Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Утверждена
Приказом образовательного учреждения №__
от «___» ___________ 2013 г. Директор школы № 4 О. Л. Блохина
Рабочая программа
по географии
среднего общего образования
для 11 класса
(профильный уровень)
г. Переславль-Залесский
2013
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии Холиной В.Н. (М.: Просвещение, 2009), федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по географии и методических рекомендаций кафедры гуманитарных дисциплин ИРО Ярославской области:
«О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году».
Рабочая программа составлена на 102 часа из расчета по 3 учебных часа в неделю в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.
В рабочую программу в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования включены темы «Страноведение и регионалистика», «Современные географические проблемы развития России», а также раздел «Природопользование и геоэкология». Цели и планируемые результаты обучения.
Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Блок «Введение в социально-экономическую географию» является главным в классах социально-экономического профиля. Данный факт нашел отражение в построении курса. На изучение блока «Введение в социально-экономическую географию» отведен наибольший объем учебного времени.
Главной целью обучения в рамках данного блока является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).
Система уроков направлена на формирование коммуникативной компетенции – умения излагать свою точку зрения и отстаивать ее, а также умения излагать материал устно и письменно, умения сотрудничать и работать в группе, умения выслушать собеседника.
В результате изучения данного курса учащийся будет уметь:
позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;
понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;
осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;
оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;
пользоваться современными методами пространственного анализа;
представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения;
критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
Формы занятий
Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-«круглый стол», урок-контроль знаний, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).
Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с различными источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.
Большое значение в структуре курса имеют практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов и других источников информации проявление общих географических закономерностей. Многие задания особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы.
Такая структура курса закладывает основы пространственного мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире.
Структура курса
№ п/п
|
Наименование разделов
| Количество часов
|
Рабочая программа
| Авторская программа Холиной В.Н.
|
| 10 класс
|
|
| 1
| География как наука
| 13
| 13
| 2
| Введение в общую географию
| 12
| -
| 3
| Введение в геологию
| 5
| -
| 4
| Введение в физическую географию
| 13
| -
| 5
| Введение в экономическую и социальную географию:
|
62
|
92
| 5.1.
| - Политическая карта мира: государства и границы
|
25
|
35
| 5.2.
| - Богатство и бедность: типы стран
| 16
| 26
| 5.3.
| - Население и культура
| 18
| 31
|
| Итого
| 102
| 105
|
| 11 класс
|
|
| 5
| Введение в экономическую и социальную географию:
|
90
|
105
| 5.4.
| - Городские и сельские поселения
| 16
| 20
| 5.5.
| - Мировое хозяйство
| 46
| 65
| 5.6.
| - Страноведение и регионалистика
| 10
| -
| 5.7.
| - Современные географические проблемы развития России
|
5
|
-
| 5.8.
| - Устойчивое развитие
| 13
| 20
| 6
| Природопользование и геоэкология
| 12
| -
|
| Итого
| 102
| 105
| |