Согласовано Утверждено
Зам. Директор по УР Директор
__________ Соколова Л.А. _________ Чуприн В.В.
«__» __________ 2011 г. «__» __________ 2011 г.
Рабочая программа
по географии для
10 класса
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Фатыхова Р.Ф. 10 КЛАСС
Пояснительная записка
Использованные программы:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 классы. Базовый уровень / В.И. Сиротин, И.И.Душина, Е.М. Домогацких. –М.: Просвещение 2008.
Домогацких Е.М. Программа курса «География »для 10-11 классов.-М.: Русское слово,2008.
Количество часов: всего-35часов ,в неделю-1час; практических работ-10, из них оценочных -6.
Оценочные практические работы
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
Характеристика политико-географического положения страны. Его изменения во времени.
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран(регионов) мира (по выбору)
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.1 ч.- М.: Русское слово
УМК:
Географический атлас . 10 класс.-М.: Дрофа. 2006
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс.-М.: Дрофа. 2006.
Дополнительная литература:
Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира.-М.: Дрофа,2003.
Максаковский В.П. Дополнительные главы.-М.: Дрофа, 2000.
Максаковский В.П. Географическая картина мира.В 2-х т. -М.: Дрофа, 2004.
Холина В.Н. Общественная география современного мира.10-11 класс.- М.: Дрофа, 2001.
Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2003
Сиротин В.И. тетрадь для оценки качества знаний по географии.-М.: Дрофа, 2003
Максаковский В.П. Рабочая тетрадь.-М.: Просвещение,2004.
Изменения внесенные в программу: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позво ляет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в представленном календарно тематическом планировании на ее изучение отводиться 6 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать:
- методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран, современные проблемы населения;
-особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
-географические аспекты глобальных проблем человечества;
2) уметь:
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
-оценивать ресурсообеспеченность стран - использовать разнообразные источники географической информации.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дополнительный материал
| Практические работы
| Формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| Современная география (1 час)
| 1
| Географическая наука
| 1
| Вводная лекция
| Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камерная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных
| Знать/понимать
Основные географические понятия и термины: традиционные и новые методы географических исследований.
Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
|
| Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистический информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме.
| Частично- поисковая беседа. Сопостонавление карт атласа.
| §1
|
|
|
| Страны современного мира( 2 часа)
| 2 3
| Типы стран современного мира
Развитые и развивающиеся стрны
| 1
1
| Лекция с элементами беседы
Урок актуализации знаний и умений
| Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственной строй, формы правления и административно-территориальные устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
| Знать/понимать
Основные географические понятия и термины
|
| Составление систематезирующей таблицы « Государственный строй стран мира»
| Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
| §2
§3
|
|
| География населения мира (5 часов)
4
5
6
7
8
| Численность и динамика населения мира
Расовый и половозрастной
Состав населения
Этнический и религиозный состав населения
Размещение населения и его миграции
Сельское и городское население
| 1
1
1
1
1
| Вводная лекция
Лекция с элементами беседы
Лекция с элементами беседы
Практимум
Семинар
| Численность и воспроизводство. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.
Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
| Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления, миграций; проблемы современной урбанизации.
Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизаций и территориальной концентрации населения.
| Типы воспроизводства
Населения
Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов
| Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы.
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.
Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
| §4
§5
§6
§7
§8
|
|
|
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
| История взаимоотношений между природой и обществом
Природопользование и экологические проблемы
Природные ресурсы
Минеральные ресурсы
Рудные и не рудные полезные ископаемые
Земельные ресурсы
Лесные ресурсы
Водные ресурсы
Ресурсы Мирового океана
Другие виды природных ресурсов
Загрязнение окружающей среды
Пути решения экологических проблем
Обобщающие повторение темы
| 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
| Лекция
Семинар
Практикум
Семинар
Практикум
Практикум
Урок актуализации знаний и умений
Практикум
Урок актуализации знаний
Урок актуализации знаний и умение
Семинар
Урок актуализации знаний и умений
Практикум
| Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.
| Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурс обеспеченность отдельных стран и регионов мира
| Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций
|
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран природными ресурсами
Оценка обеспеченности разных регионах и стран основными видами природных ресурсов
| Эвристическая беседа и использование и сопоставлением карт атласа
Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнение карт, работа по заполнению контурных карт
Тестирования работа с картами
Эвристическая беседа с использованием карт атласа
Составление таблицы
Учебное исследование по картам, решение географических задач
Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы
Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы
| §9
§10
§11
§12
§13
§14
§15
§16
§17
§18
§19
§20
§9-20
|
|
| 22
23
| Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство
Современная эпоха НТР и мировое хозяйство
| 1
| Вводная лекция
| Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов ,изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством
| Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.
Оценивать и объяснять территориальную концетрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
| Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение международной специализации крупнейших стран мира
| Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа
Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил
| §21
§22
|
|
| Характеристика отраслей мирового хозяйства (10 часов)
24
| Топливно- энергетическая промышленность
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта.Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике
| Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей.
Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства степень природных, антропогенных и тех ногенных изменений отдельных территорий
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геологическими объектами, процессами и явлениями. Их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять
Комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты. Модели. Отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальное взаимодействие
| География мировых валютно-финансовых отношений. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
| Определение стран экспортеров основных видов промышленной и сельско-хозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха. Стран предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов определяющих международную специализацию стран и регионов мира
| Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт
| §23
|
|
|
| 25
| Металлургия
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы
| §24
|
|
|
| 26
| Машиностроение
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы
| §25
|
|
|
| 27
| Химическая, лесная и легкая промышленность
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы
| §26
|
|
|
| 28
| Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа
| §27
|
|
|
| 29
| Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа
| §28
|
|
|
| 30
| Виды транспорта
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт
| §29
|
|
|
| 31
| Транспорт и мировое хлзяйство
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы
| §30
|
|
|
| 32
| Международные экономические отношения
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа
| §31
|
|
|
| 33
| Обобщающее повторение
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт
| §23-31
|
|
|
| Глобальные проблемы современности(1 час)
|
| 34
| Глобальные проблемы и их взаимосвязь
| 1
| Практикум
| Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая. Демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества
| Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернета; правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, предсказывать их возможное развитие
| Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Составление простейших таблиц, схем картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества
| Разработка проекта решения одной из проблем
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы
| §32
|
|
|
| Обобщающее повторение(1 час)
|
| 35
| Обобщающее повторение по курсу
| 1
| Практикум
|
|
|
|
| Анализ карт, тестирование
|
|
|
|
|
|