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности личности; развивать навыки аргументации, умение группировать и классифицировать. Раздел 2. Какой ценой? (7-8 часов) Гуманистический компонент. Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств и способов достижения цели. Правовой компонент. В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Литературоведческий компонент. Художественные особенности научно- фантастического рассказа; анализ системы образов; анализ композиции лирического текста Вводимые понятия. Военный объект, гражданские объекты, культура, культурные ценности, ограничение, средство, цель. Р. Шекли "Абсолютное оружие" (рассказ) (3часа) Цели: общая - продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора; частные - дать общее представление о фантастике и научной фантастике, познакомить с художественными особенностями научно-фантастического рассказа. Урок развития речи (2 час) На материале фрагментов из мемуаров Д.Покровского "Очерки Москвы" (кулачный бой) и отрывка из повести Л.Буссенара "Капитан Сорви-голова" Цели: общие - продолжить разговор об ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий; частные – развивать умение работать с информативным текстом; развивать умение аргументировать; обогащение словарного запаса. Р.Брэдбери "Улыбка" (рассказ) (3 часа) Цели: общая - обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; частная - продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов; развивать навыки самостоятельной работы и устного рассказывания. Урок развития речи (1-2 час) На материале газетной статьи. Цели: общие - продолжить разговор о необходимости защищать культурные ценности в ситуации вооруженного конфликта; продолжить разговор о нормах по ограничению средств и методов ведения войны, в соответствии с которыми в ситуации вооруженного конфликта культурные ценности не должны подвергаться нападению; частные - развивать умения работать с информативным текстом и аргументировать; развивать творческие способностей на основе речевой ситуации. И.Бунин "Люблю цветные стекла окон...", "У птицы есть гнездо..." (стихотворения) (1-2 часа) Цели: общая - создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах, которые может испытывать человек, лишившийся дома; частные - углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста; развивать умение сопоставлять близкие тематически тексты. Урок развития речи (2 час) На материале фрагмента из рассказа М.Шолохова "Судьба человека" и отрывках из воспоминаний Л.Ивановой Цели: общие - привлечь внимание учащихся к переживаниям людей, лишившихся дома в ситуации вооруженного конфликта; продолжить разговор об ограничении средств достижения цели в ситуации вооруженного конфликта, в соответствии с которыми объекты, не служащие непосредственно военным целям не должны подвергаться нападению; частные - продолжить развитие умения работать с информативным текстом; развивать умение аргументировать Раздел 3. Каждый выбирает... (2-3 часа) Гуманистический компонент. Необходимо, чтобы избираемые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальных, конфликтных ситуациях (в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта). Правовой компонент. Наряду с принципом гуманности и ограничением средств и методов ведения военных действий, необходимость соразмерять цели и средства является одним из важнейших правил, которое должны соблюдать участники вооруженного конфликта. Литературоведческий компонент. Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературного произведения. Вводимые понятия: метод, соразмерить. Ф. Искандер "Возмездие" (рассказ) (3 час) Цели: общая - привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения; частные - продолжить совершенствование навыков сопоставительной характеристики персонажей; развития умения аргументировать. Урок развития речи (2 час) Цели: общие - подвести итоги обсуждаемой в разделе проблемы; углубить представление о принципе соразмерности, лежащем в основе некоторых норм международного гуманитарного права; познакомить с историческим примером проявления военной хитрости в ситуации вооруженного конфликта; частная - развитие творческих способностей; развитие умения обобщать и сопоставлять. Пьер Буасье. Анри Дюнан. Биографический очерк. 1 часа Р/Р Человек и война. 2 часа Урок развития речи. Подведение итогов работы по книгам "Вокруг тебя - Мир..." в 5-8 классах (1 час) Цели: общие - подвести итог работы с 5-го по 8-й класс; убедиться в понимании учениками основной идеи и сквозных смысловых и понятийных линий всех книг УМК "Вокруг тебя - Мир..."; частные - развивать навыки самостоятельной исследовательской работы; развивать навык аргументации, умение обобщать и систематизировать. Тематическое планирование 8 класс
По плану 35 По факту 35 Тематическое планирование 6 класс
По плану 35 По факту 35 |
Пояснительная записка Статус документа Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического... | Пояснительная записка. Статус документа | ||
Пояснительная записка. Статус документа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26» | Пояснительная записка Статус документа Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г | ||
Пояснительная записка. Статус документа Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008 | Пояснительная записка статус документа Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Пояснительная записка Статус документа Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089) | Пояснительная записка статус документа Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год | ||
Пояснительная записка Статус документа ... | Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Пояснительная записка Статус документа Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош» | Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов | ||
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | Пояснительная записка статус документа ... | ||
Пояснительная записка статус документа Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе |